Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 22:01, реферат
В условиях реакции и репрессий против революционной идеологии широкое развитие получила либеральная мысль. В размышлениях об исторических судьбах России, ее истории, настоящем и будущем родились два важнейших идейных течения 40-х гг. XIX в.: западничество и славянофильство. Представителями славянофилов были И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин и многие др. Наиболее выдающимися представителями западников выступали П.В. Анненков, В.П. Боткин, А.И. Гончаров, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, М.Н. Катков, В.М. Майков, П.А. Мельгунов, С.М. Соловьев, И.С. Тургенев, П.А. Чаадаев и др. По ряду вопросов к ним примыкали А.И. Герцен и В.Г. Белинский.
Российские либералы 40-х гг. XIX в.: западники и славянофилы
В условиях реакции и репрессий против революционной идеологии широкое развитие получила либеральная мысль. В размышлениях об исторических судьбах России, ее истории, настоящем и будущем родились два важнейших идейных течения 40-х гг. XIX в.: западничество и славянофильство. Представителями славянофилов были И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин и многие др. Наиболее выдающимися представителями западников выступали П.В. Анненков, В.П. Боткин, А.И. Гончаров, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, М.Н. Катков, В.М. Майков, П.А. Мельгунов, С.М. Соловьев, И.С. Тургенев, П.А. Чаадаев и др. По ряду вопросов к ним примыкали А.И. Герцен и В.Г. Белинский.
И западники, и славянофилы
были горячими патриотами, твердо верили
в великое будущее своей
Особенно резко славянофилы
и западники выступали против
крепостного права. Причем западники
— Герцен, Грановский и др. — подчеркивали,
что крепостное право — лишь одно
из проявлений того произвола, который
пронизывал всю русскую жизнь. Ведь
и “образованное меньшинство” страдало
от беспредельного деспотизма, тоже было
в “крепости” у власти, у самодержавно-
Славянофилы отстаивали историческую
самобытность России и выделяли ее
в отдельный мир, противостоящий
западу в силу особенностей русской
истории, религиозности, русского стереотипа
поведения. Величайшей ценностью считали
славянофилы православную религию,
противостоящую рационалистическому
католицизму. Славянофилы утверждали,
что у русских особое отношение
к властям. Народ жил как бы
в “договоре” с гражданской системой:
мы — общинники, у нас своя жизнь,
вы — власть, у вас своя жизнь.
К. Аксаков писал, что страна обладает
совещательным голосом, силой общественного
мнения, однако право на принятие окончательных
решений принадлежит монарху. Примером
такого рода отношений могут стать
отношения между Земским
Славянофилов часто относят
к политической реакции в силу
того, что их учение содержит три
принципа “официальной народности”:
православие, самодержавие, народность.
Однако следует отметить, что славянофилы
старшего поколения истолковывали
эти принципы в своеобразном смысле:
под православием они понимали свободное
сообщество верующих христиан, а самодержавное
государство рассматривали как
внешнюю форму, которая дает возможность
народу посвятить себя поискам “внутренней
правды”. При этом славянофилы защищали
самодержавие и не придавали большого
значения делу политической свободы. В
то же время они были убежденными
демократами, сторонниками духовной свободы
личности. Когда в 1855 г. на престол
вступил Александр II, К. Аксаков представил
ему “Записку о внутреннем состоянии
России”. В “Записке” Аксаков
упрекал правительство в
Западники, в отличие от славянофилов, русскую самобытность оценивали как отсталость. С точки зрения западников, Россия, как и большинство других славянских народов, долгое время была как бы вне истории. Главную заслугу Петра I они видели в том, что он ускорил процесс перехода от отсталости к цивилизации. Реформы Петра для западников — начало движения России во всемирную историю.
В то же время они понимали,
что реформы Петра
При всех различиях в оценке
перспектив развития России западники
и славянофилы имели схожие позиции.
И те, и другие выступали против
крепостного права, за освобождение
крестьян с землей, за введение в
стране политических свобод, ограничение
самодержавной власти. Объединяло их
также и негативное отношение
к революции; они выступали за
реформистский путь решения основных
социальных вопросов России. В процессе
подготовки крестьянской реформы 1861 г.
славянофилы и западники вошли
в единый лагерь либерализма. Споры
западников и славянофилов имели
большое значение для развития общественно-политической
мысли. Они являлись представителями
либерально-буржуазной идеологии, возникшей
в дворянской среде под влиянием
кризиса феодально-
Либеральные идеи западников и славянофилов пустили глубокие корни в русском обществе и оказали серьезное влияние на следующие поколения людей, искавших для России пути в будущее. В спорах о путях развития страны мы слышим отзвук спора западников и славянофилов по вопросу о том, как соотносятся в истории страны особенное и общечеловеческое, чем является Россия — страной, которой уготована мессианская роль центра христианства, третьего Рима, или страной, которая представляет собой часть всего человечества, часть Европы, идущая путем всемирно-исторического развития.
Информация о работе Российские либералы 40-х гг. XIX в.: западники и славянофилы