Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 09:10, контрольная работа
Русская философия является составной частью мировой философской мысли. И в
то же время имеет свои особые черты, которые проявляются на протяжении всей истории. Философ Зеньковский В. В. отмечает ее глубину, всесторонность и специфичность изучаемых проблем. Появилась она в Киевской Руси в XI веке, началу ее способствовало принятие христианства в 988 г. и обретение письменности. Византийский вариант христианства, усвоенный Русью, обусловил влияние византийской философии, в которой преобладали теоцентрические тенденции.
Тема: русская философия 19-20 веков.
2. Особенности русской философии.
3. Спор славянофилов и западников об историческом пути России.
4. Философия всеединства В.Соловьева и Н.Бердяева.
2.Особенности русской философии.
Русская философия является составной частью мировой философской мысли. И в
то же время имеет свои особые черты, которые проявляются на протяжении всей истории. Философ Зеньковский В. В. отмечает ее глубину, всесторонность и специфичность изучаемых проблем. Появилась она в Киевской Руси в XI веке, началу ее способствовало принятие христианства в 988 г. и обретение письменности. Византийский вариант христианства, усвоенный Русью, обусловил влияние византийской философии, в которой преобладали теоцентрические тенденции.
Этапы развития русской философии.
1. Становление в XI – XVII вв.
2. Русская философия XVIII – 1 четв. XIX вв.
3. Русская философия XIX – 1пол. XX вв.
Под воздействием культуры Византии в религиозных трактатах В. Мономаха,
Сильвестра, Смолятича, Саровского, Филофея рассматривались вопросы добродетели, объяснения христианства, попытки соединения его с язычеством, проблемы государства, права, природы. До периода правления Петра I русская философия осваивала религиозные идеи западноевропейской средневековой философии. Первые философские сочинения ( киевского митрополита Иллариона (XI в.) – «Слово о законе и благодати», «Поучение Вл. Мономаха») на Руси подражали традиции древнегреческой философии и неоплатонизма, пришедшего на Русь из Византии.
Как наука и философское творчество русская философия начинается после и на
основе петровских преобразований с сер. XVIII века. Этот период считается русским Просвещением, создавшим самобытную национальную философию и предопределившим взлет философии XIX века.
Появление оригинальных философских концепций и школ связывают с сер. XIX
века. К этому времени в России уже увлеклись идеями французских просветителей
( Вольтера и др.), немецкой классической философии ( И. Канта, Фихте, Гегеля, Шеллинга ). На протяжении всего существования русской философии предметами философского поиска русских мыслителей были:
1.проблема человека;
2.космизм (восприятие
космоса как единого
3.проблемы морали и нравственности;
4.проблемы выбора
( специфическая для русской философии);
5.проблема власти;
6.проблема государства;
7.проблема социальной справедливости;
8.проблема идеального общества;
9.проблема будущего.
По мнению Н.О. Лосского, характерными чертами русской философии являются:
космизм, софиология (учение о Софии), соборность, метафизичность, религиозность, интуитивизм, позитивизм, реалистичность (онтологизм).
Ученые Моисеева Н. А., Сороковикова В. И. обозначили черты русской философии.
1. Идеал цельности или целостности, рассмотрение в единстве всех духовных сил
человека: чувственных, рациональных, эстетических, нравственных, религиозных
( это характерно
для идей славянофилов, В.С. Соловьева,
С. Н. и Е. Н. Трубецких,
П. А. Флоренского, Н. А.
2. Историософичность русской мысли, поскольку она постоянно обращена к вопросам о смысле истории, конце истории. Внимание в философии истории коренится в духовных установках российского прошлого, национальных особенностях «русской души».
3. Антропоцентризм. Часто встречается тема судьбы человека, его смысла и цели жизни.
4. В центре моральные принципы. «Панморализм» философских работ Л. Толстого и др. мыслителей.
5. Приоритет нравственных принципов и единство людей на основе их любви к Богу – соборность русской философии.
6. Стремление придать философским идеям прикладной характер, использовать
для преобразования российской действительности.
7. Стремление соединить
теоретический и нравственно-
С.Э.Крапивинский среди особенностей русской философии выделил и
большой удельный вес «философствования о России», ее особом пути и значении
в мировой истории [5, с.114].
3. Спор славянофилов и западников об историческом пути России.
Традиционно считают, что спор между направлениями западников и славянофилов
начался в 40-е годы и продолжался вплоть до 80-х г. XIX века, поэтому различают «ранних» и «поздних» их представителей. «Ранними славянофилами» считают А.С.Хомякова(1804-1860), И. В.Киреевского (1806-1856), И.С.Аксакова (1823-1886), предлагавших в целях оздоровления социальности России вернуть ее к началам православия (Киевской и Московской Руси), возродить «дух православия», хранящийся в народе. Их идеи позднее были переосмыслены, например, Н. Я. Данилевским, оказали влияние на развитие религиозно-философской мысли В. С. Соловьева, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева, Л. П. Карсавина.
Название «славянофилы», «западники» сначала были прозвищами, рассчитанными
на компрометацию противника. Определение «западник» ассоциировалось с отказом от собственной национальности, а «славянофил» - указывало на ограниченность их философии. Спор славянофилов (А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, К.С.Аксаков) и западников (В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Т.Н.Грановский, К.Д. Кавелин) с течением времени становился все более заметным. Идеи Чаадаева – антагониста славянофилов, особенно его философия России, сыграли роль катализатора в формировании славянофильской идеологии. П.Я.Чаадаев (1794 – 1856), обосновал идею избранничества, особой духовной миссии России, которая позже стала стереотипом некритического сознания. Он формирует ряд проблем философии человека, социальной истории, которые позже с разных позиций обсуждаются как славянофилами, так и западниками, Достоевским и Чернышевским, народниками и В.Соловьевым. Причины духовной нищеты народа и экономической отсталости П. Чаадаев видел в «выпадении» России из всеобщей истории, сопровождающимся религиозной и национально-культурной ограниченностью. Эту мысль философ изложил в «Философских письмах». Необходимо отметить, что отношение Мыслителя к России и Европе постепенно менялось, это и прослеживается в письмах. Сначала Чаадаев считал Запад идеальной моделью, затем изменил взгляд на проблему, утверждая, что смысл истории определяется «божественной волей», ведущей человеческий род к его конечной цели. От понимания истории, предопределенной Божьей волей, зависит ответственность человека за ее исход. Нет исторических и неисторических народов, а есть народы, уразумевшие и неуразумевшие замысел Провидения. Россия, по мнению Чаадаева, способна ответить на вопросы, выстраданные и поставленные народами, возглавлявшими исторический процесс. «Вызов, брошенный Чаадаевым, реализовался в «русской идее». «Русская идея» - совокупность особенностей национального самосознания, касающихся понимания и места России во всемирной истории, присущая русской культуре на протяжении всей истории, начиная со встречи Руси с Византией [6, с. 72-73].
Последующее развитие русской идеи связано с идейным конфликтом западников и
славянофилов. Истоком их полемики называют спор по поводу отношения к поэме Н. Гоголя «Мертвые души», поскольку одни увидели в ней клевету на Россию и откровение, пророчащее ей великое будущее, другие - оценили реализм писателя.
Западники и славянофилы
– представители различных
Западники: Н. В.
Станкевич, В. Г. Белинский,
К. Д. Кавелин, Т. Н.
Славянофилы ( А. С. Хомяком, И.В.Киреевский, П. В. Киреевский, К.С.Аксаков, И.
С. Аксаков, Ю.Ф.Самарин) опирались на идею принципиального отличия Европы и России: на Западе преобладает начало индивидуалистическое, а в России – общинное; Европа возникла как результат завоеваний одних народов другими, Россия – мирным путем» на Западе утвердился рассудочный католицизм, в России – цельная христианская вера [6, с.74].
Критика запада у славянофилов – критика мещанства, католицизма и
протестантизма, а защита России – апология православия. Перед Россией, считали они, стоит великая задача: не только свою жизнь построить на подлинно христианских началах, но донести принципы этой жизни до людей всей земли. Россия должна указать человечеству дорогу к истинному братству и истинному единению – соборности. Это понятие, не имеющее точных эквивалентов в других языках, было введено А.С.Хомяковым как выражение «свободы в единстве» на основе православной веры (в католической церкви такое единение, считал Хомяков, невозможно). В учении А.С.Хомякова, И. В.Киреевского проблема отношения Запада и России приобрела законченный историософский смысл. Социально-философские построения И.Киреевского были «ответом Чаадаеву». Критикой и ответом на статью послужила программная статья Киреевского «Девятнадцатый век», где автор подвел итог достижениям европейской цивилизации.
В основании спора западников и славянофилов лежал еще очень существенный вопрос: если Россией достижим европейский уровень, то что нового должна и может внести она во всемирную историю; каково место ее в современном, цивилизационном процессе, и как связано ее культурно-историческое прошлое с ее настоящим и будущим? Оба направления вышли из одного источника, испытали влияние идей декабристов, русского Просвещения, критиковали николаевский режим и крепостничество, отстаивали свободу слова, совести и печати, равным вектором их полемики развития русской идеи, стала оппозиция «Россия - Европа» в связи с прогнозированием будущего страны. Озабоченные будущим России они с тревогой оценивали ее настоящее. Но то, что одними расценивалось как благо, как выход из исторического тупика, то другими интерпретировалось как причина экономической отсталости и духовного застоя России[6, 74-75].
Литература