Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 14:04, контрольная работа
Смысл жизни, смысл бытия — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.
Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни.
Введение…………………………………………………………………….…..3
Смысл жизни, его философия.............................................................................4
Заключение............................................................................................................9
Литература.............................................................................................................10
Министерство образования Российской Федерации
Российский
государственный
Факультет информатики
Кафедра
информационных технологий
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по философии на тему:
«Русская философия о
смысле жизни»
Специальность | 351400 | Прикладная информатика (в экономике) |
Выполнила
Пономарева Светлана Александровна
Шифр
зачетной книжки 0902804
Проверил
Доктор
философских наук
Екатеринбург 2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Смысл жизни, его
философия.....................
Заключение....................
Литература....................
ВВЕДЕНИЕ
Смысл жизни, смысл бытия — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.
Вопрос
о смысле жизни также может
пониматься как субъективная оценка
прожитой жизни и соответствия достигнутых
результатов первоначальным намерениям,
как понимание человеком
Вопрос о смысле жизни — одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный человека смысл жизни.
Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации. В благоприятных условиях человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья и благополучия; во враждебной среде существования, жизнь может утратить для него свою ценность и смысл.
СМЫСЛ ЖИЗНИ, ЕГО ФИЛОСОФИЯ.
Для того чтобы определить смысл жизни, необходимо обратиться к ценностным представлениям, наиболее значимые сведения о которых поставляют философия и конкретные науки. В соответствии с современными данными философии и науки невозможно представить себе более значимый моральный ориентир (идеал), чем жизнь в соответствии с принципом ответственности. Каждый человек поступает не иначе как в полном соответствии со своими ценностными установками, кстати, соизмеряя их друг с другом. Впрочем, успешно реализовать принцип ответственности удается не всякой личности: многим недостает либо образования, либо доброй воли, либо этической осведомленности. Смысл жизни есть у каждого, но, безусловно, не всякий смысл жизни заслуживает одобрения. Различного рода отступления от этики ответственности независимо от того, совершаются ли они вольно или невольно, ведут в царство аморальности, а порой и преступлений против человечества.
Итак,
у каждого человека есть смысл
жизни – его ценности. Идеалом
же моральности с позиций
Часто говорят, что смысл жизни состоит в том, чтобы делать людям добро. С таким утверждением следует, пожалуй, согласиться, но при по крайней мере одном непременном уточнении относительно содержания слова «добро». «Добро» - это термин, дошедший до наших дней из глубины веков, на нем лежит печать частью устаревших, частью непроясненных должным образом представлений. Чтобы уточнить содержание этого термина, необходимо обратиться к развитым этическим теориям. Но в таком случае выясняется, что в современном понимании добро есть не что иное, как следование этике ответственности. Смысл жизни состоит в том, чтобы быть добрым, или, выражаясь точнее, быть ответственным.
К чему бы ни стремился человек, какие бы частные задачи он себе ни ставил, он в последнем счете добивается одного: полноты и завершенности своей жизни. Эта цель недостижима, если мы ищем полноты бытия в таких благах, как богатство, власть, всеобщее признание, безмятежность наслаждений. Здесь мы одержимы никогда не утолимой жаждой. Но если цель – не искание чего-либо извне, а искание внутреннего богатства, то хотя эта цель будет также не осуществимой до конца, но каждый успешный шаг в ее направлении качественно изменяет наше бытие, восполняя нашу потенциальность частичной актуальностью, приближая нас к истинному пониманию смысла жизни.
Все дела человека ничтожны и суетны, если он сам ничтожен, если его жизнь не имеет смысла, если он не укоренен в некой превышающей его и не им сотворенной разумной почве. Что бы ни совершал человек, полагал Франк, какие бы технические, социальные, умственные усовершенствования ни вносил в жизнь, его завтрашний и послезавтрашний день ни чем не будет отличаться от вчерашнего и сегодняшнего. Всегда в этом мире будет царить слепая случайность, человек всегда будет бессильной былинкой, которую легко погубить, всегда жизнь его будет кратким отрывком, в который не вместить осмысляющей жизнь духовной полноты. И всегда слепая страсть, глупость и зло будут царить на Земле.1
Христианская нравственная установка ставит только одну цель: творить добро, вливать в мир силу и столь же неустанно бороться с грехом. Злом, неустроенностью мира, с действующими в нем силами разрушения. Христианское сознание конкретно весьма мало озабочено тем, будет ли завтрашний день фактически лучше сегодняшнего, или следующий век лучше предыдущего, эту заботу оно предоставляет промыслу Божию.
На вопрос: что делать, чтобы изменить мир? Франк отвечал: ничего, потому что этот замысел превышает человеческие силы. Очевидно, полагал он, что наша жизнь не может быть самоцелью. Мы не можем жить для жизни, мы всегда живем для чего-то. Чтобы быть осмысленной, наша жизнь должна быть служением высшему и абсолютному благу. Но высшее благо не может быть не чем иным, кроме самой жизни, только жизни не как бессмысленного процесса и вечного стремления к чему-то иному, а жизни как покоя, блаженства, как самосознающей и самопереживающей полноты и удовлетворенности в себе.
Все
внешние критерии смысла человеческого
существования, поиски этого смысла
в истории, в природе обнаруживают
свою несостоятельность. Вера в прогресс,
в непрерывное
Но мы не только знаем факт бессмысленности жизни и благодаря этому знанию уже каким то образом выпадаем из бессмысленного круговорота. Мы, по Франку, томимся этим знанием, не удовлетворены им. Мы ищем смысла, ищем абсолютного блага, вечной жизни и полноты удовлетворенности. Когда мы ищем богатства, наслаждений, почета, когда боремся за наше существование, когда ищем забвения и утешения в любви или в практической деятельности, мы, по существу, стремимся «спасти» себя, найти подлинную почву для нашего бытия, питание для нашего духа. Таким образом, мы всегда стремимся к абсолютному благу и истинной жизни.
Сами наши поиски смысла суть проявление в нас реальности того, что мы ищем, подобно тому, как искание Бога есть уже Его действие в моей душе. Сами наши поиски дают уже осмысленность нашему существованию. Смысл жизни нельзя найти готовым, раз и навсегда данным, утвержденным в бытии. Смысл жизни не дан, а задан. Все готовое и существующее независимо от нас есть либо мертвое, либо чуждое и нам не пригодное. А смысл должен быть живым, ибо он смысл нашей жизни, и должен быть внутри нас, а не во вне. Поэтому его искание – это напряженное, волевое самоуглубление, полное труда и лишений, погружение в глубины бытия, это максимальное напряжение и раскрытие нашего существа, улавливание его в творческом процессе приобщения к нему. «...Искание смысла жизни есть борьба за смысл против бессмысленности, и не в праздном размышлении, а лишь в подвиге борьбы против тьмы бессмыслия мы можем добраться до смысла, утвердить его в себе, сделать его смыслом своей жизни и тем подлинно усмотреть его или уверовать в него». Поиск смысла – это укрепление в себе веры, которая лежит в основе напряженного внутреннего действия по преобразованию нашей жизни.
Таким образом, все человеческие стремления в конечном счете суть стремления к жизни, к обретению света и прочности бытия. И именно поэтому, считал Франк, все внешние человеческие дела, способы устройства упорядочения жизни опираются на внутреннее дело – на осмысление жизни через духовное делание, взращивание в себе сил добра и правды, вживание в первоисточник жизни – Бога.
Чтобы
изменить жизнь, нужно усовершенствовать
ее сразу, целиком, а во времени она
дана лишь по частям; мы живем всегда
лишь в малом, преходящем ее отрезке.
Поэтому работа над жизнью в целом
есть работа духовная, деятельность соприкосновения
с вечным как сразу и целиком
данным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
О смысле человеческого бытия, или, говоря проще, жизни, спорят с незапамятных времен. Многие, даже полагают, что вопрос о смысле жизни не имеет ответа, он-де ставится некорректно. Предыдущий анализ убеждает в обратном.
Что имеется в виду под смыслом жизни? То, что является самым значимым в жизни человека и выражает его специфику. С этих позиций становится понятным, что смысл жизни человека выражается его ценностями. Смысл человеческого бытия – это те ценности, которые реализуют люди в своих поступках. Именно институт ценностей отличает человека от всех других живых существ.
Вопросы о смысле жизни люди задавали и задают до сих пор, выдвигая соперничающие между собой гипотезы, философские, теологические и религиозные объяснения. Полученные проверяемые ответы на эти вопросы формировали науку.
Литература
1. Губин В. Д. Философия: учеб.- М.: Проспект, 2010. – 336с.
2. Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. Изд. 5-е, перераб. и доп. – М.: Логос, 2006. – 376с.
3. Википедия. Свободная энциклопедия.