Русская философия о смысле жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 14:04, контрольная работа

Описание

Смысл жизни, смысл бытия — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.
Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…..3
Смысл жизни, его философия.............................................................................4
Заключение............................................................................................................9
Литература.............................................................................................................10

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа.docx

— 23.77 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования Российской Федерации

Российский  государственный профессионально-педагогический университет

Факультет информатики

Кафедра информационных технологий 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по философии на тему:

«Русская философия о смысле жизни» 

Специальность 351400 Прикладная  информатика       (в  экономике)

 

Выполнила                                                                Студентка гр. ЗИЭ-111с

                Пономарева  Светлана Александровна

                Шифр  зачетной книжки 0902804 

Проверил                                                              Мельник Валерий Иванович

                Доктор  философских наук 
                 
                 
                 
                 
                 

Екатеринбург 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………….…..3

Смысл жизни, его  философия.............................................................................4

Заключение............................................................................................................9

Литература.............................................................................................................10 

ВВЕДЕНИЕ

     Смысл жизни, смысл бытия — философская  и духовная проблема, имеющая отношение  к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее  огромное значение для становления  духовно-нравственного облика личности.

     Вопрос  о смысле жизни также может  пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых  результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия  человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих  за рамки его жизни.

     Вопрос  о смысле жизни — одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается  преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный человека смысл жизни.

     Представления о смысле жизни складываются в  процессе деятельности людей и зависят  от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации. В  благоприятных условиях человек  может видеть смысл своей жизни  в достижении счастья и благополучия; во враждебной среде существования, жизнь может утратить для него свою ценность и смысл.

 

СМЫСЛ ЖИЗНИ, ЕГО ФИЛОСОФИЯ. 

      Для того чтобы определить смысл жизни, необходимо обратиться к ценностным представлениям, наиболее значимые сведения о которых поставляют философия и конкретные науки. В соответствии с современными данными философии и науки невозможно представить себе более значимый моральный ориентир (идеал), чем жизнь в соответствии с принципом ответственности. Каждый человек поступает не иначе как в полном соответствии со своими ценностными установками, кстати, соизмеряя их друг с другом.  Впрочем, успешно реализовать принцип ответственности удается не всякой личности: многим недостает либо образования, либо доброй воли, либо этической осведомленности. Смысл жизни есть у каждого, но, безусловно, не всякий смысл жизни заслуживает одобрения. Различного рода отступления от этики ответственности независимо от того, совершаются ли они вольно или невольно, ведут в царство аморальности, а порой и преступлений против человечества.

      Итак, у каждого человека есть смысл  жизни – его ценности. Идеалом  же моральности с позиций философии  и науки сегодняшнего дня выступает  полновесная реализация принципа ответственности. Сделанные выводы позволяют с  весьма содержательных позиций рассмотреть  ряд часто обсуждаемых дискуссионных  вопросов. Речь идет о проблеме добра.

      Часто говорят, что смысл жизни состоит  в том, чтобы делать людям добро. С таким утверждением следует, пожалуй, согласиться, но при по крайней мере одном непременном уточнении  относительно содержания слова «добро». «Добро» - это термин, дошедший до наших  дней из глубины веков, на нем лежит  печать частью устаревших, частью непроясненных должным образом представлений. Чтобы уточнить содержание этого термина, необходимо обратиться к развитым этическим теориям. Но в таком случае выясняется, что в современном понимании добро есть не что иное, как следование этике ответственности. Смысл жизни состоит в том, чтобы быть добрым, или, выражаясь точнее, быть ответственным.

     К чему бы ни стремился человек, какие  бы частные задачи он себе ни ставил, он в последнем счете добивается одного: полноты и завершенности  своей жизни. Эта цель недостижима, если мы ищем полноты бытия в таких  благах, как богатство, власть, всеобщее признание, безмятежность наслаждений. Здесь мы одержимы никогда не утолимой жаждой. Но если цель – не искание  чего-либо извне, а искание внутреннего  богатства, то хотя эта цель будет  также не осуществимой до конца, но каждый успешный шаг в ее направлении  качественно изменяет наше бытие, восполняя  нашу потенциальность частичной  актуальностью, приближая нас к истинному пониманию смысла жизни.

      Все дела человека ничтожны и суетны, если он сам ничтожен, если его жизнь  не имеет смысла, если он не укоренен в некой превышающей его и  не им сотворенной разумной почве. Что  бы ни совершал человек, полагал Франк, какие бы технические, социальные, умственные усовершенствования ни вносил в жизнь, его завтрашний и послезавтрашний  день ни чем не будет отличаться от вчерашнего и сегодняшнего. Всегда в этом мире будет царить слепая случайность, человек всегда будет  бессильной былинкой, которую легко  погубить, всегда жизнь его будет  кратким отрывком, в который не вместить осмысляющей жизнь духовной полноты. И всегда слепая страсть, глупость и зло будут царить на Земле.1

      Христианская  нравственная установка ставит только одну цель: творить добро, вливать  в мир силу и столь же неустанно  бороться с грехом. Злом, неустроенностью  мира, с действующими в нем силами разрушения. Христианское сознание конкретно  весьма мало озабочено тем, будет  ли завтрашний день фактически лучше  сегодняшнего, или следующий век  лучше предыдущего, эту заботу оно  предоставляет промыслу Божию.

      На  вопрос: что делать, чтобы изменить мир? Франк отвечал: ничего, потому что  этот замысел превышает человеческие силы. Очевидно, полагал он, что наша жизнь не может быть самоцелью. Мы не можем жить для жизни, мы всегда живем для чего-то. Чтобы быть осмысленной, наша жизнь должна быть служением высшему и абсолютному благу. Но высшее благо не может быть не чем иным, кроме самой жизни, только жизни не как бессмысленного процесса и вечного стремления к чему-то иному, а жизни как покоя, блаженства, как самосознающей и самопереживающей полноты и удовлетворенности в себе.

      Все внешние критерии смысла человеческого  существования, поиски этого смысла в истории, в природе обнаруживают свою несостоятельность. Вера в прогресс, в непрерывное совершенствование  человечества, вдохновлявшая множество  людей в последние века, полностью разоблачена, ибо оказалось, что человечество не движется вперед, оно ни на шаг не приблизилось к осуществлению совершенного общественного строя, воплощению добра и разума в человеческих отношениях. Но история человечества – лишь часть космической истории, и здесь человечество со всех сторон окружают слепые и роковые необходимости космической природы, все хуже обстоит дело с природными условиями существования. Все это сковывает человеческую жизнь и заражает своей безнадежностью. Конечно, окружающий нас мир – не мертвая машина и не хаос косной материи, это великое живое существо, но все же незрячее и неразумное. Он, по мысли Франка, - слепой великан, который корчится в муках, терзается своими собственными страстями, от боли грызет самого себя. И поскольку человек есть только ничтожная его часть, а его душа – лишь клеточка космической души, человек безнадежно окован, захвачен в плен могучими слепыми силами космоса и вместе с ним обречен корчиться в бессмысленных муках, бессмысленно рождаться и бесплодно гибнуть в слепом процессе неустанного круговорота мировой жизни.

      Но  мы не только знаем факт бессмысленности  жизни и благодаря этому знанию уже каким то образом выпадаем из бессмысленного круговорота. Мы, по Франку, томимся этим знанием, не удовлетворены им. Мы ищем смысла, ищем абсолютного блага, вечной жизни и полноты удовлетворенности. Когда мы ищем богатства, наслаждений, почета, когда боремся за наше существование, когда ищем забвения и утешения в любви или в практической деятельности, мы, по существу, стремимся «спасти» себя, найти подлинную почву для нашего бытия, питание для нашего духа. Таким образом, мы всегда стремимся к абсолютному благу и истинной жизни.

      Сами  наши поиски смысла суть проявление в  нас реальности того, что мы ищем, подобно тому, как искание Бога есть уже Его действие в моей душе. Сами наши поиски дают уже осмысленность нашему существованию. Смысл жизни нельзя найти готовым, раз и навсегда данным, утвержденным в бытии. Смысл жизни не дан, а задан. Все готовое и существующее независимо от нас есть либо мертвое, либо чуждое и нам не пригодное. А смысл должен быть живым, ибо он смысл нашей жизни, и должен быть внутри нас, а не во вне. Поэтому его искание – это напряженное, волевое самоуглубление, полное труда и лишений, погружение в глубины бытия, это максимальное напряжение и раскрытие нашего существа, улавливание его в творческом процессе приобщения к нему. «...Искание смысла жизни есть борьба  за смысл против бессмысленности, и не в праздном размышлении, а лишь в подвиге борьбы против тьмы бессмыслия мы можем добраться до смысла, утвердить его в себе, сделать его смыслом своей жизни и тем подлинно усмотреть его или уверовать в него». Поиск смысла – это укрепление в себе веры, которая лежит в основе напряженного внутреннего действия по преобразованию нашей жизни.

      Таким образом, все человеческие стремления в конечном счете суть стремления к жизни, к обретению света  и прочности бытия. И именно поэтому, считал Франк, все внешние человеческие дела, способы устройства  упорядочения жизни опираются на внутреннее дело – на осмысление жизни через духовное делание, взращивание в себе сил добра и правды, вживание в первоисточник жизни – Бога.

      Чтобы изменить жизнь, нужно усовершенствовать  ее сразу, целиком, а во времени она  дана лишь по частям; мы живем всегда лишь в малом, преходящем ее отрезке. Поэтому работа над жизнью в целом  есть работа духовная, деятельность соприкосновения  с вечным как сразу и целиком  данным. 

 

     

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

     О смысле человеческого бытия, или, говоря проще, жизни, спорят с незапамятных времен. Многие, даже полагают, что вопрос о смысле жизни не имеет ответа, он-де ставится некорректно. Предыдущий анализ убеждает в обратном.

      Что имеется в виду под смыслом  жизни? То, что является самым значимым в жизни человека и выражает его  специфику. С этих позиций становится понятным, что смысл  жизни человека выражается его ценностями. Смысл  человеческого бытия – это  те ценности, которые реализуют люди в своих поступках. Именно институт ценностей отличает человека от всех других живых существ.

     Вопросы о смысле жизни люди задавали и  задают до сих пор, выдвигая соперничающие  между собой гипотезы, философские, теологические и религиозные  объяснения. Полученные проверяемые  ответы на эти вопросы формировали  науку.

 

Литература

1. Губин  В. Д. Философия: учеб.- М.: Проспект, 2010. – 336с.

2. Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. Изд. 5-е, перераб. и доп. – М.: Логос, 2006. – 376с.

3. Википедия. Свободная энциклопедия.


Информация о работе Русская философия о смысле жизни