Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 12:36, контрольная работа
Русская философия - одна из важнейших составных частей как отечественной, так и мировой культуры. В ней воплотились творческие поиски русского народа, проявились своеобразные черты национального характера и мышления. Кроме того, нельзя понять современную философию экзистенциализма, позитивизма, пост - и неомарксизма, не изучив результатов единственного в своем роде опыта философствования русских мыслителей.
В развитии
своего философского мировоззрения
Чаадаев по-разному решал «
Философия Н.В. Федорова
В противовес философии декабристов и другим направлениям философии, не согласующимся с официальной идеологией, возникла так называемая ортодоксально-монархическая философия. Ее цели – отстоять существующий общественно-политический и нравственный порядок, нейтрализовать оппозиционную философию. Ее главным лозунгом в середине XIX в. Было: «Православие, самодержавие, народность». Важную роль в ортодоксально-монархической философии играло религиозное направление. Его видными представителями были Н.В. Федоров и К.Н. Леонтьев.
Н.В. Федоров (1828-1903) сделал основными темами своей философии:
- единство мира;
-проблему жизни и смерти;
-проблему
морали и правильного (
Согласно Федорову мир един. Природа (окружающий мир), Бог, человек являются одним целым и взаимосвязаны между собой, связующим звеном между ними являются воля и разум. Бог, человек и природа взаимовлияют друг на друга, взаимодополняют и постоянно обмениваются энергией, имеют в своей основе единый мировой разум. «Моментом истины» человеческой жизни Федоров считал ее конечность, а самым большим злом – смерть. Человечество должно отбросить все распри и объединиться для решения самой главной задачи – победы над смертью.
Философ верил в такую перспективу. По мнению Федорова, победа над смертью возможна в будущем по мере развития науки и техники, но она произойдет не путем искоренения смерти как явления (так как это невозможно), а путем нахождения способов воспроизводства жизни, оживления. По Федорову, надежду на возможность оживления дал Иисус Христос. Философия Федорова призывает к отказу от вражды, грубости, конфронтации между людьми и к признанию всеми высших образов морали. Моральная жизнь всех без исключения людей, по Федорову, - путь к решению всех проблем и всемирному счастью. Согласно философу, в поведении человека недопустимы как крайний эгоизм, так и альтруизм. Необходимо жить «с каждым и для каждого».
Завершает философскую традицию XIX в. либеральное направление. Наиболее ярким его представителем является русский философ В.С. Соловьев (1853 – 1900).
Основными идеалами его философии были:
- идея всеединства – объединения и гармонии всех сторон бытия (материальной, духовной и др.);
- идея
нравственности как главного
аспекта жизни человека (низший
уровень нравственности –
- идея
прогресса – как всеобщей
- идея
воскрешения всех, как живых (духовное
воскрешение), так и мертвых (телесно-
- идея Бога как выражения добра;
- идея «богочеловека» - жизненного пути личности, который основан на следовании Богу, добре, нравственности;
- идея Софии – всеобщей божественной мудрости;
- русская
идея, состоящая, по Соловьеву,
из трех идей: «Святой Руси»
(Москва – Третий Рим), «Великой
Руси» (реформы Петра I) и «Свободной
Руси» (дух декабристов и Пушкина).
Список использованной литературы:
Информация о работе Русская философия середины XIX – начала XX века