Русская философия середины XIX – начала XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 12:36, контрольная работа

Описание

Русская философия - одна из важнейших составных частей как отечественной, так и мировой культуры. В ней воплотились творческие поиски русского народа, проявились своеобразные черты национального характера и мышления. Кроме того, нельзя понять современную философию экзистенциализма, позитивизма, пост - и неомарксизма, не изучив результатов единственного в своем роде опыта философствования русских мыслителей.

Работа состоит из  1 файл

Русская философия середины XIX.doc

— 68.00 Кб (Скачать документ)

В развитии своего философского мировоззрения  Чаадаев по-разному решал «загадку»  России. Вначале он пришел к выводу, что Россия предназначена для  того, чтобы послужить уроком для  остального человечества. Именно эта позиция выражена в первом из «Философических писем» (которое было опубликовано). Дальше эти мысли у Чаадаева приобретают большую определенность, он приходит к убеждению, что очередь для России выступить на поприще исторического действия еще не наступила. Дальше он развивает мысль: «Провидение сделало нас слишком великими, чтобы быть эгоистами. Оно поставило нас вне интересов национальностей и поручило нам интересы человечества». Вся значительность (для русской мысли) построений Чаадаева в том и состоит, что целый ряд крупных мыслителей России возвращался к темам Чаадаева, хотя его решения этих тем имели мало сторонников. Главную задачу России Чаадаев видел в воссоединении ее с другими народами, культурами и человеческим родом в целом. 

Философия Н.В. Федорова

В противовес философии декабристов и другим направлениям философии, не согласующимся с официальной идеологией, возникла так называемая ортодоксально-монархическая философия. Ее цели – отстоять существующий общественно-политический и нравственный порядок, нейтрализовать оппозиционную философию. Ее главным лозунгом в середине XIX в. Было: «Православие, самодержавие, народность». Важную роль в ортодоксально-монархической философии играло религиозное направление. Его видными представителями были Н.В. Федоров и К.Н. Леонтьев.

Н.В. Федоров (1828-1903) сделал основными темами своей философии:

- единство  мира;

-проблему  жизни и смерти;

-проблему  морали и правильного (морального) образа жизни.

Согласно  Федорову мир един. Природа (окружающий мир), Бог, человек являются одним  целым и взаимосвязаны между собой, связующим звеном между ними являются воля и разум. Бог, человек и природа взаимовлияют друг на друга, взаимодополняют и постоянно обмениваются энергией, имеют в своей основе единый мировой разум. «Моментом истины» человеческой жизни Федоров считал ее конечность, а самым большим злом – смерть. Человечество должно отбросить все распри и объединиться для решения самой главной задачи – победы над смертью.

Философ верил в такую перспективу. По мнению Федорова, победа над смертью возможна в будущем по мере развития науки и техники, но она произойдет не путем искоренения смерти как явления (так как это невозможно), а путем нахождения способов воспроизводства жизни, оживления. По Федорову, надежду на возможность оживления дал Иисус Христос. Философия Федорова призывает к отказу от вражды, грубости, конфронтации между людьми и к признанию всеми высших образов морали. Моральная жизнь всех без исключения людей, по Федорову, - путь к решению всех проблем и всемирному счастью. Согласно философу, в поведении человека недопустимы как крайний эгоизм, так и альтруизм. Необходимо жить «с каждым и для каждого».

Либеральная философия

Завершает философскую традицию XIX в. либеральное направление. Наиболее ярким его представителем является русский философ В.С. Соловьев (1853 – 1900).

Основными идеалами его философии были:

- идея  всеединства – объединения и  гармонии всех сторон бытия  (материальной, духовной и др.);

- идея  нравственности как главного  аспекта жизни человека (низший  уровень нравственности – право,  высший – любовь);

- идея  прогресса – как всеобщей связи  поколений;

- идея  воскрешения всех, как живых (духовное  воскрешение), так и мертвых (телесно-духовное), как главная цель, в которой  должно стремиться человечество;

- идея  Бога как выражения добра;

- идея  «богочеловека» - жизненного пути личности, который основан на следовании Богу, добре, нравственности;

- идея  Софии – всеобщей божественной  мудрости;

- русская  идея, состоящая, по Соловьеву,  из трех идей: «Святой Руси»  (Москва – Третий Рим), «Великой  Руси» (реформы Петра I) и «Свободной Руси» (дух декабристов и Пушкина). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы:

  1. Кохановский В.П. д.ф.н. Философия, Ростов-на-Дону, изд. «Феникс» 1998г., 576с.
  2. Малышкина М.В. Философия, изд. Сова, 2009
  3. Якушев А.В. Философия, М. «Приор-издат», 2006г., 240с.

Информация о работе Русская философия середины XIX – начала XX века