Русская философия XIX-XX вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 07:16, реферат

Описание

Русская философская мысль – органическая часть мировой философии и культуры. Она обращается к тем же проблемам, что и западноевропейская, хотя подход к ним, способы их осмысления носили глубоко национальный характер. 19 и 20 век - это эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, возникновение новых течений в философии, демонстрирующих предельное многообразие подходов к проблеме человека. На протяжении столетий менялись духовные установки и господствующие мировоззренческие течения. Однако тема человека оставалась неизменной, она служила фундаментом для самых разных теоретических исканий.

Содержание

Содержание:

1. Введение…………………………………………………………………

2. Традиции и особенности русской философии ХIХ–начала ХХ вв.
а) русская идея………………………………………………………………….
б) западничество………………………………………………………………..
в) славянофильство…………………………………………………………….

3. Развитие и основные идеи русской философии XX в.…………………………

4. Заключение……………………………………………………………………….

5. Список использованных источников…

Работа состоит из  1 файл

философия1.doc

— 137.50 Кб (Скачать документ)

Размышления о месте человечества в космосе отнюдь не заслоняли  вопроса о микрокосмосе самого человека. Интерес к философской антропологии стимулировался прежде всего русской классической литературой, которая служила главной опорой духовности в советский период. Особенно ярко в это время естественнонаучный и литературный подходы к обоснованию антропологической философии выразились в творчестве физиолога А.А. Ухтомского и литературоведа М.М. Бахтина.

Важнейшее достижение Ухтомского - учение о доминанте как основе поведения  и миросозерцания человека. Понятием доминанты Ухтомский обозначал тот господствующий очаг возбуждения, который в любой данный момент преимущественно определяет специфику и содержание текущих реакций организма. С проблемой доминанты вплотную связана проблема выбора - в жизни, в творчестве, в общественной сфере. Доминанты не должны подавлять человека, брать верх над ним. Человека до-лжно воспитывать, а это предполагает вмешательство принуждения, дисциплины, нарочитой установки на внутреннее самосовершенствование.

К тем же проблемам, которые решал  Ухтомский, с позиций гуманитарного знания подходил и Бахтин. Суть его учения вытекала из представления о незавершенности, свободной открытости, "вненаходимости" человека. Бахтин представлял человека в новом измерении - в его незавершенности и открытости миру. У Бахтина отношение я к другому как раз знаменовало ценностное отграничение и самоутверждение.

Наряду с космологическими и  антропологическими теориями в советский  период не прекращалась и "апокрифическая" разработка проблем философской  онтологии. Интерес к ним поддерживался прежде всего благодаря трудам А.Ф. Лосева, выдающегося исследователя античной эстетики, автора фундаментальных трактатов по вопросам философии языка и мифа. Согласно его учению, диалектика "обязана быть вне законов тождества и противоречия", т.е. она обязана быть логикой "противоречия". В мировоззрениях Лосева перевес брал религиозный, мистический интерес.

Помимо вышеперечисленных, особый интерес для нас также представляют ряд философов, которые в советский  период признаны не были. Их имена стали  известны только теперь, когда распался могучий имперский организм. Кто же они? Коротко их можно назвать "космистами". Чтобы избежать неправильного толкования термина космизм, скажем, что принципиальной новой чертой русского космизма является идея активной эволюции, т.е. необходимости нового сознательного этапа развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, в какую диктует ему разум и нравственное чувство.

Человек для русских космистов - существо еще промежуточное, находящееся  в процессе роста, далеко не совершенное, но вместе с тем призванное изменить не только окружающий мир, но и собственную природу. Космическая экспансия человечества - только одна из частей этой грандиозной программы. В русском космизме соединились в единое целое мысли о преобразовании как макрокосма ( Земли, биосферы, космоса ), так и микрокосма ( человека, как биологического отражения макрокосма ). Недаром такое важное место в русском космизме занимают рассуждения о продолжении болезней и смерти и, как логическое следствие, - о достижении бессмертия. Вера в человека, гуманизм - одна из ярчайших черт русского космизма.

Родоначальником всей космической  мысли в России был только в  последние годы раскрывающийся во всем многообразии творчества мыслитель  второй половины ХIX века Николай Николаевич Федоров. В советское время имя Федорова было предано забвению, хотя до революции к его идеям обращались самые видные из русских философов и деятелей культуры. Так, большое влияние оставили встречи и беседы с Федоровым на творчество Л.Н.Толстого и В.С.Соловьева; большие статьи с разбором философской концепции Федорова оставили Н.А.Бердяев и С.Н.Булгаков. Уже после смерти философа в начале ХХ века вышло двухтомное собрание его избранных трудов, озаглавленное федоровскими учениками «Философия общего дела».

Среди плодотворных, эвристически значимых идей русских космистов особое место  занимает мысль о необходимости  объединения людей, то есть преодоление  искусственно созданных цивилизацией барьеров между субъектом и объектом, естественным и искусственным. Значительный вклад в утверждение идеи необходимости объединения людей, в превращение человечества в единый объект эволюции внесли ученые-естествоиспытатели. Своими работами они доказывали космический характер человеческой жизни, что требует понимания ее вне социально-экономических, идеологических, расовых и прочих характеристик. Перед лицом Космоса человечество должно предстать единым, устремленным в вечность целым. Наиболее впечатляющую концепцию объединения людей через культуру, концепцию космической Живой Этики предложили не естествоиспытатели, а выдающийся русский художник и путешественник Н.К. Рерих и его жена Е.П. Рерих.

По их мнению, в пространстве и  во времени, в Космосе и в душе каждого человека идет борьба двух космических начал - Добра и Зла. Они онтологически не равнозначны: Мир творит по законам Истины, Добра и Красоты только Свет, только он способен преобразовать Хаос Космоса, несовершенство природного и социального мира. Активным деятелем в утверждении добра выступает человек, а действие ("деяние") является силой этой активности. Поэтому активность человека возводится Н. Рерихом в императивный принцип. Творчество осуществляется по законам Красоты, которая в философии Рериха понимается как "культура духа", разумная упорядоченность мира, духовно-эстетический фактор и принцип жизнедеятельности.

На космическое мышление Рерихов  несомненное влияние оказала  антропокосмическая устремленность теософской доктрины ее основательницы Е.П. Блаватской, которая сделала попытку синтезировать различные религии, мифологию, магию, окультизм, естественнонаучные представления как древних народов, так и выдающихся ученых XIX века. Истина у них всех - едина, как утверждает она. Но отражая все сущее на Земле и в Космосе, она доступна немногим избранным, поскольку ее мощь столь велика, что ее неразумное использование можно нанести вред Вселенной. В основании учения Блаватской лежит идея "Вселенского космоса", имеющего задачу строительства различных космических тел, в том числе Земли и человечества.

Примером еще одного из интереснейших философских мировоззрений является труд Александра Клизовского "Основы миропонимания Новой Эпохи" по восточной философии, этике, культуре . Клизовский следующим образом описывает проблему Добра и Зла: « понятия эти очень относительны и находятся в прямой зависимости от культурного и морального развития человечества. Несмотря на высокую цивилизацию и большие технические достижения современности, огромное большинство современных людей в отношении понятий о добре и зле придерживаются на этот счет идеологии первобытного человека, который всегда полагал, что если он украл, то это добро, а если у него украли, то это зло. Согласно нравственному кодексу учения Живой Этики, добром, в широком значении этого слова, считается все, что способствует эволюции мира и благу всего человечества, и злом - все, что противодействует этому. Поэтому истинными и великими благодетелями человечества являются все те великие души, которые приносили и приносят ему свет истинного знания, и злейшими врагами его - все те, кто искажает это знание, кто препятствует его распространению и распространяет свою ложь, ибо действительно, кто больше всего может повредить человеку, как не тот, кто толкнет его на ложный путь, ведущий не к спасению, но к гибели!

"Абсолютный Свет есть Абсолютная Тьма и наоборот. В действительности нет ни Света, ни Тьмы в обителях Истины. Добро и Зло - близнецы, порождение Пространства и Времени под владычеством Иллюзии. Разъедините их, отсеките одно от другого и они оба умрут. Ни одно из них не может жить само по себе, ибо каждый из них должен быть рожден и создан из другого. Для того, чтобы получить бытие, оба они должны быть познаны и оценены, прежде чем стать предметом умозрения, потому в уме смертного они должны быть разделены"

Он также обращает внимание на соответствие исходного потенциала и равенства / неравенства людей: «Люди все равны по своему потенциалу и по заложенным в них способностям. Все люди - дети одной и той же Матери-Природы и Отца-Творца, и в этом отношении они тоже равны, но не равны по своему сознанию. Равенство потенциала и возможностей, благодаря разнообразию индивидуальных устремлений, создает каждому человеку свой индивидуальный путь, который будет отличаться от пути всякого другого человека. Создаваемое таким образом неравенство продвижения в эволюции создает неравенство способностей и достижений, что в конце - концов выливается в неравенство социальное. Таким образом, люди всегда равны и всегда неравны. Равны по своему потенциалу, но неравны по своим достижениям, равны в основе, но неравны в деталях.»

Пророк Клизовский так видит  ближайшее будущее человечества: «Наступление Новой Эпохи не несет с собой никаких социальных потрясений и переворотов. Идея общинной жизни и братства единомышленников не чужда современным людям, о чем выше уже упоминалось, и может осуществляться в любом государстве, при любом строе. Она не отнимает никаких достижений прежней эпохи и не колеблет основ материалистического мира, но она прибавляет ко всем основам прежней жизни нечто от духа, она подводит под них более прочный и незыблемый фундамент. Новая Эпоха совмещает материальное с духовным, и в этом состоит ее новизна и великое преимущество.

Чтобы понять и принять эту новизну, требуется сдвиг в человеческом сознании, а это достигается труднее  всего. Все события нашего переходного времени с его предварительными катастрофами и бедствиями имеют целью вызвать этот сдвиг в человеческом сознании, доказать человеку, что материальный мир без духовной основы не прочен и должен рухнуть. Поэтому смена рас и наступление Новой Эпохи в окончательном результате сопровождается грандиозной геологической  катастрофой, которая уносит с лица земли всех отсталых, всех, противодействующих наступлению Нового Мира, о чем в настоящем труде тоже упоминалось».

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По своему содержанию русская философия универсальна, она исследует различные темы. Нестандартность, противоречивость социального бытия обусловили ее особый интерес к социально-политическим проблемам. Причем русская философия занималась не столько социально-философской проблематикой вообще, сколько судьбами собственной страны. Интерес к этой теме особенно возрос в конце XIX – начале ХХ вв. связи с катастрофическим обострением социальной ситуации в России. 
Проблемы особенностей русского самосознания и культуры, судеб России, ее роли в преображении человечества разрабатывались русскими философами в начале века на основе выдвинутой В.Соловьевым «русской идеи» (1886). 
Начатое им исследование судеб России было активно продолжено его единомышленниками Е.Трубецким, В.Ивановым и др. Суть выдвинутой ими 
«русской идеи» сводилась к обоснованию глубокого духовного единства России и Запада и к критике славянофильских установок на особое мессианское призвание русского народа как народа избранного. По мнению Н.Бердяева, русская философская мысль XlX – ХХ в. выработала самобытную национальную концепцию культуры, которая отражает в полной мере характер и призвание русского народа. По Бердяеву, русская философия убедительно показала, что русская и европейская культуры несопоставимы, несовместимы. Русскому духу в отличие от европейского свойственны радикализм, нигилизм. По Бердяеву, уловив это свойство русского духа, большевики оказались ближе к народу, чем европейски воспитанные русские либеральные интеллигенты. Поэтому большевизм и стал судьбой России, ее частью. В силу этого коммунизм никогда не будет побежден в России силой, извне. Он будет преодолен только изнутри путем духовного перерождения народа, религиозного покаяния и возрождения. И хотя эти мысли Бердяева оказали огромное воздействие на целые поколения исследователей истории, судеб России, ими, конечно, не исчерпана эта вечная тема. Поэтому дискуссии вокруг этой проблемы не прекращаются и сегодня. 

 

Список использованной литературы:

 
1.      Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов, 1998 г. 
2.      Русская философия: словарь/Под общ. ред. М. А. Маслина / В. В. Сапов. — М.: Республика, 1995 
3.      Философия под редакцией Лавриленко. М., 1996г. 
4.      Апресян Р. Г. Нравственность // Новая философская энциклопедия. — М.: Мысль, 2000. 
5.      Бердяев Н.А. Русская идея. Вопросы философии. 1991. 
6.      Бердяев Н.А. Философская истина и интеллигентская правда // Вехи. – 
М.: Молодая гвардия, 1991. 
7.      Бестужев-Рюмин К.Н. Теория культурно-исторических типов. // Данилевский Н.Я. Россия и Европа. СПб., 1995. 
8.      Галактионов А.А. Нипандров П.Ф. Русская философия IX-XIX в.1989. 
9.      Гусейнов А. А., Иррлитц Г. Краткая история этики. — М.: Мысль, 1987 
10.  Данилевский Н.Я. Россия и Европа. СПб., 1995. С. 
11.  Замалеев А. Ф. Лекции по истории русской философии: В 2 ч. Ч. 1: XI - начало XX в. Учебное пособие. - СПб, 1994. 
12.  Зеньковский В.В. История русской философии. Т. 1. Ч. 1. – Л.: Эго, 
1991. 
13. Клизовский А.И. Основы миропонимания Новой Эпохи. Рига: Виеда, 1990. т.1,2,3

14. Клизовский  А.И. Правда о масонстве. Рига: Виеда, 1990.

15. Клизовский  А.И. Психическая энергия. Рига: Виеда, 1990.

16. Крюков  В.В. Концепция материи и релятивистская  модель реальности. Новосибирск,  НГТУ. 1998г

17.  Лосев А.Ф. Русская философия // Русская философия. Очерки истории. – 
УГУ, 1991. 
18.  Лосский Н. О. История русской философии. М., 1991. 
19.  Момджян К.X. Введение в социальную философию. М., 1997

20.  Родугин А..А .Философия. Курс лекций. М. 1995 
21.  Хомяков А.С. Соч. В 2 т. Т. 1. – М.: Медиум, 1994.

22. Шюре Э. "Великие посвященные". Изд. «Мысль», 1999.

 
 
----------------------- 
[1] Зеньковский В.В. История русской философии. В 2 т. Т. 1. Ч. 1. – Л.: 
Эго, 1991. – с.13 
[2] Зеньковский В.В. История русской философии. В 2 т. Т. 1. Ч. 1. – Л.: 
Эго, 1991. – с.16. 
[3] Бердяев Н.А. Философская истина и интеллигентская правда // Вехи. – 
М.: Молодая гвардия, 1991. 
[4] Лосев А.Ф. Русская философия // Русская философия. Очерки истории. – 
УГУ, 1991. – С. 71. 
[5] Философия под редакцией Лавриленко. М., 1996г. Стр. 130. 
[6] Философия под редакцией Лавриленко. М., 1996г. Стр. 135. 
[7] Зеньковский В.В. История русской философии. Т. 1. Ч. 1. – Л.: Эго, 
1991. – С. 12. 
[8]Замалеев А. Ф. Лекции по истории русской философии: В 2 ч. Ч. 1: XI - начало XX в. Учебное пособие. - СПб, 1994. С. 69 
[9] Лосский Н. О. История русской философии. М., 1991. С. 320 
[10] Родугин А..А .Философия. Курс лекций. М. 1995.стр.183 
[11] Лосский Н. О. История русской философии. М., 1991. С. 35 
[12] Хомяков А.С. Соч. В 2 т. Т. 1. – М.: Медиум, 1994. – С.11 
[13] Бердяев Н.А. Русская идея. Вопросы философии. 1991. C.35 
[14] Галактионов А.А. Нипандров П.Ф. Русская философия IX-XIX в.1989. c.13 
[15] Лосский Н.О. История русской философии. - М., 1991. C.82

Информация о работе Русская философия XIX-XX вв