Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 18:51, реферат
О философии России
Россия намного
позже, чем другие страны, вступила
на путь философской образованности.
Лишь к концу XVIII века интерес к
философии у представителей русского
Просвещения становится постоянным,
появляются переводы на русский язык
трудов европейских философов Нового
времени, предпринимаются попытки самостоятельного
философствования. Расцвет русской философии
приходится на XIX век, когда впервые появляются
утверждения о том, что русская философия
представляет собой оригинальный тип
философствования, отличающийся от западного
и восточного типов.
В отношении русской философии в философской
историографии существует две крайние
позиции:
* Не существует особой, оригинальной русской
философии со своим предметом и специфическими
методами. Правильнее говорить не о русской
философии, а о философии в России.
* Русская философия отличается от остальных
типов философии своим предметом, методами
и целями. Она не "вписывается" в исторический
ряд западноевропейской философии.
Изучение источников по русской философии
позволяет склониться в пользу второй
позиции, обосновывающей существование
русской философской мысли, обладающей
принципиально отличными от западной
философии чертами. Эти черты можно увидеть
уже в предмете русской философии. Несмотря
на внешне различные формулировки, большинство
определений предмета русской философии
примерно таково: "Предметом русской
философии является "русская идея",
под которой понимают размышления о том,
что есть Россия и каково её предназначение
в мировой истории".
Русская философия, таким образом, занимается
рефлексией по поводу сущности всего русского,
его связи с универсальным, мировым духом.
Русские философы, исследуя русскую идею,
вкладывают в неё различное содержимое.
Черты русской философии
* Неразрывная связь философии с православной
религиозной традицией.
* Более позднее, чем на Западе, конституирование
философии в самостоятельное знание.
* Второстепенность гносеологических
проблем перед онтологическими. Критика
"логоцентризма" в теории познания,
стремление выработать идеал цельного,
непосредственного познания.
* Интерес к проблемам философии истории.
* Отчётливо выраженное доминирование
моральной установки, стремление включить
нравственность в число критериев познания
и практики.
* Критика западной культуры и западной
философии за их одностороннюю, рационалистическую
ориентацию.
Периодизация истории русской философии
В истории русской философии выделяют
следующие этапы:
* Становление русской философии (философский
пролог) - X-XVIII века.
* Философия русского Просвещения - конец
XVIII - начало XIX века.
* Формирование славянофильства и западничества
в русской философии - 30-50-е годы XIX века.
* Философия русского политического радикализма
- 50-70-е годы XIX века.
* Систематический период - конец XIX - начало
XX века.
* Философия русского зарубежья - 20-40-е
годы XX века.
* Современная русская философия.
Начальный период в русской философии
Начало философии в России трудно зафиксировать,
потому что она не имеет такой чёткой выраженной
формы, как западная философия. Принято
считать, что элементы философской мысли
наличествуют уже в труде митрополита
Илариона "Слово о законе и благодати"
(X век), в котором предпринята попытка
философской рефлексии по поводу предназначения
Руси, роли Православия в её жизни. В формировании
русской философии, характерной чертой
которой является осмысление сущности
Православия, большую роль сыграла Византия
и традиции восточного неоплатонизма.
Значительным событием в период становления
предмета и проблематики русской философии
является полемика между "иосифлянами"
и "нестяжателями", развернувшаяся
в XV-XVI веке и затронувшая не только догматические
и организационные проблемы православной
религии и церкви, но и собственно философские
вопросы. "Нестяжатели", духовным
лидером которых был Нил Сорский, выступали
против участия церкви в мирских делах,
занятий хозяйственной деятельностью
и призывали монахов и иерархов сосредоточиться
на духовной работе, выполнять роль духовных
пастырей. Суть философии "нестяжательства"
- исихазм, то есть уединенное и молчаливое
мистическое созерцание божественных
откровений. "Иосифляне" - сторонники
Иосифа Волоцкого - напротив, выступали
за активное участие церкви в политике,
упор делали не на тихом созерцании Бога,
а на внешнем благочестии. Этот спор закончился
победой иосифлян.
Русское Просвещение
Просвещение - этап в культурной истории
большинства государств, которые проходят
его в разное время. В России период Просвещения
совпал с европейским Просвещением, родиной
которого считают Францию. Он приходится
на конец XVIII - начало XIX века. Сущность
Просвещения - в убеждении, что все беды
государства и его граждан происходят
от невежества и необразованности народа.
Средства, употребляемые для искоренения
невежества и необразованности, почти
везде одинаковы: повышение образовательного
уровня, критика религии и церкви, критика
монархии и пропаганда идеалов республиканского
государственного устройства, активная
книгоиздательская деятельность. Просвещение,
как правило, всегда связано с политическими
и экономическими реформами.
Черты русского Просвещения
Русское Просвещение имеет ряд особенностей
по сравнению с западным:
* Оно было инициировано "сверху".
Русская императрица Екатерина Великая,
воодушевлённая просветительским движением
во Франции, поощряла и направляла подобную
деятельность в своей стране.
* Оно не носило атеистического характера,
не содержало принципиальной критики
религии и церкви.
* Оно не было направленно против самодержавия.
* Русское Просвещение не затронуло народные
массы, а ограничилось просвещением привилегированных
слоёв.
Основные течения в русском Просвещении
В философии русского Просвещения выделяют
несколько проблемных направлений:
* Просветительское, представленное такими
деятелями, как Симеон Полоцкий, Феофан
Прокопович, В.Татищев.
* Русское "вольтерианство", представленное
Екатериной Великой, М.Ломоносовым, И.Лопухиным,
Д.Голициным.
* Социологическое направление, основными
представителями которого считают М.Щербатова,
Д.Аничкова, Я.Козельского.
* Русское масонство: Н.Новиков, И.Шварц,
И.Елагин, Н.Карамзин.
* Направления, занимающиеся переводом
и адаптированием к российским условиям
новейших западных философских учений:
Лейбница, Фихте, Шеллинга.
Славянофильство
Славянофильство, как духовное явление,
выходит за рамки философии, однако именно
славянофильская идея составляет основу
оригинальной русской философии. Оно возникло
как реакция на западничество, утверждавшее,
что, только следуя в фарватере западной
цивилизации, Россия может решить свои
политические, экономические и прочие
проблемы. Славянофильство (в буквальном
смысле: любовь к славянству) убеждено,
что Запад подошел к пределу своего развития,
он уже не может дать ничего нового и только
славянский этнос и Россия в особенности,
опираясь на идеи Православия, могут предложить
ориентиры и ценности для дальнейшего
развития человечества.
Черты философии славянофилов
* Славянофильство имеет глубинную связь
с религией и рассматривает православную
религию и церковь в качестве основы всех
философских и социологических построений.
* Для него характерна резкая квалифицированная
критика западной культуры и западной
философии. Острие этой критики направлено
против основополагающего мировоззренческого
принципа Запада - рациональности.
* Для философии славянофильства характерна
такая черта, как идея целостности духа.
Не только мир и человек являются целостными,
но и познание. Чтобы понять мир, познание
должно быть цельным, а не раздробленным
на логические фрагменты.
* Общим метафизическим принципом бытия
в славянофильской философии является
соборность, под которой понимают множество,
силой любви объединённое свободное и
ограниченное единство.
* Славянофилы противопоставляли внутреннюю
свободу и внешнюю необходимость.
* Все представители славянофильской философии
были убеждены, что православная вера
определяет и политическую, и экономическую,
и нравственную жизнь, а также мыслительную
деятельность.
Эволюция славянофильства
В развитии славянофильства можно выделить
три периода:
* Ранний период, представленный И.В.Киреевским,
А.С.Хомяковым, А.И.Кошелевым.
* Зрелый период: братья Аксаковы, Ю.Ф.Самарин.
* Почвенничество: Ф.М.Достоевский, А.Григорьев,
Н.Страхов.
Западничество
Западничество - противоположное славянофильству
течение русской духовной и политической
жизни. Уже из названия понятно, что в центральном
мировоззренческом споре, волновавшем
русскую мысль, а именно: что есть Россия?
Каково её предназначение в истории и
каково её будущее? - западники придерживались
убеждения, что, только следуя за Западом,
Россия может приблизиться к цивилизованному
состоянию.
Западники, как и славянофилы, признавали,
что история и современность России несхожи
с западной историей и современностью,
однако причины этой несхожести они толковали
иначе, и, что самое главное, их оценка
русской самобытности была отрицательной.
Корень расхождения славянофилов и западников
- вопрос о возможности рациональной философии,
национальной духовности. Западники были
убеждены, что есть одна философия, а историко-философский
процесс разворачивается таким образом,
что на разных его этапах роль лидера принимает
определённая национальная философия,
выражающая тенденции универсальной философии.
Но говорить о специфической русской философии,
которая по предмету и методам отлична
от западной философии, по мнению западников,
неправомерно.
Черты философии западничества:
* Западники были или атеистами, или симпатизировали
католической и протестантской религии.
Православие, по их убеждению, повинно
в массовом невежестве народа и в отсталости
России.
* Причину плачевного состояния России
западники усматривали в упорном нежелании
признать, что существует только одна
линия исторического развития, проложенная
западной цивилизацией. Россия должна
усвоить европейский опыт, европейскую
науку и философию.
* Идеалом философии для западников была
рационалистическая философия, основы
которой заложил Декарт. По мнению западников,
последовательная рационализация политической,
экономической, социальной жизни приведёт
к установлению идеального общественного
устройства.
* Большинство западников критиковали
монархический строй, были сторонниками
социализма или политического либерализма.
* Самой удивительной чертой, характерной
почти для всех представителей западничества,
является тот факт, что после знакомства
с реальной жизнью на Западе (как это было
у Герцена), или в результате интенсивной
умственной работы (как это было с Чаадаевым),
западники разочаровываются в своих взглядах.
Русские революционные демократы
В середине XIX века в России происходят
изменения в социальной структуре общества,
связанные с появлением нового слоя - разночинства.
Разночинцы (буквальное значение - выходцы
из разных сословий и чинов) представляли
собой значительную социальную группу,
состоящую из межсословного смешения
людей, занимающихся преимущественно
умственным трудом: учителей, врачей, мелких
чиновников.
Не будучи связанными экономическими,
политическими и социальными интересами
с определённым сословием или классом,
разночинцы выступили с претензией на
патерналистскую роль по отношению к "униженным
и угнетённым". Они положили начало
русской интеллигенции, отличительной
чертой которой на протяжении полутора
веков была попытка выступить в качестве
идейного вдохновителя и руководителя
в борьбе трудящихся за свои права.
По своим политическим симпатиям разночинцы
были социалистами, в идейной и политической
борьбе придерживались радикальных средств,
поэтому их деятельность называли политическим
радикализмом. Чётко выраженных философских
симпатий у них не было, ибо философия
рассматривалась в качестве средства
для достижения политических целей.
Это течение в русской философии представлено
именами А.И.Герцена, П.Л.Лаврова, П.Н.Ткачёва,
М.А.Бакунина.
Основные черты философии революционных
демократов
* Философский скептицизм: революционеры-демократы
легко переходили от одной философии к
другой, в зависимости от того, как её можно
приспособить для нужд революционной
борьбы.
* Все представители этого течения были
материалистами и позитивистами в философии.
* Философский и политический нигилизм:
тотальное отрицание не только существующих
философских и политических форм, но и
вообще возможности существования каких-либо
устойчивых, абсолютных политических,
нравственных, философских и т.п. ценностей.
Нигилизм - основа революционной идеологии.
* Склонность к анархизму: неустойчивость
и подвижность разночинства как социального
строя вызвала к жизни и соответствующее
мировосприятие, стремление абсолютизировать
беспорядок, превратить мир в своеобразный
хао-космос.
* Идеология революционного демократизма
прямо противоположна духу русской философии,
она является западнической по своей сути,
ибо не признаёт центрального пункта русской
идеи: мистического характера Православия.
Философия Владимира Соловьёва
(1853-1900)
Творчество Владимира Соловьёва многогранно,
однако именно философия выступает краеугольным
камнем его мировоззрения. У него есть
работы по богословию, истории церкви;
ему не был чужд талант литератора; он
писал много статей и памфлетов на злобу
дня. Сын известного русского историка
Сергея Соловьёва, он с раннего возраста
был погружен в интеллектуальную атмосферу
того времени. И уже к 17-летию обнаружил
в себе несомненный философский талант.
Соловьёва считают первым систематиком
в русской философии. Его можно идентифицировать
как славянофила, ибо он довел до логического
завершения те идеи, которые были высказаны
Киреевским и Хомяковым. Соловьёва уже
при жизни называли "Русским Платоном",
"Пушкиным русской философии" и другими
лестными эпитетами.
Основные философские труды Владимира
Соловьёва
"Кризис западной философии (против
позитивистов)" 1874; "Философские начала
цельного знания" (1877); "Критика отвлечённых
начал" (1877-1880); "Чтения о Богочеловечестве"
(1977-1881); "Три речи в память Достоевского"
(1881-1883); "Религиозные основы жизни"
(1884); "Великий спор и христианская политика"
(1883); "Россия и Вселенская церковь"
(1889); "Смысл любви" (1894); "Оправдание
добра" (1895); "Первое начало теоретической
философии" (1899); "Три разговора"
(1900).
Главное в философии Владимира Соловьёва
Уже в своей магистерской диссертации
"Кризис западной философии (против
позитивистов)", защищённой в 1874 году,
Владимир Соловьёв заявил о своей философской
позиции. Главное в ней - идея Всеединства,
конкретизирующий высказанную ещё ранними
славянофилами мысль о том, что действительность
есть "живое целое", которое может
быть познано только целостным духом.
По утверждению Соловьёва, философская
жизнь Запада, доведя до крайности рациональное
познание, сама убедилась в односторонности
и недостаточности разума для познания
жизни. С другой стороны, те же самые истины,
которые на Западе сформулированы рациональной
наукой и философией, на Востоке разрабатывало,
в форме веры и мистического созерцания,
Православие. Поэтому Соловьёв выступил
с программой универсального синтеза
науки, философии и религии. Этот синтез,
по его убеждению, обеспечит "цельное
знание" жизни. Предметом "цельного
знания" выступает "Истинно-Сущее",
"Абсолют". Сущностью Абсолюта является
Всеединство.
Учение Владимира Соловьёва о Всеединстве
Понятие Всеединства является центральным
в учении Владимира Соловьёва, и это обстоятельство
является поводом для того, чтобы его философию
называли "философией Всеединства".
Отвлечённое знание - эмпиризм, реализм,
позитивизм - не может привести к истинному
познанию. Истина, по убеждению Соловьёва,
это то, что Есть. Но есть Всё. И если истина
есть Всё, то любой частный предмет, любой
фрагмент, в своей отдельности не может
претендовать на истину, ибо он не может
существовать отдельно от остальных вещей
и явлений. Всё есть истина только в своём
единстве или как Единое. Полное определение
истины, по Соловьёву, таково: "Это сущее,
единое, всё". В отличие от понятия "всеединства",
встречающегося в западной философии
начиная с античности, у Соловьёва оно
не является только онтологическим, то
есть не характеризует только бытие, но
относится и к познанию и к этике и к социологии.
Всеединство - это свободное объединение
в Абсолюте всех элементов бытия. Абсолют
хотя и является единым, но в то же время
заключает в себе всё. У Соловьёва есть
Первый Абсолют (Бог) и Второй Абсолют
(Космос). Они соотносительны, но не тождественны:
Первый Абсолют представляет законченную
сущность, а Космос находится в стадии
становления. Первый Абсолют может быть
познан непосредственно, то есть в мистическом
созерцании, а Второй Абсолют - с помощью
философской науки и философии, ибо он
есть разнообразие вещей и процессов.
Внутренняя диалектика Первого Абсолюта
ведёт к возникновению отдельных объектов,
но чтобы мир не превратился в разобщённое
и рассогласованное бытие, Соловьёв вводит
деятельность Мировой души, Софии и Богочеловечества,
которые выступают посредниками между
множеством реально существующих предметов
природы и Первым Абсолютом.
Выступая в качестве онтологического
принципа, Всеединство имеет свою специфику
в различных видах бытия. В нравственной
области Всеединство есть абсолютное
благо, в познании - абсолютная истина,
в области материального бытия - абсолютная
красота. То есть, цельное знание есть
единство истины, добра и красоты.
Учение Владимира Соловьёва о Богочеловечестве
Учение о Богочеловечестве, представленное
в "Чтениях о Богочеловечестве", было
использовано Соловьёвым для истолкования
человеческой истории. Человек рассматривается
как соединение Бога с материальной природой.
Задача человека - в подчинении природного
божественному, в стремлении к внутреннему
единству с Богом путём отрицания в себе
эгоистической воли.
Сам по себе человек ничто, он становится
человеком только в единстве с Богом. В
Боге для человека открывается Всеединство,
абсолютная полнота бытия, которую человек
не может обрести в себе. История есть
процесс Боговоплощения.
Философские идеи в творчестве Ф.М.Достоевского
Одной из особенностей русской философской
мысли было то, что она развивалась через
творчество не только "чистых" философов,
вроде И.Киреевского, А.Хомякова, В.Соловьёва,
но и в работах классиков русской художественной
литературы. Одним из самых талантливых
из них, несомненно, был Ф.М.Достоевский.
И отечественные и зарубежные исследователи
единодушно считают Достоевского видным
философом-экзистенциалистом, разработавшим
свою концепцию человека и оказавшим влияние
на многих, в том числе и на западных, мыслителей.
В частности, совсем недавно, исследователи
Ницше, нашли в архиве последнего подробные
записки и комментарии к "Братьям Карамазовым"
Достоевского - самому, пожалуй, глубокому
и философскому роману писателя.
Главная проблема творчества Достоевского
- поведение человека в условиях, когда
бытие Бога проблематично. "Что есть
человек без Бога, то есть без высочайшей
нравственной инстанции"? "Какие
факторы, силы влияют на развитие человека"?
- Эти вопросы стоят в центре творчества
мыслителя, которое разделяют на два периода:
"до-каторжный" и "после-каторжный".
В 1849 году Достоевский, известный как автор
повестей "Белые ночи", "Униженные
и оскорбленные", за участие в организации
Петрашевского, был приговорён к расстрелу
с заменой на каторжные работы. После возвращения
с каторги в 1859 году он заявляет о себе
как писатель, уверенный в том, что никакие
социальные преобразования не изменят
человека, его природы.
Достоевский много рассуждал о судьбе
России в контексте судьбы Запада, писал
статьи на злобу дня
Главные труды Достоевского
* "Записки из мёртвого дома" - 1861-1862;
* "Записки из подполья" - 1864;
* "Зимние заметки о летних впечатлениях"
- 1863;
* "Преступление и наказание" - 1866;
* "Игрок" - 1866;
* "Идиот" 1868;
* "Бесы" - 1871-1872;
* "Братья Карамазовы" - 1880;
* "Дневник писателя"- 1873-1881.
Сущность учения Достоевского о человеке
В центре внимания Достоевского - внутренний
мир отдельного человека, в душе которого
сталкиваются противоположные моральные
силы. Что заставляет его поступать так
или иначе, творить добро или зло? Вывод
один: тотальный нигилизм, отрицание нравственных
Абсолютов, приводит к бесовству, к потере
человеческого облика. Достоевский убеждён,
что только через личные страдания человек
может возвыситься до понимания необходимости
любви к ближнему и до веры в Бога.
Философия "Общего дела" Н.Ф.Федорова
Николаю Федоровичу Фёдорову (1828-1903) принадлежит
особое место в развитии русской религиозной
философии: традиционные проблемы русской
мысли он пытался поставить и решить, опираясь
не только на религиозную православную
традицию, но и на достижения современного
ему естествознания. Главное в учении
Фёдорова - это его мысль о том, что, используя
новейшие научные открытия, изменив социальные
отношения, можно добиться "воскрешения"
всех умерших. Не метафорического, и не
в потустороннем мире, а на этой земле.
Философские и "технические" аспекты
этого воскрешения Фёдоров изложил в главном
своём труде - "Философия общего дела"
- вышедшем после смерти философа в 1903
году. Ввиду религиозной подоплеки учения
Фёдорова, его долгое время замалчивали
и лишь несколько лет назад был переиздан
его главный труд и появились первые исследования
его творчества.
Сущность философии "Общего дела"
Исходный пункт философии "Общего дела"
- убеждённость в том, что нынешняя жизнь
людей характеризуется как "небратская",
состоящая из непрерывного уничтожения
народами друг друга, вытеснения старшего
поколения младшим, проникнутая духом
вражды. Вместе с тем, идеал общественной
и личной жизни дан уже в Евангелии, нужно
лишь предпринять усилия для реализации
этого идеала, ликвидировать все социальные
и природные препятствия, стоящие на пути
преобразования жизни.
Главная причина бедственного положения
людей - в их зависимости от законов природы,
подчинённой конечности и смерти. Люди
вынуждены заботиться в первую очередь
о выживании, что приводит к эгоизму и
самоизоляции. Для преодоления этого состояния
люди должны осознать, что главный их противник
- природа, и для покорения её нужно объединяться.
Нравственным долгом живущих ныне людей
Фёдоров объявляет воскрешение всех ранее
умерших, возвращение жизни, отнятой у
наших предков людьми или природой. Смерть
- это явление временное, имеющее место
из-за разделённости и невежества людей.
В деле "воскрешения" умерших центральное
место отводится науке и учёным, которые
должны преодолеть созерцательность и
заняться конкретной работой.
Когда с голодом и стихийными бедствиями
будет покончено, люди смогут сосредоточиться
на более возвышенных задачах, и построят
психократическое общество, в основе которого
будет лежать принцип всеобщей родственности.
Религиозно-философский Ренессанс в России
в начале ХХ века
Социально-политические трансформации,
произошедшие в России в начале XX века
и вылившиеся в революционные выступления
1905-1907 годов, затронули и сферу духовной
жизни. Наиболее значительным явлением
здесь было радикальное реформаторское
движение в религиозно-философской области,
получившее название "нового религиозного
сознания". Сущность этого движения
- в критике исторического христианства.
"Новое религиозное сознание" возникло
из глубокого недовольства существующими
формами культуры, которые, по мнению интеллектуалов,
объединившихся в "Религиозно-философское
собрание", были враждебны человеку,
"омертвляли" жизнь. В качестве преодоление
кризиса предлагалось, в частности, создать
"новую религию" за счёт синтеза античного
язычества и первоначального христианства.
Основные представители этого движения:
Д.С.Мережковский, Н.А.Бердяев, З.Н.Гиппиус,
В.В.Розанов. Духовным центром религиозно-философского
Ренессанса считают Религиозно-философские
собрания в Петербурге в 1901-1903 годах.
Основные черты религиозно-философского
Ренессанса
* Символизм, то есть стремление выразить
внутреннюю полноту жизни с помощью таки,
присущих, прежде всего поэзии, свойств,
как метафоричность, иносказательность.
И религия и современное натуралистическое
искусство, по мысли символистов, "убили
Бога Живого". Именно символический
синтез позволит, по мнению деятелей "нового
религиозного сознания", религиозно
осмыслить глубину человеческого бытия.
* Антисекуляризм, проявившийся в негативном
отношении к историческому, но не к первоначальному
христианству.
* Революционно-мистические настроения,
выступающие в качестве движущей силы
обновления. Мистический характер революционных
настроений проявляется в том, что изменению
подлежат не внешние формы жизни, а сознание.
* Индивидуализм: стремление отыскать
личность Бога, тайну личностного бытия.
* Попытка подняться над борьбой политических
партий, выработать некий "третий"
путь в политике, искусстве, философии.
* Апология творческого начала в человеке,
утверждения о том, что только творчество
может возвысить человека, реализовать
потенциал его свободы.
Философское творчество Н.А.Бердяева
Бердяева по праву можно считать вторым,
после Владимира Соловьёва, систематиком
русской философии. Он эволюционировал
в своих философских симпатиях от марксизма
к религиозному экзистенциализму. Творчество
Бердяева делится на два периода: российский
и зарубежный. Первый, российский период
деятельности философа, характеризуется
работой по пропаганде марксизма, а в начале
века - активным участием в работе Религиозно-философского
собрания в Санкт-Петербурге. Уже в десятых
годах появляются первые труды, свидетельствующие
о переходе Бердяева на позиции экзистенциализма.
После высылки из России в 1922 году, Бердяев
пишет ряд трудов, сделавших его известным.
Чаще всего философию этого мыслителя
называют "персоналистической метафизикой".
Наиболее важные работы Бердяева
* "Новое религиозное сознание и общественность"
- 1907;
* "Философия свободы" - 1911;
* "Смысл творчества" - 1916; "Философия
неравенства" - 1923;
* "Смысл истории" - 1923;
* "Философия свободного духа, христианская
проблематика и апологетика" - 1929;
* "Судьба человека" (Опыт парадоксальной
этики) - 1931;
* "Дух и реальность основания божественно-человеческой
реальности" - 1937;
* "Рабство и свобода человека (Опыт
философии персонализма)" - 1939;
* "Опыт эсхатологической метафизики"
- 1947.
Философия свободы Н.А.Бердяева
Философию Бердяева считают экзистенциально
заострённой из-за того, что главной её
проблемой он объявил выяснение смысла
бытия в перспективе человеческого существования.
Мир имеет смысл лишь постольку, поскольку
есть человек. Главная экзистенциальная
категория у Бердяева - свобода, которую
он понимает достаточно оригинально. Свобода
имеет вне-бытийную природу: она существовала
ещё до самого бытия, до Бога, вообще - до
разделения мира на определённости. Бердяев
различал три вида свободы:
* Первичную иррациональную свободу, то
есть чистую произвольность.
* Рациональную свободу, то есть исполнение
морального долга.
* Свободу в Боге.
Бердяев убежден, что подлинная свобода
ничем не ограничена, она не может контролироваться
даже Богом, ибо она первее Бога. Свобода
может быть направлена как на добрые, так
и на злые поступки. Только нравственный
закон и вера в Бога могут направить свободную
деятельность в русло добра.
Учение Бердяева об объективации
Бердяев считал, что основная коллизия,
лежащая в основе бытия - это столкновение
Духа и природы. Фундаментальной установкой
духа является объективация - одна из центральных
категорий философии Бердяева. Объективация
- это отчуждение духа от самого себя, "выбрасывание"
его вовне, в мир пространственно-временной
и причинной детерминации. Объективация
- это характеристика духа в его падшем
состоянии. Признаки мира объективации
по Бердяеву:
* Отчуждённость субъекта от объекта.
* Растворение индивидуального, личного,
в общем, универсальном.
* Господство необходимости, внешней детерминации,
подавление свободы.
* "Усреднение" человека, приспособление
его к конкретности мира, к истории.
.
Объективация имеет две формы: природу
и историю. Преодоление объективации -
это цель истории, которая осуществляется
совместными усилиями Бога и человека.
Философия истории Бердяева
Цель философии истории, полагал Бердяев,
в том, чтобы выяснить сущность исторического
как особой реальности, существующей в
иерархии реальностей, из которых состоит
бытие. История началась с грехопадения,
тайна которого - в свободе человека. Начало
истории связано с качественными изменениями
всего бытия, которое подверглось объективации,
стало испорченным, обусловленным. Поэтому
и появилась история как длительный процесс
очеловечивания, как болезнь бытия, имеющая
свою хронологию.
История мира началась, по Бердяеву, со
зла, со свободного выбора человека. Совершенный
мир не нуждается в истории, ибо он не развивается.
Философия истории связана с эсхатологией,
то есть с учением о конце истории. После
завершения истории мир вступит в такую
высокую действительность, в такую сферу,
где трагическая судьба человеческого
бытия разрешится. Все конфликты между
духом и природой, личностью и обществом,
прекратятся. Все попытки разрешить проблемы
истории "изнутри" заканчиваются
ничем, потому что это невозможно в принципе.
История имеет смысл лишь в том случае,
если предполагается её завершение.
Историческая схема Бердяева особой оригинальностью
не отличается, ибо повторяет христианскую
философию истории и связана со специфическим
толкованием основных догматов христианства.
Философия истории Бердяева включает
онтологию и теорию познания и представляет
теоретическую ценность, ибо систематически
разработанных концепций истории не так
уж и много.
Философия "Русского зарубежья"
Во время революции, а также после окончания
Гражданской войны в России, большая часть
русских философов, по своей или чужой
воле, оказалась за границей. В числе изгнанных
оказались: Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, С.Л.Франк,
Г.П.Фёдоров, Г.Ф.Флоровский. Находясь в
эмиграции эти мыслители не прекратили
свою философскую деятельность, а напротив,
создали оригинальное направление в русской
мысли, получившее название "философии
русского зарубежья", которое привлекло
внимание Запада к русской философии.
Философия "русского зарубежья" не
имела тематического и содержательного
единства, однако всех философов объединяла
одна задача: осознать произошедшие с
Россией изменения, оценить их в контексте
"русской идеи" и попытаться выработать
отношение к Советской России.
В философии "зарубежья" выделяют
три основных направления:
* Философия антикоммунизма.
* Христианский социализм.
* Философия "евразийства".
Философия "русского зарубежья" просуществовали
20-30-е годы, а затем, как организованное
движение, сошла на нет. Хотя последний
её видный представитель, Н.О.Лосский,
умер в 1965 году.
Философия антикоммунизма
Антикоммунистическая направленность
была характерна почти для всех русских
философов, однако у некоторых из них идея
коммунизма получила специальное толкование.
Казалось бы, проповедуемые коммунизмом
идеалы справедливости и благополучия
не могут быть предметом критики. Но это
не так. Н.Бердяев и С.Л..Франк подвергли
сомнению базисный принцип коммунизма
и социализма: возможность улучшения человека
за счёт "внешних" мероприятий, то
есть путём социальных и экономических
реформ и революций. Попытки установить
всеобщее равенство разрушают такой основополагающий
принцип бытия, как иерархия. Пока человек
не пройдёт необходимый отрезок самосовершенствования
духа, бессмысленно проводить социальные
преобразования. Поэтому коммунизм и социалистическое
строительство в России, по мнению этих
философов, обречены.
Философия христианского социализма
Идеологами "христианского социализма"
считаются такие деятели русского зарубежья,
как С.Н.Булгаков и Г.П.Федотов. Они утверждали,
что социализм, строящийся в России, не
имеет ничего общего с настоящим социализмом,
который может быть только христианским.
Социализм Маркса - это проявление "человекобожия"
и кара за грехи исторического христианства.
Чтобы как-то нейтрализовать последствия
реального социализма, христианская церковь
должна активно участвовать в культурном
процессе и в социальной жизни.
Философия евразийства
Евразийство как социально-политическое
учение, появилось в начале 20-х годов нашего
столетия. Его манифестами считают работу
С.Н.Трубецкого "Европа и человечество"
и сборник статей "Исход к Востоку. Предчувствия
и свершения. Утверждения евразийцев".
Центральная тема этих работ - всемирно-историческое
призвание России в связи с гибелью европейской
культуры в результате I-й мировой войны.
По утверждению евразийцев, необходима
переоценка всех ценностей, принципиально
новый взгляд на историю и будущее человечества.
Само название течения говорит о его содержании:
дальнейшую разработку "русской идеи"
теоретики евразийства вели исходя из
евроазиатского положения России и из
того факта, что на её историю и культуру
оказали влияние как Восток, так и Запад.
После того, как европоцентризм потерпел
историческое и культурное фиаско, роль
мессии выпадает на Россию именно из-за
её евроазиатского статуса. К наиболее
видным деятелям евразийства относят
С.Н.Трубецкого, Г.В.Флоровского, П.Н.Савицкого,
П.П.Сувчинского, Л.П.Карсавина, Г.В.Вернадского.
Евразийцы, для пропаганды своих взглядов,
издавали альманах "Евразийская хроника"
и еженедельную газету "Евразия".
Основные черты философии евразийства
* Евразийцев ни в коем случае нельзя считать
продолжателями славянофильства. Они
отвергали как чисто западническую, так
и чисто славянофильскую перспективу
изучения России и прогнозирования её
будущего. История и будущее России понятны
только из евразийской перспективы, причём
с явной симпатией в сторону азиатской
составляющей.
* Евразийцы принципиально иначе, чем традиционная
историография, оценили прошлое России,
в особенности роль монголо-татарских
завоеваний Руси. Это благо, что нас завоевали
татары, а не поляки или шведы, ибо татары
не вмешивались в духовную жизнь, не пытались
искоренить Православие - душу России
- и более того, внесли элемент государственной
организации и порядка;
* Культуру евразийцы понимали как органическое
и специфическое единство, симфонию разнообразных
элементов. Единого процесса развития
культуры не существует. Но идеала культурный
процесс достигает в Церкви. Православная
же Церковь есть идеал церковного устройства.
Поэтому основания культуры и Православия
совпадают;
* Учение о государстве занимает особое
место в евразийской концепции. Государство
должно быть сильным и жестоким, охватывать
всю жизнь. Такой тип государства называется
"идеократическим", ибо он основан
на идеологическом единстве с народом.
Философия в СССР в 20-80-е годы ХХ века
Программным документом, определяющим
статус философии в Советской России,
можно считать работу В.И.Ленина "О значении
воинствующего материализма", в которой
определены основные философские проблемы,
подлежащие разработке. Философия, по
мысли вождя, это, прежде всего, диалектический
и исторический материализм, на основе
которых можно создать цельную систему
философского знания. Основные задачи,
стоявшие перед советскими философами: