Русский философ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:04, реферат

Описание

Владимир Сергеевич Соловьев родился 16 января 1853 года в семье известного русского историка, профессора Московского университета Сергея Михайловича Соловьева. Его отец принадлежал по линии предков к крестьянскому сословию, мать была родом из старинной малороссийской семьи, где сплелись украинские и польские корни, интересно, что из этой же семьи вышел видный украинский философ Григорий Сковорода.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….2

Идея всеединства - центральная идея философии В. Соловьева...…3

Русская идея в философии В. Соловьева…………………………………7

Общие черты социально-исторических изысканий………………......10

Заключение…………………………………………………………………...15

Список использованной литературы……………………………………….18

Работа состоит из  1 файл

рефират философия.docx

— 41.72 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

 Введение…………………………………………………………………………………….2

 

 Идея всеединства - центральная  идея философии В. Соловьева...…3

 

 Русская идея в философии  В. Соловьева…………………………………7

 

 Общие черты социально-исторических  изысканий………………......10

 

 Заключение…………………………………………………………………...15

 

 Список использованной литературы……………………………………….18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 Владимир Сергеевич Соловьев  родился 16 января 1853 года в семье  известного русского историка, профессора  Московского университета Сергея  Михайловича Соловьева. Его отец  принадлежал по линии предков  к крестьянскому сословию, мать  была родом из старинной малороссийской  семьи, где сплелись украинские  и польские корни, интересно,  что из этой же семьи вышел  видный украинский философ Григорий  Сковорода. Образование Соловьев получил в Первой Московской гимназии, затем учился на физико-математическом факультете Московского университета, в 1872 году, по его собственным словам, он "вышел” из этого факультета и стал вольнослушателем историко-филологического факультета, экстерном сдал все экзамены, в том числе и кандидатские по курсу историко-филологического факультета уже через год и поступил вольнослушателем в Московскую духовную академию. В 1874 году он защитил магистерскую диссертацию в Санкт-Петербургском университете по теме “Кризис западной философии (против позитивистов)”. Этой защитой Владимир Соловьев заявил о себе как о зрелом самостоятельном ученом (хотя ему был всего 21 год). По возвращении в Москву он был избран доцентом Московского университета по кафедре философии, но через полгода после этого отправился в путешествие по святым местам в надежде обрести собственный мистический опыт озарения. В дороге его ограбили, и он вынужден был вернуться и возобновить чтение лекций. В 1877 году Владимир Сергеевич оставил службу в университете. В 1880 году защитил в Санкт-Петербурге в качестве докторской диссертации свой труд “Критика отвлеченных начал” и начал чтение лекций в Санкт-Петербургском университете. Уже в первых философских работах Владимира Соловьева в центре стоял вопрос об отношении Запада и Востока - противопоставление западной и восточной традиций философствования, религиозного мировоззрения, поиск внутреннего основания для всеобщего единства. Его богословские сочинения были в штыки приняты официальной православной церковью, ему было запрещено после опубликования “Религиозных основ жизни” печатать религиозно-богословские произведения. В. Соловьев в 80-е годы активно занимается публицистической деятельностью, принимая участие в полемике “западников” и “славянофилов”. В 1891 году он становится редактором философского отдела в большом энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона, помимо редакторской работы он был автором ряда крупных статей, трудился над переводом Платона, начал работу над циклом философских трактатов, излагающих его систему философии, открывающихся работой “Оправдание добра”. К сожалению, кроме этой работы ни одна больше не вышла, т.к. неожиданно в расцвете творческих сил Владимир Соловьев умер 30 июля 1900 года в возрасте 47 лет. Он похоронен рядом с отцом в Новодевичьем монастыре в Москве.

 

 После него осталось собрание  сочинений в 10 томах, не считая  религиозно-философских работ, вышедших  во Франции на французском  языке, три тома переписки и  один том стихов.

 

 Владимиру Соловьеву принадлежит  особое место в истории русской  философии. Он стал родоначальником  целого направления, школы русской  идеалистической философии, вслед  за которым шли Н. Бердяев,  П. Флоренский и другие. Его  роль в развитии отечественной  философской мысли сравнима с  ролью Гегеля в немецкой философии  или с ролью Аристотеля в  античной, поэтому трудно переоценить  значение его творчества для  национальной и мировой культуры.

 

Идея всеединства – центральная идея

 философии В. Соловьева

 

 В философии термином “онтология”  обозначается учение о бытии,  а “гносеология” – учение  о познании. В философии Соловьева,  как и в учении Гегеля, онтология  и гносеология, бытие и познание  неразделимы и опираются на единую основу.

 Идея всеединства является  центральной в философии В.  Соловьева, поэтому всю его  систему часто называют философией  всеединства. Она оказалась для  него столь значительной по  многим причинам, одна из них  – обостренно бережное отношение  философа к культуре, стремление  сохранить в ней все лучшее, добытое, не потерять, не утратить  приобретенное. По словам Н.  Бердяева, было даже совсем непонятно, “почему такой воздушный, напочвенный, не земляной человек оправдывает все историческое, из почвы выросшее с землей связанное”. В философии всеединства речь шла о единении Бога и человека; идеальных и материальных начал; единого и множественного; рационального, эмпирического и религиозно-мистического знания; нравственности, науки, религии, эстетики.

 

 Создавая новую синтетическую  философию, Соловьев обратился  к анализу предшествующей философской.  Он не отказывает ни одной  теории в праве на существование,  по словам Н. Бердяева он  “все оправдывает и все обосновывает, всему находит место”.

 

 Философия, по мнению Соловьева,  возникает в период напряженного  кризиса, когда религиозная социальная  роль не разрывает человеческое  общество, сознание. Родиной ее он  считал Древнюю Индию, где появление  ее было ознаменовано тезисом:  “Все едино”. Идея всеединства  есть та цементирующая основа, которая предает целостность  всей философии, несмотря на  ее бесконечную вариативность  и разнообразие. Рационализм европейской  философии, хоть и односторонне, служил именно этой идее, способствуя  становления свободной личности, стремящейся к познанию. С панлогизмом  Гегеля, считает В. Соловьев, закончилась  история философского рационализма, который в сочетании с философским  натурализмом, материализмом и эмпиризмом  приблизил человека к пониманию  органического, всеобщего единства  природы, материи, духа и разума  с высшим божественным началом.  Человечество достигло такого  состояния, когда разорванность,  частичность в его собственном  бытии достигла предела, опасного  для будущего существования. Одновременно  односторонни философские учения, берущие начало то от духа, то от материи, то от умозрения  или эмпирии пришли, по мнению  Соловьева, к бесславному завершению, потеряв связь с жизнью и  уткнувшись в “абсолютное ничто”.

 

 Очевидно настало время новой философии, когда опираясь на достижения односторонних, частичных учений, можно создать философию, охватывающую все жизненно важные сферы бытия и способную постичь их в органическом единстве. Именно такую философию создавал Владимир Соловьев, опираясь на традиции христианства, хотя его трактовка христианского вероучения, как уже говорилось, весьма отличалась от официальной.

 

 Его философия начинается  с понятия не бытия, а сущего. Позиция Соловьева явно противостоит  Гегелю. Понятие бытия - пустое  для Соловьева, т.к. включает  в себя лишь противопоставление  небытию, поэтому строить философскую  конструкция можно только на  содержательно богатом фундаменте, а именно, на понятии сущего, абсолютного  первоначала, которое “имеет  в себе положительную силу  бытия”. Абсолютное начало Соловьев  называет абсолютно-сущим, свободно-сущим  Богом. “... божественное начало является здесь (в мировом процессе) как действующая сила абсолютной идеи, стремящейся реализоваться или воплотиться в хаосе разрозненных элементов... мировая душа, как сила пассивная, как чистое стремление, первоначально не знает, к чему стремиться, т.е. не обладает идеей всеединства, божественный же Логос, как начало положительное, как сила действующая и образующая, в самом себе имеет и дает мировой душе идею всеединства как определяющую форму”. Фактически речь идет о новом способе обоснования идеи креационизма (творения Богом мира), которая всегда лежала в основе онтологических взглядов религиозных мыслителей. Абсолютное начало мира есть Бог, он же источник его единства, так можно пояснить это положение Соловьева. Природа истинно-сущего, которое будучи началом бытия, заключает в себе все бытие, поэтому единичное удерживает множественное, цельное - частное. В Абсолютном сущем, по мысли Соловьева, содержаться два центра – абсолютное начало, как таковое, и первоматерия. Эта идея сравнима с идеей Аристотеля о форме и материи, как двух первоосновах бытия. Однако Соловьев иначе понимает соотношение этих двух начал, а точнее двух сторон всеобщего первоначального единства. Для первоматерии, выражающей начало многообразия, вводится понятие София (мудрость). Первоматерия, разумеется, не имеет ничего общего с тем, что современные ученые называют материей. Включенная в абсолют, она не может быть ничем иным, как мировой душой. София, отождествленная с мировой душой, способна не только на должное развертывание заложенных в ней потенций, но и на искажения, если мировая душа вдруг увлечется излишней самостоятельностью и уклониться от объединяющего воздействия Логоса. Эти собственно и объясняется несовершенство мира. София - это преимущественно материя абсолютно-сущего, прошедшая путь, на котором она максимально реализовала свойственное ей многообразие и вместе с тем одухотворялась, прониклась началом единства, обожествилась. София в таком значении является одним из центральных понятий онтологической концепции Соловьева. “ София есть тело Божие, материя божества, проникнутое началом божественного единства. Осуществляющий в себе или носящий это единство Христос, как цельный божественный организм – универсальный и индивидуальный вместе, – есть Логос и София”. У Софии, являющейся как бы представительницей материального мира, но мира устремленного к духовному единству и совершенству, особое место принадлежит идее человека. “София есть идеальное совершенно человечества”, - пишет Соловьев. Но София - неразрывная часть Абсолюта и Бога, ибо без нее нет деятельности Бога. В Философии Соловьева человек “совечен” Богу, он отрицает утверждение, что Бог может существовать и без человека. Здесь речь идет не о человеке, как биологическом виде, он появился в процессе эволюции, а о человеке как идее бытия, которая заложена в самой основе мира в целом. Софийный идеальный человек принадлежит вечности, а она ему, поэтому он едино с Богом.

 

 Разорванное эмпирическое существование  человека противопоставляет человека  человеку, человека природе, скрывая  от нас подлинную сущность  человеческого бытия, а именно, бытия в Боге, в Абсолюте, в  единстве. Для достижения всеединства  разобщенность абсолютно необязательно  рассматривать как непреодолимое  препятствие. В определенном смысле  она даже необходима для истинного  плодотворного всеединства, которое  предполагает синтез многогранных, многокачественных индивидуальностей. Поэтому процесс дифференциации, отделения элементов от единосущего очень нужен для плодотворного синтеза, и полезен до тех пор, пока он не угрожает хаосом и полным небытием.

 

 Принципы онтологии, которые  лежат в основе философской концепции Владимира Соловьева неразрывно связаны с его гносеологическим учением. В своей основе единство онтологии и гносеологии у Соловьева базируется на платоновской идее единства истины, добра и красоты. “... благо истина и красота суть различные образы или виды единства, под которыми для абсолютного является его содержание, или все, – или три различные стороны, с которых абсолютно-сущее сводит все к единству... всякое внутреннее единство... есть любовь”.

 

 На основе этой идеи Соловье  разрабатывает концепцию целостного  знания, которое предполагает постепенный  синтез религии, философии, науки.  Процесс объединения происходит  сначала в рамках философии,  где достигается единство между  ее тремя направлениями: мистицизмом,  рационализмом и эмпиризмом. Каждое  из них представляет участников  будущего универсального синтеза.  Главный смысл новой теории  познания – достичь понимания  универсального во всем объеме  его с сохранением индивидуального  во все его своеобразии.

 

 Органическая логика Соловьева  предлагает обратить внимание  на те формы познания, которые оставались на периферии рационалистических систем, а именно, на роль интуиции, непосредственного умственного созерцания. Эти формы знания близки мистическому и в то же время художественному видению мира, которое успешнее, чем понятийное мышление справляется с задачей охватить все в единстве. Интуиция и непосредственное умосозерцание должны стать связующими звеньями между научным, художественным и религиозным видением мира. В концепции цельного знания подробно прорабатывается мысль о единстве познавательной и этической деятельности (истина и добро). Соловьев считает, что невозможно без опоры на нравственность получит критерий истины. В нравственном сознании познающего заключено единственно стоящее свидетельство истинности полученных им результатов. Убедиться в их истинности со стороны, как правило, невозможно: безнравственное сознание легко находит убедительно звучащие аргументы в пользу своей мнимой истинности. Только высоконравственная личность познающего субъекта является гарантом истинности добытых им знаний. Органическая логика предусматривала, что для познания человеку необходим не только логический инструментарий, но и угол зрения, жизненная позиция.

 

 Человек в современном его  состоянии далеко отстоит от  центра всеединства, находясь  в периферийных его областях, где силы обособления, разъединения  преобладают над силами объединениями.  Периферийное сознание не в  состоянии охватить единый идеальный,  сущностной космос, возвысится до его понимания. Редкую возможность для этого предоставляют редкие вспышки вдохновения, озарения близки к тем, которые испытывают истинные художники, поэты, пророки. В такие моменты открывается подлинность мира, его единство. Среди вдохновенных чувств помогающих периферийному сознанию преодолеть его слепоту, первое место принадлежит любви. В ней запечатлен отблеск могущественных, всеохватывающих сил единения. В теории познания Соловьева, как и у Платона, в качестве одного из существенных элементов выступает Эрос. Благотворны даже низшие стадии любви, соединяющие разнополые существа и подтверждающие существование часто неосознаваемого единения. Но эта любовь является слабым и искаженным намеком на те возвышенные и всемогущие силы любви, которые господствуют в идеальном сущностном бытии, создавая его единство. Познание невозможно без любви, ощущаемой как стремление к достижению всеединства. Эгоистическая замкнутость противопоказана познающему субъекту, лишь его любовь и открытость другим людям, ко всему миру дают необходимый угол зрения для истинного понимания, формируют ту нравственную основу, без которой познание рано или поздно окажется бессильным, а то и опасным.

 

 Познание у Соловьева связано  с этикой, с эстетическими чувствами,  но, главным образом, с реальным  “собирательным творчеством”. Подобно искусству, идеал которого не в “предварении”, а в “осуществлении” – в подвиге Пигмалиона, оживившего камень, Орфея, потрясшего своды Аида – познание становится истинным и плодотворным, включаясь в реальное творчество - свободную “теургию”, как его называет Соловьев. В реальном творчестве преобразуются общество, земная природа, универсум. Средством для решения этих колоссальных проблем Соловьев предлагает единение свободно-нравственного человечества, развивающегося благодаря нравственному совершенствованию каждой личности и всего общества.

 

Русская идея в философии  Владимира Соловьева

 

 Владимиру Соловьеву принадлежит  заслуга теоретического обоснования  “русской идеи”, которая кратко  может быть охарактеризована  как идея богоизбранности русского народа. Что есть русская идея? Об этом он говорит в большой работе Национальный вопрос в России и ряде других работ, первая часть, которая вышла в 1888 году, а в 1989 появилась вторая часть этого сочинения. Находясь во Франции, Соловьев прочитал лекцию на тему “Русская идея”. “Идея нации, - сказал он в этой лекции, – есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности”. Соловьев уверен, что у каждой нации есть в мире свое предназначение, возложенное на нее Богом, или, как он его называет, ее “вселенская функция”, ибо человечество представляет собой некий большой организм ,где все части связаны воедино и только на первый взгляд может показаться, что одна из них может быть вполне самостоятельной и независимой. В чем же предназначение русского народа? Именно России отведена роль “строителя” Вселенской церкви, а русскому народу, в силу его промежуточного положения между Западом и Востоком, – роль основного, базисного народа для последующего всеобщего объединения народов. Истинная русская идея, считает Соловьев, – это идея, “засвидетельствованная религиозным характером народа, преобразованная и указанная важнейшими событиями и величайшими личностями нашей истории”.

Информация о работе Русский философ