Содержание
Введение…………………………………………………………………………………….2
Идея всеединства - центральная
идея философии В. Соловьева...…3
Русская идея в философии
В. Соловьева…………………………………7
Общие черты социально-исторических
изысканий………………......10
Заключение…………………………………………………………………...15
Список использованной литературы……………………………………….18
Введение
Владимир Сергеевич Соловьев
родился 16 января 1853 года в семье
известного русского историка, профессора
Московского университета Сергея
Михайловича Соловьева. Его отец
принадлежал по линии предков
к крестьянскому сословию, мать
была родом из старинной малороссийской
семьи, где сплелись украинские
и польские корни, интересно,
что из этой же семьи вышел
видный украинский философ Григорий
Сковорода. Образование Соловьев получил
в Первой Московской гимназии, затем учился
на физико-математическом факультете
Московского университета, в 1872 году, по
его собственным словам, он "вышел”
из этого факультета и стал вольнослушателем
историко-филологического факультета,
экстерном сдал все экзамены, в том числе
и кандидатские по курсу историко-филологического
факультета уже через год и поступил вольнослушателем
в Московскую духовную академию. В 1874 году
он защитил магистерскую диссертацию
в Санкт-Петербургском университете по
теме “Кризис западной философии (против
позитивистов)”. Этой защитой Владимир
Соловьев заявил о себе как о зрелом самостоятельном
ученом (хотя ему был всего 21 год). По возвращении
в Москву он был избран доцентом Московского
университета по кафедре философии, но
через полгода после этого отправился
в путешествие по святым местам в надежде
обрести собственный мистический опыт
озарения. В дороге его ограбили, и он вынужден
был вернуться и возобновить чтение лекций.
В 1877 году Владимир Сергеевич оставил
службу в университете. В 1880 году защитил
в Санкт-Петербурге в качестве докторской
диссертации свой труд “Критика отвлеченных
начал” и начал чтение лекций в Санкт-Петербургском
университете. Уже в первых философских
работах Владимира Соловьева в центре
стоял вопрос об отношении Запада и Востока
- противопоставление западной и восточной
традиций философствования, религиозного
мировоззрения, поиск внутреннего основания
для всеобщего единства. Его богословские
сочинения были в штыки приняты официальной
православной церковью, ему было запрещено
после опубликования “Религиозных основ
жизни” печатать религиозно-богословские
произведения. В. Соловьев в 80-е годы активно
занимается публицистической деятельностью,
принимая участие в полемике “западников”
и “славянофилов”. В 1891 году он становится
редактором философского отдела в большом
энциклопедическом словаре Брокгауза
и Эфрона, помимо редакторской работы
он был автором ряда крупных статей, трудился
над переводом Платона, начал работу над
циклом философских трактатов, излагающих
его систему философии, открывающихся
работой “Оправдание добра”. К сожалению,
кроме этой работы ни одна больше не вышла,
т.к. неожиданно в расцвете творческих
сил Владимир Соловьев умер 30 июля 1900 года
в возрасте 47 лет. Он похоронен рядом с
отцом в Новодевичьем монастыре в Москве.
После него осталось собрание
сочинений в 10 томах, не считая
религиозно-философских работ, вышедших
во Франции на французском
языке, три тома переписки и
один том стихов.
Владимиру Соловьеву принадлежит
особое место в истории русской
философии. Он стал родоначальником
целого направления, школы русской
идеалистической философии, вслед
за которым шли Н. Бердяев,
П. Флоренский и другие. Его
роль в развитии отечественной
философской мысли сравнима с
ролью Гегеля в немецкой философии
или с ролью Аристотеля в
античной, поэтому трудно переоценить
значение его творчества для
национальной и мировой культуры.
Идея всеединства – центральная
идея
философии В. Соловьева
В философии термином “онтология”
обозначается учение о бытии,
а “гносеология” – учение
о познании. В философии Соловьева,
как и в учении Гегеля, онтология
и гносеология, бытие и познание
неразделимы и опираются на единую основу.
Идея всеединства является
центральной в философии В.
Соловьева, поэтому всю его
систему часто называют философией
всеединства. Она оказалась для
него столь значительной по
многим причинам, одна из них
– обостренно бережное отношение
философа к культуре, стремление
сохранить в ней все лучшее,
добытое, не потерять, не утратить
приобретенное. По словам Н.
Бердяева, было даже совсем непонятно,
“почему такой воздушный, напочвенный,
не земляной человек оправдывает все историческое,
из почвы выросшее с землей связанное”.
В философии всеединства речь шла о единении
Бога и человека; идеальных и материальных
начал; единого и множественного; рационального,
эмпирического и религиозно-мистического
знания; нравственности, науки, религии,
эстетики.
Создавая новую синтетическую
философию, Соловьев обратился
к анализу предшествующей философской.
Он не отказывает ни одной
теории в праве на существование,
по словам Н. Бердяева он
“все оправдывает и все обосновывает,
всему находит место”.
Философия, по мнению Соловьева,
возникает в период напряженного
кризиса, когда религиозная социальная
роль не разрывает человеческое
общество, сознание. Родиной ее он
считал Древнюю Индию, где появление
ее было ознаменовано тезисом:
“Все едино”. Идея всеединства
есть та цементирующая основа,
которая предает целостность
всей философии, несмотря на
ее бесконечную вариативность
и разнообразие. Рационализм европейской
философии, хоть и односторонне,
служил именно этой идее, способствуя
становления свободной личности,
стремящейся к познанию. С панлогизмом
Гегеля, считает В. Соловьев, закончилась
история философского рационализма,
который в сочетании с философским
натурализмом, материализмом и эмпиризмом
приблизил человека к пониманию
органического, всеобщего единства
природы, материи, духа и разума
с высшим божественным началом.
Человечество достигло такого
состояния, когда разорванность,
частичность в его собственном
бытии достигла предела, опасного
для будущего существования. Одновременно
односторонни философские учения,
берущие начало то от духа,
то от материи, то от умозрения
или эмпирии пришли, по мнению
Соловьева, к бесславному завершению,
потеряв связь с жизнью и
уткнувшись в “абсолютное ничто”.
Очевидно настало время новой философии,
когда опираясь на достижения односторонних,
частичных учений, можно создать философию,
охватывающую все жизненно важные сферы
бытия и способную постичь их в органическом
единстве. Именно такую философию создавал
Владимир Соловьев, опираясь на традиции
христианства, хотя его трактовка христианского
вероучения, как уже говорилось, весьма
отличалась от официальной.
Его философия начинается
с понятия не бытия, а сущего.
Позиция Соловьева явно противостоит
Гегелю. Понятие бытия - пустое
для Соловьева, т.к. включает
в себя лишь противопоставление
небытию, поэтому строить философскую
конструкция можно только на
содержательно богатом фундаменте,
а именно, на понятии сущего, абсолютного
первоначала, которое “имеет
в себе положительную силу
бытия”. Абсолютное начало Соловьев
называет абсолютно-сущим, свободно-сущим
Богом. “... божественное начало является
здесь (в мировом процессе) как действующая
сила абсолютной идеи, стремящейся реализоваться
или воплотиться в хаосе разрозненных
элементов... мировая душа, как сила пассивная,
как чистое стремление, первоначально
не знает, к чему стремиться, т.е. не обладает
идеей всеединства, божественный же Логос,
как начало положительное, как сила действующая
и образующая, в самом себе имеет и дает
мировой душе идею всеединства как определяющую
форму”. Фактически речь идет о новом
способе обоснования идеи креационизма
(творения Богом мира), которая всегда
лежала в основе онтологических взглядов
религиозных мыслителей. Абсолютное начало
мира есть Бог, он же источник его единства,
так можно пояснить это положение Соловьева.
Природа истинно-сущего, которое будучи
началом бытия, заключает в себе все бытие,
поэтому единичное удерживает множественное,
цельное - частное. В Абсолютном сущем,
по мысли Соловьева, содержаться два центра
– абсолютное начало, как таковое, и первоматерия.
Эта идея сравнима с идеей Аристотеля
о форме и материи, как двух первоосновах
бытия. Однако Соловьев иначе понимает
соотношение этих двух начал, а точнее
двух сторон всеобщего первоначального
единства. Для первоматерии, выражающей
начало многообразия, вводится понятие
София (мудрость). Первоматерия, разумеется,
не имеет ничего общего с тем, что современные
ученые называют материей. Включенная
в абсолют, она не может быть ничем иным,
как мировой душой. София, отождествленная
с мировой душой, способна не только на
должное развертывание заложенных в ней
потенций, но и на искажения, если мировая
душа вдруг увлечется излишней самостоятельностью
и уклониться от объединяющего воздействия
Логоса. Эти собственно и объясняется
несовершенство мира. София - это преимущественно
материя абсолютно-сущего, прошедшая путь,
на котором она максимально реализовала
свойственное ей многообразие и вместе
с тем одухотворялась, прониклась началом
единства, обожествилась. София в таком
значении является одним из центральных
понятий онтологической концепции Соловьева.
“ София есть тело Божие, материя божества,
проникнутое началом божественного единства.
Осуществляющий в себе или носящий это
единство Христос, как цельный божественный
организм – универсальный и индивидуальный
вместе, – есть Логос и София”. У Софии,
являющейся как бы представительницей
материального мира, но мира устремленного
к духовному единству и совершенству,
особое место принадлежит идее человека.
“София есть идеальное совершенно человечества”,
- пишет Соловьев. Но София - неразрывная
часть Абсолюта и Бога, ибо без нее нет
деятельности Бога. В Философии Соловьева
человек “совечен” Богу, он отрицает
утверждение, что Бог может существовать
и без человека. Здесь речь идет не о человеке,
как биологическом виде, он появился в
процессе эволюции, а о человеке как идее
бытия, которая заложена в самой основе
мира в целом. Софийный идеальный человек
принадлежит вечности, а она ему, поэтому
он едино с Богом.
Разорванное эмпирическое существование
человека противопоставляет человека
человеку, человека природе, скрывая
от нас подлинную сущность
человеческого бытия, а именно,
бытия в Боге, в Абсолюте, в
единстве. Для достижения всеединства
разобщенность абсолютно необязательно
рассматривать как непреодолимое
препятствие. В определенном смысле
она даже необходима для истинного
плодотворного всеединства, которое
предполагает синтез многогранных,
многокачественных индивидуальностей.
Поэтому процесс дифференциации, отделения
элементов от единосущего очень нужен
для плодотворного синтеза, и полезен
до тех пор, пока он не угрожает хаосом
и полным небытием.
Принципы онтологии, которые
лежат в основе философской концепции
Владимира Соловьева неразрывно связаны
с его гносеологическим учением. В своей
основе единство онтологии и гносеологии
у Соловьева базируется на платоновской
идее единства истины, добра и красоты.
“... благо истина и красота суть различные
образы или виды единства, под которыми
для абсолютного является его содержание,
или все, – или три различные стороны,
с которых абсолютно-сущее сводит все
к единству... всякое внутреннее единство...
есть любовь”.
На основе этой идеи Соловье
разрабатывает концепцию целостного
знания, которое предполагает постепенный
синтез религии, философии, науки.
Процесс объединения происходит
сначала в рамках философии,
где достигается единство между
ее тремя направлениями: мистицизмом,
рационализмом и эмпиризмом. Каждое
из них представляет участников
будущего универсального синтеза.
Главный смысл новой теории
познания – достичь понимания
универсального во всем объеме
его с сохранением индивидуального
во все его своеобразии.
Органическая логика Соловьева
предлагает обратить внимание
на те формы познания, которые оставались
на периферии рационалистических систем,
а именно, на роль интуиции, непосредственного
умственного созерцания. Эти формы знания
близки мистическому и в то же время художественному
видению мира, которое успешнее, чем понятийное
мышление справляется с задачей охватить
все в единстве. Интуиция и непосредственное
умосозерцание должны стать связующими
звеньями между научным, художественным
и религиозным видением мира. В концепции
цельного знания подробно прорабатывается
мысль о единстве познавательной и этической
деятельности (истина и добро). Соловьев
считает, что невозможно без опоры на нравственность
получит критерий истины. В нравственном
сознании познающего заключено единственно
стоящее свидетельство истинности полученных
им результатов. Убедиться в их истинности
со стороны, как правило, невозможно: безнравственное
сознание легко находит убедительно звучащие
аргументы в пользу своей мнимой истинности.
Только высоконравственная личность познающего
субъекта является гарантом истинности
добытых им знаний. Органическая логика
предусматривала, что для познания человеку
необходим не только логический инструментарий,
но и угол зрения, жизненная позиция.
Человек в современном его
состоянии далеко отстоит от
центра всеединства, находясь
в периферийных его областях,
где силы обособления, разъединения
преобладают над силами объединениями.
Периферийное сознание не в
состоянии охватить единый идеальный,
сущностной космос, возвысится до его
понимания. Редкую возможность для этого
предоставляют редкие вспышки вдохновения,
озарения близки к тем, которые испытывают
истинные художники, поэты, пророки. В
такие моменты открывается подлинность
мира, его единство. Среди вдохновенных
чувств помогающих периферийному сознанию
преодолеть его слепоту, первое место
принадлежит любви. В ней запечатлен отблеск
могущественных, всеохватывающих сил
единения. В теории познания Соловьева,
как и у Платона, в качестве одного из существенных
элементов выступает Эрос. Благотворны
даже низшие стадии любви, соединяющие
разнополые существа и подтверждающие
существование часто неосознаваемого
единения. Но эта любовь является слабым
и искаженным намеком на те возвышенные
и всемогущие силы любви, которые господствуют
в идеальном сущностном бытии, создавая
его единство. Познание невозможно без
любви, ощущаемой как стремление к достижению
всеединства. Эгоистическая замкнутость
противопоказана познающему субъекту,
лишь его любовь и открытость другим людям,
ко всему миру дают необходимый угол зрения
для истинного понимания, формируют ту
нравственную основу, без которой познание
рано или поздно окажется бессильным,
а то и опасным.
Познание у Соловьева связано
с этикой, с эстетическими чувствами,
но, главным образом, с реальным
“собирательным творчеством”. Подобно
искусству, идеал которого не в “предварении”,
а в “осуществлении” – в подвиге Пигмалиона,
оживившего камень, Орфея, потрясшего
своды Аида – познание становится истинным
и плодотворным, включаясь в реальное
творчество - свободную “теургию”, как
его называет Соловьев. В реальном творчестве
преобразуются общество, земная природа,
универсум. Средством для решения этих
колоссальных проблем Соловьев предлагает
единение свободно-нравственного человечества,
развивающегося благодаря нравственному
совершенствованию каждой личности и
всего общества.
Русская идея в философии
Владимира Соловьева
Владимиру Соловьеву принадлежит
заслуга теоретического обоснования
“русской идеи”, которая кратко
может быть охарактеризована
как идея богоизбранности русского
народа. Что есть русская идея? Об этом
он говорит в большой работе Национальный
вопрос в России и ряде других работ, первая
часть, которая вышла в 1888 году, а в 1989 появилась
вторая часть этого сочинения. Находясь
во Франции, Соловьев прочитал лекцию
на тему “Русская идея”. “Идея нации,
- сказал он в этой лекции, – есть не то,
что она сама думает о себе во времени,
но то, что Бог думает о ней в вечности”.
Соловьев уверен, что у каждой нации есть
в мире свое предназначение, возложенное
на нее Богом, или, как он его называет,
ее “вселенская функция”, ибо человечество
представляет собой некий большой организм
,где все части связаны воедино и только
на первый взгляд может показаться, что
одна из них может быть вполне самостоятельной
и независимой. В чем же предназначение
русского народа? Именно России отведена
роль “строителя” Вселенской церкви,
а русскому народу, в силу его промежуточного
положения между Западом и Востоком, –
роль основного, базисного народа для
последующего всеобщего объединения народов.
Истинная русская идея, считает Соловьев,
– это идея, “засвидетельствованная религиозным
характером народа, преобразованная и
указанная важнейшими событиями и величайшими
личностями нашей истории”.