Самоопределение «Я» в поиске смысла жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 20:28, статья

Описание

В данной статье ставится целью возможное доказательство важнейшей (главенствующей) роли самоопределения «Я» в так называемом «смысле жизни».
Вопрос о смысле жизни, выступая глубинной основой человеческой мотивации, теснейшим образом связан с пониманием самой специфики человеческого существования, его природы и сущности. Проблема смысла жизни ставится там, где возникает вопрос о целостности жизни, о целом, о взаимосвязи ее начала и конца. Как проблема смысл жизни есть лишь для того, кто задал цель осмыслить свою линию жизни, свое поведение.

Работа состоит из  1 файл

Самоопределение «Я» в поиске смысла жизни.doc

— 43.00 Кб (Скачать документ)

Самоопределение «Я» в поиске смысла жизни.

Беляев  М.А.

Владимирский  государственный университет г. Владимир

     В данной статье ставится целью возможное  доказательство важнейшей (главенствующей) роли самоопределения «Я» в так  называемом «смысле жизни».

     Вопрос  о смысле жизни, выступая глубинной основой человеческой мотивации, теснейшим образом связан с пониманием самой специфики человеческого существования, его природы и сущности. Проблема смысла жизни ставится там, где возникает вопрос о целостности жизни, о целом, о взаимосвязи ее начала и конца. Как проблема смысл жизни есть лишь для того, кто задал цель осмыслить свою линию жизни, свое поведение.

     Современная ситуация существования выводит  проблему смысла жизни на иной уровень, связанный с осмыслением жизнеутверждающих начал цивилизации в эпоху глобализации. В связи с этим идея самореализации человека становится как никогда актуальной, что вполне правомерно в условиях, когда угроза человечеству выступает продуктом неразумного и бессмысленного поведения большинства людей.

     Многомерность феномена смысла жизни, как основания  самореализации человека, не исключает, а органично содержит в себе, наряду с рациональной, и иррациональную составляющую. В иррациональном контексте  смысл жизни, выступая в качестве самого глубокого или главного мотива человеческого существования, выражает не только разумную, но и неразумную, эмоционально-волевую сущность человеческого бытия. Поэтому смысл жизни не есть чисто «знаниевое» образование; его нельзя просто знать, а тем более доказать.

     Для того чтобы прийти к достаточно четкому  определению понятия необходимо с самого начала разграничить два  подхода к самоопределению: социологический и психологический. Это тем более важно, что достаточно часто происходит смешение этих подходов и привнесение специфически социологического подхода в психологическое исследование (и психологическое теоретизирование), что приводит к утрате собственно психологического содержания.

     С точки зрения социологического подхода к самоопределению, оно относится к поколению в целом; характеризует его вхождение в социальные структуры и сферы жизни. Не рассматривая здесь взаимосвязей и взаимоотношений социологии и психологии, методов исследования, укажем лишь, что по отношению к самоопределению, которое в социологии понимается как результат вхождения в некоторую социальную структуру и фиксация этого результата, психолога интересует в первую очередь процесс, т.е. психологические механизмы, которые обуславливают вообще какое бы то ни было вхождение индивида в социальные структуры. На основе этого критерия большинство имеющейся литературы по самоопределению относится к социологическому подходу; количество работ, в которых рассматриваются собственно психологические механизмы самоопределения, чрезвычайно ограничено.

     Методологические основы психологического подхода к проблеме самоопределения были заложены С.Л.Рубинштейном. Проблема самоопределения рассматривалась им в контексте проблемы детерминации, в свете выдвинутого им принципа - внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия: «Тезис, согласно которому внешние причины действуют через внутренние условия так, что эффект воздействия зависит от внутренних свойств объекта, означает, по существу, что всякая детерминация необходима как детерминация другим, внешним, и как самоопределение (определение внутренних свойств объекта)». В этом контексте самоопределение выступает как самодетерминация, в отличие от внешней детерминации; в понятии самоопределения, таким образом, выражается активная природа «внутренних условий». По отношению к уровню человека в понятии самоопределения для С.Л.Рубинштейна выражается самая суть, смысл принципа детерминизма: «смысл его заключается в подчеркивании роли внутреннего момента самоопределения, верности себе, не одностороннего подчинения внешнему». Более того, сама «специфика человеческого существования заключается в мере соотнесения самоопределения и определения другими (условиями, обстоятельствами), в характере самоопределения в связи с наличием у человека сознания и действия».

     Категориальное значение термина самоопределения сложилось в психологии, в философии это понятие пока не получилось четко определенного статуса, поэтому для определение философского статуса данного понятия необходимо изучение его категориального значения в психологии.

     Личностное самоопределение происходит на уровне ценностей. Ценность же принципиально вневременна; задавая человеку представление о будущем, она не соотносит его с временной осью, с хронологией, ибо та иная размерность- размерность «смыслового будущего» [М.М. Бахтин]. В сегодняшних нестабильных, быстро меняющихся условиях, человеку приходится нередко перестраивать всю смысловую сферу личности, что драматически проявляет себя в распаде профессионального «Я», в утрате смысла бытия, в чувстве потери себя.

     В психологическом плане самоопределившаяся личность - это «субъект, осознавший, что он хочет (цели жизненные планы, идеалы), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что он есть (свои личностные и физические свойства), что от него хочет или ждет коллектив, общество; субъект, готовый функционировать в системе общественных отношений». Самоопределение, таким образом, это «относительно самостоятельный этап социализации, сущность которого заключается в формировании у индивида осознания цели и смысла жизни, готовности к самостоятельной жизнедеятельности на основе соотнесения своих желаний, наличных качеств, возможностей и требований, предъявляемых к нему со стороны окружающих и общества» [1,65].

     С.Л. Рубинштейн проблему самоопределения  рассматривал в контексте проблемы детерминации: «всякая детерминация необходима как детерминация другим, внешним, и как самоопределение (определение внутренних свойств объекта)» [2]. Самоопределение выступает как самодетерминация, в отличие от внешней детерминации; в понятии самоопределения, таким образом, выражается активная природа «внутренних условий». Подчеркивается роль «внутреннего момента самоопределения, верности себе, неодностороннего подчинения внешнему». Более того, сама «специфика человеческого существования заключается в мере соотнесения самоопределения и определения другими (условиями, обстоятельствами), в характере самоопределения в связи с наличием у человека сознания и действия». Самоопределение, понимаемое как самодетерминация, представляет собой, собственно говоря, механизм социальной детерминации, которая не может действовать иначе, как будучи активно преломленной самим субъектом в этой детерминации.

     К.А. Абульханова-Славская, центральным  моментом самоопределения выделяет также самодетерминацию, собственную активность, осознанное стремление занять определенную позицию. По К.А.Абульхановой- Славской, самоопределение - это осознание личностью своей позиции, которая формируется внутри координат системы отношений. При этом она подчеркивает, что от того, как складывается система отношений (к коллективному субъекту, к своему месту в коллективе и другим его членам), зависит самоопределение и общественная активность личности [3, 94].

         В зарубежной психологии в качестве аналога понятия «личностное самоопределение» выступает категория «психосоциальная идентичность», разработанная и введенная в научный оборот американским ученым Э.Эриксоном [4]. Формирование чувства идентичности связано с осознанием собственной ценности и компетентности. Иначе- происходит «размывание» чувства своего «я», вследствие растерянности, сомнений в возможности направить свою жизнь в определенное русло.

На основании  изучения рассмотренных исследований можно сделать несколько выводов:

Высокодуховная  личность «одержима» поиском смысла жизни. Ее «субстанцией» выступает поиск творческих начал жизни. Процесс индивидуализации представляет собой актуализацию душевного потенциала личности. При этом «Я» как бы закрывает собой общественное целое. Личность в поисках смысла устремляется к самопознанию, к самоуглублению.

Другой  вывод, который следует из вышеизложенного, заключается в том, что происходит экологизация мышления, т.е. очищение мышления от наносных пластов субъективности. При этом смысл жизни состоит  в возвращении личности к самой  себе, к своим сущностным силам, а тем самым к своей духовности и нравственности. 
 
 

Литература:

1. Сафин В.Ф., Ников Г.П. Психологический аспект самоопределения // Психологический журнал, 1984, №4.

2.   Рубинштейн С.Л. «Проблемы общей психологии», М.,1973

3. Абульханова-Славская «Деятельность и психология личности», М.,1989

4. Э.Эриксон «Идентичность: юность и кризис». М.,1996.

5. Рахматуллина Ш.М. «Смысл жизни, как самоопределение «Я» Магнитогорск, 2009

6. Всемирная философская энциклопедия М., 2010 г.

Информация о работе Самоопределение «Я» в поиске смысла жизни