Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2011 в 22:16, реферат
В каждой науке есть определенный набор проблем, которые в силу своей сложности долгое время оставались в поле зрения специалистов, так как не могли получить убедительного и однозначного разрешения. В этнологии одним из таких явлений представляется шаманизм, который давно известен как практическое явление, но в качестве предмета исследования он был описан только в 1892 г. В. М. Михайловским (См.: Михайловский В.М. Шаманство: «Сравнительно-этнографические очерки», - Выписка 1. // «Известия императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии».
Будущий шаман в связи с посвящением должен пройти определенные испытания и получить наставления иногда чрезвычайно сложные. Только это двойное посвящение экстатическое и дидактическое превращает кандидата из возможного невротика в признанного обществом шамана. То же замечание относится и к происхождению шаманских способностей: существенную роль играет не отправная точка в обретении этих способностей (наследство, дар духов, добровольный поиск), а техника и лежащая в ее основе теория, передаваемая шаману при его посвящении. Ученые предпринимали попытки определить структуру и место шаманизма, исходя из того, является ли тот или иной вид этого религиозного явления наследственным или спонтанным, или из того, обусловлено ли определяющее карьеру шамана "призвание" признаком его психопатологии.
На западе интерес к шаманизму обострился после выхода в 1951 году серьезной книги Мирче Элиаде "Ша-манизм". С тех пор написано большое количество работ по шаманским системам и использованию галлюциногенов и наркотиков (примечание: они используются не во всех шаманских системах). С 70-х годов нашего века некоторые неоязыческие ведьмы и неоязычники смешали свои религиозные и магические церемонии с шаманскими ритуалами. Одной из первых поступила так неоязыческая Церковь Семи Стрел в городе Уитридж, Колорадо, основанная в 1975 году как церковная конгрегация общей жизни с шаманскими традициями. Церковь Всех Миров в Укайе, в Калифорнии, разработала собственные методы перехода в трансцендентные реальности, используя бой барабанов, песнопения и танцы, пост, воззвания и общение с тотемами.
Из
этих кратких общих замечаний
о шаманизме можно сделать следующие
выводы. Во-первых, шаманизм относится
к наиболее ранним религиозным верованиям,
который однако сумел доказать свою жизненность
и продолжает занимать важное место в
жизни некоторых народов Северной, Центральной
и Северо-Восточной Азии. Во-вторых, центральное
место в шаманизме, как ни в какой другой
религии занимает конкретная личность
- шаман, выполняющий функции посредника
между миром людей и иными мирами с целью
их защиты и спасения. В-третьих, шаманские
способности могут передаваться по наследству
из поколения в поколение, или же ими наделяют
непосредственно боги и духи. В-четвертых,
в обоих случаях шаманами становятся,
как правило, люди с особым складом психики,
которые проявляются в различных невротических
аномалиях. В-пятых, имеются определенные
различия в шаманской практике разных
народов и далее будет рассматриваться
более обстоятельно якутский шаманизм.
4. Главные аспекты якутского шаманства.
Самым
великим шаманом последнего
4. 1. Кто он, шаман?
- Шаман
в основном является
Личность
шамана оценивалась по-разному.
А
камлание рассматривали как
Кроме
того, вышло очень много газетных
статей, которые в целом искажают
настоящую суть шаманизма.
4. 2. Каковы идеи философской основы якутского шаманизма?
- Идеи
о единстве Природы и Человека.
В понятиях якутского
Человеческой натуре очень трудно устоять от искушений (влияние Темных сил), и ему постоянно нужна помощь Всевышнего Бога.
По
философии якутского шаманизма,
По философии якутов, этот кут бессмертен и состоит из особого космического вещества. Ийэ-Кут человеку дается Богиней Любви через отца матери. Буор-Кут - основной Телесный, материальный кут. Данный кут человек получает от родителей и от Природы-Матушки. Буор-Кут является телом и статью человека. Третий кут - это Воздушный, или Космический Кут. Кут, который устанавливает связь с внешним миром. Кут - слово непереводимое, древнее. Кут нельзя перевести как душа. Все три куга соединяются особой Космической Силой, Космическим Огнем - Сур. Вот все четыре элемента, составляющие суть самого человека, его разум, духовность, талант, добрые качества и его физическую силу и здоровье.
4. 3. В чем роль бубна и его звучания в камлании шамана?
- По
понятиям якутского шаманизма,
бубен является конем, а
Хороший
профессиональный шаман
4. 4. Шаманские самострелы.
В
прошлом каждый шаман имел
свой невидимый астральный
Итак, на территории Якутии стоят настороженными множество таких невидимых астральных самострелов в ожидании своей жертвы. Это является как бы вековым проклятием бывших шаманов.
Добрые шаманы: шаманы-целители, шаманы-проповедники белых обрядов и шаманы-Айыы - после себя самострелов не оставляют.
А
добрые заклинания (Алгысы) шаманов-Айыы
всегда были направлены против
силы и опасности таких
Иногда такие самострелы оставляли после себя обрядовые и кровожадные шаманы с целью уничтожения будущих поколений своих личных врагов. Тогда самострелы становятся настоящей карающей силой для данного рода. И вот за вину какого-то предка наказывается весь род. При этом обиженный шаман перечислял все зло, которое ему причинил обидчик, и получал "особое разрешение" Космических Сил. Такие самострелы бывают очень опасны. Вот почему были истреблены целые роды силой астральных самострелов.
Самострелы и способы их вставления у шаманов бывают разные. Некоторые шаманы "снаряжают" самострелы в таком виде: вместо лука - молодой здоровый человек; вместо тетивы - другой такой человек; стрела - молодой парень; курок самострела - женщина; сторожельный шнур - человека кол, к которому привязывается сторожельный волосяной шнур - человек. Значит, самострел "состоит" из шести человек. Если самострел промажет, эти люди могут умереть.
Иногда
шаман вместо посторонних
Шаманские
самострелы очень древние,
Если шаман по росту и по назначению гораздо выше владельца самострела, то он может перешагнуть, не задевая сторожельного волосяного шнура самострела, и остаться невредимым. Иногда маленький шаман проходит через настороженный самострел ниже сторожельного шнура, не задевая его. Тогда он тоже может остаться в живых.