Шарль-Луи де Секонда барон Ля Брэд и де Монтескье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 17:47, реферат

Описание

Монтескьё вёл простую уединённую жизнь и с полной душевной силой и глубокой серьёзностью концентрировался на задаче наблюдателя, думающего и ищущего нормы. Пост президента парламента Бордо, доставшийся Монтескьё в 1716 г., вскоре стал его тяготить. В 1726 г. он оставил эту должность, но, как владелец замка Ла-Бред, верно сохранял корпоративные убеждения парламентской аристократии. Он представлял собой уже редко встречавшийся в то время тип французского аристократа, не дававшего уловить себя соблазнам двора, и стал ученым в духе дворянской независимости. Большие путешествия по Европе, предпринятые Монтескьё в 1728—1731 гг., имели характер серьёзных исследовательских поездок.

Работа состоит из  1 файл

Шарль-Луи де Секонда барон Ля Брэд и де Монтескье.docx

— 25.31 Кб (Скачать документ)

Шарль-Луи де Секонда, барон Ля Брэд и де Монтескьё (фр. Charles-Louis de Seconda, Baron de La Brède et de Montesquieu; 18 января 1689 — 10 февраля 1755) — французский писатель, правовед и философ, автор романа «Персидские письма», статей из «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел».

Биография

Монтескьё вёл простую  уединённую жизнь и с полной душевной силой и глубокой серьёзностью концентрировался на задаче наблюдателя, думающего и  ищущего нормы. Пост президента парламента Бордо, доставшийся Монтескьё в 1716 г., вскоре стал его тяготить. В 1726 г. он оставил эту должность, но, как владелец замка Ла-Бред, верно сохранял корпоративные убеждения парламентской аристократии. Он представлял собой уже редко встречавшийся в то время тип французского аристократа, не дававшего уловить себя соблазнам двора, и стал ученым в духе дворянской независимости. Большие путешествия по Европе, предпринятые Монтескьё в 1728—1731 гг., имели характер серьёзных исследовательских поездок.

Монтескье активно посещал  литературные салоны и клубы, был  знаком со многими литераторами, учеными, дипломатами. К числу его собеседников, например, можно отнести французского исследователя спорных вопросов международного права Габриэля Мабли.

Значение

Наряду с Генри Боклем, немецким географом Фридрих Ратцелем и российским социологом Львом Мечниковым был приверженцем географической школы, сторонники которой приоритет в развитии цивилизации отдавали условиям географической среды. Предтеча количественной теории денег, которую развивали Дэвид Юм, Джон Кейнс, Ирвинг Фишер, Милтон Фридмен и т. п.

В трудах и воззрениях Монтескьё усматриваются истоки либерализма как государственной  идеологии, ранее успешно разработанной  в публикациях английского философа Джона Локка и далее утвердившейся в учении шотландского экономиста Адама Смита.

Монтескьё, а также Жан Жак Руссо (1712—1778) и Джон Локк (1632—1704) считаются основоположниками современных форм представительной демократии (см. Представительная демократия).

Незадолго перед  смертью в 1752 году Монтескьё написал самое последнее произведение «Опыт о вкусе», посмертно опубликованное в 7 томе «Энциклопедии» (1757).

Политическое учение

  • Свобода, считал Монтескьё, может быть обеспечена лишь законами: «Свобода есть право делать всё, что дозволено законами».
  • Монтескьё считал необходимым, чтобы в любом современном государстве была власть законодательная, власть исполнительная и власть судебная.
  • Монтескьё установил связь законов с климатом: «От различия в потребностях, порождаемого различием климатов, происходит различие в образе жизни, а от различия в образе жизни — различие законов».
  • Монтескьё устанавливает соответствия между законами и принципами правления. Под принципом правления он понимает основополагающую идею, которая приводит в движение ту или иную форму правления. Для демократической республики такой идеей выступает честь и добродетель, для аристократической — умеренность, для монархии — честь, а для деспотии — страх.

Политические и  правовые идеи Монтескьё оказали  непосредственное влияние на составителей Конституции США, конституционное  законодательство периода Великой  французской революции, на Гражданский  кодекс Франции 1804 г. Ещё при жизни Монтескьё обрёл европейскую известность благодаря работе «О духе законов».

 

Kраткий обзор произведения «О духе законов»

О законах

Законам, созданным  людьми, должна была предшествовать возможность  справедливых отношений, отношения  справедливости предшествуют установившему  их положительному закону. Люди имеют  законы, определяющие отношения между  правителями и управляемыми: это  право политическое. Есть у них  ещё законы, коими определяются отношения  всех граждан между собою: это  право гражданское.

Как существо физическое, человек, подобно всем другим природным  телам, управляется неизменными  естественными законами, но как существо разумное и действующее по своим  собственным побуждениям человек  беспрестанно нарушает как эти вечные законы природы, так и изменчивые человеческие законы. Потребность людей, живущих в обществе, в общих  законах, обуславливает необходимость  образования государства. Для образования  государства (политического состояния) и установления общих законов  необходимо гражданское состояние (единство воли)

О войне

Как только люди соединяются  в обществе, они утрачивают сознание своей слабости. Существовавшее равенство  исчезает и начинается война. Каждое общество начинает сознавать свою силу — отсюда состояние войны между народами. Отдельные лица начинают ощущать свою силу — отсюда война между отдельными лицами. Цель войны — победа; цель победы — завоевание; цель завоевания — сохранение. Из этого и предшествующего принципов должны проистекать все законы, образующие международное право.

О духе народа

Миром управляет  не божественный промысел или фортуна, а действующие в любом обществе объективные общие причины морального и физического порядка, определяющие «дух народа» и соответствующие  формы и нормы его государственной  и правовой жизни.

Многие вещи управляют  людьми: климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи; как результат всего этого  образуется общий дух народа. Важно избегать всего, что может изменить общий дух нации; законодатель должен сообразоваться с народным духом, поскольку этот дух не противен принципам правления, так как лучше всего мы делаем то, что делаем свободно и в согласии с нашим природным гением; Главная тема всей политико-правовой теории Монтескьё и основная ценность, отстаиваемая в ней — политическая свобода. К числу необходимых условий обеспечения этой свободы относятся справедливые законы и надлежащая организация государственности.

О четырёх различных  образах правления

Основная цель разделения властей — избежать злоупотребления властью. Разделение и взаимное сдерживание властей являются, согласно Монтескьё, главным условием для обеспечения политической свободы в её отношениях к государственному устройству.

Есть четыре образа правления: республиканский, аристократический, монархический и деспотический. Чтобы обнаружить их природу, достаточно и тех представлений, которые  имеют о них даже наименее осведомленные  люди. Четыре определения или четыре факта: «республиканское правление — это то, при котором верховная власть находится в руках или всего народа или части его; аристократическое, — при котором правит меньшинство, монархическое, — при котором управляет один человек, но посредством установленных неизменных законов; между тем как в деспотическом все вне всяких законов и правил движется волей и произволом одного лица».

Принципы форм правления:

  • Республика — добродетель,
  • Аристократия — умеренность,
  • Монархия — честь,
  • Деспотия — страх.

Одним из основных законов демократии является закон, в силу которого законодательная  власть принадлежит только народу. Но кроме постоянных законов необходимы и постановления сената, которые  относятся к актам временного действия.

К основным законам  аристократии он относит те, которые  определяют право части народа издавать законы и следить за их исполнением. В общем виде Монтескьё отмечает, что естественно, и должно определять, по его мнению, главное направление  аристократического законодательства в целом.

В монархии основные законы определяют «существование посредствующих каналов, по которым движется власть»  Главной из них является власть дворянства, так что без дворянства монарх становится деспотом.

Об индивидуальной свободе и свободе политической

Основополагающие  принципы политического либерализма, как приоритет индивидуальной свободы, базирующийся на принципах естественного  права, — отделение государства от гражданского общества и разделение властей.

«Все люди равны  в республиканских государствах, они равны и в деспотических  государствах. В первом случае они  равны, потому что они — все, во втором — потому, что они ничто. Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие; главное — это безопасность гражданина.»

Политический либерализм — убеждение, что отдельные личности являются основой закона и общества, и что общественные институты существуют для того, чтобы способствовать наделению индивидуумов реальной властью, без заискивания перед элитами.

Либерализм — общественное движение: — провозглашающие свободу индивида во всех областях жизни как условие развития общества; — поддерживающее (в экономике) свободу частного предпринимательства и конкуренции; — поддерживающее (в политике) правовое государство, парламентскую демократию, расширение политических и гражданских прав и свобод. лат. Liberalis — касающийся свободы.

Работы

  • Персидские письма, 1721. Текст романа на русском и французском языках
  • Монтескьё. «Размышления о причинах величия и падения римлян», 1734
  • Монтескьё. «О духе законов», 1748
  • Монтескьё. «Опыт о вкусе», 1753
  • Монтескьё. О Духе законов Текст Избранных сочинений Ш.Монтескьё О Духе законов

 

Размышления о причинах величия и падения римлян

Содержание

В «Размышлениях» автор на примере римской истории доказывает, что только там, где граждане свободны и независимы, там, где весь народ участвует в управлении государством, общество в состоянии успешно развиваться. В прочих случаях государство теряет свое величие и в конечном счете терпит поражение от внутренних и внешних врагов.

Цитаты

Основатели древних  республик разделили землю между  гражданами поровну; одного этого было достаточно, чтобы народ был могущественным, т, е. составлял благоустроенное  общество; благодаря этому же он имел хорошую армию, ибо каждый был  кровно заинтересован в том, чтобы  защищать свое отечество.

В Риме общественные должности предоставлялись только на основании добродетели и не приносили никакой другой выгоды, кроме почестей и предпочтения при  исполнении обязанностей.

Нет ничего могущественнее такой республики, где законы соблюдаются  не вследствие страха или разумных соображений, по вследствие страстной привязанности к ним.

Свободное государство, то есть постоянно волнуемое борьбой  партий, может сохранять себя только в том случае, если оно способно исправлять свои ошибки благодари своим  собственным законам.

Всякий раз, когда  мы замечаем, что в государстве, называющем себя республикой, все спокойно, то можно быть уверенным, что в нем  нет свободы.

Римский народ, не принимавший больше участия в  правлении, состоявший почти исключительно  из вольноотпущенников и из людей, не занятых ремеслом, живших на счет государственной  казны, чувствовал лишь свое бессилие.

Значение

В самой Франции  «Размышления» успеха не имели. В  парижских салонах даже говорили, что если «Персидские письма» были величием Монтескье, то «Размышления» стали его упадком. Но в Англии книга сразу обратила на себя внимание и была переведена на английский язык. Затем появился перевод книги в Пруссии, и Фридрих Великий, прочтя ее, оставил на полях своего экземпляра многочисленные примечания. А в Голландии за год книга была издана трижды, и все тиражи быстро расходились.[1] В России трактат Монтескье вышел впервые в переводе Алексея Поленова под названием «Размышления о причинах величества Римского народа и его упадка» (Спб. 1769 г.), и затем в 1893 г. — под названием «Рассуждения о причинах возвышения и упадка Римлян» (с подробными примечаниями по истории и римским древностям В. И. Безобразова-Монигетти).[2]

Именно «Размышления»  Монтескье положили начало той негативной оценке значения христианства для мировой  истории, которая получила наивысшее  развитие в знаменитом труде Э. Гиббона «История упадка и разрушения Римской империи».[3]


Информация о работе Шарль-Луи де Секонда барон Ля Брэд и де Монтескье