Схоластика. Философия Ф. Аквинского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 22:52, реферат

Описание

Схоластика (лат. Scholastic – школьный) представляет собой определенный типа философствования, при котором средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы.

Схоластика в средние века прошла три этапа своего развития.

Работа состоит из  1 файл

Схоластика.docx

— 24.85 Кб (Скачать документ)

Схоластика. Философия Ф. Аквинского 

Основные  этапы развития.

Схоластика (лат. Scholastic – школьный) представляет собой определенный типа философствования, при котором средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы.

Схоластика в средние  века прошла три этапа своего развития.

Ранняя  форма сложилась в XI-XII вв. под значительным влиянием идей неоплатоников и Августина и представлена такими философами, как Эриуген, Абеляр, Росцелин, Ансельм Кентерберийский.

С XII по XIII вв. схоластика обрела свои зрелые формы. Этот период еще называют «классическим», когда на смену платоновским идеям пришел «христианский аристотелизм», развиваемый и преподаваемый в нарождавшихся в это время университетах Оксфорда, Кембриджа, Падуи, Тулузы и других городов. Важнейшую роль среди них, несомненно, играл Парижский университет, основанный одним из первых еще в 1200 году. Его теологический факультет являлся главным теоретическим центром католической церкви  и находился под ее неусыпным контролем. Альберт Великий и особенно Фома Аквинский (деятельность которых тесно связана с Парижским университетом) – крупнейшие имена в философии этого периода.

Наиболее яркими представителями поздней схоластики являются Дунс Скот и Оккам (XIII – XIV вв.), уравнявшие в правах разум и веру (что составило основу их теории «двух истин») и выступившие, таким образом, против одного из главных принципов зрелой схоластики, согласно которому вера становилась выше разума.

В целом схоластика стала заметным этапом в развитии философии, в течение которого много  времени уделялось логике, диалектике. Вместе с тем, ее отличает чрезмерная умозрительность, излишнее внимание к  деталям, нюансам, форме в ущерб  существу дела. Со времен средневековья  она воспринимается как «формализованная школьная мудрость» и ассоциируется  с копанием в мелочах, с долгими  и бесплодными дискуссиями, которые  с энтузиазмом вели ее представители  зачастую по несущественным вопросам, например, до тонкостей анализируя понятия, определения.

Борьба  номинализма и  реализма.

Отличительной чертой, символом средневековой схоластики стала острая борьба между реализмом и номинализмом.

  • Представители реализма считали, что подлинной реальностью обладают не единичные вещи, а только общие понятия, существующие все сознания, независимо от него и материального мира.
  • Приверженцы номинализма полагали, что объективно, реально существуют только «единичные вещи», а общие понятия (универсалии) – есть не что иное, как наименования, имена, обозначающие вещи и существующие только на языке. ( Росцелини 1050 – 1120).
  1. Реализм, в свою очередь, делился на крайний реализм и умеренный. Крайний реализм представлял идеи Платона, развивая его взгляды о вечных «идеях», они утверждали, что «универсалии» образуют особый идеальный мир. Ортодоксальная церковь не поддержала такие взгляды из-за их пантеистической направленности (Бог во всем, он как бы растворяется в природе). Этому реализму принадлежал Ансельм Кентерберийский. Сторонники умеренного крыла следовали идеям Аристотеля. Например – самый значительный философ средневековья – Фома Аквинский. Они видели неразрывную связь между единичным и общим, понимая общее как форму единичного. В изложении Фомы Аквинского данная теория выглядит так: «универсалии» существуют «до веще», «в вещах» и «после вещей». Это означает, что «до вещей» они существуют как «идеи» в божественном разуме, «в вещах» - как неотъемлемые формы единичного, а «после вещей» - как понятия в человеческом разуме, т.е. , как результат абстрактного мышления.
  1. Первый этап номинализма связан с именем Росцелини, новый же – с именем Оккама.  Например, Росцелини утверждал, что Бог – это единая божественная субстанция, объединяющая в себе одновременно существования трех божественных лиц: Бога-отца, Бога-сына и Бога-духа святого. Церковь заставила его отречься от этой идеи.

Влияние востока на развитие схоластики.

Разумеется, не светская власть, в церковь в первую очередь  определяла направленность образования, в частности, преподавательский  процесс в университетах, где  теологические факультеты считались  высшими в иерархии других факультетов.

Сильно возросло значение переводческой деятельности, которая дополнилась, помимо традиционны  переводов с греческого, еще и  переводами с арабского языка  на латинский. Благодаря эти переводам европейская научная и философская мысль обогатилась новыми знаниями в области философии, права, медицины, математики , астрономии.

Так, философские  взгляды Аверроэса (1126-1198), уроженца Коддовы, оказали большое влияние не только на схоластов, но и на многочисленных вольнодумцев, которые не принимали идею бессмертия. Философские знания он ценил несоизмеримо выше, чем религиозные догматы, объявляя философию единственной носительницей истины.

У него появились  последователи – аввероисты. Во след за своим патроном они ценили выше истины разума, чем истины веры. Однако они боролись лишь за снятие религиозного контроля над философией, предлагая различать не сводимые друг к другу истины философии и истины религии. В историю философии эта форма схоластики вошла под названием «теории двух истин» («двойственной истины»).

Фома  Аквинский – систематизатор средневековой схоластики

- представитель  умеренного реализма, вошедший в  историю мировой философии как  систематизатор ортодоксальной  схоластики средневековья и основатель  религиозно-философской системы  католицизма, полечившей название  томизм. С конца XIX в. Эта теория стала официальной философией современного Ватикана, именуясь неотомизмом.

Фома родился в  знатной семье на юге Италии близ местечка Аквино и уже с детства получил монастырское образование. Затем последовали принятие монашества, годы учебы в Неаполитанском и Парижском университетах, после чего он посвяти себя преподавательской и исследовательской работе, став к концу жизни автором многочисленных трудов и удостоившись, уже после смерти, титула «ангельского доктора». В 1323 году был причислен к лику святых, а в 1567 году признан пятым «учителем церкви».

Он признавал, что  философия и религия приходят к истине с помощью совершенно различных методов. Различие есть, говорит  Фома, но оно не полное, а только частичное. Наши опыт и разум дают нам истины, необходимые в жизни и не имеющие прямого отношения к религии. Но и теология, считает «ангельский доктор», обладает истиной.

Итак, знания, по Аквинскому, обладают ценностью, но еще более  необходима человеку вера. Он не может  обойтись без нее потому, что человеческий ум слишком слаб и ограничен (в  отличии от ума божественного), чтобы постичь всю глубину мироздания, тем более, самого Бога.

Пять  доказательств Бога:

  1. «Все, что движется, имеет причиной своего движения нечто иное». Так как ничто не может быть одновременно само по себе и движущим, и движимым без постороннего вмешательства, то этим движущим началом является Бог.   Движение.
  2. Все, что мы видим, с чем соприкасаемся, - есть следствие чего-то, что породило это нечто, т.е., все имеет свою причину. Но и эти причины имеют свои причины… И так до бесконечности, точнее, до самой главной из них – до Первопричины, т.е. опять приходим к Богу. Первопричина.
  3. Мы воспринимаем происходящие вокруг нас изменения или как необходимые, или как случайные. Но случайность – это лишь недоступная нашему пониманию необходимость… Для Бога случайностей не существует, и поэтому нужно признать его , чтобы понять происходящее. Наличие случайностей.
  4. Разные вещи обладают и разной степенью красоты, совершенства. Но тогда должен быть и эталон, абсолютное мерило этих качеств. Этот эталон – Бог. Идеал, эталон всему.
  5. Все движется, развивается… Куда? Только Бог может задать цель для всего, что происходит в природе. Развитие.

Предложенное Фомой  Аквинским решение проблемы соотношения  веры и знания, как видно из сказанного, не разъединяет, а объединяет «две истины», делает науку и философию в  определенном смысле союзниками теологии, не умаляя при этом главенствующего  положения последней в решении  фундаментальных вопросов бытия.

Важнейшую часть  философии Фомы Аквинского составляет его учение о бытии, которое он развивал, опираясь прежде всего на Аристотеля, в частности, на его идеи о соотношении материи и формы.

В зависимости от того, как форма реализуется в  вещах, Фома выделят четыре уровня их бытия. Первый из них представлен неорганической, косной природой, где форма выражает «застывшую» сущность вещей. Второй уровень – это мир растений. Здесь форма выступает как конечная причина, задающая целесообразность, как бы формирующую тело изнутри. На третьем уровне форма уже действующая причина, определяющая как цель, так и деятельное начало сущего – так устроены животные. И на четвертом , последнем уровне, форма предстает уже как дух или человеческая разумная душа.

Фома Аквинский  рассматривал соединение души и тела нормальным явлением, так как бестелесная  душа создается Богом всегда для  какого-то конкретного тела и выражает неповторимую индивидуальность данного  человека. Эту индивидуальность она не утрачивает и после физической смерти тела и, будучи бессмертной, пребывает в ожидании Страшного суда, чтобы снова воссоединиться со своим воскресшим телом. Так обосновывался догмат воскресения из мертвых – один из самых запредельных в христианской вере.

Заслуживает внимания этическая концепция Фомы Аквинского, которая ориентирует человека на созерцание Бога и подготовку к вечной, посмертной жизни. Человек, обладая свободой воли, сам делает выбор между добром и злом, моральным и аморальным. Но если путь добра ему указывает всевышний благодетель, то за выбор грешного пути он несет ответственность сам.

Этика Фомы тесно  перекликается с его пониманием права, первой разновидностью которого он считал так называемое вечное право  – совокупность правил, составляющих основу божественного руководства  миром. Вечное право отражается в естественном праве, которое дано всем живым существам, в том числе и человеку, и они должны следовать ему. Так, например, люди, в соответствии с этим правом должны почитать Бога. И, наконец, последней разновидностью права, его конкретной формой проявления, является человеческое право, законы которого в отличие от двух предыдущих постоянно меняются. Это право проявляется в двух вариантах: общенародное право и гражданское, действующее в конкретных государствах.

Поздняя схоластика.

Ярким представителем ее являлся Иоанн Дунс Скот,  у которого под влиянием развивающейся в Англии науки философские элементы берут верх над теологическими. Объявляя философию теоретической дисциплиной, Дунс Скот рассматривает теологию как сферу практического знания, необходимого человеку для того, чтобы поступать в соответствии с нормами Священного писания.

Еще большую критику  томизм встретил со стороны философов, объявивших в начале 14 века «новейший  путь» в философии, противопоставив  его «древнему пути». Наибольшую известность и влияние в это  время приобрел Уильям Оккам. Он вошел в историю философии как создатель наиболее развитой формы средневекового номинализма, называемой также еще терминизмом за то, что общие понятия (универсалии) объявлялись лишь терминами, понятиями, существующими только в уме и отражающими единичные вещи.

«Бритва Оккама». Если какое-то понятие не может быть познано интуитивно и не поддается проверке опытом, то оно должно быть исключено из науки. 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Схоластика. Философия Ф. Аквинского