Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 22:52, реферат
Схоластика (лат. Scholastic – школьный) представляет собой определенный типа философствования, при котором средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы.
Схоластика в средние века прошла три этапа своего развития.
Схоластика.
Философия Ф. Аквинского
Основные этапы развития.
Схоластика (лат. Scholastic – школьный) представляет собой определенный типа философствования, при котором средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы.
Схоластика в средние века прошла три этапа своего развития.
Ранняя форма сложилась в XI-XII вв. под значительным влиянием идей неоплатоников и Августина и представлена такими философами, как Эриуген, Абеляр, Росцелин, Ансельм Кентерберийский.
С XII по XIII вв. схоластика обрела свои зрелые формы. Этот период еще называют «классическим», когда на смену платоновским идеям пришел «христианский аристотелизм», развиваемый и преподаваемый в нарождавшихся в это время университетах Оксфорда, Кембриджа, Падуи, Тулузы и других городов. Важнейшую роль среди них, несомненно, играл Парижский университет, основанный одним из первых еще в 1200 году. Его теологический факультет являлся главным теоретическим центром католической церкви и находился под ее неусыпным контролем. Альберт Великий и особенно Фома Аквинский (деятельность которых тесно связана с Парижским университетом) – крупнейшие имена в философии этого периода.
Наиболее яркими представителями поздней схоластики являются Дунс Скот и Оккам (XIII – XIV вв.), уравнявшие в правах разум и веру (что составило основу их теории «двух истин») и выступившие, таким образом, против одного из главных принципов зрелой схоластики, согласно которому вера становилась выше разума.
В целом схоластика стала заметным этапом в развитии философии, в течение которого много времени уделялось логике, диалектике. Вместе с тем, ее отличает чрезмерная умозрительность, излишнее внимание к деталям, нюансам, форме в ущерб существу дела. Со времен средневековья она воспринимается как «формализованная школьная мудрость» и ассоциируется с копанием в мелочах, с долгими и бесплодными дискуссиями, которые с энтузиазмом вели ее представители зачастую по несущественным вопросам, например, до тонкостей анализируя понятия, определения.
Борьба номинализма и реализма.
Отличительной чертой, символом средневековой схоластики стала острая борьба между реализмом и номинализмом.
Влияние востока на развитие схоластики.
Разумеется, не светская власть, в церковь в первую очередь определяла направленность образования, в частности, преподавательский процесс в университетах, где теологические факультеты считались высшими в иерархии других факультетов.
Сильно возросло значение переводческой деятельности, которая дополнилась, помимо традиционны переводов с греческого, еще и переводами с арабского языка на латинский. Благодаря эти переводам европейская научная и философская мысль обогатилась новыми знаниями в области философии, права, медицины, математики , астрономии.
Так, философские взгляды Аверроэса (1126-1198), уроженца Коддовы, оказали большое влияние не только на схоластов, но и на многочисленных вольнодумцев, которые не принимали идею бессмертия. Философские знания он ценил несоизмеримо выше, чем религиозные догматы, объявляя философию единственной носительницей истины.
У него появились последователи – аввероисты. Во след за своим патроном они ценили выше истины разума, чем истины веры. Однако они боролись лишь за снятие религиозного контроля над философией, предлагая различать не сводимые друг к другу истины философии и истины религии. В историю философии эта форма схоластики вошла под названием «теории двух истин» («двойственной истины»).
Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики
- представитель
умеренного реализма, вошедший в
историю мировой философии как
систематизатор ортодоксальной
схоластики средневековья и
Фома родился в знатной семье на юге Италии близ местечка Аквино и уже с детства получил монастырское образование. Затем последовали принятие монашества, годы учебы в Неаполитанском и Парижском университетах, после чего он посвяти себя преподавательской и исследовательской работе, став к концу жизни автором многочисленных трудов и удостоившись, уже после смерти, титула «ангельского доктора». В 1323 году был причислен к лику святых, а в 1567 году признан пятым «учителем церкви».
Он признавал, что философия и религия приходят к истине с помощью совершенно различных методов. Различие есть, говорит Фома, но оно не полное, а только частичное. Наши опыт и разум дают нам истины, необходимые в жизни и не имеющие прямого отношения к религии. Но и теология, считает «ангельский доктор», обладает истиной.
Итак, знания, по Аквинскому, обладают ценностью, но еще более необходима человеку вера. Он не может обойтись без нее потому, что человеческий ум слишком слаб и ограничен (в отличии от ума божественного), чтобы постичь всю глубину мироздания, тем более, самого Бога.
Пять доказательств Бога:
Предложенное Фомой Аквинским решение проблемы соотношения веры и знания, как видно из сказанного, не разъединяет, а объединяет «две истины», делает науку и философию в определенном смысле союзниками теологии, не умаляя при этом главенствующего положения последней в решении фундаментальных вопросов бытия.
Важнейшую часть философии Фомы Аквинского составляет его учение о бытии, которое он развивал, опираясь прежде всего на Аристотеля, в частности, на его идеи о соотношении материи и формы.
В зависимости от того, как форма реализуется в вещах, Фома выделят четыре уровня их бытия. Первый из них представлен неорганической, косной природой, где форма выражает «застывшую» сущность вещей. Второй уровень – это мир растений. Здесь форма выступает как конечная причина, задающая целесообразность, как бы формирующую тело изнутри. На третьем уровне форма уже действующая причина, определяющая как цель, так и деятельное начало сущего – так устроены животные. И на четвертом , последнем уровне, форма предстает уже как дух или человеческая разумная душа.
Фома Аквинский рассматривал соединение души и тела нормальным явлением, так как бестелесная душа создается Богом всегда для какого-то конкретного тела и выражает неповторимую индивидуальность данного человека. Эту индивидуальность она не утрачивает и после физической смерти тела и, будучи бессмертной, пребывает в ожидании Страшного суда, чтобы снова воссоединиться со своим воскресшим телом. Так обосновывался догмат воскресения из мертвых – один из самых запредельных в христианской вере.
Заслуживает внимания этическая концепция Фомы Аквинского, которая ориентирует человека на созерцание Бога и подготовку к вечной, посмертной жизни. Человек, обладая свободой воли, сам делает выбор между добром и злом, моральным и аморальным. Но если путь добра ему указывает всевышний благодетель, то за выбор грешного пути он несет ответственность сам.
Этика Фомы тесно перекликается с его пониманием права, первой разновидностью которого он считал так называемое вечное право – совокупность правил, составляющих основу божественного руководства миром. Вечное право отражается в естественном праве, которое дано всем живым существам, в том числе и человеку, и они должны следовать ему. Так, например, люди, в соответствии с этим правом должны почитать Бога. И, наконец, последней разновидностью права, его конкретной формой проявления, является человеческое право, законы которого в отличие от двух предыдущих постоянно меняются. Это право проявляется в двух вариантах: общенародное право и гражданское, действующее в конкретных государствах.
Поздняя схоластика.
Ярким представителем ее являлся Иоанн Дунс Скот, у которого под влиянием развивающейся в Англии науки философские элементы берут верх над теологическими. Объявляя философию теоретической дисциплиной, Дунс Скот рассматривает теологию как сферу практического знания, необходимого человеку для того, чтобы поступать в соответствии с нормами Священного писания.
Еще большую критику томизм встретил со стороны философов, объявивших в начале 14 века «новейший путь» в философии, противопоставив его «древнему пути». Наибольшую известность и влияние в это время приобрел Уильям Оккам. Он вошел в историю философии как создатель наиболее развитой формы средневекового номинализма, называемой также еще терминизмом за то, что общие понятия (универсалии) объявлялись лишь терминами, понятиями, существующими только в уме и отражающими единичные вещи.
«Бритва
Оккама». Если какое-то понятие не
может быть познано интуитивно и не поддается
проверке опытом, то оно должно быть исключено
из науки.