Схоластика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 16:03, реферат

Описание

Средневековая университетская наука носила название схоластики (от того же слова Schola). Наиболее яркое выражение схоластика нашла в главной науке средневековья — богословии. Основной чертой ее было не открытие чего-либо нового, а лишь толкование и систематизация того, что являлось содержанием христианской веры. Священное писание и священное предание — эти главные источники христианского учения — схоласты стремились подтвердить соответствующими местами из древних философов, главным образом Аристотеля.

Работа состоит из  1 файл

доклад по философии.docx

— 21.59 Кб (Скачать документ)

РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева 
 
 
 
 

Доклад

На тему: «Схоластика»

Кафедра философии  
 
 
 

Преподаватель: Близнюков А.А.

                  Подготовила студентка 108гр.,

Учетно-финансовый факультет

Скрыпченко Н.Ю. 
 
 
 

Москва, 2011

    Средневековая университетская наука носила название схоластики (от того же слова Schola). Наиболее яркое выражение схоластика нашла в главной науке средневековья — богословии. Основной чертой ее было не открытие чего-либо нового, а лишь толкование и систематизация того, что являлось содержанием христианской веры. Священное писание и священное предание — эти главные источники христианского учения — схоласты стремились подтвердить соответствующими местами из древних философов, главным образом Аристотеля. От Аристотеля же средневековое учение заимствовало саму форму логического изложения в виде различных сложных суждений и умозаключений. Огромная роль авторитета и малая доля практического опыта проявлялись у средневековых ученых не только тогда, когда они занимались богословско-философскими вопросами, но и при изучении природы. В работах по географии, например, авторитет Аристотеля и других авторов в средние века считался бесспорным и не подлежащим никакой проверке. В медицине царил ряд предрассудков, которые упорно держались, так как в средние века почти не прибегали к такому необходимому эксперименту, как вивисекция. Некоторые анатомические знания приобретались из арабских медицинских книг. Эти книги в Европе получили такой же бесспорный авторитет, как и те немногие врачебные трактаты древности, которые дошли до средневековья.  
      Главной отличительной чертой науки, развившейся в средневековых духовных школах, была связь, более или менее тесная, богословия с философией. Этот преобладающий признак обусловливает и ее характер: с одной стороны, отсутствие свободного отношения к основным принципам, нерушимо закрепленным догматами
(в религии — утверждённое высшими инстанциями положение вероучения, объявляемое непреложной истиной, не подлежащей критике), с другой — свобода в способе толкования.

     Этот  способ толкования принимает два  главных направления: во-первых, направление  логическое или диалектическое, второе — мистическое. Первые произведения древности, бывшие в распоряжении схоластов, были логические трактаты и из них  на первом плане аристотелевский  «Органон». Одновременно развилось  мистическое направление, как естественное последствие таинственного элемента, вносимого религией, и созерцательного  образа жизни верующих.

     Три периода схоластики: подчинение философии  и диалектики богословию и мистицизму; слияние этих двух элементов; их разъединение и взаимная вражда.

     Первый  период схоластики. При возникновении схоластики в ней господствует влияние новоплатоновского и христианского мистицизма. Ирландец Скотт Эригена (IX в.) по большей части воспроизводил учения Платона и Плотина. Спор номиналистов и реалистов. Диалектики. Вскоре воскрес вопрос, разъединивший Платона и Аристотеля: теория идей. Обладают ли всеобщие понятия, как например, «человечество» (humanitas), объективным существованием помимо выражающего их субъекта (Платон), или они существуют лишь в самих субъектах (Аристотель)? вот — великая задача о природе идей, обнимающая собой и вопрос о происхождении вещей, и она должна была волновать все средние века. Первоначально вопрос был решен в платоновском смысле: понятия соответствуют сущностям, обособленным от нашей мысли и от природы; таково учение реалистическое, наиболее выдающимся представителем которого был св. Ансельм (XI в.). Св. Ансельм воспроизводит платоновскую диалектику и, кроме того, присоединяет к ней новый аргумент в пользу бытия Бога: аргумент онтологический. Он считает противоречием отрицать существование нансовершеннейшего, так как само бытие уже есть совершенство и, отрицая его, пришлось бы признать совершенство несовершенным.

     Рядом с этим платоновским реализмом, признающим идеал наиреальнейшим бытием, развивается  другая доктрина, которая, воспроизводя и доводя до крайности некоторые  аристотелевские возражения Платону, отвергает какую бы то ни было реальность во всеобщих понятиях. По Росцеллину, эти идеи не более, как слова и имена (nomina). Таков номинализм. Вильгельм из Шампо опровергает Росцеллина, доводя реализм до крайних пределов. Между этими двумя крайними учениями стоит концептуализм Абеляра, по которому всеобщие понятия суть порождения мысли, обусловленные самой ее природой, теория — сходная с аристотелевской. Свободомыслие Абеляра и независимость его диалектики навлекли на него осуждение Церкви. 

     Мистики первого периода. Святой Бернард  противополагает мистическое благочестие  смелости рационалистической диалектики. То же стремление — в школе св. Виктора. (Гуго и Ричард из аббатства св. Виктора). Наконец и мистики доходят до признания некоторой свободы духа, идущей вразрез с предписаниями церковного авторитета. — В ответ на расширение свободы мысли Церковь возводит на костер массы еретиков и предает анафеме творения Аристотеля (1209). А немного времени спустя Аристотель становится высшим авторитетом в делах человеческих, praecursor Christi in rebus naturallbus.

     Второй  период схоластики. Арабы перевели и комментировали греческих писателей: их главными философами перипатетиками были врач Авицен (XI в.) и Аверроэс (XII в.). Учения арабов были переданы христианам пришедшими из Испании евреями, которые выставили и несколько своих выдающихся философов; наиболее замечательный — Маймонид (XII в.). На Западе вскоре познакомились с главными аристотелевскими сочинениями: Физикой. Метафизикой и Этикой. Отсюда — поток новых мыслей и могущественное воздействие на умы. Доминиканец Альберт Великий слывет магом за свои научные знания.

     Ученик  его, св. Фома, ангел школы (doctor angelicus), пробует примирить аристотелевскую философию с христианством. В своем учении о воле он ограничивает человеческую свободу физическим содействием Болсием (творению), в силу которого Бог вечно желает, чтобы мы совершали то или иное действие, но в то же время желает, чтобы мы совершали его свободно. В своем учении о принципе индивидуализации (преобладающий в то время вопрос) он умаляет индивидуальность личности, основывая ее на материи или теле, а не на свободной воле.

     В своем определении Бога св. Фома выдвигает признак разума предпочтительно  перед признаком воли и как  бы ставит наряду с Божественной волей  независящую от нее неизбежную истину. Для него Бог совершенен более  по природе, нежели по свободной воле. В области этики и права св. Фома не признает собственности естественным правом, но вместе с тем и не считает ее противоречащей этому праву, он допускает рабство и отвергает свободу мысли. Теория государства св. Фомы, заимствованная у Аристотеля, довольно либеральна в своих принципах.

     Противником ордена доминиканцев, в котором преобладал дух повиновения, был орден францисканцев, где господствовали более свободные  стремления. Тут были и наблюдаюли души, подобные мистику св. Бонавентуре (XIII век), и наблюдатели природы, предшественники новейшей науки, каковы — Роджер Бэкон и Раймунд Луллии. Роджер Бэкон обогатил науку вообще, и оптику в особенности, новыми теориями. — В ордене францисканцев ярым противником св. Фомы и чистейшим метафизиком является Дунс Скотт. В свободе действия он видит проявление личного начала: в Божестве, как и в человеке, возвышает волю над разумом.Третий период схоластики. Свобода духа, проявившаяся в начале XIV в., была началом упадка схоластики. Последнюю ниспровергают одновременно и диалектики и мистики. Подобным представителем чистой диалектики был францисканец и скоттист Иоанн дОккам, возобновивший с большим блеском великий спор реалистов и номиналистов; сам он становится в ряды последних. После него школьная диалектика постепенно исчезает, разменявшись на мелочи и тонкости. Параллельно с отвращением к логике и к рационалистической метафизике растет наклонность к мистицизму; представители его: Петрарка в Италии, Экгарт и Таулер в Германии, Герсон во Франции. — Мистицизм народный нашел свое высшее выражение в «Подражании Христу», произведении неизвестного автора.

    И все же схоластика в ранний период своего развития как научное движение, захватившее многие страны Европы, имела определенное положительное  значение. Прежде всего, схоласты после  длительного перерыва возобновили  изучение античного наследства (хотя бы в лице некоторых представителей античной культуры, например Аристотеля). Затем, схоласты XII—XIII веков разрабатывали  некоторые важнейшие проблемы познания. В XI—XII веках в Европе шел горячий  спор о природе универсалий, т. е. общих понятий. Одни из схоластов  — номиналисты — полагали, что  общие понятия не существуют реально, а являются лишь словами, именем. Другие, их противники, — реалисты — считали, наоборот, что общие понятия существуют в действительности, реально, независимо от частных предметов. Спор номиналистов с реалистами возобновил старые споры идеалистов (Платон и его школа) с материалистами (Лукреций и др.) в древней философии и готовил дальнейшую борьбу материалистов с идеалистами в новое время. Наконец, многие из схоластов были универсальными учеными, занимавшимися изучением всех доступных тогда для них наук, в том числе и естествознания, хотя еще в зачаточных формах.  
 

Информация о работе Схоластика