Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 15:37, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 79 вопросов по дисциплине "Философия".

Работа состоит из  1 файл

фил1.doc

— 707.00 Кб (Скачать документ)
  1. Язык и мышление. Основные аспекты и функции языка. Естественные и искусственные языки.

Принципиальное отличие мышления от чувственного познания в том, что оно неразрывно связано с языком, системой знаков. Знак – это материальный предмет который служит в процессе мышления и общения людей представлением другого предмета. Виды знаков: 1) знаки индексы (высокая температура тела); 2) связаны с представляемыми ими предметами некоторым причинным образом; 3) знаки символы ни как не связаны физически с обозначаемыми предметами и не имеют структурного сходства, связь устанавливается стихийно или по соглашению.

Аспекты языка: Синтаксический аспект составляет многообразие отношений знаков к др знакам, а также правила образования одних знаков из других при полном отвлечении от того что они обозначают. Сематический аспект составляет совокупность отношений знаков к объектам неязыковой действительности (каково значение и смысл слова?). Прагматический аспект включает в себя эмоционально психологические факторы в процессе употребления языка как средства общения. Два знака имеющие одинаковую сематику могут иметь разную прогматику (дурак и не умный). Знаки характеризуются выделением смысла и прдметного значения. Предметное значение знака – это любой объект мысли, это не сам знак, а то что он обозначает. Смысловое содержание знаков это такая характеристика связанная с обозначаемым объектом знаком, которая позволяет выделить объект из множества других. В случае наличия у одного знака разных значений – называется омонимония. Разные знаки с одним значением – это синонимия.

Естественные и искусственные языки. Искус языки создаются не просто для замены естественных. У них разные цели. Естественные языки складываются в процессе коммуникативной деятельности и служат средством общения, передачи информации, выражения эмоций и мироощущений. Отсюда их многогранность, многоплановость, многозначность и гибкость. И я ориентированны на строго ограниченные и специальные задачи исследования. Они заключаются в построении выводимого знания из уже известных исходных предпосылок. И я можно рассма-ть как фрагменты, модели определенных аспектов естественных языков. Символические языки математики и др точных наук преследуют не только цель сокращения записи. Это можно делать и при помощи стенографии. Главное в том, что над формулами И Я можно проводить операции, получать из них новые формулы и соотношения. Язык формул И Я становиться инструментом познания. Введение И Я-в позволяет науке достигнуть тех абстрактных положений, изучение закономерностей которых делает научное знание универсальным.

Попытки построить универсальный искус яз, к-ый, во-первых, максимально адекватно отражал бы в себе все свойства реальности, и во-вторых, был бы максимально подходящим фрагментам естественного языка обречены на следующее. Любой самый богатый по своим возможностям искус яз не способен отразить в себе противоречивую сущность реальности и быть во всех отношениях адекватным заменителем естественного языка. Индикаторами этого служат так называемые парадоксы. В первые на них обратил внимание др греч философ Зенон (V в д н э). Его творчеству принадлежат априории (а – отрицание, порос – путь) Далее пример о бегуне Ахиллесе который не мог бежать потому что каждый раз ему предстояло пробегать половину пути, что предпологало бесконечное деление отрезка.

55. Философское учение об истине. Объективность истины. Истина абсолютная и относительная. Проблема критериев истины.

Обычно истину определяют как соотв знания объекту. Истина - это адекватная информ о объекте, получаемая посредством нго чувственного или интелектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Т.о. истина сущ как субъективная реальность в ее информ и ценностном аспектах. Ценность знания определ мерой его истинности. Истина есть свойствознания, а не объекта познания.

Знание есть отражение и сущ в виде чувственного или понятийного образа. Образ может быть не только отраж наличного бытия, но также и прошлого. А будущее - может ли оно быть предм отражеия? Можно ли оценить как истинную идею, выступающую в виде замысла? Видимо нет. Разумеется замысел строится на основании знаний. И в этом смысле он опирается на истинное. Однако замысел оценивается в терминах целесообразности и реализуемости, а не терм истинности или ложности.

Т.о. истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящей реальность такой, какая она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Истина есть адекватное отражение реальности в динамике ее резвия. Это придает ей особ ценность, связанную с прогностическим измерением. Истиные знания дают людям возможность разумно организовывать свои практ действия в настоящем и предвидеть будущее.

Но человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения. Заблуждение - это содержание сознания, е соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Заблуждения тоже отражают, правда односторонне, объективн действительность, имеют реальный источик. В любом вымысле содержатся нити реальности. Заблуждения обусловлены и относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых пробле, стремлением к реализ замыслов в ситуации неполной информации.

Итак заблуждения имеют и гносеолог и психологические, и соц основания. Но их следует отличать от лжи как нравственно-психологического феномена. Ложь - это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-то в обман. Ложью м.б как измышление о том чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. Источником лжи м.б. и логически неправильное мышлеие.

Научное познание по своей сути невозможно без столкнов различных мнений, убеждений, также как невозможно и без ошибок. Ошибки нередко совершаются в ходе наблюдения, измерения, расчетов, суждений, оценок. До тех пор пока чел стремится вперед он блуждает,” - говорил Гете.

Гораздо сложнее все в обществ нуках в частности в истории. Тут и доступность источников и их достоверность и политика.

Истина исторична. Понятие конечной или неизменной истины - всего лишь призрак. Любой объект познания - неисчерпаем, он меняется, облад множеством свойств и связан бескон числом связей с окруж миром. Каждая ступень познания ограничена уровнем развития общества, науки... Научные знания поэтому нсят относительный характер. Относит знаний закл в их неполноте и вероятностном характере. Истина поэтому относительна, ибо она отраж объект не полностью, не исчерпывающим образом. Относительная истина есть ограничено-верное знание о чем-либо.

К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты событий, рождения , смерти итд. Абс истина - это такое содержание знания, кот не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью.

Термин абсолютное примен и и к любой относит истине: поскольку она объективна, то в кач момента содержит нечто абсолютное. И в этом смысле любая истина абсолютно-относительна. Развитие люб истины есть наращивание моментов абсолютного. Новы н теории явл более полными и глубокими по сравн с предыдущими. Но нов истины не сбрасывают под откос истории старые, а дополняют, конкретизируют или включают их в себя как моменты более общих и глуб истин. (Теор относит Эйнштейна и Ньютоновская механика).

Конкретность - это свойство истины, основаное на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, сущ свойств, тендеций его развития. Так истиность или ложность тех или иных суждений не м.б. установлеа если не известны условия места, времеи..., в кот они сфрмулированы. Суждение, верно отраж объект в даных условиях, становится ложным по отнош к тому же объекту в иных обстоятельствах.(кипение воды при100 град).

Каждый объект наряду с общими чертами наделен и индивид особенностями. В силу этого наряду с обобщеным необходим и конкретный подход к объекту: нет абстр истины, она всегда конкретна. Истинны ли к примеру принципы клас механики? Да, но в опред пределах. И так для люб истины.

Что дает людям гарантию истиности знания? Декарт, Спиноза, Лейбниц - крит истины ясность и отчетливость мышления. Пример: квадрат имеет 4 стороны. Однако ясность и очевидность - субъект состояния сознания и они нуждаются в опоре на что-то более прочное.

Выдвигался и такой крит истины, как общезнанчимость: истино то, что соотв мнению большинства. Однако вспомним Коперника. Он один был прав, а остальные - нет.

Сущ и прагматический критерий истины: истинные идеи - это те кот хорошо работают.( полезные) Что лучше работает на нас, ведет нас, что лучше всего подходит к каждой части жизни и соединимо со всей совокупностью нашего опыта. Если представл о боге будут удовлетворять этим критериям - то они истинные.

Крит истины закл в практике. Именно в практике должен чел доказать истиность, т.е. действительность своего мышления. Один из принципов н мышления гласит: некое полож явл истинным, если возможно доказать, применимо ли оно в той или иной конкретной ситуации. Этот принцип выраж в термином реализуемость. Посредством реализации идеи в практ действии знание соизмеряется, сопоставляется со своим объектом, выявляя тем самым настоящую меру объективности, истинности своего содежания.

В кач критерия истины практика раб не только как предметная деятельность. Она выступает и в опосредованой форме - как логика, закалившаяся в горниле практики. Можно сказать, что логика - это опосредованая пактиак. Наш разум дисциплинируется логикой вещей, воспроизведенной в логике практ действий и всей системе дух культуры.

Нельзя забывать, что практика не может полностью подтвердить или опровергнуть какое бы то ни было предсавление, знание. “ Атом неделим” - так считалось много веков и практика подтверждала это. Практика хранит молчание относительно того, что находится за пределами ее исторически ограниченных возможностей. Однако она постояно развивается, совершенствуется. В процессе развития истинного знания, увеличеия его объема наука и практика все больше выступают в нераздельном единстве.

56.   Понятие как форма мысли, его роль в научном мышлении. Основные операции с понятиями.

Понятие – есть результат обобщения предметов некоторого вида по опред-й совокупности общих для них и совокупности отличительных для них признаков. Переход от чувственного понятия мышления, к абстрактному мышлению есть переход от отражения мира в формах ощущения к отражению его в понятиях. Мышление представляет собой механизм оперирования понятиями. Пон выражается словами или словосочетаниями. Понятие не есть языковое выражение, но выражается с помощью языковых выражений (снег, snow ...).

Понятие есть форма мысли, которая является результатом мысленного выделения однотипных предметов некоторого множества по общим и существенным признакам. Каждое понятие имеет содержание и объем. Объем понятия – это совокупность предметов понятия. Содержание понятия – это совокупность признаков, на основе которой объекты выделены и обобщены в понятии. М/у содержанием и объемом понятия есть связь в виде закона обратного отношения: чем больше содержание понятия, тем меньше круг объектов функционирующих в нем, и наоборот, чем больше объем тем уже содержание.

Понятие отличается от форм чувственного познания: в представлении дается усредненный объект чувственного познания, а понятие может отражать и чувственно не воспринимаемое (скорость света, леший ...).

Виды понятий: 1) по количественному критерию а) единичные (нынешняя королева Англии) б) общие в) пустые (вечный двигатель, круглый квадрат) 2) по характеру признаков а) положительные, если выражает наличие у предмета какого-то признака б) отрицательные 3) по характеру мыслимых в понятии предметов а) абстрактные понятия б) конкретные (студент, атом).

Виды отношений м/у понятиями: сравнимые (электрон, позитрон) и несравнимые (электрон и город) во множестве сравниваемых выделяют а) совместимые – признаки составляющие содержание понятий могут принадлежать одним предметам (спортсмен и аспирант) б) несовместимые – если пересечение их объемов является пустым множеством (студент отличник и студент неуспевающий).

Виды совместимости: 1 Равнозначные (равноугольный треуг и равносторонний), 2 понятия находящиеся в состоянии логического подчинения (аспирант и учащийся) 3 перекрещивающиеся понятия (аспирант и спортсмен).

Виды несовместимости: 1 противоречащие – в одном из которых есть признаки, наличие которых отрицается в другом (мужчина и не мужчина), род при этом исчерпывается этими понятиями.2 противоположные (высокий и низкий) 3 соподчиненные (прокурор и адвокат – объединены в юрист, но не имеют общих признаков, треугольник и квадрат).

Операции с понятиями. 1. Операции с объемами понятий (классов) а) пересечение двух классов образует класс, элементами которого являются те и только те предметы, которые входят как в первый так и во второй классы; 2 объединение двух классов, в результате этой операции образуется класс элементами которого являются те и только те предметы, которые входят по крайней мере в один из исходных классов; 3 дополнением к классу называется операция, в результате которой к классу WxA(x) образуется класс класс (с чертой), элементами которого являются те и только те предметы из области значений переменной х, который не входят в класс WxA(x). 4 Разность классов называется операция м/у двумя классами, в результате которой образуется класс содержащий те и только те элементы первого класса, которые не входят во второй класс.

Основными операциями над содержаниями понятий являются: отрицание содержания, конъюнкция содержаний и дизъюнкция содержаний.

57.   Суждение как форма мысли. Структура и разновидности суждений.

Суждение в процессе познания играет важную роль.Всякое знание существует в логической форме уждения.

Суждение - это мысль, заключенная в предложении, содержит 3 элемента: субъект, предикат, связку (“есть” или “не есть”).Субъект и предикат в суждении могут быть выражены несколькими словами, например: “Некоторые осужденные к лишению свободы не содержатся в исправительных колониях” - первые четыре слова - субъект, вторые два слова - предикат, “не содержатся” - связка.

Найти кол-во суюдения - значит выяснить, утверждается ли (или отрицается) предикат относительно всего объема или только относительно части объема субъекта.

Признаки суждений: общеутвердительных - слова “каж-дый”, “ всякий”, “любой”, стоящее перед субъектом; общеотрицательных - “ни один”, стоящее или подразумевающееся перед субъектом; частное - “некоторые”, “часть”, “обычно” и т.п. Т.О. чтобы найти количество суждения, необходимо: 1.найти субъект и предикат; 2. исследовать его путем прибавления к нему слов (“каждый”),если суждение утвердительное, (или “ни один”) если оно отрицательное.

Для определения качества суждения необходимо найти или восстановить связку суждения, отражающую характер связи субъекта и предиката.

Суждение - это мысль, в которой при высказывании ее нечто утверждается о предмете действительности и которая объективно является либо истинной, либо ложной и при этом одной из двух. Истинной называется мысль, соответствующая действительности, ложной - в которой искаженно отражена действительность. В языке суждение выражается с помощью повествовательных предложений и риторического вопроса.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"