Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 15:37, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 79 вопросов по дисциплине "Философия".

Работа состоит из  1 файл

фил1.doc

— 707.00 Кб (Скачать документ)

18.   Пространство и время как философские категории.

Пространство – обычно протяженность, время – длительность. П и в обладают своими свойствами. П обладает трехмерностью, оно симетрично, т е нет не обратимых процессов, пространство однородно (каждая точка пространства м б взята за начало координат), пространство изотропно, т е нет привелигированных направлений (в верх, в низ, в лево, в право). Время – длительность, оно асимметрично, т е не обратимо. Время может пониматься по разному: циклическое время (календари); время может толковаться как некоторая симметрия, т к ряд процессов не является не обратимыми (соединение Н и О2дает Н2О и обратно, возможно распадение); время может пониматься как стрела, т е время не обратимо, нельзя вернуться в прошлое. Время отличается от вечности, вечность не меняется и не имеет времени, вечность это всегда настоящее. Пространство и время долго в истории рассматривались раздельно. Демокрит полагал что есть пустота – время и вместилище – пространство. Эти взгляды поддерживал Ньютон. Лейбниц по др подошел к пониманию времени и пространства, как к свойствам движения.

Есть две теории относительности:

  1. Специальная. В ней были объединены понятия движение, пространство и время. Они как свойства материальных объектов меняются от скорости их движения, как и масса , которая возникает со скоростью движения. Появляются понятия масса покоя и масса движения. П и в меняются в завис-и от скорости движения; ритм времени сокращаетя и линейные размеры тела сокращаются. Следовательно не существует единой системы координат и было введено понятие – пространственно-временной интервал – это величина которая не меняется при переходе от одной системы отсчета к другой. Этот интервал позволяет изменяться пространству и времени в разных напрвлениях, что позволяет ему оставаться постоянным.
  2. Общая теория относительности связала в едино понятия тяготеющей массы, пространства и времени. Ритм времени замедляется . Пространство искривляется под действием поля тяготения. Наблюдения во время солнечных затмений показали что пространство искривляется. Из этого были сделаны следствия на основе геометрии Лобачевского (отрицательная кривизна) и Римана (положительная кривизна), что при положительном искривлении пространства вселенная замкнута, а при отрицательном вселенная бесконечна.

Решая уравнение Энштейна, Фридман сделал вывод, что наша вселенная м б стационарной, она или сужается или расширяется. При спектральном анализе света было установлено, что полосы света смещаются в сторону красного – значит объекты удаляются, если же к фиолетовому, то объекты приближаются. Наша же вселенная расширяется. Т о 15-20 млрд лет назад наша вселенная была сконцентрирована в замкнутой форме пространства. У вселенной есть горизонт, и за пределы какой-то сферы у человека нет возможности выйти. Открыл расширяющуюся систему Хаббл. Становление вселенной связывают с черными дырами сверхплотного состояния, которые отличаются тем что в поле их тяготения все исчезает, даже луч света. Черные дыры это элементарные частицы сжатые пространством и временем. В результате взрыва из черной дыры выделяются элементарные частицы, что приводит к становлению химических соединений и становлению вселенной.

19. Философское понимание движения и развития.

В мире все находится в движении, от атомов до вселенной. Все пребывает в вечном стремлении к иному состоянию, и не по принуждению, а по собственной природе. Поскольку движ есть сущностный атрибут материи, то оно, также как и сама материя, несотворимо и неуничтожимо. Движение - это способ сущ материи. Движ заключено в самой природе материи. Одни формы движ превращ в другие и ни один вид не берется ниокуда.

Движение материи - не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями. Движение - это и взаимное превращение элементарных частиц, и обмен веществ в клетках организма, и обмен деят-тью между людьми в процессе их социальной жизни.

Основные типы движения: 1.- это движение, когда сохраняется качество предмета; 2.-тип движения, связанный с переходом от одного качества к другому, с изменением качественного состояния предмета.Это может быть разрушение предмета, распад его на составляющие элементы, кот. представляют особые кач-ва, возникающие в рез-те преобразования исходного предмета.

Процессы, связанные с преобразованием кач-ва предметов, с появлением новых кач-ых состояний, кот. как бы развертывают потенциальные возможности, скрытые и неразвернутые в предшествующих кач-ых состояниях, характеризуются как развитие. Процесс развития - это всегда переход одного качества в другое, направленное формирование новых систем, новых типов организации, кот. рождаются из предшествующих им систем. Две разновидности процессов развития: 1) процессы качественных превращений, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, опред-го уровня ее организации. 2) Процессы перехода от одного уровня к другому. В неживой природе ярким примером первой разновидности развития может служить эволюция звезд.

Существует несколько качественно различных форм движ материи: механ, физическая, хим, биологическая, социальная... Качественное разнообразие одного уровня не м.б. объяснено кач разнообразием другого. Точное описание движ частиц воздуха не может объяснить смысл чел речи. Однако необходимо иметь в виду и общие закономерности, свойственные вскм уровням, а также их взаимодействие. Эта связь выраж в том, что высшее включает низшее. (ДНК - хим соединение) Однако высшие формы не включены в низшие. (нет жизни в хим соединениях)

Развитие, необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Только одновременное наличие всех указанных свойств выделяет процессы Р среди др изменений: обратимость изменений хар-ет процессы функционирования; отсутствие закономрности характерно для случайных процессов катастрофич типа; при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться , и потому процесс лишается характерной для Р единой, внутренне взаимосвязанной линии. В результате Р. возникает новое качественное состояние объекта, к-рое выступает как изменение его состава или структуры (т.е. возникновение, трансформация или исчезновение его элементов и связей). Способность к Р составляет одно из всеобщих свойств материи и сознания.

  1. Принцип детерминизма. Категории причины и следствия, необходимости и случайности, возможности и действительность. Причина и цель.

Детерминизм от лат determino – определяю, филос учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности вещей, процессов и явлений реального мира. Д предполагает наличие разнообразных объективно существующих форм взаимосвязи явлений, многие из к-ых выражаются в виде соотношений, не имеющих непосредственно причинного характера, т е прямо не содержащих в себе моментов порождения, производства одного другим. Сюда входят пространств и врем корреляции, функциональные зависимости, отношения симметрии, взаимодействия частей в системах, взаимодетерминация частей и целого, связь состояний в движении и развитии и др. (пример теория Дарвина).

Причина и следствие. Категория причинности раскрывает причинно-следственную связь. Для определения что такое причина надо сопоставлять: причину, повод, условие. Очень важно соотношение причина и условие. Говоря о причине нужно иметь в виду, что причины имеют свои проявления, т е различают формы причин. Причины существенные и несущественные. Все причинно обусловлено и ни что не проходит без следствий. Различие м/у сущностью и не сущностью условно. Но это надо доделать, сохраняя единый контекст причины.

Причины различают как объективные так и субъективные. Есть причина и функциональная зависимость. Мат модел привело к понятию функциональной зависимости. Для ученого важно не только качественная зависимость м/у причиной и следствием, важно и количественное, которое выражается в функциональной зависимости. Когда говорят о причинности имеют в виду явление которое порождает следствие, а когда говорят о функциональной зависимости гинетическая связь стирается. В функциональной зависимости можно менять местами аргумент и функцию. Последние годы стали говорить что понятие причинности устарело и достаточно владеть функциональной зависимостью. Появилась теория факторов, когда какая-то величина ставиться в зависимость от ряда факторов. Проблема причинности стала еще более запутанной в связи с проникновением в микромир. В статист-й закономерности работает вероятность, в ней нет ссылки на причинность. Многие ученые пытаются сохранить понятие причины, говорят что есть многообразие причинно следственных связей. Это приемлемо, т к иначе можно допустить наличие чудес.

Необходимость и случайность. Каков характер бытия? В бытие все необходимо или случайно? Эта проблема пост-на еще в античности. Сложилось твердое убеждение, что в мире действуют силы, которые вызывают определенные следствия. Появился Лопласовский детерминизм. Лаплас заявил, что если появится обширный ум, который может учесть все действующие силы, то он может написать дифференциальное уравнение с помощью которого можно знать и прошлое и будущее. Это делает бытие чудовищным. Лаплас верил что мир это “паровая машина” все движение которой можно описать. Т о человек попадает в ужасный мир, в кот-м ничего изменить нельзя. Этот взгляд наз-ся фатализмом когда все фатально предопределено.

Приминение статистики в физике стало менять представление о бытие, стат-а опред-т случ события, кот-е носят вероятностный характер и ничего в сущности не меняют. Многие стали говорить, что мир – это океан случайности (так говорил Гипс). Бытие – это случайности и делать ставку на необходимости – это ошибка.

В трактовке необходимости и случайности удачно высказался Гегель. Они взаимодополняющие характеристики бытия по Гегелю. Ф Э продолжая эту линию дал ряд удачных характеристик: случ-ть это форма проявления и дополнения необходимости. Значит необходимость существует но обнаруживает себя в случайности. Наполеон случайность но в нем необходимость революции обнаружила себя. Необходимость в чистом виде не выступает, случ-ть воздействует на необходимые закономерности.

Возможность и действительность. Эти категории ввел Аристотель. Он различал актуальное и потенциальное бытие, т к любой объект – это не только актуальность, но это и определенные тенденции изменения, т е способность вещи изменить свое состояние, качественно измениться. Столкновение тенденций определяет изменение вещи. Превращение возможности в действительность есть эволюция.

Цель один из элементов поведения и сознательной деят-ти человека, к-рый хар-ет предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определ средств. Ц выступает как способ интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему, как одна из форм детерминации человеч деятельности. Анализ деятельности как целенаправленной предполагает выявление несоответствия м/у налиной жизненой ситуацией и Ц; осуществление Ц является процессом преодоления этого несоответствия. Ар-ль толковал Ц как “то, ради чего” нечто существует.

21.Предмет социальной философии. Понятие общества.

Общество можно анализировать по-разному. Рус мыслитель А.А.Богданов(1873-1928), например, рассматривал общество со стороны организации и управления. “Всякая чел деятельность явл организацией или дезорганизацией. Это значит: всякую чел деятельность - тех, обществ, художеств - можно рассматривать как некий материал организационноо опыта и исследовать с организ точки зрения” В основе соц фил могут лежать различные подходы, тогода соотв получаются и различные модели. Рассмотрим некоторые из них.

В 17-18 вв. шир распространение получила натуралистическая концепция толкования общ жизни. Эта концепция требует объясн соц явлений исключительно действием прир закономерности: физич, географ, биологич...

Шарль Фурье (франц социалист-утопист) - пытался создать соц науки из закона всемирного тяготения Ньютона. Соц теория - есь часть теории всемирного единства, основанной а принципе притяж по страсти, всеобщей закономерности, обуславл прир склонность чел к какому-либо виду коллективного труда.

Высшие формы бытия натурализм сводит к низшим. Человек сводится до уровня исключ природного сущ-ва. При этом челов поведение жестко включается в цепь прир причин и следствий, свободе не остается маста и концепция соц событий принимает фаталистическую окраску. В системе Гоббса Свобода всего-лишь модификация необходимой причины. “Каждое добровольное действие явл вынужденным”, “все действия необходимы”.

Еще одним недостатком натур подхода явл то, что он рассм чел-ка как некий социальный атом, а общество как механич агрегат таких атомов, замкнутых исключ на своих интересах.

Иными словами натурализм замечает в чел только природную субстанцию. В р-те и чел связи обретают прир характер. Общество призается, но в кач цементирующего начала берется или польза (просветители 17-18вв), или половая любовь (Феербах). Общество в натурал фил характеризуется как всеобщность, связующая множество индивидов лишь прир узами. Но в этом случае каждый волен защищать свою природу вопреки сущ моральным принципам, ибо последние не вытекают из прир чел-ка. Теор обоснование этой исключит эгоистической жизн позиции дал нем фил Макс Штинер в книге “Единственный и его собственность”.

Идеализм наоборот слишком отрывает чел от природы, превращая дух сферу общ жизни в самост субстанцию. На практике это означает следовать принципу “мнения правят миром”. Идеал в принципе не отриц объективного фактора истории. Однако развитие общества полностью определяется действием мирового разума или волевая активность человека. В первом случае в соц фил вносится фатализм, а во втором - обосновывается чисто субъективистское понимание истор хода.

В неокот фил системах содержалось полож начало в подходе к чел и истории. Оно закл в обосновании своб субъекта, его творческой активности.Как бы ни понималась духовность, никто не мыслит ее без нравственности, последняя предполагает наличие свободы. Духовно нравственным может быть тоько своб человек.

В свете данной концепции Человек как моральное существо не нуждается ни в каких приманках или принуждении, ибо подлинно нравтенный мотив порождается своб волеизъявлением личности. Этот мотив заключ в том, чтобы челов выполнил свой мор долг, не ожидая компенсации ни в этом , ни в ином мире.

Главным недостатком идеал концепций явл отрыв слова от дела, теории от практики, идеала от интереса... А когда символ господствует над бытием (будь это образ светлогшо будущего или всемогущей техники), цель непременно подменяется средством, а мудрость - рассудком.

Диал материализм. Общ жизнь - высшая форма движ материи. Хоть общество и явл живой сист оно качественно отлич от др живых систем, выступает и как объект и как субъект мат действительности.

Диалектико - материалист понимание истории начинается с решения основного вопроса фил в применении к обществу. “Сознание людей зависит от их бытия”. Это утверждение вытекает из простого факта, что “люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией...” А для этого нужно трудиться, производить мат блага.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"