Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 19:35, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".
Структура- совокупность устойчивых связей общества, обеспечивающих его целостность.
Охарактеризовать общество как саморазвивающуюся целостную систему - значит выявить в ней самой предпосылки к развитию, а также то, что общество не является простой суммой индивидов, а есть новая качественная определенность для которой характерно подчинение объективным законам развития общества. Факт, что общество есть другая качественная определенность нежели чем простая сумма отдельных людей не вызывает сомнения. А источники развития общества следует искать в противоречиях таких например, как противоречие производительных сил и производственных отношений, в противоречиях надстройки и базиса в общественно – экономических формациях. Рассмотрение общества как системы предполагает выявление элементов этой системы, ее первокирпичиков. Таким первокирпичиком является человек и его деятельность.
Сферы жизни общества - экономическая, социальная, политическая, духовная.
Эти сферы существуют в любом обществе. Они в свою очередь могут делиться на составные, которые также делимы. Выделив эти основные сферы и продолжая раскрывать их дальше, получим полный структурный анализ. Функциональный анализ раскрывает назначение одного из элементов по отношению к другому и к системе в целом, раскрывает зависимость изменений одного элемента от изменений в другом элементе.
Человек, его природа и сущность. Человек индивид личность.
Современный человек обладает силой мышления, силой воли и силой чувства.
Индивид (от лат. individuum - неделимое), первоначально - лат. Перевод греч. понятия 'атом' (впервые у Цицерона), в дальнейшем - обозначение единичного в отличие от совокупности, массы; отд. живое существо, особь, отд. человек - в отличие от коллектива, социальной группы, общества в целом. Индивидуальность - неповторимое своеобразие к.-л. явления, отд. существа, человека. В самом общем плане И. в качестве особенного, характеризующего данную единичность в ее качеств. отличиях, противопоставляется типичному как общему, присущему всем элементам данного класса или значительной части их. Личность - общежитейский и научный термин, обозначающий: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Человека философия понимает как целостность. Сущность человека связана с обществ. условиями его функционирования и развития, с деятельностью, в ходе которой он оказывается и предпосылкой и продуктом истории. Человек - совокупность всех обществ. отношений.
1) Идеалистическое и религиозно-мистическое понимание ч.
2) натуралистическое (биологическое) понимание ч.
3) сущностное понимание ч.
4) целостное понимание ч.
развитая индивидуальность->многообразие соц. качеств
Индивидуальность не только обладает различными способностями, но еще и представляет некую их целостность. Если понятие индивидуальности подводит деятельность человека под меру своеобразия и неповторимости, многосторонности и гармоничности, естественности и непринужденности, то понятие личности поддерживает в ней сознательно-волевое начало. Человек как индивидуальность выражает себя в продуктивных действиях, и поступки его интересуют нас лишь в той мере, в какой они получают органичное предметное воплощение. О личности можно сказать обратное: в ней интересны именно поступки.
Простейшие требования нравственности (упомянуть).Жизнеспособность человека покоится на воле к жизни и предполагает постоянное личностное усилие. Простейшей, исходной формой этого усилия является подчинение общественным нравственным запретам, зрелой и развитой - работа по определению смысла жизни.
Общественное и индивидуальное сознание. Их диалектическая взаимосвязь.
Индивидуальное сознание это духовный мир личности, отраженное общественное бытие через призму конкретных условий жизнедеятельности данного человека. Это совокупность идей, взглядов, чувств, свойственных конкретному человеку, в которых проявляется его индивид и неповторимость. Общественное сознание (ОС) складывается на основе сознания отдельных людей , но не является их простой совокупностью. Это качественно новое общественное явление, органически переработанный синтез тех идей, взглядов, чувств, которые присущи индивидуальному сознанию (ИС). ИС многообразней, ярче ОС, но оно не достигает той глубины, которая характерна для ОС. ОС охватывает все стороны общественной жизни. ИС всегда несет на себе печать ОС, поскольку оно формируется в конкретном обществе. Любой человек есть носитель общественных взглядов, привычек, традиций. ИС, таким образом, детерминировано СП материальных благ. Общество - сложное материальное образование, состоящее из множества социальных групп. Каждая группа является субъектом определенного группового сознания. Групповое сознание (ГС) связано как с ОС так и с ИС. Оно складывается на основе ИС , но не представляет собой простой суммы ИС. ГС опосредуется ОС и выступает как элемент или подсистема ОС, входя в него частью своих элементов.
Формы общественного сознания.
1. Политическое 2. Правовое 3. Нравственное 4. Эстетическое 5. Религиозное 6. Философское 7. Научное.
Они отличаются друг от друга по предмету отражения. Так, если ФОС интересует природа и общество, то ПОС интересуется взаимоотношениями между классами, их отношением к власти. Разные формы ОС по-разному отражают реальность. Например наука отражает ее в категориях, законах, понятиях. Каждая форма ОС обладает своими специфическими признаками. Все же формы, вместе взятые, раскрывают многообразие мира. Итак духовная жизнь общества связана с удовлетворением духовных потребностей, с процессом сознания, с отношениями между людьми в процессе духовного производства. Основными элементами духовного производства общества являются: 1. Духовные потребности 2. Деятельность 3. Потребление 4. Дух отношения.
Понятие цивилизации. Цивилизация как социокультурное явление. Мировая цивилизация и основные этапы ее становления и развития.
Культура и цивилизация.
Понятие цивилизации происходит от латинского слова "civis" - "гражданин". По мнению большинства современных исследований цивилизация обозначает следующую за варварством ступень культуры, которая постепенно приучает человека к целенаправленным, упорядоченным совместным действиям с себе подобными, что создает важнейшую предпосылку культуры. В диалектико-материалистической философии и социологии цивилизация рассматривается как деятельности, в традициях и привычках не общего у разных народов, стоящих на одной цивилизационной ступени, а того, что специфично для их этносоциальной индивидуальности, их исторической судьбы, индивидуальных и неповторимых обстоятельств их прошлого и сегодняшнего бытия, их языка, религии, их географического местоположения, их контактов с другими народами и т.д. Если функция цивилизации - обеспечение общезначимого, стабильного нормативного взаимодействия, то культура отражает, передает и хранит индивидуальное начало в рамках каждой данной общности. Таким образом, цивилизация – это социокультурное образование. Если культура характеризует меру развития человека, то цивилизация характеризует общественные условия этого развития, социальное бытие культуры.
Понятие культуры. Единство и многообразие культур.
В настоящее время слово "культура" часто употребляется как мера уровня образованности, просвещенности и воспитанности человека. Хотя спор по поводу точности и полноты этого определения продолжается и вряд ли когда-нибудь будет закончен, так как многообразие деятельности человека порождает и многообразие проявлений культуры. Культура есть способ внебиологической адаптации человеком окружающей действительности. В этом понятии наиболее отчетливо зафиксировано общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, качественное своеобразие исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития. На протяжении всей истории развития философской мысли культура в том или ином аспекте являлась предметом изучения различными мыслителями, литераторами, историками. В эпоху Просвещения под совершенством культуры стали понимать соответствие гуманистическому идеалу человека, а в дальнейшем - идеалу просветителей. Для зарождавшейся буржуазной философии характерно понимание под культурой различных форм духовного и политического саморазвития общества и человека, проявляющихся в движении науки, искусства, морали, религии и государственном правлении. Представители немецкой классической философии рассматривали сущность культуры как единую цепь множества ее типов и форм, располагающихся в определенной исторической последовательности и образующих единую линию духовной эволюции человечества.
Культуру принято разделять на материальную и духовную. Материальную культуру образуют продукты материального, а духовную - продукты духовного производства. Но их различия ни в коем случае нельзя преувеличивать хотя бы потому, что предметы духовной культуры всегда так или иначе овеществляются, материализуются, а материальная культура несет в себе человеческую мысль, достижения человеческого духа. Они связаны между собой так, как и области производства- материального и духовного, причем первое к в конечном счете играет в системе общественной жизни ведущую, определяющую роль. Являясь выражением способов и норм социальной организации и регулирования жизнедеятельности общества, культура обладает рядом функций. Это социально-регулятивная функция культуры, воплощающаяся в нормах, традициях и обычаях регулирующих жизнь общества. Вторая, не менее важная функция культуры называется коммуникативно-репродуктивной. Она заключается в передаче опыта, знаний, результатов человеческой деятельности от поколения к поколению, чем обеспечивается непрерывность исторического процесса и его прогрессивное развитие. Социальной функцией культуры является отбор и отсеивание в ходе трансляции тех культурных ценностей, которые остаются в употреблении у нового поколения и тех, которые отсеиваются, отслужив свое. Эта функция куль- туры называется ценностно-ориентационной.
Религиозное и атеистическое сознание: сущность, функции, специфика.
Религиозное сознание является одной из старейших форм общественного сознания, и совершенно очевидна подчиненность его конкретным общественно-историческим условиям. Религиозное сознание соответствовало объективным потребностям человеческого духа. Эти духовные потребности должны быть удовлетворены. Религия выражала не только страх человека перед грозными и непонятными силами, господствующими в повседневной жизни. В религиозных обрядах, заклинаниях, жертвоприношениях люди пытались служить сверхъестественным силам и в некоторой степени управлять ими. Кроме того, с помощью религии закреплялись нормы поведения человека. Религия служила средством достижения социальной стабильности. Религия не случайное явление в культуре человечества, а закономерно возникшая, исторически и социально обусловленная форма осознания человечеством окружающего мира и самого себя. Религия является отражением (хотя и фантастически) окружающей действительности, поэтому она развивается и изменяется одновременно с изменением самой жизни.
В современной философии различают три ступени в истории религии: 1) религия, опирающаяся на свое божество в природных силах (бог Солнца, бог Земли и т.п.); 2) религия, признающая всемогущего "Бога-господина", требующая повиновения ему; сюда же относится и религия как простая мораль без Бога; 3) религия искупления, возникающая из чувства греховности. Религиозное сознание как элемент в структуре религии взаимосвязано с другими ее элементами: религиозной деятельностью, отношениями и организациями.
Религиозное сознание специфично. Ему присуще прежде всего вера, эмоциональность, символичность, чувственная наглядность, соединение реального содержания с иллюзиями, знание религиозной лексики, воображение, фантазия. Религиозное сознание отличается тем, что наряду с признанием реальной жизни, в нем сохраняется иллюзорное удвоение мира, вера в продолжение духовной жизни после прекращения жизни земной, вера в потусторонний мир. Доказать логично существование этого мира невозможно, поэтому религиозное сознание основано на вере. Вера - это часть религиозного сознания. Она не нуждается в подтверждении истинности религии со стороны разума или чувств. В религиозной вере основной объект - это идея бога, на ней основано содержание религии. Для верующих идея бога является решением проблемы смысла жизни человека и нравственной опорой, стремлением выделить в жизни светлые и добрые начала. Искренне верующие люди стремятся жить, соблюдая общечеловеческие моральные нормы. В религиозном сознании утвержден определенный идеал, подкрепляемый верой в него. Этот идеал – Бог. Религиозный долг человека заключается в смирении перед Богом, в устремленности к нему как к идеалу. В большинстве случаев господствующая религия выступает в союзе с государством, с политической властью.