Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:36, шпаргалка
Работа содержит 90 ответов на вопросы по дисциплине "Философия"
• 1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
• 2. ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ
• 3. ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЛОСОФИИ
• 4. НАЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ
• 5. СВЯЗЬ ФИЛОСОФИИ С МИФОЛОГИЕЙ И РЕЛИГИЕЙ
• 6. ФИЛОСОФИЯ И ЯЗЫК
• 7. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА
• 8. ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА
• 9. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ФИЛОСОФИИ
• 10. ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ ПРОЦЕСС
• 11. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ И ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
• 12. АНТИЧНЫЙ МИР И ГЕНЕЗИС ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
• 13. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕГО МИРА
• 14. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ (ПЕРИОДИЗАЦИЯ, СПЕЦИФИКА, ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ)
• 15. ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАНИЕ В ДРЕВНЕЙ РУСИ
• 16. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ И ГУМАНИЗМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
• 17. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ РЕНЕССАНСА: НЕОПЛАТОНИЗМ, НАТУРФИЛОСОФИЯ, ТЕОСОФИЯ, ПАНТЕИЗМ
• 18. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
• 19. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ И КУЛЬТ РАЗУМА
• 20. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVIII в.
• 21. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
• 22. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ
• 23. ФИЛОСОФСКИЕ ТЕМЫ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
• 24. ВЕДУЩИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ТЕЧЕНИЯ НАЧАЛА ХХ в.
• 25. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ 70–90-Х гг. ХХ в.
• 26. ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ XX в.
• 27. З. ФРЕЙД, ЕГО ПОСЛЕДОВАТЕЛИ И ОППОНЕНТЫ
• 28. ФИЛОСОФСКИЙ ПОСТМОДЕРН
• 29. ОНТОЛОГИЯ КАК УЧЕНИЕ О БЫТИИ
• 30. ОНТОЛОГИЯ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
• 31. ВОПРОС О БЫТИИ У И. КАНТА
• 32. ПРОБЛЕМАТИКА БЫТИЯ У А. ШОПЕНГАУЭРА, Ф. НИЦШЕ, А. БЕРГСОНА, К. МАРКСА
• 33. АНТИОНТОЛОГИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА ПОЗИТИВИСТОВ И НЕОПОЗИТИВИСТОВ
• 34. ВОЗВРАЩЕНИЕ К ОНТОЛОГИИ: РУССКАЯ МЕТАФИЗИКА, НЕОТОМИЗМ
• 35. ФЕНОМЕН СОЗНАНИЯ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА
• 36. БЫТИЕ И СОЗНАНИЕ
• 37. СОЗНАНИЕ, САМОСОЗНАНИЕ И РЕФЛЕКСИЯ
• 38. СОЗНАНИЕ, ЯЗЫК, ОБЩЕНИЕ
• 39. ПРОБЛЕМАТИКА СОЗНАНИЯ У А. ШОПЕНГАУЭРА, Ф. НИЦШЕ, К. МАРКСА, А. БЕРГСОНА, У. ДЖЕЙМСА
• 40. ПСИХОАНАЛИЗ З. ФРЕЙДА И НЕОФРЕЙДИЗМ, СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
• 41. ЕВРОПЕЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ COGITO
• 42. ОТКАЗ ОТ ПРОБЛЕМАТИКИ СОЗНАНИЯ
• 43. ТЕМА СОЗНАНИЯ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ XIX–XX вв.
• 44. ПОЗНАНИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА
• 45. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ВИДЫ ПОЗНАНИЯ
• 46. СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ
• 47. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЛОГИКИ
• 48. ПОЗНАНИЕ, ПРАКТИКА, ОПЫТ
• 49. ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ
• 50. МЕТОДОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ
• 51. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ДРЕВНЕВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
• 52. ОППОЗИЦИЯ ЧУВСТВЕННОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО, МНЕНИЯ И ЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ ПАРМЕНИДА И ДЕМОКРИТА
• 53. ИЕРАРХИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПО УЧЕНИЮ ПЛАТОНА
• 54. АРИСТОТЕЛЬ О ПРЕДМЕТЕ И ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
• 55. РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ И ЭМПИРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
• 56. МЕТОД ДЕДУКЦИИ И ПОНЯТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИНТУИЦИИ В ФИЛОСОФИИ ДЕКАРТА И СПИНОЗЫ
• 57. ТРАДИЦИЯ АНГЛИЙСКОГО ЭМПИРИЗМА
• 58. КАНТОВСКОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАНИЯ
• 59. ТРАКТОВКА ПОЗНАНИЯ В НЕОКАНТИАНСТВЕ
• 60. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ В ПОЗИТИВИЗМЕ И НЕОПОЗИТИВИЗМЕ
• 61. ПРИРОДА ПОЗНАНИЯ И ПОНИМАНИЕ ИСТИНЫ В ПРАГМАТИЗМЕ
• 62. ИСТИНА И МЕТОД: ОТ РАЗУМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУЮЩЕГО К РАЗУМУ ИНТЕРПРЕТИРУЮЩЕМУ
• 63. ГАРМОНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ В ДРЕВНЕВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
• 64. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ ПРИРОДЫ
• 65. ПРОТИВОРЕЧИЯ МЕЖДУ ПРИРОДОЙ И ЧЕЛОВЕКОМ В НАШИ ДНИ
• 66. ВОПРОС О ЧЕЛОВЕКЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА
• 67. ПОНИМАНИЕ СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В РАЗНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ
• 68. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО
• 69. ИДЕЯ СВЕРХЧЕЛОВЕКА У Ф.НИЦШЕ
• 70. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ В ФИЛОСОФИИ XX в.
• 71. ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ
• 72. ИСТОРИОСОФИЯ АВГУСТИНА
• 73. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
• 74. ПРОБЛЕМЫ СМЫСЛА ИСТОРИИ
• 75. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
• 76. ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО
• 77. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
• 78. КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО РАССМОТРЕНИЯ
• 79. ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
• 80. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
• 81. ИСКУССТВО КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО РАССМОТРЕНИЯ
• 82. ПОНЯТИЕ ИСКУССТВА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
• 83. РЕЛИГИЯ И ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАНИЕ
• 84. ПРОБЛЕМА ВОЗМОЖНОСТИ СУЩЕСТВОВАНИЯ РЕЛИГИИ КАК ФИЛОСОФИИ В XIX в.
• 85. НАУЧНОЕ СОЗНАНИЕ И МИР НАУКИ
• 86. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
• 87. ПЕРВЫЙ ПОЗИТИВИЗМ КОНТА, МИЛЛЯ И СПЕНСЕРА
• 88. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС В ФИЗИКЕ И ВТОРОЙ ПОЗИТИВИЗМ
• 89. ПОСТПОЗИТИВИЗМ
• 90. ГАЛИЛЕЕВСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА ЭМПИРИЗМУ
— истина качественна — есть интервал выполнимости, за пределы которого экстраполяция истины недопустима.
Хотя базой для науки является истина, наука содержит массу неистинного:
— теории, содержащие противоречия;
— недоказанные теоремы;
— неразрешенные проблемы;
— гипотетические объекты с неясным познавательным статусом;
— парадоксы;
— противоречивые объекты;
— неразрешимые положения;
— необоснованные предположения;
— порождающие антиномии представления и рассуждения и др.
Наука не может пропускать гипотетические, маловероятные знания вследствие того, что: полностью не доказана его противоречивость; имеются надежды на его скорое обоснование; критическое испытание гипотетического знания провоцирует производство нового знания и др.
Первыми, кто сделал шаг к отказу от проблематики сознания, были:
— Джон Дьюи (1859–1952);
— Мартин Хайдеггер (1889–1976);
— Людвиг Витгенштейн (1889–1951).
Джон Дьюи — американский философ, один из ярчайших представителей неопрагматизма.
Прагматизм — направление в философии, которое ведет свое начало от американского философа Пирса, оно видит наиболее яркое выражение человеческой сущности в действии и ценность или отсутствие ценности мышления ставит в зависимость от того, является ли оно действием, служит ли оно действию, жизненной практике.
Основным понятием философии этого мыслителя был опыт, под которым имелись в виду все формы проявления человеческой жизни. По мнению Дьюи, философия появилась не из удивления, как полагали еще в древности, а из социальных напряжений и стрессов. Поэтому главной задачей философии является такая организация жизненного опыта, прежде всего уклада социального бытия, которая способствовала бы улучшению образа жизни людей, их бытия в мире.
Главная идея Дьюи, определяющая суть его философии, — инструментализм.
Инструментализм — направление в философии, согласно которому ум и интеллект точно так же являются средством (инструментом) приспособления к изменяющимся условиям, как части тела и зубы.
По мнению этого мыслителя, истинны те идеи, концепции и теории, которые являются результативно-выгодными, успешно работают в жизненно важных обстоятельствах, ведут к достижению прагматических целей.
Мартин Хайдеггер — немецкий философ, сторонник экзистенциализма.
Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia — существование) — «философия существования», одно из самых модных философских течений в середине XX в., которое представляло собой самое непосредственное выражение того времени, затерянности, безысходности.
По мнению представителей экзистенциализма, задачей философии является занятие не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия. Люди помимо своей воли заброшены в этот мир, в свою судьбу и живут в чужом для себя мире. Их бытие окружено со всех сторон какими-то непонятными знаками, символами. Основные вопросы, поставленные Хайдеггером:
— Для чего живет человек?
— В чем смысл его жизни?
— Каково место человека в мире?
— Каков выбор им своего жизненного пути? Людвиг Витгенштейн — австрийский мыслитель, логик и математик. Людвиг Витгенштейн:
— развивал идеи лингвистической философии;
— разрабатывал проблемы математической логики;
— анализировал язык математики как наиболее совершенный язык научного знания.
Он предлагал свести все научное знание к логике и математике, тем самым абсолютизируя значимость формальных преобразований, якобы могущих выразить содержательные утверждения о мире.
Главное произведение позднего периода Витгенштейна — «Философские исследования», в которых он трактует философию как активность, направленную на прояснение языковых выражений. Задача же философии сугубо «терапевтическая» — устранение путем анализа естественного языка не только философских, но и иных обобщений, которые оцениваются им как своего рода заболевания.
История русской литературы является богатым культурно-историческим феноменом.
Наиболее содержательным периодом русской философии является XIX в. Этот период был «золотым веком» в истории русской духовности, веком классики и универсализма. Этому столетию присущ органический синтез философской мысли и художественного слова.
Начало русской классической философии положило творчество Чаадаева (1794–1856). В его «Философских письмах» с религиозной точки зрения были поставлены вопросы:
— Каковы особенности исторического развития России и Западной Европы?
— Что такое русское национальное самосознание? Философская политика Чаадаева дала толчок расколу в русской философской мысли XIX в. и возникновению в ней двух противоположных течений — славянофильства и западничества.
Славянофилы связывали судьбу России с развитием русского национального сознания и расцветом русской православной религии.
В истории русской философии, которая всегда уделяла большое внимание религиозной теме, особое место принадлежит Н.Ф. Федорову (1828–1903), поставившему в основу всей своей системы идею «всеобщего спасения». Отличительной особенностью мысли Федорова является его непримиримое отношение к смерти, необходимости ее активного преодоления. В его известной работе «Философия общего дела» звучит призыв к «действию», а не пассивному созерцанию мира и выражена вера в то, что разум и сознание человека могут сами по себе осуществить эту задачу.
Николай Александрович Бердяев (1874–1948) — один из ярчайших представителей русской религиозной философии. Для социального переустройства общества, согласно Бердяеву, нужно прежде всего не техническое переустройство, а духовное возрождение. Для России это связано с утверждением «русской идеи». По мнению Бердяева, главной отличительной чертой русской идеи является религиозный мессианизм, который пронизывает все общество, его культуру, сознание. Суть национальной русской идеи — осуществление царства Божия на земле. Бердяев с критикой относится к крайностям и славянофилов, и западников в их выводах о месте России в мировой истории. Россия, по его мнению, может осознать себя и свое призвание в мире лишь в свете проблемы Востока и Запада. Она находится в центре этих миров и должна сознавать себя «Востоко-Западом», соединителем, а не разделителем их.
Владимир Сергеевич Соловьев (1853–1900) — русский философ-идеалист, поэт, публицист, литературный критик. Он стал основоположником русской христианской философии как самобытного целостного сознания.
Главной идеей Соловьева является идея «всееди-ного сущего». Предельно высшее единство сущего, согласно Соловьеву, — это Бог. Абсолютная глубина и полнота сущего предполагает принцип абсолютной личности, энергийно-волевой, всеблагой, любящей и милостивой, но наказующей за грехи. Только Бог олицетворяет положительное всеединство сущего. Все неизмеримое многообразие сущего скреплено божественным единством. Все материальное одухотворено божественным началом, выступая в качестве мирового сознания, т. е. смыслонаполненностью вещей и событий, что связано с идеей творческого мастерства.
Познанием называется усвоение чувственного содержания испытываемого, переживаемого, положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины.
С точки зрения философии познание бывает: чувственное; рациональное; житейское; научное; интуитивное; художественное и др.
Человечество во все времена стремилось к приобретению новых знаний. Овладение тайнами бытия является выражением высших устремлений творческой активности разума, который составляет гордость человека и человечества. Знание образует сложную систему, выступающую в виде социальной памяти, богатства ее передаются от поколения к поколению, от народа к народу с помощью механизма социальной наследственности, культуры.
Теория познания — специальное исследование познания, которое делится:
— на критику познания, отталкивающуюся от существовавшего до сих пор типа познания, в котором она критически отказывает наличному знанию;
— на теорию познания в узком смысле, предметом которой является этот тип познания. Проблемы, которые изучает теория познания:
— природа познания;
— возможности и границы познания;
— отношение знания и реальности;
— соотношение субъекта и объекта познания;
— предпосылки познавательного процесса;
— условия достоверности знания;
— критерии истинности знания;
— формы и уровни познания и др.
Теория познания с самого начала развивается во взаимодействии с наукой:
— одни ученые изучают объективную реальность, а другие — саму реальность исследования: это жизненно необходимое разделение духовного производства;
— одни находят знания, а другие — знания о знании, которые важны и для самой науки, и для практики, и для выработки целостного мировоззрения. Теория познания также называется гносеологией, или эпистемологией. Эти термины происходят из греческого языка:
— gnosis — познавание, узнавание (познание, знание);
— episteme — знание, умение, наука.
В русском языке термин «познание» имеет два основных значения:
— знание как данность, добытый факт;
— процесс узнавания, добычи знания в первом смысле. Основной задачей гносеологии является исследование природы «готового» знания, а не методов его получения.
Поскольку истина является объективной стороной знания, которая состоит в отношении с субъективной его стороной, постольку гносеология в своем развитии определяет предмет психологии знания.
Теория познания должна:
— обосновывать всякое знание, в том числе естественно-научное и философское;
— объяснять саму возможность такого знания, его сущность, содержание понятия истины, ее критерии. Теория познания:
— исследует природу человеческого познания;
— исследует формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах (мнения) к постижению их сущности (истинного знания);
— рассматривает вопрос о путях достижения истины, о ее критериях;
— исследует то, как человек впадает в заблуждения и каким образом преодолевает их.
Основным вопросом для гносеологии был и остается вопрос о том, какой практический, жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе.
Познание — обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.
Виды познания:
Житейское познание. Житейское познание основывается на наблюдении и смекалке, оно лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями, и носит эмпирический характер. Эта форма знания базируется на здравом смысле и обыденном сознании, она является важной ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой.
Житейское познание развивается и обогащается по мере прогресса научного и художественного познания; оно тесно связано с культурой.
Научное познание. Научные знания предполагают объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки.
Сущность научного знания заключается:
— в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем;
— в достоверном обобщении фактов;
— в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным — общее и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений.
Научное знание охватывает что-то относительно простое, что можно более или менее убедительно доказать, строго обобщить, ввести в рамки законов, причинного объяснения, словом, то, что укладывается в принятые в научном сообществе парадигмы.
Художественное познание. Художественное познание обладает определенной спецификой, суть которой — в целостном, а не расчлененном отображении мира и особенно человека в мире.
Чувственное познание. Чувственное познание имеет три формы:
— ощущения (элементарная форма, в нее входят зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные, вибрационные и другие ощущения);
— восприятия (структурированный образ, состоящий из нескольких ощущений);
— представления (образ ранее созданного или воспринятого воображением явления). Рациональное познание. Существует три формы рационального познания: