Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:36, шпаргалка

Описание

Работа содержит 90 ответов на вопросы по дисциплине "Философия"

Содержание

• 1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

• 2. ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ

• 3. ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЛОСОФИИ

• 4. НАЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ

• 5. СВЯЗЬ ФИЛОСОФИИ С МИФОЛОГИЕЙ И РЕЛИГИЕЙ

• 6. ФИЛОСОФИЯ И ЯЗЫК

• 7. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА

• 8. ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА

• 9. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ФИЛОСОФИИ

• 10. ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ ПРОЦЕСС

• 11. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ И ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

• 12. АНТИЧНЫЙ МИР И ГЕНЕЗИС ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

• 13. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕГО МИРА

• 14. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ (ПЕРИОДИЗАЦИЯ, СПЕЦИФИКА, ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ)

• 15. ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАНИЕ В ДРЕВНЕЙ РУСИ

• 16. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ И ГУМАНИЗМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

• 17. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ РЕНЕССАНСА: НЕОПЛАТОНИЗМ, НАТУРФИЛОСОФИЯ, ТЕОСОФИЯ, ПАНТЕИЗМ

• 18. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

• 19. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ И КУЛЬТ РАЗУМА

• 20. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVIII в.

• 21. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

• 22. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ

• 23. ФИЛОСОФСКИЕ ТЕМЫ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

• 24. ВЕДУЩИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ТЕЧЕНИЯ НАЧАЛА ХХ в.

• 25. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ 70–90-Х гг. ХХ в.

• 26. ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ XX в.

• 27. З. ФРЕЙД, ЕГО ПОСЛЕДОВАТЕЛИ И ОППОНЕНТЫ

• 28. ФИЛОСОФСКИЙ ПОСТМОДЕРН

• 29. ОНТОЛОГИЯ КАК УЧЕНИЕ О БЫТИИ

• 30. ОНТОЛОГИЯ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

• 31. ВОПРОС О БЫТИИ У И. КАНТА

• 32. ПРОБЛЕМАТИКА БЫТИЯ У А. ШОПЕНГАУЭРА, Ф. НИЦШЕ, А. БЕРГСОНА, К. МАРКСА

• 33. АНТИОНТОЛОГИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА ПОЗИТИВИСТОВ И НЕОПОЗИТИВИСТОВ

• 34. ВОЗВРАЩЕНИЕ К ОНТОЛОГИИ: РУССКАЯ МЕТАФИЗИКА, НЕОТОМИЗМ

• 35. ФЕНОМЕН СОЗНАНИЯ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА

• 36. БЫТИЕ И СОЗНАНИЕ

• 37. СОЗНАНИЕ, САМОСОЗНАНИЕ И РЕФЛЕКСИЯ

• 38. СОЗНАНИЕ, ЯЗЫК, ОБЩЕНИЕ

• 39. ПРОБЛЕМАТИКА СОЗНАНИЯ У А. ШОПЕНГАУЭРА, Ф. НИЦШЕ, К. МАРКСА, А. БЕРГСОНА, У. ДЖЕЙМСА

• 40. ПСИХОАНАЛИЗ З. ФРЕЙДА И НЕОФРЕЙДИЗМ, СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

• 41. ЕВРОПЕЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ COGITO

• 42. ОТКАЗ ОТ ПРОБЛЕМАТИКИ СОЗНАНИЯ

• 43. ТЕМА СОЗНАНИЯ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ XIX–XX вв.

• 44. ПОЗНАНИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА

• 45. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ВИДЫ ПОЗНАНИЯ

• 46. СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ

• 47. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЛОГИКИ

• 48. ПОЗНАНИЕ, ПРАКТИКА, ОПЫТ

• 49. ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ

• 50. МЕТОДОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ

• 51. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ДРЕВНЕВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

• 52. ОППОЗИЦИЯ ЧУВСТВЕННОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО, МНЕНИЯ И ЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ ПАРМЕНИДА И ДЕМОКРИТА

• 53. ИЕРАРХИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПО УЧЕНИЮ ПЛАТОНА

• 54. АРИСТОТЕЛЬ О ПРЕДМЕТЕ И ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

• 55. РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ И ЭМПИРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ

• 56. МЕТОД ДЕДУКЦИИ И ПОНЯТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИНТУИЦИИ В ФИЛОСОФИИ ДЕКАРТА И СПИНОЗЫ

• 57. ТРАДИЦИЯ АНГЛИЙСКОГО ЭМПИРИЗМА

• 58. КАНТОВСКОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАНИЯ

• 59. ТРАКТОВКА ПОЗНАНИЯ В НЕОКАНТИАНСТВЕ

• 60. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ В ПОЗИТИВИЗМЕ И НЕОПОЗИТИВИЗМЕ

• 61. ПРИРОДА ПОЗНАНИЯ И ПОНИМАНИЕ ИСТИНЫ В ПРАГМАТИЗМЕ

• 62. ИСТИНА И МЕТОД: ОТ РАЗУМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУЮЩЕГО К РАЗУМУ ИНТЕРПРЕТИРУЮЩЕМУ

• 63. ГАРМОНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ В ДРЕВНЕВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

• 64. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ ПРИРОДЫ

• 65. ПРОТИВОРЕЧИЯ МЕЖДУ ПРИРОДОЙ И ЧЕЛОВЕКОМ В НАШИ ДНИ

• 66. ВОПРОС О ЧЕЛОВЕКЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА

• 67. ПОНИМАНИЕ СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В РАЗНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ

• 68. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО

• 69. ИДЕЯ СВЕРХЧЕЛОВЕКА У Ф.НИЦШЕ

• 70. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ В ФИЛОСОФИИ XX в.

• 71. ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ

• 72. ИСТОРИОСОФИЯ АВГУСТИНА

• 73. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

• 74. ПРОБЛЕМЫ СМЫСЛА ИСТОРИИ

• 75. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

• 76. ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО

• 77. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

• 78. КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО РАССМОТРЕНИЯ

• 79. ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

• 80. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

• 81. ИСКУССТВО КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО РАССМОТРЕНИЯ

• 82. ПОНЯТИЕ ИСКУССТВА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

• 83. РЕЛИГИЯ И ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАНИЕ

• 84. ПРОБЛЕМА ВОЗМОЖНОСТИ СУЩЕСТВОВАНИЯ РЕЛИГИИ КАК ФИЛОСОФИИ В XIX в.

• 85. НАУЧНОЕ СОЗНАНИЕ И МИР НАУКИ

• 86. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

• 87. ПЕРВЫЙ ПОЗИТИВИЗМ КОНТА, МИЛЛЯ И СПЕНСЕРА

• 88. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС В ФИЗИКЕ И ВТОРОЙ ПОЗИТИВИЗМ

• 89. ПОСТПОЗИТИВИЗМ

• 90. ГАЛИЛЕЕВСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА ЭМПИРИЗМУ

Работа состоит из  1 файл

Шпаргалка по философии (ответы на экзаменационные билеты).doc

— 644.00 Кб (Скачать документ)

Начало понимания социальной жизни связано с представлениями о том, что настоящее подготовлено прошлым. Впоследствии путь исторического сознания привел к убеждению, что для понимания настоящего необходимо знать не только прошлое, но и будущее. Человечество стало понимать, что прошлое рождает настоящее, настоящее готовит будущее, не «заглядывая» в которое невозможно во всей полноте осмыслить не только настоящее, но и прошлое.

Социально-философская мысль возникла как простое описание трудовых процессов, военных походов, обычаев, гражданской жизни общества, различий в государственном устройстве, но постепенно начала выделять в качестве специфического предмета познание причины общественных процессов (Демокрит, Аристотель, Лукреций).

Древние философы старались как-то разгадать и определить природу общественных связей, сущность исторического развития и его закономерности: — согласно Платону, общество возникает из-за того, что люди нуждаются друг в друге для удовлетворения своих потребностей;

— согласно Аристотелю, человек рождается политическим существом и несет в себе инстинктивное стремление к совместной жизни. Изначальное неравенство способностей — исходный пункт этого стремления к социальности, отсюда же различие функций и места людей в обществе;

— согласно Лукрецию, причиной выхода человека из животного состояния является развитие материальной культуры: пользование шкурами убитых зверей, постройка жилищ и главным образом добывание огня. В Средние века история человечества, как правило, определялась божественным провидением:

— история предопределена Богом;

— все пороки — результат грехопадения людей;

— общество основано на неравенстве, с которым люди должны смириться.

Эпоха Возрождения ввела новые элементы светской философии истории (понятие введено Вольтером), имевшей в виду универсальное историческое обозрение человеческой культуры.

Философы XVII–XVIII вв. раскритиковали богословские концепции Средневековья и предложили рассматривать историю общества как продолжение истории природы и вскрыть «естественные» законы общественной жизни.

Просветители XVIII в.:

— выдвинули идеи исторического прогресса (Дж. Ви-ко, Ж.А. Кондорсе);

— сформулировали принцип единства исторического процесса (И.Г. Гердер);

— заложили основы истории культуры (Вольтер);

— обосновали положение о влиянии на человека географической и социальной среды (Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо).

С конца XIX в. основной идеей социальной философии является идея экономической рациональности, которая воплощена в современном обществе и определяет собой все сферы межчеловеческих взаимоотношений и культуры.

 

78. КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО РАССМОТРЕНИЯ

 

Культура — это совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для дальнейшего прогресса человечества, передавать от поколения к поколению.

Принято различать:

— материальную культуру (средства производства и предметы труда, вовлеченные в водоворот общественного бытия);

— духовную культуру (религия, наука и степень внедрения ее достижений в производство и быт, уровень образования населения, состояние просвещения, медицинское обслуживание, искусство, нравственные нормы поведения людей в обществе, владение логикой мышления и богатством языка, уровень развития материальных и духовных потребностей и интересов людей).

Культура является исторически сложившейся разноуровневой системой, которая обладает своими вещными формами, своей символикой, традициями, идеалами, установками, ценностными ориентациями и, наконец, образом мысли и жизни — этой центрирующей силой, живой душой культуры. И в этом смысле бытие культуры приобретает сверхиндивидуальный характер, существуя вместе с тем как глубоко личный опыт индивида.

Культура вбирает в себя все достижения человечества в области как материального, так и духовного производства. Начальная форма и первоисточник развития культуры — это человеческий труд, способы его осуществления и результаты. Мир культуры существует вне сознания отдельных людей как реализованные мышление, воля и чувства предшествующих поколений человечества.

Без культуры, вне ее невозможна жизнь человека и общества. Любое новое поколение начинает свою жизнь не только в окружении природы, но и в мире материальных и духовных ценностей, которые созданы предшествующими поколениями. Способности, знания, человеческие чувства, умения формируются в ходе усвоения уже созданной культуры.

Культура не является пассивным хранением материальных и духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями, человечество активно творчески их использует для социального прогресса.

Культура — это совокупность:

— результатов человеческой деятельности;

— исторически сложившихся способов труда;

— признанных приемов поведенческих актов человека;

— манер общения, именуемых этикетом;

— способов проявления своих чувств;

— приемов и уровней мышления.

Культура является материальными и духовными ценностями. Ценностями с этой точки зрения называют: определение того или иного объекта материальной или духовной реальности, которое высвечивает его положительное или отрицательное значение для человека и человечества.

Внутри культуры как целостного образования различают два аспекта:

— научно-технический;

— гуманитарно-художественный.

Массовость культуры  — это не только ее низкий уровень будто бы только для примитивно мыслящих, но и формальная характеристика — своего рода рынок искусства. Потому что и широким народным массам можно и нужно давать нечто настоящее, чтобы поднимать их к духовно высокому, даже к величайшим шедеврам культуры.

Для повышения культуры народа надо обращаться к истории культуры, ко всему культурному наследию человечества, а не пытаться тянуть высокообразованные слои общества вниз — к чему-то упрощенному.

 

79. ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

 

Основу древнегреческой культуры составляют два культа:

— культ Аполлона — культ светлого, соразмерности и меры, разума и науки;

— культ Диониса — темный культ, культ земли, плодородия, вина и опьянения, культ плотской любви. Термин «культура» стал употребляться в качестве научного термина со второй половины XVIII в. — века Просвещения. Философы и ученые XVIII в. стали пользоваться этим словом, чтобы обозначить специфику человеческого образа жизни, в отличие от природного, стихийного, животного бытия. Таким образом, термин «культура» в научном языке с самого начала служил выражением идеи культуры как сферы развития «человечности», «человеческой природы», «человеческого начала в человеке».

С точки зрения этой идеи термин «культура» трактовался с двух точек зрения.

1. Как средство возвышения человека, совершенствования человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправления пороков общества. Развитие культуры связывали с воспитанием и просвещением людей. В период с конца XVIII в. вплоть до начала XIX в. слово «культура» часто заменяли словами «просвещенность», «гуманность», «разумность». С этой точки зрения в область культуры входит лишь совокупность лучших творений человеческого духа, высших непреходящих духовных ценностей, которые созданы человеком.

2. Как образ жизни людей, который имеется в действительности, реально существует и исторически изменяется. Этот образ жизни обусловлен достигнутым уровнем развития человеческого разума, науки, искусства, воспитания, образования. С этой точки зрения культура охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, все стороны человеческого бытия. Но при этом культура хотя и отличает человеческий образ жизни от животного, несет в себе как позитивные, так и негативные, нежелательные проявления человеческой активности.

Культура эпохи Возрождения наполнена признанием ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Она утвердила новый критерий оценки общественных отношений — человеческий.

На первом этапе своего развития культура эпохи Возрождения выступила как светское свободомыслие, которое противостоит средневековой схоластике и духовному господству церкви.

Далее культура эпохи Возрождения утверждается через ценностно-моральный акцент философии и литературы. Уже элементарный список работ философов эпохи Возрождения дает представление об этом:

— «О преимуществе и превосходстве человека» — Фацио;

— «О наслаждении как истинном благе» — Лоренцо Балла;

— «О благородных нравах и свободных науках» — Вер-джерио;

— «О достоинстве» — Манетти;

— «Против лицемерия» (два разных трактата с этим названием, написанные Леонардо Бруни и Поджо);

— «О благородстве законов и медицины» — Салютати;

— «О средствах против счастливой и несчастливой судьбы» — Петрарка и т. д.

Культура эпохи Возрождения появилась в Италии. В дальнейшем она охватила и ряд стран Европы: Францию, Германию и др. Именно роль, игравшаяся античной культурой в становлении культуры новой эпохи, и определила название самой этой эпохи как эпохи Возрождения, или Ренессанса.

 

80. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Культура — совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для дальнейшего прогресса человечества, передавать от поколения к поколению.

Культура характеризует людей, определяет меру их развития, способы самовыражения в деятельности.

Материальная и духовная культура, традиции и моральные нормы, специфика отношений между личностью, обществом и государством формируются и развиваются столетиями, передаются из поколения в поколение, от одной эпохи к другой.

В ХХ в. возник интересный феномен, никогда ранее не встречавшийся в человеческой истории, — массовая культура.

В наше время необязательно иметь поэтический талант — часто вполне достаточно овладеть техникой стихосложения (имея, естественно, некоторый уровень поэтической культуры и слух, как в музыке) — и можно писать неплохие стихи, издавать книги.

Массовая культура имеет и положительные стороны: необязательно понимать основы кибернетики, чтобы работать на компьютере, можно лишь знать, в каком порядке нажимать кнопки.

Массовая культура экономит время и энергию людей, но и избавляет их от необходимости думать. Можно преуспеть, лишь владея техникой и технологией действий.

Основная трагедия современной культуры в том, что, когда открытия или изобретения талантливых одиночек становятся массовыми, они довольно сильно теряют смысл и первоначальное значение.

Культура нашего времени повсеместно представляется совокупностью знаний, приемов и действий, т. е. чем-то внешним по отношению к человеку. Она становится тем, чем можно овладеть, выучив, приняв к сведению, утвердив, и что можно отбросить, когда отпала необходимость.

Восточная и западная цивилизации взаимодействуют между собой. В результате этого взаимодействия возникают различные «гибридные» общества, которые усваивают на основе своей культуры новую культуру.

Сегодня перед обществом остро встали вопросы:

— можно ли воспринимать образцы современного западного опыта как некоторый идеал или же эти образцы должны быть подвергнуты критике;

— каков путь вхождения России в мировую цивилизацию — западный или восточный;

— каковы пути развития мировой цивилизации в наше время.

Современный Запад — это синоним понятия «развитые страны». Согласно этому признаку некоторые политологи стали относить Японию к Западу, что совершенно неправомерно. Независимо от того, что Япония имеет общий с западными странами технологический базис, она остается страной восточной цивилизации даже по способу усвоения общечеловеческих ценностей.

Культура России довольно давно вошла в культуру Запада. Это в основном относится к христианству, просветительству, социальному утопизму, авангардизму, элементам рационализма и пр. Но все же наша страна вошла в западную культуру прежде всего своим рациональным слоем общественного сознания: Достоевским, Пушкиным, Толстым. Но в культуре России есть все: элементы Европы и Азии.

При рассмотрении культуры России надо обязательно учитывать ее славяно-тюркские исторические корни, помогающие лучше понять соотношение государственности и рынка, естественной общности и гражданского общества, коллективистского и индивидуального сознания.

 

81. ИСКУССТВО КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО РАССМОТРЕНИЯ

 

Искусством называется профессиональный вид деятельности, в которой эстетическое сознание из сопутствующего элемента превращается в основную цель.

В искусстве главным становится эстетическое сознание. Эстетическое — это непосредственно данная чувственная выразительность внутренней жизни предмета, запечатлевающая в себе двусторонний процесс «опредмечивания» человеческой сущности и «очеловечивания» природы и воспринимающаяся человеком бескорыстно, переживаемая как самостоятельная жизненная ценность.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"