Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:36, шпаргалка
Работа содержит 90 ответов на вопросы по дисциплине "Философия"
• 1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
• 2. ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ
• 3. ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЛОСОФИИ
• 4. НАЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ
• 5. СВЯЗЬ ФИЛОСОФИИ С МИФОЛОГИЕЙ И РЕЛИГИЕЙ
• 6. ФИЛОСОФИЯ И ЯЗЫК
• 7. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА
• 8. ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА
• 9. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ФИЛОСОФИИ
• 10. ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ ПРОЦЕСС
• 11. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ И ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
• 12. АНТИЧНЫЙ МИР И ГЕНЕЗИС ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
• 13. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕГО МИРА
• 14. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ (ПЕРИОДИЗАЦИЯ, СПЕЦИФИКА, ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ)
• 15. ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАНИЕ В ДРЕВНЕЙ РУСИ
• 16. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ И ГУМАНИЗМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
• 17. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ РЕНЕССАНСА: НЕОПЛАТОНИЗМ, НАТУРФИЛОСОФИЯ, ТЕОСОФИЯ, ПАНТЕИЗМ
• 18. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
• 19. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ И КУЛЬТ РАЗУМА
• 20. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVIII в.
• 21. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
• 22. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ
• 23. ФИЛОСОФСКИЕ ТЕМЫ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
• 24. ВЕДУЩИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ТЕЧЕНИЯ НАЧАЛА ХХ в.
• 25. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ 70–90-Х гг. ХХ в.
• 26. ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ XX в.
• 27. З. ФРЕЙД, ЕГО ПОСЛЕДОВАТЕЛИ И ОППОНЕНТЫ
• 28. ФИЛОСОФСКИЙ ПОСТМОДЕРН
• 29. ОНТОЛОГИЯ КАК УЧЕНИЕ О БЫТИИ
• 30. ОНТОЛОГИЯ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
• 31. ВОПРОС О БЫТИИ У И. КАНТА
• 32. ПРОБЛЕМАТИКА БЫТИЯ У А. ШОПЕНГАУЭРА, Ф. НИЦШЕ, А. БЕРГСОНА, К. МАРКСА
• 33. АНТИОНТОЛОГИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА ПОЗИТИВИСТОВ И НЕОПОЗИТИВИСТОВ
• 34. ВОЗВРАЩЕНИЕ К ОНТОЛОГИИ: РУССКАЯ МЕТАФИЗИКА, НЕОТОМИЗМ
• 35. ФЕНОМЕН СОЗНАНИЯ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА
• 36. БЫТИЕ И СОЗНАНИЕ
• 37. СОЗНАНИЕ, САМОСОЗНАНИЕ И РЕФЛЕКСИЯ
• 38. СОЗНАНИЕ, ЯЗЫК, ОБЩЕНИЕ
• 39. ПРОБЛЕМАТИКА СОЗНАНИЯ У А. ШОПЕНГАУЭРА, Ф. НИЦШЕ, К. МАРКСА, А. БЕРГСОНА, У. ДЖЕЙМСА
• 40. ПСИХОАНАЛИЗ З. ФРЕЙДА И НЕОФРЕЙДИЗМ, СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
• 41. ЕВРОПЕЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ COGITO
• 42. ОТКАЗ ОТ ПРОБЛЕМАТИКИ СОЗНАНИЯ
• 43. ТЕМА СОЗНАНИЯ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ XIX–XX вв.
• 44. ПОЗНАНИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА
• 45. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ВИДЫ ПОЗНАНИЯ
• 46. СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ
• 47. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЛОГИКИ
• 48. ПОЗНАНИЕ, ПРАКТИКА, ОПЫТ
• 49. ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ
• 50. МЕТОДОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ
• 51. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ДРЕВНЕВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
• 52. ОППОЗИЦИЯ ЧУВСТВЕННОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО, МНЕНИЯ И ЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ ПАРМЕНИДА И ДЕМОКРИТА
• 53. ИЕРАРХИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПО УЧЕНИЮ ПЛАТОНА
• 54. АРИСТОТЕЛЬ О ПРЕДМЕТЕ И ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
• 55. РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ И ЭМПИРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
• 56. МЕТОД ДЕДУКЦИИ И ПОНЯТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИНТУИЦИИ В ФИЛОСОФИИ ДЕКАРТА И СПИНОЗЫ
• 57. ТРАДИЦИЯ АНГЛИЙСКОГО ЭМПИРИЗМА
• 58. КАНТОВСКОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАНИЯ
• 59. ТРАКТОВКА ПОЗНАНИЯ В НЕОКАНТИАНСТВЕ
• 60. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ В ПОЗИТИВИЗМЕ И НЕОПОЗИТИВИЗМЕ
• 61. ПРИРОДА ПОЗНАНИЯ И ПОНИМАНИЕ ИСТИНЫ В ПРАГМАТИЗМЕ
• 62. ИСТИНА И МЕТОД: ОТ РАЗУМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУЮЩЕГО К РАЗУМУ ИНТЕРПРЕТИРУЮЩЕМУ
• 63. ГАРМОНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ В ДРЕВНЕВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
• 64. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ ПРИРОДЫ
• 65. ПРОТИВОРЕЧИЯ МЕЖДУ ПРИРОДОЙ И ЧЕЛОВЕКОМ В НАШИ ДНИ
• 66. ВОПРОС О ЧЕЛОВЕКЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА
• 67. ПОНИМАНИЕ СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В РАЗНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ
• 68. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО
• 69. ИДЕЯ СВЕРХЧЕЛОВЕКА У Ф.НИЦШЕ
• 70. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ В ФИЛОСОФИИ XX в.
• 71. ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ
• 72. ИСТОРИОСОФИЯ АВГУСТИНА
• 73. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
• 74. ПРОБЛЕМЫ СМЫСЛА ИСТОРИИ
• 75. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
• 76. ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО
• 77. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
• 78. КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО РАССМОТРЕНИЯ
• 79. ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
• 80. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
• 81. ИСКУССТВО КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО РАССМОТРЕНИЯ
• 82. ПОНЯТИЕ ИСКУССТВА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
• 83. РЕЛИГИЯ И ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАНИЕ
• 84. ПРОБЛЕМА ВОЗМОЖНОСТИ СУЩЕСТВОВАНИЯ РЕЛИГИИ КАК ФИЛОСОФИИ В XIX в.
• 85. НАУЧНОЕ СОЗНАНИЕ И МИР НАУКИ
• 86. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
• 87. ПЕРВЫЙ ПОЗИТИВИЗМ КОНТА, МИЛЛЯ И СПЕНСЕРА
• 88. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС В ФИЗИКЕ И ВТОРОЙ ПОЗИТИВИЗМ
• 89. ПОСТПОЗИТИВИЗМ
• 90. ГАЛИЛЕЕВСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА ЭМПИРИЗМУ
Начало понимания социальной жизни связано с представлениями о том, что настоящее подготовлено прошлым. Впоследствии путь исторического сознания привел к убеждению, что для понимания настоящего необходимо знать не только прошлое, но и будущее. Человечество стало понимать, что прошлое рождает настоящее, настоящее готовит будущее, не «заглядывая» в которое невозможно во всей полноте осмыслить не только настоящее, но и прошлое.
Социально-философская мысль возникла как простое описание трудовых процессов, военных походов, обычаев, гражданской жизни общества, различий в государственном устройстве, но постепенно начала выделять в качестве специфического предмета познание причины общественных процессов (Демокрит, Аристотель, Лукреций).
Древние философы старались как-то разгадать и определить природу общественных связей, сущность исторического развития и его закономерности: — согласно Платону, общество возникает из-за того, что люди нуждаются друг в друге для удовлетворения своих потребностей;
— согласно Аристотелю, человек рождается политическим существом и несет в себе инстинктивное стремление к совместной жизни. Изначальное неравенство способностей — исходный пункт этого стремления к социальности, отсюда же различие функций и места людей в обществе;
— согласно Лукрецию, причиной выхода человека из животного состояния является развитие материальной культуры: пользование шкурами убитых зверей, постройка жилищ и главным образом добывание огня. В Средние века история человечества, как правило, определялась божественным провидением:
— история предопределена Богом;
— все пороки — результат грехопадения людей;
— общество основано на неравенстве, с которым люди должны смириться.
Эпоха Возрождения ввела новые элементы светской философии истории (понятие введено Вольтером), имевшей в виду универсальное историческое обозрение человеческой культуры.
Философы XVII–XVIII вв. раскритиковали богословские концепции Средневековья и предложили рассматривать историю общества как продолжение истории природы и вскрыть «естественные» законы общественной жизни.
Просветители XVIII в.:
— выдвинули идеи исторического прогресса (Дж. Ви-ко, Ж.А. Кондорсе);
— сформулировали принцип единства исторического процесса (И.Г. Гердер);
— заложили основы истории культуры (Вольтер);
— обосновали положение о влиянии на человека географической и социальной среды (Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо).
С конца XIX в. основной идеей социальной философии является идея экономической рациональности, которая воплощена в современном обществе и определяет собой все сферы межчеловеческих взаимоотношений и культуры.
Культура — это совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для дальнейшего прогресса человечества, передавать от поколения к поколению.
Принято различать:
— материальную культуру (средства производства и предметы труда, вовлеченные в водоворот общественного бытия);
— духовную культуру (религия, наука и степень внедрения ее достижений в производство и быт, уровень образования населения, состояние просвещения, медицинское обслуживание, искусство, нравственные нормы поведения людей в обществе, владение логикой мышления и богатством языка, уровень развития материальных и духовных потребностей и интересов людей).
Культура является исторически сложившейся разноуровневой системой, которая обладает своими вещными формами, своей символикой, традициями, идеалами, установками, ценностными ориентациями и, наконец, образом мысли и жизни — этой центрирующей силой, живой душой культуры. И в этом смысле бытие культуры приобретает сверхиндивидуальный характер, существуя вместе с тем как глубоко личный опыт индивида.
Культура вбирает в себя все достижения человечества в области как материального, так и духовного производства. Начальная форма и первоисточник развития культуры — это человеческий труд, способы его осуществления и результаты. Мир культуры существует вне сознания отдельных людей как реализованные мышление, воля и чувства предшествующих поколений человечества.
Без культуры, вне ее невозможна жизнь человека и общества. Любое новое поколение начинает свою жизнь не только в окружении природы, но и в мире материальных и духовных ценностей, которые созданы предшествующими поколениями. Способности, знания, человеческие чувства, умения формируются в ходе усвоения уже созданной культуры.
Культура не является пассивным хранением материальных и духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями, человечество активно творчески их использует для социального прогресса.
Культура — это совокупность:
— результатов человеческой деятельности;
— исторически сложившихся способов труда;
— признанных приемов поведенческих актов человека;
— манер общения, именуемых этикетом;
— способов проявления своих чувств;
— приемов и уровней мышления.
Культура является материальными и духовными ценностями. Ценностями с этой точки зрения называют: определение того или иного объекта материальной или духовной реальности, которое высвечивает его положительное или отрицательное значение для человека и человечества.
Внутри культуры как целостного образования различают два аспекта:
— научно-технический;
— гуманитарно-художественный.
Массовость культуры — это не только ее низкий уровень будто бы только для примитивно мыслящих, но и формальная характеристика — своего рода рынок искусства. Потому что и широким народным массам можно и нужно давать нечто настоящее, чтобы поднимать их к духовно высокому, даже к величайшим шедеврам культуры.
Для повышения культуры народа надо обращаться к истории культуры, ко всему культурному наследию человечества, а не пытаться тянуть высокообразованные слои общества вниз — к чему-то упрощенному.
Основу древнегреческой культуры составляют два культа:
— культ Аполлона — культ светлого, соразмерности и меры, разума и науки;
— культ Диониса — темный культ, культ земли, плодородия, вина и опьянения, культ плотской любви. Термин «культура» стал употребляться в качестве научного термина со второй половины XVIII в. — века Просвещения. Философы и ученые XVIII в. стали пользоваться этим словом, чтобы обозначить специфику человеческого образа жизни, в отличие от природного, стихийного, животного бытия. Таким образом, термин «культура» в научном языке с самого начала служил выражением идеи культуры как сферы развития «человечности», «человеческой природы», «человеческого начала в человеке».
С точки зрения этой идеи термин «культура» трактовался с двух точек зрения.
1. Как средство возвышения человека, совершенствования человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправления пороков общества. Развитие культуры связывали с воспитанием и просвещением людей. В период с конца XVIII в. вплоть до начала XIX в. слово «культура» часто заменяли словами «просвещенность», «гуманность», «разумность». С этой точки зрения в область культуры входит лишь совокупность лучших творений человеческого духа, высших непреходящих духовных ценностей, которые созданы человеком.
2. Как образ жизни людей, который имеется в действительности, реально существует и исторически изменяется. Этот образ жизни обусловлен достигнутым уровнем развития человеческого разума, науки, искусства, воспитания, образования. С этой точки зрения культура охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, все стороны человеческого бытия. Но при этом культура хотя и отличает человеческий образ жизни от животного, несет в себе как позитивные, так и негативные, нежелательные проявления человеческой активности.
Культура эпохи Возрождения наполнена признанием ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Она утвердила новый критерий оценки общественных отношений — человеческий.
На первом этапе своего развития культура эпохи Возрождения выступила как светское свободомыслие, которое противостоит средневековой схоластике и духовному господству церкви.
Далее культура эпохи Возрождения утверждается через ценностно-моральный акцент философии и литературы. Уже элементарный список работ философов эпохи Возрождения дает представление об этом:
— «О преимуществе и превосходстве человека» — Фацио;
— «О наслаждении как истинном благе» — Лоренцо Балла;
— «О благородных нравах и свободных науках» — Вер-джерио;
— «О достоинстве» — Манетти;
— «Против лицемерия» (два разных трактата с этим названием, написанные Леонардо Бруни и Поджо);
— «О благородстве законов и медицины» — Салютати;
— «О средствах против счастливой и несчастливой судьбы» — Петрарка и т. д.
Культура эпохи Возрождения появилась в Италии. В дальнейшем она охватила и ряд стран Европы: Францию, Германию и др. Именно роль, игравшаяся античной культурой в становлении культуры новой эпохи, и определила название самой этой эпохи как эпохи Возрождения, или Ренессанса.
Культура — совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для дальнейшего прогресса человечества, передавать от поколения к поколению.
Культура характеризует людей, определяет меру их развития, способы самовыражения в деятельности.
Материальная и духовная культура, традиции и моральные нормы, специфика отношений между личностью, обществом и государством формируются и развиваются столетиями, передаются из поколения в поколение, от одной эпохи к другой.
В ХХ в. возник интересный феномен, никогда ранее не встречавшийся в человеческой истории, — массовая культура.
В наше время необязательно иметь поэтический талант — часто вполне достаточно овладеть техникой стихосложения (имея, естественно, некоторый уровень поэтической культуры и слух, как в музыке) — и можно писать неплохие стихи, издавать книги.
Массовая культура имеет и положительные стороны: необязательно понимать основы кибернетики, чтобы работать на компьютере, можно лишь знать, в каком порядке нажимать кнопки.
Массовая культура экономит время и энергию людей, но и избавляет их от необходимости думать. Можно преуспеть, лишь владея техникой и технологией действий.
Основная трагедия современной культуры в том, что, когда открытия или изобретения талантливых одиночек становятся массовыми, они довольно сильно теряют смысл и первоначальное значение.
Культура нашего времени повсеместно представляется совокупностью знаний, приемов и действий, т. е. чем-то внешним по отношению к человеку. Она становится тем, чем можно овладеть, выучив, приняв к сведению, утвердив, и что можно отбросить, когда отпала необходимость.
Восточная и западная цивилизации взаимодействуют между собой. В результате этого взаимодействия возникают различные «гибридные» общества, которые усваивают на основе своей культуры новую культуру.
Сегодня перед обществом остро встали вопросы:
— можно ли воспринимать образцы современного западного опыта как некоторый идеал или же эти образцы должны быть подвергнуты критике;
— каков путь вхождения России в мировую цивилизацию — западный или восточный;
— каковы пути развития мировой цивилизации в наше время.
Современный Запад — это синоним понятия «развитые страны». Согласно этому признаку некоторые политологи стали относить Японию к Западу, что совершенно неправомерно. Независимо от того, что Япония имеет общий с западными странами технологический базис, она остается страной восточной цивилизации даже по способу усвоения общечеловеческих ценностей.
Культура России довольно давно вошла в культуру Запада. Это в основном относится к христианству, просветительству, социальному утопизму, авангардизму, элементам рационализма и пр. Но все же наша страна вошла в западную культуру прежде всего своим рациональным слоем общественного сознания: Достоевским, Пушкиным, Толстым. Но в культуре России есть все: элементы Европы и Азии.
При рассмотрении культуры России надо обязательно учитывать ее славяно-тюркские исторические корни, помогающие лучше понять соотношение государственности и рынка, естественной общности и гражданского общества, коллективистского и индивидуального сознания.
Искусством называется профессиональный вид деятельности, в которой эстетическое сознание из сопутствующего элемента превращается в основную цель.
В искусстве главным становится эстетическое сознание. Эстетическое — это непосредственно данная чувственная выразительность внутренней жизни предмета, запечатлевающая в себе двусторонний процесс «опредмечивания» человеческой сущности и «очеловечивания» природы и воспринимающаяся человеком бескорыстно, переживаемая как самостоятельная жизненная ценность.