Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 12:34, шпаргалка

Описание

Ответы на экзаменационные вопросы по курсу "Философия".

Работа состоит из  1 файл

Философия ОКР.docx

— 31.07 Кб (Скачать документ)

1.Философия-научная дисциплина,изучающая основные критерии познания,бытия,многообразных явлений и сущности.

Предмет: отношения человека к миру,окружающий мир, человек, общество, природа.

2. Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентиры.

Типы:

  • Мифологическая – является способом оттожествления человека с природой и неспособностью его выделить себя из окружающей среды.
  • Религиозное - основой являются религиозные учения.
  • Научное – включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания.
  • Философское мировоззрение.

Структура философского знания:

  • Онтология-философское учение о бытие
  • Гносеология –философское учение о сущности и структуре познавания
  • Антропология – философское учение о человеке
  • Праксиология – философское учение о ценностях
  • Социальная философия – философское учение об обществе

 
3. Онтоло́гия — раздел философии, изучающий бытие. «Онтология в своем классическом понимании есть знание о предельно общем».

Предмет онтологии

  • Основным предметом онтологии является сущее; бытие, которое определяется как полнота и единство всех видов реальности: объективной, физической, субъективной, социальной и виртуальной.
  • Реальность традиционно ассоциируется с материей (материальный мир) и духом (духовный мир, включая понятия Бога, душ) и подразделяется (материалистами) на косную, живую и социальную материю (что порождает формализм и отношение к личности как к безличному человеку вообще).
  • Бытие, как то, что можно мыслить, противопоставляется немыслимому ничто (а также ещё-не-бытию возможности в философии аристотелизма). В XX веке в экзистенциализме бытие интерпретируется через бытие человека, поскольку он обладает способностью мыслить и вопрошать о бытии. Однако в классической метафизике под бытием понимается Бог. Человек, как бытие, обладает свободой и волей.

4. Гносеология -  наука об источниках и границах человеческого познания, раздел философии в котором изучаются:

  • проблемы природы познания и его возможности;
  • отношение знания к реальности;
  • всеобщие предпосылки познания и условия его достоверности и истинности.

Предмет: познание.

5. Филосо́фская антрополо́гия — философское учение о природе и сущности человека;

Предмет:

6. Философия общества (или социальная философия) – раздел философии,рассматривающий своеобразие общества,его отличия от природы, отношение к государству,религии,морали,духовной культуре,основные стратегии общества,а также его перспективы.

Предмет: общество.

8. Время - это необратимое течение (протекающее лишь в одном направлении — из прошлого, через настоящее в будущее), внутри которого происходят все существующие в бытии процессы, являющиеся фактами.

Пространство в философии — то, что является общим всем переживаниям разума и возникающим благодаря его органам чувств.

Пространство и время  представляют собой формы, выражающие определенные способы координации  материальных объектов и их состояний. Содержанием этих форм является движущаяся материя, материальные процессы, и именно особенности и характер последних  должны определять их основные свойства. В этом отношении диалектика нацеливала науку на поиски зависимости между  определенными свойствами пространства и времени и сопутствующими материальными  процессами, которые их определяют. Кроме того, наличие у пространства и времени единого содержания — движущейся материи — указывает  и на взаимосвязь между самим  пространством и временем, на невозможность  их существования абсолютно независимо друг от друга.

12. Истина – процесс адекватного (верного, правильного) отражения действительности в сознании человека.

Объективная истина – отражает реальное положение вещей, окружающий мир такой, какой он существует вне и независимо от нашего сознания

Абсолютная  истина – полное, исчерпывающее, точное знание, не опровергаемое последующим развитием науки

Относительная истина – знание, характеризующее ограниченность и несовершенство наших представлений о действительности. Зависит от реальных исторических условий ( точность или совершенство средств наблюдения или измерения, эксперимент)

Критерии истины: чувственный опыт, разум, теория, практика ( материальное производство, накопленный опыт, чувственный эксперимент)

13.

18. Диалектика — (искусство спорить, вести рассуждение) — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие мыслимого содержания этого мышления. 
В современном понимании диалектика – это теория и метод познания действительности, учение о единстве мира и всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

Элементы диалектики содержались  в учениях философов Древнего Востока, Индии, Китая, Греции и Рима. Сегодня можно выделить три ее исторические формы:

  • Стихийная диалектика древних – выражена в философии Древней Греции,в рассуждениях Гераклита (согласно Г. все течет и изменяется, все существует и в тоже время не существует,находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения). Г. стремился объяснить превращение вещей в их собственную противоположность. Ряд диалектических проблем поставил Зенон. На идеалистической основе стихийная диалектика развивалась в школах Сократа (Д. как искусство обнаружить истину путем столкновения противоположных мнений в споре) и Платона (Д.-логический метод,с помощью которого идет познание сущего – идей,движений мысли от низших понятий к высшим).
  • Идеалистическая диалектика немецкой классической философии – большую роль в разработке диалектического взгляда на мир сыграли: Кант,Шеллинг,Гегель(понималось не только искусство полемики,спора,беседы,но и определенный взгляд на мир. Д.-метод познания действительности,учитывающий противоречивость мира,его изменение,взаимосвязи явлений,вещей и процессов,качественные превращения,переходы от низшего к высшему,через отрицание отжившего и утверждение нового,растущего).
  • Материалистическая диалектика современности – высшей формой явилась ее марксистская модель.Исследуя и материалистически перерабатывая идеалистическую диалектику Гегеля,К.Маркс освободил ее от идеализма и элементов мистики.Он создал диалектику,не только отличную от гегелевской,но и прямо противоположную ей.Для марксистской диалектики хар-ным является объективность рассмотрения явлений,стремление постичь вещь саму по себе,как она есть,в совокупности ее многообразных отношений к другим вещам.Наиболее ярко эти принципы проявляются в учении об объективной и субъективной диалектике.

В диалектическом материализме диалектика Гегеля была воспринята в интерпретации  Энгельса, который сформулировал  так называемые «Три закона диалектики»:Закон единства и борьбы противоположностей; Закон перехода количественных изменений в качественные; Закон отрицания отрицания.


Диалектика —  это учение о движении и развитии, восходящее к античному философу Гераклиту, который учил о единстве противоположностей. Согласно диалектике, источник движения и развития любого тела может находиться только в нем самом (идея самодвижения и саморазвития). Основные законы диалектики:

Закон единства и борьбы противоположностей. Всякая вещь обладает взаимоисключающими свойствами, «борьба» которых приводит к непрерывному изменению вещи (саморазвитию).

Примечание. Человеческий род состоит из противоположных половин: мужской и женской, «борьба» которых приводит к постоянному обновлению рода посредством рождения детей, внешне и внутренне отличающихся от своих родителей. Альтернативой этому процессу является почкование, т. е. постоянное воспроизведение тождественных родителю потомков однополыми существами.

Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные. Всякая вещь, внутренне изменяясь, должна рано или поздно превратиться в другую вещь, перестав быть самою собой.

Примечание. Повышение температуры воды рано или поздно должно привести к ее превращению в пар; старение человека рано или поздно приводит к его смерти, т. е. к превращению в труп; увеличение денежных накоплений рано или поздно приводит к их превращению в самовозрастающую стоимость или в капитал.

Закон отрицания отрицания. Изменение изменившейся вещи, не может вернуть ее в первоначальное состояние (до исходного изменения), а переводит ее в новое синтетическое состояние, предполагающее сочетание свойств, которые  были присущи  вещи как до, так и после исходного изменения.

Примечание. Октябрьская революция в России (1917) — отрицание российского самодержавия; перестройка в СССР — отрицание Октябрьской революции; однако перестройка не привела к реставрации самодержавия, способствовав установлению нового, невиданного для России строя — президентской республики (1990), сочетающей элементы советской власти с элементами самодержавия.

 

Структура диалектики как  науки – сложная система.Ее структурными элементами выступают идеи,принципы,законы и категории,связанные между собой самыми многообразными способами. 
Центральная идея диалектики – мысль о единстве и борьбе противоположностей,противоречивости всего сущего. 
Рассматривает мир в постоянном изменении и развитии,в движении.В этом нас убеждает и повседневный опыт,и достижения науки,и общественная практика. 
Важнейший принцип диалектики – принцип всеобщей связи. 
Принципы диалектики мб выражены и конкретизированы только через ее основные понятия – категории и законы.

33. Философская антропология, в широком смысле - философское учение о природе (сущности) человека, который служит исходной точкой и центральным предметом рассмотрения; в узком смысле - течение западно-европейской, преимущественно немецкой, философии 1-й пол. ХХ в.  
Как течение немецкой философской мысли философская антропология возникла в русле происходившего в начале ХХ в. общего для западно-европейской философии «антропологического поворота» и опиралась на идеи философии жизни (Дильтей) и феноменологии (Гуссерль и др.).  
В центре внимания философской антропологии лежит идеалистически понимаемая проблема человека, а основная идея - создание «синтетической» концепции человека. Главные представители этого течения - М.Шелер, А.Гелен, Г.Плесснер.  
Шелер, один из родоначальников философской антропологии, в работе «Положение человека в космосе» (1928) выдвинул задачу создания основополагающей науки о человеке. Он начертал обширную программу философского познания человека во всей полноте его бытия, предполагая, что философская антропология соединит конкретно-научное изучение различных сфер человеческого бытия с целостным, философским его постижением. В этой работе, как и в труде другого теоретика философской антропологии Плеснера «Ступени органического и человек» (1928), в космологической перспективе рассматривались некоторые существенные аспекты отношения человека к животному и растительному миру. Этот органический, биоантропологический подход к проблеме человека не стал подготовительным этапом последующего, более целостного взгляда на человека, но по существу узко ограничил горизонт философского антропологического мышления и был унаследован другими представителями философской антропологии (А. Геленом, Э. Ротхаккером, Э. Хенгстенбергом, М. Ландманом и др.).  
Программа, выдвинутая Шелером, не была выполнена. Философская антропология, несмотря на некоторые её научные и теоретические достижения, не стала целостным учением о человеке и вылилась в отдельные философско-антропологические теории - биологическую, психологическую, религиозную, культурную и др., которые при известной принципиальной общности обнаружили существенные различия как в методах исследования, так и в понимании характера и назначения философской антропологии. У Шелера человек - не столько биологическое, но главным образом духовное существо, выделяющееся способностью к «чистому созерцанию вещей»; у Плеснера подчеркивается эксцентрическая природа утратившего свою самость человека, «приговоренного» в силу этого к вечному поиску и самосовершенствованию; по Гелену, человек по причине биологической недостаточности предопределён к деятельной активности, реализующей себя в различных формах культуры; у Ротхаккера и Ландмана он - продукт определенного стиля жизни, или «объективного духа» культуры. Сторонники философской антропологии в каждом конкретном случае выбирают какой-нибудь отдельный специфический аспект и возвышают его до уровня единственного определяющего признака природы человека, при этом другие, не менее важные аспекты игнорируются, так что в целом методологические принципы философской антропологии и вытекающие из них конкретные теоретические построения страдают существенными пороками.

http://fitimeetle.ru/phil/22_01.php

 

 


Информация о работе Шпаргалка по "Философии"