Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 12:34, шпаргалка
Ответы на экзаменационные вопросы по курсу "Философия".
1.Философия-научная дисциплина,изучающая основные критерии познания,бытия,многообразных явлений и сущности.
Предмет: отношения человека к миру,окружающий мир, человек, общество, природа.
2. Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентиры.
Типы:
Структура философского знания:
4. Гносеология - наука об источниках и границах человеческого познания, раздел философии в котором изучаются:
Предмет: познание.
5. Филосо́фская антрополо́гия — философское учение о природе и сущности человека;
Предмет:
6. Философия общества
(или социальная философия) – раздел
философии,рассматривающий своеобразие
общества,его отличия от природы, отношение
к государству,религии,морали,
Предмет: общество.
8. Время - это необратимое течение (протекающее лишь в одном направлении — из прошлого, через настоящее в будущее), внутри которого происходят все существующие в бытии процессы, являющиеся фактами.
Пространство в философии — то, что является общим всем переживаниям разума и возникающим благодаря его органам чувств.
Пространство и время
представляют собой формы, выражающие
определенные способы координации
материальных объектов и их состояний.
Содержанием этих форм является движущаяся
материя, материальные процессы, и именно
особенности и характер последних
должны определять их основные свойства.
В этом отношении диалектика нацеливала
науку на поиски зависимости между
определенными свойствами пространства
и времени и сопутствующими материальными
процессами, которые их определяют.
Кроме того, наличие у пространства
и времени единого содержания
— движущейся материи — указывает
и на взаимосвязь между самим
пространством и временем, на невозможность
их существования абсолютно
12. Истина – процесс адекватного (верного, правильного) отражения действительности в сознании человека.
Объективная истина – отражает реальное положение вещей, окружающий мир такой, какой он существует вне и независимо от нашего сознания
Абсолютная истина – полное, исчерпывающее, точное знание, не опровергаемое последующим развитием науки
Относительная истина – знание, характеризующее ограниченность и несовершенство наших представлений о действительности. Зависит от реальных исторических условий ( точность или совершенство средств наблюдения или измерения, эксперимент)
Критерии истины: чувственный опыт, разум, теория, практика ( материальное производство, накопленный опыт, чувственный эксперимент)
13.
18. Диалектика
— (искусство спорить, вести рассуждение) —
метод аргументации в философии, а также
форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие
мыслимого содержания этого мышления.
В современном понимании диалектика
– это теория и метод познания действительности,
учение о единстве мира и всеобщих законах
развития природы, общества и мышления.
Элементы диалектики содержались в учениях философов Древнего Востока, Индии, Китая, Греции и Рима. Сегодня можно выделить три ее исторические формы:
В диалектическом материализме диалектика Гегеля была воспринята в интерпретации Энгельса, который сформулировал так называемые «Три закона диалектики»:Закон единства и борьбы противоположностей; Закон перехода количественных изменений в качественные; Закон отрицания отрицания.
Диалектика — это учение о движении и развитии, восходящее к античному философу Гераклиту, который учил о единстве противоположностей. Согласно диалектике, источник движения и развития любого тела может находиться только в нем самом (идея самодвижения и саморазвития). Основные законы диалектики:
Закон единства и борьбы противоположностей. Всякая вещь обладает взаимоисключающими свойствами, «борьба» которых приводит к непрерывному изменению вещи (саморазвитию).
Примечание. Человеческий род состоит из противоположных половин: мужской и женской, «борьба» которых приводит к постоянному обновлению рода посредством рождения детей, внешне и внутренне отличающихся от своих родителей. Альтернативой этому процессу является почкование, т. е. постоянное воспроизведение тождественных родителю потомков однополыми существами.
Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные. Всякая вещь, внутренне изменяясь, должна рано или поздно превратиться в другую вещь, перестав быть самою собой.
Примечание. Повышение температуры воды рано или поздно должно привести к ее превращению в пар; старение человека рано или поздно приводит к его смерти, т. е. к превращению в труп; увеличение денежных накоплений рано или поздно приводит к их превращению в самовозрастающую стоимость или в капитал.
Закон отрицания отрицания. Изменение изменившейся вещи, не может вернуть ее в первоначальное состояние (до исходного изменения), а переводит ее в новое синтетическое состояние, предполагающее сочетание свойств, которые были присущи вещи как до, так и после исходного изменения.
Примечание. Октябрьская революция в России (1917) — отрицание российского самодержавия; перестройка в СССР — отрицание Октябрьской революции; однако перестройка не привела к реставрации самодержавия, способствовав установлению нового, невиданного для России строя — президентской республики (1990), сочетающей элементы советской власти с элементами самодержавия.
Структура диалектики как
науки – сложная система.Ее структурными элементами
выступают идеи,принципы,законы и категории,связанные
между собой самыми многообразными способами.
Центральная идея диалектики – мысль
о единстве и борьбе противоположностей,
Рассматривает мир в постоянном изменении
и развитии,в движении.В этом нас убеждает
и повседневный опыт,и достижения науки,и
общественная практика.
Важнейший принцип диалектики – принцип
всеобщей связи.
Принципы диалектики мб выражены и конкретизированы
только через ее основные понятия – категории
и законы.
33. Философская антропология, в широком
смысле - философское учение о природе
(сущности) человека, который служит исходной
точкой и центральным предметом рассмотрения;
в узком смысле - течение западно-европейской,
преимущественно немецкой, философии
1-й пол. ХХ в.
Как течение немецкой философской мысли
философская антропология возникла в
русле происходившего в начале ХХ в. общего
для западно-европейской философии «антропологического
поворота» и опиралась на идеи философии
жизни (Дильтей) и феноменологии (Гуссерль
и др.).
В центре внимания философской антропологии
лежит идеалистически понимаемая проблема
человека, а основная идея - создание «синтетической»
концепции человека. Главные представители
этого течения - М.Шелер, А.Гелен, Г.Плесснер.
Шелер, один из родоначальников философской
антропологии, в работе «Положение человека
в космосе» (1928) выдвинул задачу создания
основополагающей науки о человеке. Он
начертал обширную программу философского
познания человека во всей полноте его
бытия, предполагая, что философская антропология
соединит конкретно-научное изучение
различных сфер человеческого бытия с
целостным, философским его постижением.
В этой работе, как и в труде другого теоретика
философской антропологии Плеснера «Ступени
органического и человек» (1928), в космологической
перспективе рассматривались некоторые
существенные аспекты отношения человека
к животному и растительному миру. Этот
органический, биоантропологический подход
к проблеме человека не стал подготовительным
этапом последующего, более целостного
взгляда на человека, но по существу узко
ограничил горизонт философского антропологического
мышления и был унаследован другими представителями
философской антропологии (А. Геленом,
Э. Ротхаккером, Э. Хенгстенбергом, М. Ландманом
и др.).
Программа, выдвинутая Шелером, не была
выполнена. Философская антропология,
несмотря на некоторые её научные и теоретические
достижения, не стала целостным учением
о человеке и вылилась в отдельные философско-антропологические
теории - биологическую, психологическую,
религиозную, культурную и др., которые
при известной принципиальной общности
обнаружили существенные различия как
в методах исследования, так и в понимании
характера и назначения философской антропологии.
У Шелера человек - не столько биологическое,
но главным образом духовное существо,
выделяющееся способностью к «чистому
созерцанию вещей»; у Плеснера подчеркивается
эксцентрическая природа утратившего
свою самость человека, «приговоренного»
в силу этого к вечному поиску и самосовершенствованию;
по Гелену, человек по причине биологической
недостаточности предопределён к деятельной
активности, реализующей себя в различных
формах культуры; у Ротхаккера и Ландмана
он - продукт определенного стиля жизни,
или «объективного духа» культуры. Сторонники
философской антропологии в каждом конкретном
случае выбирают какой-нибудь отдельный
специфический аспект и возвышают его
до уровня единственного определяющего
признака природы человека, при этом другие,
не менее важные аспекты игнорируются,
так что в целом методологические принципы
философской антропологии и вытекающие
из них конкретные теоретические построения
страдают существенными пороками.
http://fitimeetle.ru/phil/22_