Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 15:46, шпаргалка

Описание

Билет 33. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ И ПРИНЦИПЫ ДИАЛЕКТИКИ
Билет 49.ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ В ФИЛОСОФИИ. КРИТЕРИИ ИСТИНЫ
Билет 13.СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
Билет 17.КРИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И. КАНТА

Работа состоит из  1 файл

Философия.doc

— 150.00 Кб (Скачать документ)

Билет 33. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ И ПРИНЦИПЫ ДИАЛЕКТИКИ

     Диалектика (греч. dialektike) - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Уже античная философия акцентировала внимание на изменчивости всего существующего. Действительность понималась как процесс перехода всякого свойства в противоположное (Гераклит, пифагорейцы). К подобным исследованиям еще не применялся термин «диалектика». Первоначально этим термином обозначалось искусство диалога и спора. Платон определяет истинное бытие как тождественное и неизменное. Тем не менее он обосновывал диалектические выводы о том, что высшие роды сущего могут мыслиться только так, что каждый из них есть и не есть, равен себе самому и не равен, тождествен себе и переходит в свое «иное».

      Противоречие есть необходимое условие для побуждения души к размышлению. Это искусство и является, по Платону, искусством диалектики.

       Развитие  диалектики продолжали неоплатоники (Плотин, Прокл). В философии феодального  общества (схоластике) диалектикой стали называть формальную логику, которая была противопоставлена риторике.

       В  эпоху Возрождения диалектические  идеи о «совпадении противоположностей»  выдвигают Н. Кузанскийи, Дж. Бруно.  В Новое время, несмотря на  засилье метафизики, Р. Декарт  и Б. Спиноза (первый - в своей космогонии, второй - в учении о субстанции как о самопричине) дают образцы диалектического мышления. В XVIII в. во Франции богатством диалектических идей выделяются Ж. Ж. Руссо и Д. Дидро. В теории познания И. Сайг развивает диалектические идеи в учении об «антиномиях». И. Фихте развивает «антитетический» метод выведения категорий, содержащий важные диалектические идеи. Вершиной в развитии домарксистской диалектики была идеалистическая диалектика Г.В.Ф. Гегеля. Диалектика, по его мнению, - «движущая душа всякого научного развертывания мысли, представляет собою принцип, который один вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость».

    Зрелое научное  понимание диалектики создано  К. Марксом и Ф. Энгельсом.  Они построили диалектику на основе материалистического понимания исторического процесса и развития познания, обобщения реальных процессов, происходящих в природе, обществе и мышлении. В научной диалектике сочетаются законы развития и бытия, и познания, так как они тождественные по своему содержанию и отличаются только по форме.

     Материалистическая диалектика не только «онтологическое», но и гносеологическое учение, логика, рассматривающая мышление и познание одинаково в становлении и развитии, поскольку вещи и явления есть то, чем они становятся в процессе развития, и в них, как тенденция, заложено то, чем они станут.

     Главной  категорией материалистической  диалектики является противоречие. В учении о противоречиях она раскрывает движущую силу и источник всякого развития. В нем содержится ключ к остальным категориям и принципам диалектического развития: к развитию путем перехода количественных изменений в качественные, к перерыву постепенности, отрицанию исходного момента развития и отрицанию этого отрицания, повторению на высшем уровне некоторых сторон первоначального состояния.

 

Билет 17.КРИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И. КАНТА

Иммануил Кант (1724-1804) - родоначальник немецкой классической философии, основатель критического, или трансцендентального, идеализма.

Ученый в 1747-1755 гг. - в «докритический» период (до 1770 г.) создал «небулярную» космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из туманности - гипотезу о большой Вселенной вне нашей Галактики - учение о замедлении в результате приливного трения - суточного вращения Земли – учение об относительности движения и покоя.

Эти исследования, объединенные материалистической идеей естественного  развития Вселенной и Земли, сыграли  важную роль в формировании диалектики. Философ в «докритический» период под влиянием эмпиризма и скептицизма К. Юма:

1) наметил различие  между реальным и логическим  основанием;

2) ввел в философию  понятие об отрицательных величинах;

3) осмеял увлечение  современников мистикой и «духовидением».

Ограничивается роль дедуктивно-формальных методов мышления в пользу опыта. В 1770 г. – переход И. Канта к воззрениям «критического» периода. «Критика чистого разума» - 1781 г., «Критика практического разума» - 1788 г., «Критика способности суждения» - 1790 г.

Это теория познания, этика, эстетика и учение о целесообразности природы.

И. Кант выступает против догматизма абстрактной философии (метафизики) - без предварительного исследования форм познания и границ познавательных способностей.

Приходит к агностицизму: дуалистическому учению о непознаваемости  «вещей в себе», являющихся объективным источником ощущений. Познаются только «явления», посредством которых вещи себя обнаруживают. Явления образуют сферу бесконечного возможного опыта. Достоверное теоретическое знание имеется только в математике и естествознании.

Оно обусловлено существованием общезначимых априорных форм, упорядочивающих  хаос ощущений.

Априорные формы рассудка (понятия) + априорные формы связи (синтеза) чувств и понятий = основа законов: постоянства, взаимодействия, причинности.

И. Кант считал, что равно могут быть обоснованы противоположные решения:

1) мир и конечен,  и не имеет пределов;

2) существуют неделимые  частицы (атомы) - и таких частиц  нет;

3) все процессы (поступки) протекают как причинно обусловленные,  и совершаются свободно;

4) имеется безусловно необходимое существо - и такого существа нет.

Итак, разум по природе  антиномичен - раздваивается в противоречиях. Но они кажутся. Решение - в ограничении  знания в пользу веры, в различении «вещей в себе» и «явлений», в  признании «вещей в себе» непознаваемыми. Учение И. Канта об антиномичности разума стало толчком для разработки положительной диалектики в идеализме немецкой классической философии. В разуме заложено стремление к знанию, вытекающее из высших этических запросов. Под давлением этого рассудок стремится к решению вопросов о процессах в мире, о Боге.

Идеи Бога, свободы, бессмертия, недоказуемые теоретически, являются, постулатами «практического разума», предпосылкой нравственности. Центральный  принцип этики И. Канта, основанной на понятии долга, - категорический императив, правило, которое независимо от нравственности поступка могло стать всеобщим законом поведения.

 

Билет 24.ФИЛОСОФИЯ ПОЗИТИВИЗМА: ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

Позитивизм (от лат. positivus - «положительный»).

Главный вопрос - взаимоотношения философии и науки. Главный тезис - подлинное (положительное) знание может быть получено только специальными науками. Первая историческая форма позитивизма появилась в 30-40-х гг. XIX в. как антитеза традиционной метафизике - учению о всеобщих принципах бытия, знание о которых не может быть дано в чувственном опыте.

Огюст Конт (1798- 1857) - основатель позитивитизма и социологии:

1) продолжил традиции  Просвещения: наука способна к  бесконечному развитию;

2) дал классификацию  наук, разработанных энциклопедистами.

Утверждал, что попытки  приспособить «метафизическую» проблематику к науке обречены, наука не нуждается  в философии, а должна опираться  на себя.

«Новая философия» должна решительно порвать со старой, метафизической («революция в философии»), ее главная задача - обобщение научных данных, полученных в частных, специальных науках. Вторая форма позитивизма (рубеж XIX-XX вв.) – немецкий философ Рихард Авенариус (1843-1896) и австрийский физик и философ Эрнст Мах (1838-1916).

Основные течения - махизм и эмпириокритицизм. Махисты отказывались от внешнего источника знания (в противовес «вещи в себе» И. Канта) и возрождали традиции Д. Беркли и Д. Юма.

Главная задача философии  позитивизма - в создании теории научного познания. Рассматривали научные  понятия в качестве знака (теория иероглифов) для экономного описания элементов опыта – ощущений.

Третья форма - 10-20-х  гг. XX в. - неопозитивизм (или аналитическая). Несколько направлений.

Логический позитивизм, или эмпиризм, - Мориц Шлик (1882-1936), Рудольф Карнап (1891 - 1970) и др.

В центре - проблема эмпирической осмысленности  научных утверждений: философия  не является ни теорией познания, ни содержательной наукой о какой-либо реальности. Это род деятельности по анализу естественных и искусственных  языков, Принцип логического позитивизма - верификация (от лат. - «истинный» и «делать»): эмпирическое подтверждение теории науки путем сопоставления с наблюдаемыми объектами, чувственными данными, экспериментом. Научные выводы, не подтвержденные опытом, не имеют познавательного значения, являются некорректными. Суждение о факте называется протоколом или протокольным предложением.

Ограниченность верификации  – универсальные законы науки  несводимы к совокупности протокольных предложений. Сам принцип проверяемости  не мог быть исчерпаем простой суммой какого-либо опыта. Сторонники лингвистического анализа, другого направления неопозитивизма, Джордж Эдуард Мур (1873-1958) и Людвиг Витгенштейн (1889-1951) отказались от верификационной теории значения и подобных тезисов.

Четвертая форма позитивизма - постпозитивизм - отход от многих принципиальных положений позитивизма.

Карл Поппер (1902- 1988): философские  проблемы не сводятся к анализу языка. Главная задача в философии состоит  в демаркации - разграничении научного и ненаучного знания. Метод демаркации основан на принципе фальсификации - опровержимости любого утверждения, относящегося к науке. Если теория не может быть опровергнута, она относится не к науке, а к религии.

 

Билет 36.ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

Вселенная в философском смысле - все существующее в системном многообразии.

Человек - ее неразрывный  элемент – реализует собой  все многообразие законов Вселенной: он физический, химический, биологический, социальный феномен.

У человека сложная история  эволюции и развития, стремящаяся в неведомое будущее, новый темпомир.

По В.И. Вернадскому, ноосфера («разумная оболочка планеты») - последнее состояние Земли, достигнутое ею вследствие активности человека. Диапазон условий физической среды, биосферы и социосферы, в которых может существовать человек, очень узок. В условиях ноосферы человечество приобрело планетарный статус.

Творя историю, человек  создает себе новые проблемы, часть которых приобретает глобальный характер по значимости для будущего человечества:

1) катастрофическое загрязнение окружающей среды;

2) сокращение энергетических  и продовольственных ресурсов;

3) рост населения в  ареалах нищеты и голода;

4) угроза войны с  использованием оружия массового  уничтожения;

5) забвение достижений  культуры, падение нравственности, снижение престижа образования;

6) глобальные проблемы  в экономической, социальной, политической, эстетической и этической сферах.

В наиболее цивилизованных странах Запада доминирует технико-экономическая составляющая, подавляя культурно-этический компонент.

Разрешение глобальных проблем сложно и опасно. Масштабные мероприятия по устранению одних  из названных проблем неминуемо  приведет к возникновению новых, поскольку как часть ноосферы человечество вступило в эпоху необратимого развития, с чем связаны различные глобальные катаклизмы. Предотвращение деградации человечества как элемента биосферы сводится к необходимости формирования новой цивилизации. Человеку необходимо использовать весь арсенал философских, научных (в том числе математических, кибернетических, синергетических) идей и методов для разработки стратегии человека, согласованной со стратегией природы.

Стратегия человечества - совокупные действия различных цивилизаций, обеспечивающие совместную эволюцию (коэволюцию) человека и среды его обитания, высшее искусство управления развитием ноосферы, предупреждающее катастрофы. Необходимо введение понятий экологического и нравственного императива.

Экологический императив - комплекс свойств окружающей среды, изменение которых недопустимо ни при каких условиях.

Нравственный императив - обновленная нравственность, заслоняющая людей от социальных опасностей.

Оба эти понятия должны быть органическими составляющими  стратегии человечества, а не табу или необоснованными догматами. Здесь нельзя фантазировать или даже экстраполировать сложившееся положение вещей в будущее.

Для реализации стратегии  человечества необходимо планетарное  гражданское общество как институт, как механизм международного контроля; необходима мобилизация всего современного философского, научного, эстетического и этического потенциала для преобразования существующей системы отношений. Необходим переход от техногенной, информационной цивилизации к антропогенной, где главная ценность – человек.

 

Билет 25.Экзистенциализм - философия существования. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (позднелат. - ex(s) istentia - существование), или философия существования, - одно из крупнейших направлений философии 20 в. Э. возник накануне 1-й мировой войны в России (Шестов, Бердяев). Актуализации и расцвету экзистенциализма в 20-е – 70-е гг. ХХ в. способствовали следующие причины:-нравственные, экономические и политические кризисы, охватывавшие человечество перед первой мировой войной, во время первой и второй мировых войн и между ними;-бурный рост науки и техники и использование технических достижений во вред человеку (совершенствование военной техники, автоматы, пулеметы, мины, бомбы, применение отравляющих веществ в ходе боевых действий и т.д.);-усиление жестокости, бесчеловечное отношение к человеку (70 миллионов погибших в двух мировых войнах, концлагеря, трудовые лагеря). Экзистенциалистская философия распространилась в ответ на эти явления. Философия Сьорена Кьеркегора – зарождение экзистенциализма. Кьеркегор считал, что философия должна повернуться к человеку, его маленьким проблемам, помочь ему найти истину, понятную ему, ради которой он мог бы жить, помочь человеку сделать внутренний выбор и осознать свое «Я». Будущее экзистенциализма.Философия экзистенциализма очень популярна в современной Западной Европе и актуальна для нее.В настоящее время наблюдается тенденции смещения центра тяжести философских исследований на проблемы человека, его жизни в окружающем мире, поиска самого себя, сохранение уникальности, смысла жизни.

 

Билет 16.Рационализм Рене Декарт.

Рационализм отрицает опытное происхождение достоверного  знания.  Оно  может

быть получено только благодаря уму и  понятиям,  присущим  уму  от  рождения

(вроджд. идеи  Декарта).

Рэне Декарт (1596-1650)- из франц. дворян. Преследование  со  стороны  религ.

деятелей. "Правила для руководства разумом" - изложил  методологию  научного

познания. "Рассуждения  о  методах",  "Метафизические  размышления",  "Начала

философии". Разработал классическую геометрию,  теорию  света,  гипотезу  об

условном  рефлексе.  Относительность  движения  и  покоя,  з-н  сохр.   к-ва

движения при  ударе двух тел. Задача знания - господство над силами  природы,

усоверш. природы  ч., Создание новых техн. ср-в.  Развивал  теорию  о  врожд.

идеях (бог, дух, телесная субстанция) - идеалист. Но в  общем оказал  влияние

нга матер. методы. Говорит о тесной связи фил. и  естествознания.  Эта  связь

привела его  к  дуализму.  Дуализм:  мир  состоит  из  мыслящей  и  телесной

субстанций, равновесие между ними  поддерживает  Бог.  Он  их  сотворил,  он

вечен, всемогущ, источник блага и истины.  Мыслящей  субстанцией  занимается

философия, телесной - естествознание.  Гносеология:  рационалист:  т.к.  для

философии  выше  мышление,  все  чувственное  должно  подчиняться   разуму.-

сомневайся  во  всем:  1.Не  принимать  никогда   любую   вещь   за   истину

(сомнения).2.Каждый  из  вопросов  исследования  надо  разделить  на   части

(расчленение).3.Все     идеи      располагать      в      последовательности

(последовательности).4.Совершать  полные расчеты и  обзоры  (полнота).Декарту

неприемлима чувственная  очевидность как основа познания.

Билет 49.ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ В ФИЛОСОФИИ. КРИТЕРИИ ИСТИНЫ

1. Истина. Истина - адекватное отражение действительности субъектом,

воспроизведение ее такой, какова она есть вне и  независимо от сознания.

Категория истины характеризует результаты познавательной деятельности с точки

зрения их объективного содержания, которое выделяется практикой. Основу

диалектико-материалистической концепции истины образует учение об

абсолютности, относительности, конкретности, процессуальности истины.

Проблемы, связанные  с условиями постижения и удостоверения  истины

разрабатываются в теории познания. Различают абсолютную и относительную

истину. Абсолютная истина - такое содержание наших  знаний которое полностью

описывает окружающий мир. Относительная истина неполное совпадение объекта и

знаний о нем.

2. Объективная истина - независимое от человека и человечества содержание

знания. По форме  истина субъективна - оно свойство человеческого  знания. По

содержанию истина объективна, т.к. не зависит от сознания, а обусловлена

отображающимся  в нем материальным миром. Три  аспекта:  1) бытийственный -

фиксация в  ней бытия, предметно-субстрактного  и духовного. При этом истина

обретает собственное  бытие. 2) аксиологический - нравственно-этическая ее

наполненность, ее ценность для морали и для практики человека.  3)

праксеологический - истина связана с практикой.

3. Абсолютная и относительная истина - критерии диалектического материализма,

характеризующие процесс развития познания и раскрывающие соотношение между:

1) тем, что  уже познано и тем, что будет  познано в дальнейшем процессе

развития науки; 2) тем, что в составе нашего знания может быть изменено,

уточнено, опровергнуто в ходе дальнейшего развития науки  и тем, что останется

неопровержимым. По мере дальнейшего развития познания и практики человеческие

представления о природе углубляются, уточняются, совершенствуются. Поэтому

научные истины являются относительными в том смысле, что они не дают полного,

исчерпывающего  знания об изучаемой области предметов и содержат такие

элементы, которые  в процессе развития познания будут  изменяться, уточняться,

заменяться новыми. Вместе с тем каждая объективная  истина означает шаг вперед

в познании абсолютной истины, содержит, если она научна, элементы, крупицы

абсолютной истины. Не переходимой грани между абсолютной и относительной

истиной нет. Из суммы относительных - и складывается абсолютная истина.

4. Конкретность истины - свойство истины, основанное на учете и обобщении

конкретных условий существования того или иного явления, зависимость истины

от определенных условий места и времени и  т. д. Так, истинность или ложность

тех или иных предложений не смогут быть установлены, если не оговорены

условия, с учетом которых они сформулированы. Предложение “Сумма внутренних

углов треугольника равна 2d” истинно лишь для евклидовой геометрии и ложно,

например в  геометрии Лобачевского. Поэтому  нет абстрактной истины, истина

всегда конкретна.

5. Критерий истины - средство проверки того или иного утверждения, гипотезы,

теоретического  построения и т. п. Критерий истины является общественная

практика. Опытные  научные теории получают свою фундаментальную  проверку с

помощью практики: в материальном производстве, в революционной  деятельности

масс по переустройству общества и т. п. Если теория успешно применяется на

практике, это  означает, что она является относительной  истиной. Способы

проверки той  или иной теории на практике могут  быть различными. Например, те

или иные положения  в естественных науках получают свое подтверждение в

эксперименте, связанном  с наблюдением, измерением, с математической

обработкой получаемых результатов. Часто практическая проверка осуществляется

опосредственным путем. Так, установление истинности утверждения  путем

логического доказательства в конечном счете опирается на практическую

проверку некоторых  исходных положений той или иной теории, которые в ее

рамках специально не доказываются.

 

Билет 48.ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ

Чувственное познание – это познание в форме ощущений и восприятий свойств вещей, непосредственно данных органам чувств.

Эмпирическое познание – это отражение данного опосредованно. Эмпирический уровень познания предполагает: наблюдение; описание наблюдаемого; ведение протоколов; использование документов.

Эмпирическое познание – это более высокий уровень  познания, чем просто чувственное  познание.

Исходным в чувственном  познании является ощущение – простейший чувственный образ, отражение, копия или своего рода снимок отдельных свойств предметов.

Ощущения имеют широкий спектр модальности:

– зрительные;

– слуховые;

– вибрационные;

– кожно-осязательные;

– температурные;

– болевые;

– мышечно-суставные;

– ощущения равновесия и ускорения;

– обонятельные;

– вкусовые;

– общеорганические.

Объективная основа восприятия образа как целостного – это единство и вместе с тем множественность различных сторон и свойств предмета.

Целостный образ, который  отражает непосредственно воздействующие на органы чувств предметы, их свойства и отношения, называется восприятием.

Память, представления и воображение. Ощущения и восприятия – это источник всех знаний человека, однако познание не ограничивается ими. Любой предмет воздействует на органы чувств человека какое-то определенное время, после чего воздействие прекращается. Но образ предмета не пропадает сразу же бесследно, а запечатлевается и сохраняется в памяти. Никакое познание немыслимо без феномена памяти.

Память очень важна  в познании, она объединяет прошлое  и настоящее в одно органическое целое, где имеется их взаимное проникновение.

Представления – это образы предметов, воздействовавших когда-то на органы чувств человека и потом восстанавливающихся по сохранившимся в мозгу связям.

В процессе представления  сознание впервые отрывается от своего непосредственного источника и  начинает существовать как относительно самостоятельное субъективное явление. Представление является промежуточным звеном между восприятием и теоретическим мышлением.

Воображение – это  свойство человеческого духа величайшей ценности, оно восполняет недостаток наглядности в потоке отвлеченной мысли. Без воображения познание невозможно.

Основные методы исследования в науке, особенно в естествознании, – это наблюдение и эксперимент.

Наблюдение – это преднамеренное, планомерное восприятие, которое осуществляется, для того чтобы выявить существенные свойства и отношения объекта познания.

Экспериментом называется метод исследования, с помощью которого объект или воспроизводится искусственно, или ставится в определенные условия, которые отвечают целям исследования.

Научный факт. Установление фактов – это необходимое условие научного исследования.

Факт – это явление материального или духовного мира, которое стало удостоверенным достоянием нашего знания, это фиксация какого-либо явления, свойства и отношения.

Факты приобретают научную ценность при условии, что есть теория, их истолковывающая, есть метод их классификации, они осмыслены в связи с другими фактами.

 

Билет 47.Философия и наука:единство, сходство, и различие

Наука – это сфера человеческой деятельности, функцией которой является теоретическая схематизация и выработка объективных знаний о действительности; отрасль культуры, которая существовала не у всех народов и не во все времена.

Философия является учением об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.

При рассмотрении вопроса  о взаимоотношении науки и  философии имеется, по крайней мере, три аспекта его интерпретации:

– является ли философия наукой;

– взаимодействие философии и частных (конкретных) наук;

– соотношение философии и вненаучного знания. Научного характера философии нельзя отрицать, она – наука о всеобщем, свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового.

Взаимодействие философии и частных (конкретных) наук – конкретные науки имеют собственный предмет исследования, свои методы и законы, свой уровень обобщения знания, у философии же предметом анализа являются обобщения частных наук, т. е. философия имеет дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения. При этом уровень первичный приводит к формулированию законов конкретных наук, а задача уровня вторичного – выявление более общих закономерностей и тенденций.

Философия сама оказывает  воздействие на развитие частных  наук, а не только испытывает влияние  с их стороны. Это воздействие может быть как положительным, так и отрицательным.

Влияние философии осуществляется через мировоззрение, которое так  или иначе воздействует:

– на первоначальные позиции ученого;

– его отношение к миру и познанию;

– на его отношение к необходимости развития той или иной конкретной области знания (например, ядерной физики, генной инженерии и т. п.).

Философия и вненаучное знание Вненаучное знание можно разделить:

– на заблуждения, связанные с исследованиями людей, убежденных, что они создают подлинную науку, в которую входят такие «науки», как астрология, оккультные «науки», магия, колдовство и т. д.;

– отношение философии и паранауки, некоторые авторы призывают использовать любые учения, вплоть до мистики, магии, суеверий, астрологии и т. д., лишь бы они оказывали терапевтическое воздействие на современное больное общество. Они выступают за беспредельный мировоззренческий плюрализм. Необходимо сказать, что наиболее велико влияние паранауки именно в критические моменты развития общества, потому что паранаука действительно выполняет некоторую психотерапевтическую функцию, служит определенным средством адаптации к жизни в период социальной и индивидуальной нестабильности.

В науке различают:

– эмпирический уровень исследования – направляется на непосредственно изучаемый объект и реализуется посредством эксперимента и наблюдения;

– теоретический уровень исследования – сконцентрирован вокруг обобщающих идей, принципов, законов, гипотез.

Наука имеет стремление к вершинам человеческого знания, дороги, ведущие к этим вершинам, составляют идеалы науки.

Идеалы науки – это экспериментальные и теоретические методы в науке, которые позволяют достигнуть максимально обоснованного и доказательного знания.

 

Билет 6.Древнекитайская философия.

   В самый  ранний период – культ неба – не только объясняет движение звезд,

но связывает  их с судьбами государств и людей. Первичные субстанции – силы

Инь и Ян, обуславл сущность 5 эл-тов природы (металл, дерево, огонь, вода,

земля), 5 естеств  состояний (влага, сухость, ветер, тепло, холод), 5 осн

человеч функций (мимика, речь, слух, зрение, мышление) и 5 осн аффектов

(забота, страх,  гнев, радость, созерцательность).

    2 мыслителя  – Конфуций (2 добродетели: человеколюбие  и почтительность к

старшим) и Лао-Цзы (стар уч-ль). Автор трактата о пути и добродетели «Дао

де цзин». Дао (сверхземное – неслыш, невид, непостигаемо, неопределяемо но

совершенно! Покоится но и всегда движется, само не измен, но является

причиной всех изменений) есть величайшее существо,первоприч  всего бытия, к

которой все  снова возвращяется. В доступном  пониманию земном Дао лежит Сянь

(прообразы, идеи) и Дэ – действующая сила. В  соответствии с ними должен

жить чел, отчасти  думающий, отчасти действующий, то есть заниматься Увэй

(невозмутимое  согласие).

 

Билет 26.Религиозная  философия в ХХ веке

Понимание веры и религии  в либеральной теологии XIX-XX вв. было в значительной степени связано  с принятыми в ней принципами критических исследований Библии, особенно Нового Завета. В этой области Шлейермахер  считал необходимым придерживаться в отношении Библии общих правил герменевтики и исходить из условий, которые делают возможным само понимание текста. Согласно этим правилам, в чтении Библии, как и в любом акте коммуникации, присутствует возможность непонимания, которая определяется культурно-историческими и психологическими особенностями как автора, так и читателя, и тем обстоятельством, что уникальные особенности личного опыта человека не могут быть адекватно выражены с помощью языка. Поэтому результатом герменевтической процедуры может быть только приблизительное понимание смысла текста.

В то же время, поскольку  автор или авторы текста обычно не осознают до конца смысла того, о  чем они пишут, то процесс интерпретации  всегда является также процессом  развития этого смысла, то есть интерпретатор может иногда понять смысл текста даже лучше, чем сам автор. Библия как книга веры в традиции либеральной теологии оказалась предметом интерпретации, основанной на тех принципах,которые интерпретатор считает адекватными.

Таким же образом предметом интерпретации становилась вера, оказываясь при этом в зависимости от способности верующего к ее пониманию, т.е. от его отношения к вере. В XX в. теологи, стоящие на противоположных позициях в понимании сущности веры, в равной степени считали Кьеркегора своим предшественником: с одной стороны, это была диалектическая теология, исходившая из признания принципиального отличия Бога от мира, с другой—либеральная теологическая традиция, применившая к пониманию веры основные понятия экзистенциальной философии и психоанализа. Первая исходила из констатации тотальной неподлинности человеческого существования в мире, абсолютной трансцендентности Бога миру и вытекающей из этого неподлинности понимания веры как следствия субъективного опыта человека. Вторая, наоборот, исходила из разрыва между актуальной неподлинностью существования и потенциальной подлинностью, достигаемой во внутреннем опыте веры, и стремилась, как писал П. Тидпих, «убедить некоторых... в наличии скрытой силы веры в них самих».

Но и в том, и в  другом случае понимание веры не выходило за пределы по существу философского подхода.

 

Билет 19.Антропологический  характер философии  Л.А. Фейербаха. 

Людвиг Фейербах – увлкался фил. Гегеля, был в  леворадикальной гр.

младогегельянцев. Однако вскоре стал материалистом и начал критиковать фил.

Гегеля за близость хрест. теологие, за её идеализм. Он объяснил феномен Бога

как наделение  самостоятельной формой существования  человеческой сущности

,наиб. общих  свойств чел. рода (разум, бессмертие, могущество). Бог сущ.

только в головах  людей. Сущность человека не должна обособлятся  от него

самого. Тварец Бога чел. ставится в зависимость  от своего тварения. Чел. тем

беднее, чем больше атрибутов он предписывает богу. Был  ярым материалистом, но

употреб. поянтие «природа» (Натурфилософия), т.к. это понят более однозначно,

к понят. материи  в обществ. сознание сложилось отрец. отнош., «матер.» не

искл «идеи» и в некотор. проде подразумевает  её.

Фил. Феёербаха  носит антропологический характер. В её центре ни космос, ни

Бог, ни природа, но человек- высшее сущ. природы, во всей полноте его

духовного бытия. Важная характеристика чел. – чувства, его восприимчивостть

Чел. в его  фил. воспринимается в общение с  др. людьми. Источник заний –

ощущеиня, сенсуалист, Истина – мнение большинства людей.

Билет 13.СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

Средневековая философия  принадлежит эпохе феодализма (V-XV вв.) и христианству. Проблемы философии  определяются принципами «откровения» и «единобожия», монотеизма и теоцентризма, т.е. религией.

Большинство ученых из духовенства; очаги культуры, науки и образования - монастыри.

Основные проблемы средневековой философии:

1. Мир сотворен Богом  или существует от века.

2. Постижимы ли воля  Бога и сотворенный им мир.

3. Каковы место человека  в мире и его роль в истории сквозь призму спасения души.

4. Как сочетаются свобода  воли человека и Божественная  необходимость.

5. Что есть общее,  единоличное и отдельное в  учении о триединстве.

6. Если Бог - истина, добро и красота, откуда зло  и почему Бог его терпит.

7. Соотношение истин  Откровения в Библии и истин  человеческого разума.

Специфика средневекового философствования.

1. Библейский традиционализм и ретроспективность.

Библия - книга самая  древняя, истинная, слово Бога. Его  Завет - объект веры, мера оценки любых теорий, философии. Идея - единый уникальный Бог в трансцендентном, запредельном мире – исключала любое многобожие и утверждала единую сущность мира.

2. Экзегетика - искусство толкования Завета: Библия - полный свод законов бытия - критерий истинности. Текст Писания - начало и конец любой философской теории, он анализируется семантически (слова и значения), концептуально (содержание, идеи), спекулятивно (как основа для размышлений).

3. Дидактизм - назидательность, учительство: общая установка на образование, воспитание и продвижение по жизни к спасению, к Богу. Форма - трактат, диалог учителя и внемлющего ученика. Главное качество - энциклопедичность, прекрасное знание Святого писания и владение в совершенстве формальной логикой Аристотеля.

«Исповедь» Августина Блаженного (IV-V вв.); «История моих бедствий» Пьера Абеляра (XII в.).

Общий дух - оптимизм. Бог  непостижим, но Его указания могут  быть поняты через веру. Возможность  личного спасения, воскресения и  жизни вечной, конечного торжества  христианской истины в космическом масштабе. Симбиоз двух истин - мирской и Божественной. «Истинная философия» пользовалась формами и интеллекта, и интуитивного знания, озарения, Божественного откровения.

Этапы средневековой философии.

1. Патристика (I-VI вв.). Вершина - Августин Блаженный (354-430) «О Троице», «О Граде Божьем», «Исповедь». Его идеи определили развитие европейской философии - точка зрения ортодоксального (православного) христианина - креационизм: мир создан Богом из ничего; провиденциализм - история - Божественный план спасения человека.

2. Схоластика (XI-XV вв.). Пик - Фома Аквинский (1223-1274) «Сумма теологии», «Сумма против язычников». Пять доказательств бытия Бога как первопричины и конечной реальности. Естественное бытие и человеческий разум относительно самостоятельны. Природа завершается в благодати, разум - в вере, философское познание и теология - в сверхъестественном откровении.

На 1-м этапе - осмысление, разработка христианской догматики. Элементы платонизма.

На 2-м этапе - окончательное  рациональное оформление догм христианства в систему под влиянием Аристотеля.

 

Билет 18.ФИЛОСОФИЯ Г.В.Ф. ГЕГЕЛЯ

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) - немецкий философ, объективный идеалист, представитель немецкой классической философии.

Создал систематическую теорию диалектики - науки, основанной на логике, системе понятий, разуме «что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно». Абсолютное тождество бытия и мышления - главный системообразующий принцип в философии

Г.В.Ф. Гегеля, последовательно конкретизируемый в логике, природе, мышлении (духе).

Первооснова мира - Абсолют (мировой разум, мировой дух, абсолютная идея) - безличностная, вневременная творческая сила, заключающая в себе необходимость развития природы, общества и познания.

Она внутренне (имманентно) присуща всем проявлениям материального и духовного, объективного и субъективного, составляет их скрытую сущность. Абсолютная идея есть субстанция, составляющая сущность и первооснову всех вещей.

Центральное понятие  диалектики Г.В.Ф. Гегеля - развитие как характеристика деятельности абсолюта.

Общая схема мирового развития заключается в:

1) сверхвременном движении  абсолютной идеи в области  чистой мысли в восходящем  ряду все более конкретных  категорий (бытие - ничто - становление;  качество - количество - мера; сущность - явление - действительность - понятие - объект - идея, завершающаяся абсолютной идеей);

2) погружении себя  в природу - в состояние инобытия  и возвращение в себя через  воплощение в человеке в формах  психической деятельности (в мышлении, в осознании себя, обретении воли и других личностных качеств) («субъективный дух»);

3) сверхиндивидуальном  «объективном духе» (право, мораль  и нравственность - семья, гражданское  общество, государство) и «абсолютном  духе» (искусство, религия, философия как формы самосознания духа).

Противоречие по И. Канту - внутренний источник развития, описываемого в виде триады.

Эта тройственная трансформация (триада) последовательно рассматривается  Гегелем Г.В.Ф. в новых трудах; «Наука логики», «Философия природы», «Философия духа». (Основатель теории противоречия - Гераклит. Смысл диалектического противоречия впервые раскрыт Аристотелем, увидевшим в нем существенный момент в определении предмета.) Противоречие пронизывает всю философию Г.В.Ф. Гегеля.

Любые предмет, понятие, явление, реализуясь, исчерпывают себп и переходят в свое иное. Любая категория, являясь результатом противоречия, содержит в себе новое противоречие, ведущее к дальнейшему развитию. Последовательный анализ развития абсолютной идеи в области логики (чистая мысль), природе и обществе выявляет основные диалектические принципы, законы и категории, которые образуют систему гегелевской диалектики. История - «прогресс духа в сознании свободы, последовательно реализуемый через «дух» отдельных народов.

Анализируя категорию  отчуждения, предметную деятельность, Г.В.Ф. Гегель рассматривает человека и историю как результат его  собственного труда.

Осуществление буржуазно-демократических  требований Г.В.Ф. Гегель видел в  компромиссе с феодально-сословным строем в рамках конституционной монархии.

Произведения: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия  философских наук», «Основы философии  права».

 

Билет 27.КАТЕГОРИЯ БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ

Бытие - категория философии, фиксирует существование и взаимосвязь предметов и явлений (людей, состояний, идей, мира в целом). Первые определения бытия в Древней Греции возникли при становлении философского знания, переходе от образно-мифологического к теоретико-логическому мышлению.

Понятие целостности  мира формировалось спонтанно: благодаря богатому духовному опыту развития мифологии, религии, искусства ему предшествовали промежуточные понятия и концепции. В результате возникла новая установка в познании и понимании окружающего мира. Если для греческих натурфилософов раннего периода действительность - многообразие постоянно изменяющихся предметов, явлений, процессов, то для их последователи (первый - Парменид) это вопрос всеобщей и постоянной основы этих изменений, которая и была названа бытием.

«Бытие» производно от слов «быть», «есть», в языках мира имеет специфическое философское содержание и означает не просто существование каких-либо объектов окружающего мира, а того, что гарантирует это существование.

Учение о бытии - онтология, это важный элемент философского знания.

В основе понятия «бытие» - убежденность человека в том, что мир существует не только здесь и сейчас (что доказывается опытом), но повсюду и вечно (интуитивная деятельность сознания). Единство этих сторон составляет структуру понятия бытия.

Мы непоколебимо верим, что при всех потрясениях в природе и обществе мир стабилен, вечен, является нашей жизненной опорой, истинным бытием. Понятие именно о таком мире составляет смыслообразующую основу человеческой деятельности.

Бытие формирует представление, что мир вокруг нас развивается и живет по своим законам, не зависящим от нашей воли, желаний и произвола. Эти законы обеспечивают стабильность и гармонию мира, в то же время ограничивая нашу деятельность. Понимание этого и умение следовать требованиям бытия обеспечивают существование человека.

Бытие как исходное понятие - лишь начальный пункт философского размышления о мире и человеке. Оно становится содержательным, конкретно-всеобщим только лишь через взаимодействие с  такими философскими категориями, как  материя, сознание, движение, пространство, время, системность, детерминизм.

Основные формы бытия.

Бытие вещей и процессов. Оно также может быть в двух формах:

1) материалистической. Бытие  вещей и состояний природы,  большинством людей воспринимаемое  как объективная реальность, которая существовала до них и от них не зависит;

2) идеалистической. Бытие  второй природы, цивилизации.  Оно двойственно, так как, с  одной стороны, они сделаны  из тела природы, а с другой - в них вложены сознание и  душа человека.

Бытие человека:

1) бытие человека в  мире вещей (человек рассматривается  как часть природы, как вещь);

2) специфически человеческое  бытие (человек рассматривается  не как тело, а как индивидуум).

Бытие духовного, идеального:

1) индивидуальное, духовное  сознание индивида. Структура бессознательного: рефлексы, подсознательное, интуиция;

2) объективно существующее  духовное - то, что материализовано  в культуре.

Бытие социальное:

1) бытие человека;

2) бытие человека в  обществе.

 

Билет 12.Философия  Аристотеля.

Аристотель (384 — 322, гг. до н. э.) — древнегреческий философ классического периода, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского.

К наиболее известным  произведениям Аристотеля относятся:"Органон", "Физика", ""О душе", "Афинская политая", "Поэтика".

 Философию Аристотель делил на три вида:

• теоретическую, изучающую  проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины  различных явлений (получила название "первичная философия");

• практическую - о деятельности человека, устройстве государства;

• поэтическую.

Считается, что фактически Аристотелем как четвертая часть  философии была выделена логика.

 Рассматривая проблему  бытия, Аристотель выступил с  критикой философии Платона, согласно  которой окружающий мир делился  на "мир вещей" и "мир  чистых (бестелесных) идей", и "мир вещей" в целом, как и каждая вещь в отдельности, являлся лишь материальным отображением соответствующей "чистой идеи".

Ошибка Платона, по Аристотелю, в том, что он оторвал "мир идей" от реального мира и рассматривал "чистые идеи" вне всякой связи с окружающей действительностью, которая имеет и свои собственные характеристики - протяженность, покой, движение и др.

по Аристотелю, бытие  — это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.

 

Билет 23.Философия  «всеединства» В.Соловьева. Одним из выдающихся русских фил. был Вл. Соловьев (1853-1900). На его взгляды большое влияние оказала христианская литература, идеи неоплатонизма, теософии, средневекового мистицизма, нем клас фил и отчасти славянофилов.

Основными идеалами его  философии были:

• идея всеединства —  объединения и гармонии всех сторон бытия (материальной, духовной и др.);

• идея нравственности как  главного аспекта жизни человека (низший уровень нравственности — право, высший — любовь);

• идея прогресса —  как всеобщей связи поколений;

• идея "богочеловека" — жизненного пути личности, который  основан на следовании Богу, добре, нравственности;

• русская идея, состоящая, по Соловьеву, из трех идей: "Святой Руси" (Москва — Третий Рим), "Великой Руси" (реформы Петра I) и "Свободной Руси" (дух декабристов и Пушкина).

В обществе идея "всеединства" раскрывается как богочеловеческий союз людей, как некая вселенская церковь, объединяющая всех и способствующая установлению на земле царства божьего. Залогом такого всеединства явл объединение католической и православной церквей.

Русская идея - исторический  долг России в создании социальной троицы (аналог божественной)- единение церкви, государства и общества.

 

Билет 15.Философия Бэкона-основателя эмпиризма.

Первым и величайшим исследователем природы в Новое  время был английский философ  Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626). В своих  исследованиях он вступил на путь опыта и обратил внимание на исключительную значимость и наблюдений для обнаружения истины. Он считал, что философия должна носить практический характер. Высшей целью науки он считал господство человека над природой, но возможно это только подчиняясь ее законам. Ему принадлежит девиз: "Знание - сила". Природа побеждается только подчинением ей. Могуществен тот, кто может, а может тот, кто знает. Путем, ведущим к знанию является наблюдение, анализ, сравнение и эксперимент. Ученый должен идти от наблюдения единичных фактов к широким обобщениям, т.е. применять индуктивный метод познания. 
Бэкон заложил основы новой науки - экспериментального естествознания. Но опыт может дать достоверное знание лишь тогда, когда сознание свободно от ложных призраков - ошибки, вытекающие из того, что человек судит о природе по аналогии с жизнью людей. 
Бэкон был верующим человеком, поэтому и наука, по его мнению, имеет своим источником или небесные сферы, или Землю, поэтому она состоит из двух видов знания: один внушается богом - теология, а другой ведет свое начало от органов чувств - философия. Истина двойственна. Есть истина религиозная, есть светская. Вера в бога достигается путем откровения, тога как светская истина постигается опытом и разумом.

 

Билет 2.Философия, ее предмет, предназначение и функции.

Функции философии:

Регулятивные и организующие(методология)–определение способов достижения какой- либо цели (фундаментальные методы, например, исторический метод–всегда есть резон учитывать историю интересующих вас проблем)

Типы философствования:

Созерцательный (пассивный)

Умозрительный(творческая сущность познания)

Деятельностный(активный)

Мировоззрение состоит из различных элементов. Для их согласования человек рефлексирует(оценивает) их. Он философствует.

Мировоззрение–то, что зачастую принимается на веру. Философия–попытка его обосновать. Мировоззрение появилось, когда человек стал человеком. Взаимоотношение «Я» и «мир»–точка отсчета появления мировоззрения.

Если философия–наука, то должна иметь предмет исследования. В центре материального, духовного и идеального–стоит человек; здесь надо искать предмет философии. Проблема человека–проблема сопоставления себя и природы.(Кант: «Что я могу знать? Что я могу делать? На что я могу надеяться?»–сводится к одному–«Что такое человек?»)

Вся проблематика вращается  вокруг центра–человека.

Предмет философии–философия–наука, которая изучает наиболее общие законы развития природы, общества и познания(правильное и бесполезное определение). Предмет философии–рассматривает наиболее важные связи в системе «мир- человек»

Назначение философии–поиск  удела человека, обеспечение его бытия в причудливом мире, а в конечном счете в возвышении человека, в обеспечении его совершенствования. Общую структуру философского знания составляют четыре основных раздела: онтология(учение о бытие), гносеология(учение о познании), человек, общество.

Билет 11.Философские системы Платона и Аристотеля 
Платон (427-347 до н.э.) - сын афинского гражданина (настоящее имя Платона - Аристокл). Философия, синтез Гераклида, Сократа. Школа - Академия, антология. Умер в 80 лет. Диалоги с Сократом. Учения о природе - единое, умение, душе. Учение о космосе. Единое - как основа всего бытия. Единое не имеет частей. Ум - порождение солнца, диалектика ума. Гносеология - теория познания. Идея, а не чувственное познание. Объективный идеализм. Диалектика - четкое разделение единого на многое. Монархия, аристократия, демократия. Первоначало - идея, как общее понятие. Аристотель сказал: «Платон мне друг, но истина дороже». «Нет отрицательных идей» Платон верил в переселение душ (душа забыла, но знала). Процесс познания - припоминание. Учение о государстве - теория государства. 
Разные формы правления (2 группы): 
Законность Беззаконность 
Один человек монархия терания 
Несколько человек аристократия олигархия 
Много человек демократия тимократия (военные) 
Критика демократии (охлократия - власть толпы). 
Теория идеального государства. Принцип разделения труда (3 группы): 
1. Мудрецы, философы (управление государством). 2. Войны, стражи (защита государства). 3. Ремесленники, земледельцы (обеспечение государства) 
3 части души (часть разума, волевая, вожделеющая). 
Утопический социализм - идеи. Отчуждение часной собственности, интересы государства выше интересов личности. Отвержение семьи, взаимное уважение поколений. Экзамен в 20 - ремесленник, 30 - воин, 35 - мудрец лет. Изобрели будильник, первое упоминание Атлантиды. 
Аристотель (384-322 до н.э.) - ученик Платона. Школа Ликей. Перепотепик - прогуливающийся философ. 
4 вопроса для определения сущности предмета: 1. Из чего? (материальная причина). 2. Что есть что? (формальная причина). 3. Зачем? (целевая причина) 
4. Каким образом (движение). 
Нет первоначала. Душа всего (всех живых организмов), у растений душа отвечает за питание (растительная), у животных она отвечает за питание и поведение (растительная, животная), у человека - растительная, животная, разумная. 
Меняет демократию на политию (вооруженное государство). Наилучшая форма - рабовладельческая аристократия.Корреспонденсткая теория истины. Истина - соответствие наших знаний реальности. Истина существует только у человека. Без мысли нет истины. Лож - сознательное искажение истины. Аристотель - основатель логики. Логика - наука о законах правильного мышления. 
Законы логики: 1. Закон тождества А = А. 2. Закон запрещения противоречия. 3. Закон исключения третьего.



Информация о работе Шпаргалка по "Философии"