Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 11:39, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по "Философии".
Проблема бытия человека исследуется такой философской наукой как антропологияю.
Многообразие версий происхождения человека и человечества может быть сведено к трем основным: религиозной, космической и эволюционной. Эволюционная теория, автор которой Ч. Дарвин, утверждает, что человек вследствие эволюционного развития животного мира произошел от человекообразной обезьяны. Сторонник этой теории Ф. Энгельс в статье с показательным названием «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» развивает мысли о том, какими причинами было обусловлено это «превращение». Причины, с его точки зрения, вполне естественные: изменение климата планеты, уменьшение лесов и пр. Эти изменения привели к тому, что обезьяны покинули привычную среду обитания, спустились с деревьев, а чтобы выжить в новых для себя условиях, вынуждены были использовать передние конечности для защиты от хищников с помощью палок и камней. Постепенно вырабатывалась привычка к прямохождению, передние конечности высвободились для трудовой деятельности. В процессе труда совершенствовалась рука человека, развивались его умственные способности, формировалась членораздельная речь. Поэтому, считает Энгельс, в известном смысле мы должны сказать, что труд создал человека.
В многообразии
различных попыток ответить на вопрос,
в чем состоит цель и смысл
жизни человека, можно выделить следующие
подходы: это, во-первых, подход материалистический
и противоположный ему –
Трансцендентный подход, осуществляющийся главным образом в русле этических исканий идеализма, выводит смысл и цель человеческой жизни за ее собственные пределы, усматривает цель и смысл жизни в обусловленности человеческого существования мировым разумом, в приобщении человека к Богу как высшей и самоценной сущности. Вместе с тем, трансцендентный подход может осуществляться и материализмом, если последний истолковывает развитие природы как закономерный и прогрессивный процесс и рассматривает человека как необходимое звено этого процесса или даже его высший и самый совершенный продукт.
Нигилизм - (от лат. ничто) позиция абсолютного отрицания . Этот термин, введенный Фридрихом Генрихом Якоби , стал общераспространенным .Теоретический нигилизм отрицает саму возможность познания истин. Этический нигилизм отвергает ценности и нормы поведения, и, наконец, нигилизм политический выступает против всякого общественного строя, каким бы способом он ни был вызван к жизни. Зачастую он представляет собой лишь крайний скептицизм, реакцию против догматизма, бессодержательность которого стала явной. Ницше обозначает словом “нигилизм” явление, связанное с переоценкой высших ценностей, именно тех ценностей, которые только и наполняют смыслом все действия и стремления людей. В это слово Ницше вкладывает следующий смысл: нет больше ничего, во имя чего следует жить и к чему надо было бы стремиться.
Жизнь любого общества представляет собой сложную систему, в которой можно выделить подсистемы, или сферы. Последние можно представить как типы общей деятельности людей. Основных сфер можно выделить четыре:
1. Экономическая - сфера отношений на основе средств производства.
2. Социальная - связанная
с разделением работы и
3. Политическая - взаимоотношения на основе власти.
4. Духовная - отношения между людьми на основе духовных потребностей.
Основные черты демократического режима - политический плюрализм, т.е. признание в различных социальных группах противоположных интересов; наличие конституционных прав и свобод, а также условий для их реализации; отсутствие монополии на власть.
Социальная структура - это структура общества в целом, система связей между всеми его основными элементами; это единство экономической, социальной, политической и духовной структур.
Між європейською філософією, з одного боку, та індійською і китайською філософіями — з іншого, існують відмінності.
Перша відмінність полягає у нечіткому розмежуванні між міфологією та філософією, релігією та філософією на Сході. Індійська філософія тривалий час перебувала в лоні міфології, пізніше тісно перепліталася з релігійними течіями. Зокрема, важко сказати, наприклад, чим є буддизм — філософією чи релігією. Даосизм і конфуціанство в Китаї, виникнувши як філософські системи, трансформувалися в релігійні течії. У Європі ж, попри те, що в певні періоди (наприклад, у середньовіччі) філософія була тісно пов´язана з релігією, а протягом усієї історії існують релігійні філософські течії, філософія не розчинялася в релігії, а в Давній Греції була відокремлена від міфології. Європейська філософська традиція тісно пов´язана з наукою. На Сході такого зв´язку між філософією та наукою не існувало, Схід взагалі не знав теоретичної науки.
Друга відмінність — домінування етичної (Індія) і соціально-етичної (Китай) проблематики, а в європейській філософії — вчення про світ (онтологія) і пізнання (гносеологія). Етичну і соціальну проблематику європейські мислителі також досліджували, але домінувала вона лише на окремих етапах розвитку і не в усіх системах. Третьою є відмінність суб´єктів філософування. В Китаї та Індії в силу різних обставин особа не посідала того місця в суспільстві, як у Греції чи Римі. Тому в китайській та індійській філософії панують не особи (погляди окремих мислителів), а школи. В Європі ж школи є скоріше винятком, ніж правилом. Крім того, школа в європейській традиції — це не просто коментування поглядів учителя, а розвиток, зміна ідей.
В научной и
учебной литературе выделяют три
группы глобальных проблем: интерсоциальные
(проявляются в отношениях
Человек значительно изменился в течение нынешнего столетия. Разные изменения в современном человеке происходят в русле тех процессов, с которыми сопряжены становление постиндустриальной цивилизации («научно-технологическое» общество) и формирование ноосферной культуры. Наибольшее воздействие на человека оказал научно-технический прогресс. С бурным развитием техники и машин стал постепенно разрушаться так называемый «природный» человек, для которого природная среда на протяжении тысячелетий была естественной и привычной средой обитания. На смену размеренному природному пришло динамичное социальное время. Люди стали скапливаться в огромных городах, и естественная среда обитания человека уступила дорогу искусственной среде.