Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 11:39, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по "Философии".

Работа состоит из  1 файл

Контрольные вопросы 3.doc

— 45.00 Кб (Скачать документ)
  1. Какая философская дисциплина изучает бытие человека?

Проблема бытия  человека исследуется такой философской  наукой как антропологияю.

  1. Назовите основные теории происхождения человека. В чем сущность эволюционной теории происхождения человека?

Многообразие версий происхождения человека и человечества может быть сведено к трем основным: религиозной, космической и эволюционной. Эволюционная теория,  автор которой Ч. Дарвин, утверждает, что человек вследствие эволюционного развития животного мира произошел от человекообразной обезьяны. Сторонник этой теории Ф. Энгельс в статье с показательным названием «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» развивает мысли о том, какими причинами было обусловлено это «превращение». Причины, с его точки зрения, вполне естественные: изменение климата планеты, уменьшение лесов и пр. Эти изменения привели к тому, что обезьяны покинули привычную среду обитания, спустились с деревьев, а чтобы выжить в новых для себя условиях, вынуждены были использовать передние конечности для защиты от хищников с помощью палок и камней. Постепенно вырабатывалась привычка к прямохождению, передние конечности высвободились для трудовой деятельности. В процессе труда совершенствовалась рука человека, развивались его умственные способности, формировалась членораздельная речь. Поэтому, считает Энгельс, в известном смысле мы должны сказать, что труд создал человека.

  1. Какие подходы можно выделить в вопросе о смысле жизни? В чем состоит сущность трансцендентного подхода к цели и смыслу человеческой жизни?

В многообразии различных попыток ответить на вопрос, в чем состоит цель и смысл  жизни человека, можно выделить следующие  подходы: это, во-первых, подход материалистический и противоположный ему – идеалистический, затем, имманентный и трансцендентный и, наконец, абстрактно-объективный и конкретно-субъективный.

Трансцендентный подход, осуществляющийся главным образом  в русле этических исканий  идеализма, выводит смысл и цель человеческой жизни за ее собственные  пределы, усматривает цель и смысл  жизни в обусловленности человеческого существования мировым разумом, в приобщении человека к Богу как высшей и самоценной сущности. Вместе с тем, трансцендентный подход может осуществляться и материализмом, если последний истолковывает развитие природы как закономерный и прогрессивный процесс и рассматривает человека как необходимое звено этого процесса или даже его высший и самый совершенный продукт.

  1. Что представляют собой смысложизненный нигилизм?

Нигилизм  - (от лат. ничто) позиция абсолютного отрицания . Этот термин, введенный Фридрихом Генрихом Якоби , стал общераспространенным .Теоретический нигилизм отрицает саму возможность познания истин. Этический нигилизм отвергает ценности и нормы поведения, и, наконец, нигилизм политический выступает против всякого общественного строя, каким бы способом он ни был вызван к жизни. Зачастую он представляет собой лишь крайний скептицизм, реакцию против догматизма, бессодержательность которого стала явной. Ницше обозначает словом “нигилизм” явление, связанное с переоценкой высших ценностей, именно тех ценностей, которые только и наполняют смыслом все действия и стремления людей. В это слово Ницше вкладывает следующий смысл: нет больше ничего, во имя чего следует жить и к чему надо было бы стремиться.

  1. Какие сферы выделяют в обществе?

Жизнь любого общества представляет собой сложную систему, в которой можно выделить подсистемы, или сферы. Последние можно представить  как типы общей деятельности людей. Основных сфер можно выделить четыре:

 

1. Экономическая  - сфера отношений на основе средств производства.

 

2. Социальная - связанная  с разделением работы и распределением  материальных благ.

 

3. Политическая - взаимоотношения   на основе власти.

 

4. Духовная - отношения между  людьми на основе духовных  потребностей.

 

  1. Какие основные черты демократического режима?

Основные черты  демократического режима - политический плюрализм, т.е. признание в различных  социальных группах противоположных  интересов; наличие конституционных  прав и свобод, а также условий  для их реализации; отсутствие монополии на власть.

  1. Что включает в себя структура ПСО?

Социальная  структура - это структура общества в целом, система связей между  всеми его основ­ными элементами; это единство экономической, социальной, политичес­кой и духовной структур.

  1. Чем отличаются азиатская и европейская парадигмы общества?

Між європейською філософією, з одного боку, та індійською і китайською філософіями — з  іншого, існують відмінності.

Перша відмінність полягає  у нечіткому розмежуванні між  міфологією та філософією, релігією та філософією на Сході. Індійська філософія тривалий час перебувала в лоні міфології, пізніше тісно перепліталася з релігійними течіями. Зокрема, важко сказати, наприклад, чим є буддизм — філософією чи релігією. Даосизм і конфуціанство в Китаї, виникнувши як філософські системи, трансформувалися в релігійні течії. У Європі ж, попри те, що в певні періоди (наприклад, у середньовіччі) філософія була тісно пов´язана з релігією, а протягом усієї історії існують релігійні філософські течії, філософія не розчинялася в релігії, а в Давній Греції була відокремлена від міфології. Європейська філософська традиція тісно пов´язана з наукою. На Сході такого зв´язку між філософією та наукою не існувало, Схід взагалі не знав теоретичної науки.

Друга відмінність — домінування етичної (Індія) і соціально-етичної (Китай) проблематики, а в європейській філософії — вчення про світ (онтологія) і пізнання (гносеологія). Етичну і соціальну проблематику європейські мислителі також досліджували, але домінувала вона лише на окремих етапах розвитку і не в усіх системах. Третьою є відмінність суб´єктів філософування. В Китаї та Індії в силу різних обставин особа не посідала того місця в суспільстві, як у Греції чи Римі. Тому в китайській та індійській філософії панують не особи (погляди окремих мислителів), а школи. В Європі ж школи є скоріше винятком, ніж правилом. Крім того, школа в європейській традиції — це не просто коментування поглядів учителя, а розвиток, зміна ідей.

 

  1. Какие группы глобальных проблем выделяют в научной и художественной литературе?

В научной и  учебной литературе выделяют три  группы гло­бальных проблем: интерсоциальные (проявляются в отноше­ниях между  странами и государствами), антропосоциальные (существуют в отношениях между человеком  и обществом) и природосоциальные (проявляются в отношениях между при­родой и обществом). Все они взаимосвязаны и накладываются друг на друга, пронизывая весь планетарный социальный организм и делая неопределенным его дальнейшее существование. В своей действительности совокупность глобаль­ных проблем представляет собой следующую картину.

  1. Что порождает кризис природного человека?

Человек значительно изменился в течение нынешнего столетия. Разные изменения в современном человеке происходят в русле тех процессов, с которыми сопряжены становление постиндустриальной цивилизации («научно-технологическое» общество) и формирование ноосферной культуры. Наибольшее воздействие на человека оказал научно-технический прогресс. С бурным развитием техники и машин стал постепенно разрушаться так называемый «природный»  человек, для которого природная среда на протяжении тысячелетий была естественной и привычной средой обитания. На смену размеренному природному пришло динамичное социальное время. Люди стали скапливаться в огромных городах, и естественная среда обитания человека уступила дорогу искусственной среде.

 


Информация о работе Шпаргалка по "Философии"