Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:44, шпаргалка
Шпаргалка по философии (для юристов)
Вопрос
1. Генезис философского
знания. Мифология
и философия. Мифология — способ
понимания и освоения природной и социальной
действительности на ранних стадиях общественного
развития. Мифологическому сознанию архаического
общества свойственны нерасчлененность
мышления, очеловечивание природы, одушевление
космоса. Миф выступает как способ отражения
мира в сознании человека, характеризующийся
чувственно-образными представлениями
об окружающем мире. В этом смысле он включает
в себя совокупность сведений, преданий,
норм, табу, обрядов, верований, в которых
делались попытки дать ответ на происхождение
и устройство мира, происхождение человека
и его рода (племени). Миф регламентировал
поведение членов рода, обеспечивал гармонию
в отношениях между миром и человеком,
природой и обществом, регулировал взаимоотношения
между родами и племенами, объяснял различные
явления природной и социальной жизни
— дождь, снег, мороз, войну, семью и т.д.
Традиционный миф — не идеальное понятие, не идея, это сама жизнь. И даже такое наивное (с позиций нашего времени) восприятие мира, выраженное в сказаниях, эмоциях, образах, метафорах, формировало мироощущение человека. Оно характеризовалось не только наивностью, но и антропоморфизмом — уподоблением природных явлений человеку, гилозоизмом — оживлением всего, анимизмом — одушевлением неживого и другими специфическими характеристиками. По мере совершенствования понятийного мышления происходит и рационализация мифа, в нем все дальше друг от друга «отходят» знания, основанные, с одной стороны, на опыте, с другой — на вере в сверхъестественное. Мифология, которая рассматривала проблемы первоосновы мира, его природы, устройства, взаимосвязи с человеком, стала «праматерью» философии. В этом качестве
философия выступает как способ
решения мировоззренческих проблем
при помощи разума, рационального мышления,
интеллекта. Однако генетическая связь
мифологии и философии продолжается и
в функциональной связи этих систем знаний.
Философия как самостоятельная система
знаний появляется примерно в одно время
(VI-V вв. до н. э.) у разных народов и в разных
странах — в Индии, Китае, Египте, Греции,
Персии, Вавилоне. Первоначально философские
системы разных стран существенно отличались
друг от друга. Так, восточная философия
рассматривала преимущественно гуманистические
проблемы; египетская философия большое
внимание уделяла исследованию здоровья;
греческая — поиску первоначала и проблемам
познания. Постепенно проблематика философии
унифицировалась, что, разумеется, не повлекло
за собой единство взглядов на одни и те
же проблемы, но позволило очертить объект
и предмет этой системы знаний, ее предметное
поле. Вопрос
9. Софисты и Сократ.
Метод Сократа. Софисты— представители
интеллектуального течения в общественной
и культурной жизни Древней Греции сер.
5-1-й пол. 4 вв. д. н.э., платные преподаватели
красноречия. Новая ориентация софистического
движения состояла в исключительном интересе
к человеку и обществу и почти полному
игнорированию натурфилософской проблематики.
Софисты: в корне меняют предмет исследования:
они переключаются на проблему человека
и в центр исследования ставят слово. Горгий,
Протагор: Человек есть мера всех вещей,
которые существуют т.к. они существуют,
и которые не существуют, т.к. их нет. Впервые
разделили законы природы и законы, созданные
обществом. Софисты обращаются к мышлению
человека. Протагор: всё возникает из-за
чего-то или в связи с чем-то. Вещи он представлял
как материю, которая меняется, но и человек
тоже является изменяющейся материей.
Материя изменчива и текуча, мысли тоже.
Абсолютной истины нет, но существует
относительная истина. Наше познание зависит
и от самого предмета, а также и от сознания
которое формируется у человека. Главная
цель - не истина, а умение убедить.СОКРАТ
(469-399 д.н.э.) — знаменитый античный философ,
учитель Платона.Сократ был близок к софистическому
движению. Сократ критиковал натурфилософию
: если вода является источником всех вещей
то откуда она сама взялась? Основной вопрос:
что такое человеческое сознание и кто
такой человек. В центр он ставит нравственные
проблемы. Сократ пытался определить,
что такое добро или справедливость. Сократ
утверждал что только добродетельный
человек может быть счастливым. Сократ
был убеждён, что незнание является предпосылкой
знания. Человек, если он не знает что-то
и знает об этом, будет стремиться узнать
это. "Познай самого себя", «Я знаю,
что я ничего не знаю». Сократ разработал
метод субъективной диалектики, цель которой
- установить истину. Истина – объективное,
не зависящее от мнения людей знание, полученное
в процессе диалога, беседы. Сократ первый
указал, что знание носит понятийный характер.
Широко использовал метод индукции. По
отношению к материальному миру считал,
что его познать невозможно (агностицизм),
но душа доступна для познания - в этом
суть. Познать самого себя - означает найти
общие для всех людей нравственные качества. Вопрос 21. Метод и система Гегеля. Разработал фил. систему абсолют. идеализма и диалектику как фил. метод.Диал. Гегеля носит ярко выраженн рационалист. характер.В ее основе лежит представление о том,что источник всякого развития-как природы,так и общ. и человеч. мышления-заключен в саморазв. понятия.Диал. понятий определ собой диал. вещей-процессов в природе и общ-ве. В качестве первоосновы мира выступает "Абсолют" (мировой разум, "мировой дух") - некая безличностная, вневременная, творческая сила, заключ. в себе необходим. развития природы, общ и познания. Она внутренне (имманентно) присуща бесконеч. проявлениям материал и духовного, объективного и субъект., составляет их скрытую сущность и обуславл. все более полное проявление их тождества в процессе развития. Абсолют. идея есть субстанция, составл сущность и первооснову всех вещей. Абсолют. идея реально выраж. в мышлении.Цель- самопознание, в процессе чего разум мира,идеи проходят 3 этапа развития: В чистом мышлении(логика);в виде явлений природы;в истории человеч(ист. Духа).Гегель считал,что
невозм.понять явления,не уяснив всего
пути,кот.оно совершило в Поступательно-от низш.форм к высш.В этом процессе соверш. переход колич. изменений в качеств.Внутр. источн. разв. всего сущего, явл противоречие. Против. движет миром.Любая категория, являясь результатом противор., содержит в себе новое противоречие, ведущее к дальнейшему развитию.Действительность -цепь диалектических переходов. Вопрос 17. Эмпиризм Ф.Бэкона. Эмпир. источником всего знания полагает чувств. опыт. Рациональное явл. лишь надстройкой над данными чувств. опыта. Бэкон в работе Новый органон назвал целью науки увелич. власти человека над природой. Он предложил реформу науч. метода: следует очистить разум от заблуждений (идолов,призраков), обратиться к опыту, кот. обрабатывается посредством индукции. Индукция должна основыв. на эксперименте.Он предложил производ. множ. эксперим., способст. ускор. темпа и строгости науч. открытия. Необх. очист. познание от мешающих ему призраков (сложившихся традиций мышления,стереотипы). Бэкон выделял след. виды призраков:1.Призраки рода, т.е. некотор. устойчив. человеч.представл 2. Призр. пещеры-заблуждения отдел. чел., порожденные его индивид. особенн . 3.Призр. рынка, проистекающие от мнений толпы и большинства.4.Призр. театра — это вера в авторитеты (во мнения ученых, священников-схоластов). Только подвергнув знание строгой проверке, можно познать истину. Цель науч. познания — принес. пользы и выгоды человеч.Наука — это средство, а не цель сама по себе.Человек — властелин природы. Бэкону принадл. знаменит. изречение:Знание- сила.Чел- познающее и деятельное начало (субъект), а природа — это объект, познаваемый и использ. Понятие опыта в фил. Бэкона становится централ.: от него берет свое начало познание и к нему же приходит. В опыте провер. истинн. знания. Вне чувств. освоения действител. никакого знания не может быть. Разум без чувств слеп.Бэкон дал фил. обоснование
индукции. Индукц. может быть полной и
неполной. Идеал познания — полная индукция,
когда собраны абсолютно все факты. Вопрос 24. Философия жизни: Ницше и Шопенгауэр. Фил.жизни-направление конца 19-нач.20 вв.Основ. понятие и предмет фил.-понятие”жизнь”. Согласно этике Шопенг. жизнь-это страдание; страдание-резул. целенаправ.воли к жизни.Чтобы исключ. страд., необходимо искоренить волю к жизни.Жизнь и смерть человека-тоже формы проявления воли. Смерть не противостоит жизни. Смерть не бывает без жизни, как и жизнь без смерти.Страд.-необходимость, но действие вопреки слепой воле-свобода. Свобод. выбор аскетическ. образа жизни должен побороть страд.. Морал. акты-это средство уничтож. зависим. чел. Нравственный порыв указыв. на выход из плена страдания.Ницше. Жизнь чел.- исступляющая борьба. В свете разумности соврем. эпохи жизнь человека — бессмысленна.Чел. убег. от неразумности и бессмысл. жизни, он стремится к иллюзии, к логич. схематизации жизни. Чтобы выжить, он стремится упорядочить и упростить жизнь, но порядок этот искусств, он разруш. живую нить жизни. Свое предназначение Ницше видел в том, чтобы возвестить о наступлении новой эпохи, трагич. эпохи. Человеч. следует облагородить, беспощадно истребляя все Что вырождается и паразитирует, оставив только то, что порождает Жизнь. Человек, стремящ. к власти, должен искать себе Сильн. противника.Легкая добыча униж. Победителя,обесценивает
победу. Вопрос 3. Предмет и функции философ. Предмет фил-предельные основания всего сущего.Фил.выходит за пределы опытного мира.Функции:1) логич. (содержан. ее явл. анализ понят., сужден., теорий с точки зрения их соотв. законам логики) 2) методологич. (заключ. в сознат систематич. анализе и выборе целесообраз. путей и методов познания предмета) 3) эвристич.(проявл. в возмож. получен.новых знаний)4) мировоззренч. (глав. функция фил. т.к. она совпадает с ее основ. содерж., заключ. в формиров, систематиз. обоснован., мировозр. знания в возможности через философ. образов. форм. мировозз. людей)5) критич. (ф-ия не останавл. на достиг. результ., она постоянно стремиться к выдв. и критич. анализу новых возм. подходов).Наука предпоч. браться за решение любых проблем, относит. кот. возможна опытная проверка. В против. случае проблемы получ. наимен. ненауч., и в этом своём качестве они остаются на рассмотрении фил.Сейчас ф-ия оказыв. наукам многооб. помощь: 1) Помог. формир. нов. предметн области науч. исслед.2) Помог. форм. объяснительные принципы и представл, осмыслять и анализ. полученные противор. 3) Помог. критич. осмыслить полученные результат.4) Систематиз. науч. знания, помог. наукам определ. свое полож. в познании мира, устанавливать контакты и взаимодейс. 5) Обеспечив. процедуры распростран. знаний, создает условия для понимания новых теорий, понятий, представлений и в этом заключ. культур. функция ф-ии. 6) Помог оценить обществ. значим. науч. результатов. |
Вопрос 5.
Философия Древней
Индии
Периоды разв. фил.
Индии: ведийский и эпический. Фил. мышление
в Индии сформ. в тесной связи с брахманизмом
(т.е. учениями брахманов —жрецов) . Брахманизм
основыв. на ведах, представл. собой собрание
древнеинд. источников, сборники гимнов
в честь богов.Источ.ведического периода
— тексты Вед (11—1 вв д.н.э.) Они отраз. разл.
стадии разв. мировоззрения Древнеинд.
общ. — от мифологич. до философ.. Фил. упанишад.
Поначалу слово «упанишады» означало
буквально «сидение вокруг учителя с целью
познания истины. Впослед. этот термин
стал распростран на тайное учение. Универс.
первооснова бытия, согласно упанишадам,
— это брахман: универс., безлич. мировая
душа, дух. начало, из которого возникает
весь мир со всеми его элементами. Универс.
брахмана достигается посредством познания
им самого себя. Брахман, с одной стороны,
равен, с другой стороны, противопостав.
атману — индивидуал душе, субъек. дух.
началу, «Я». Но вместе с тем брахман и
атман тождественны. В упаниш обоснов.
понятия сансары (круговорота жизни)и
кармы(закона воздаяния). Человеч. жизнь
— это опред. форма бесконеч. перерожд..
Будущее рождение индивида определ. законом
кармы. Из дел и поступков, совершенных
в предшеств. жизнях, складыв. земное будущее
чел., и важнейшая его задача — освобождение
от «мира объектов и страстей», постоянн.
нравств.соверш.В эпический период идеи
упаниш. критик. Среди наиболее значит.
направлений данного периода — чарвака,
джайнизм и буддизм.(Чарвака—материал.
учение, отриц. конц. брахмана, атмана,
сансары и кармы. Основа сущего — материя
в виде 4 элементов: земли, огня, воды и
воздуха. Жизнь — производное от этих
элементов. В основе познания лежит чувств.
восприятие мира. Истинно лишь то, что
познается посредством чувств. В центре
джайнизма лежит проблема бытия личности.
Ее сущность состоит в духовном (джиеа)
и материальном (аджива) аспектах. Карма
связывает дживу и адживу и рассм. в джайнизме
как тонкая материя. Соединение кармой
лживы и адживы приводит к возникн. личности.
Буддизм, как и джайнизм, возник в VI в. до
н.э. Сущест особенность буддизма — этико-практическая
ориентация.В основе буддизма лежат 4 благор.
истины:жизнь есть страдание;прич. страд
— жизнь;сущ. избавление от страд; путь
избавления от страд. — следование учению
Будды. Освоб. от страд. достиг. путем уничтожения
желаний и страстей. Вопрос 23.Философ. воззрения Маркса. Центр. вопрос фил. — освобождение человека; это не идеал. акт, а историч. событие, определенное самим ходом истории. В процессе производ. объектом сделки становится труд, в резул. чел. уже не принадлеж самому себе, продукт труда станов. независ. от него, чуждым производителя.Т.о. Маркс провозглас. отчужд. глав. препятствием в решении проблемы чел.В процессе производства матер. благ человек вкладывает в них часть своей сущности.Но в несправедлив. общ. она отчужд. от него эксплуататором, собственником средств производства. Историю люб. общ. Маркс рассматривал как истор. борьбы классов.Центр. понятием у Маркса здесь выступает общ- экон. формация
(историч. опред. тип общ, представл. собой
особую ступень в его развитии)Маркс выделил
след. основ. формации:первобытнообщ; рабовладель;
феодал; капиталис; коммун.В резул. разлож.
первобыт. формации осущ. переход к классовым
формац.Буржуаз. производ. отнош. представ.
собой послед антагонистич. форму общ.
процесса произв. Бурж. общ. формац. заверш.
предыстория человеч. общ., и ей на смену
должна прийти комм. формация. Основанием
типологизации служит способ производ.
(матер.-эконом. основа общ, определяющая
всю его внутр структуру). Смена формаций
вызвана антагонист. противор. между постоянно
развив. производ. силами и устаревающими
производст. отнош. Переход от одной формации
к др. осущ. посредством социал. революции,
разреш. противореч. Вопрос 10.Философия Платона (428—348 до н.э.) создал фил. сист. объект. идеализма. В основе платоновс. учения о бытии лежит его теория «идей», или «эйдосов», т.е. различение двух миров: умопостигаемого и чувственн. Кажд. из них делится на 2 области: сферу зрител. образов (или «теней») и область, в которой сущ. все живые существа, применительно к сфере видимого мира. В мире умопостиг.Платон
выдел.области: умопостигаемых сущностей,
кот. созерц. душа посредством полученных
в мире чувств образов;область, которую
душа исследует, восходя от предпосылки
к беспредпосылоч. началу.Обозначенные
сферы постигаемого соответ. у Платона
4 видам познават. деятел. души: разуму,
рассудку, вере и уподоблению.Свою конц.
Платон описыв. через аллегорию пещеры,
где земная жизнь уподобляется существов.
скованных на дне пещеры узников. Они не
могут повернуться к выходу и свету от
горящего вдалеке огня. Узники видят лишь
тени реал. предметов, и приним. эти тени
за настоящее. Так и чел. приним. окружающие
его вещи за подлинный мир. В то время как
это лишь тени, которые отбрасыв. подлинные,
идеал. сущности. Их Платон обозначал как
идеи.Идея отрыв.от реал.предметов (единичных).Идеи
предст.собой, согласно Платону, подлинн.
сущности: они сущес. вне материал. мира
и не зависят от него, они объективны; матер.
мир лишь подчинен идеям.Теория познания
и учение о бытие Платона пересек. с его
концеп. души. Бестелесная и бессмерт.
душа существ. извечно,а тело ей подчин.
Душа сост. из 3 Частей:разум (высш. часть)
,воли и влечения.Мы обладаем представлением
о понятиях благо, справедл.,красота. Душа,оказавшись
в теле-утратила знания и задачей каждого
чел. явл. припомнить с помощ. разума то,что
душа некогда знала. Всякое познание-есть
припоминание Вопрос 14. Филос. школы эпохи эллинизма. Эпикур считал одной из самых сущ. задач фил.- практич. помощь чел. в преодол. страха перед смертью. Он оригинально решал проблему смерти: у человека со смертью нет и не должно быть ничего общего, поскольку когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет».Счастье заключ. в наслаждении, а цель счастл. жизни- в «безмятежности души» Основн. принц. индивидуалистич. фил. Эпикура гласит: «живи незаметно».Он сформ. атомистич. концеп.. В отличие от Демок. он характер. атомы не только по величине, форме и положению в пространстве, но приписывал им еще одно свойство — тяжесть. В учении о душе Эпикур- материалист. Душа представ. собой не нечто бестелесное; это структура атомов, своего рода тончайшая материя, рассеянная по всему организму. В сфере гносеологии Эпикур отдавал приоритет чувств. познанию. Стоицизм. Зенон Китионский. Клеанф,Хрисипп; Цицерон,Сенека, Эпиктет По Зенону глав. цель человека-жить согласно природе = жить согласно с добродет. Носитель всякого познания – душа, материал. образование, соединение воздуха и огня. Вершина человеч. стремлений — доброд, кот. и есть единств. благо. Доброд. сост. в том, чтобы жить согласно с разумом. Основ. доброд. 4 Каждой из них соответ. своя противопол.: разумности против. неразумие, умеренности-распущ., справедл-несправед, а доблести-трусость. Скептицизм-(Пиррон,Секст)
Основ.полож:Мир текуч,без смысла и определенности;Ф-ия-молчание: “да”-одноврем.и
“нет”;Следуйте миру явлений,сохр.внутренн.покой. Показ.,что нельзя справиться с трудност. Жизни без ее логико-идейного осмысл. Молчание-и конец
философ.поиску,и указание на необход.новых
усилий. Вопрос 18. Рационализм Р. Декарта. Рацион:глав. источ.знания-идеи. Рассудок основа познания.Декарт-франц.Философ и матем. Задача знания, по Декарту, господство человека над силами природы, открытие и изобретение технич. средств ее подчинения, познание причин и действий, усовершенст. самой природы человека.Критикуя схоластику, отправн. точкой фил. рассужд он избрал сомнение в истинн. общепризн. знания. Это своего рода предварит. метод. прием. Декарт утверждает, что можно сомневаться в сущест. внеш. мира и даже собствен. тела. Единств, в сущест. чего нельзя усомнить -это само сомнение. Сомнение в свою очередь представ. собой акт мышления. Если же сомнение- достовер. факт, то оно существ., поскольку существ. мышление, т.к. сущест. мыслящий субъект. Отсюда вывод Декарта: «Я мыслю, следоват, я существую».С помощ. достоверн. средств Мышления-интуиции и дедукции-разум достиг. полной достоверности.Декарт выделил 4 правила рационалист.метода: 1)следует допускать
в качестве истинных только
те положения,кот. 2)Слож.проблему
нужно раскладывать на Происх.от известного
и доказанного к неизв.и Пробелов в
логич. звеньях исследования. Вопрос 22. Антропологич. материализм Л.Фейербаха. Людвиг Фейербах-последн из представит. немец. классич. фил. Он критик. идеализм Гегеля и отстаивает материалистический взгляд на природу и человека.Характ. чертой фил. Фейербаха был антропологизм. Он понимал чел. как высш. продукт природы, рассм. его в неразрыв. единстве с природой.Фейербах ставил перед фил. задачу стать учением о человеке, т.е. антропологией. Он выступил с программой переоценки прежних филос. категорий. Пространство и время, материя и движение должны рассматр. через призму чел. Фил. ставит чел. конеч. целью, смыслом филосовств. Природа-основа
духа-должна стать основанием для новой
фил. Последняя призвана раскрыть земную
сущность чел.. Природа наделила чел. чувствами
и разумом; его психика зависит от его
телесной организации, одновр. обладая
качествен. спецификой, кот. нельзя свести
к физиолог.процессам.Мышление чел. адекватно
отражает действительност вне сознания.
Основ роль в познании-у чувств. Мыслить-значит
связывать одно показание органов чувств
с другими. Все формы познания (ощущения,
представл, понятия, идеи)-образы, копии
вещей, их свойств и отношений.Фейербах
подверг анализу происхожд. и сущность
религии. Не Бог создал человека, а человек
- Бога. Бог — это объективация сущности
чел; положит черты, кот. обладает наивысш.
существо, — св-ва человеч. рода. Человек
человеку Бог- говорил Фейербах, и поэтому
объектом поклонения должен быть не абстрактный
бог, а человеч. род. Сам человек есть Бог
для другого челов. Вопрос 16. Философские учения эпохи Возрождения.Эпоха Возр, период в истории кул. Европы 14-16 вв., основ. содерж. кот. было становление новой, «светской по своей сути картины мира, отличной от средневековой. Новая картина мира нашла выражение в гуманизме, ведущем идейном течении эпохи, и натурфилософ.Дж.Бруно: бог находится во всех материал. вещах в виде закономерностей, которые связывают вещи–натуралистич. пантеизм.Чел. долж. приближ. к богу. Солнеч. система создана богом, в центре - Солнце, определённое место отведено человеку, созданному по образу и подобию бога. Его взгляды: не зависимо от его отношения, природа остается такой же. Гуманизм - человек предстает как высшая ценность, способности которой должны быть раскрыты полностью, всё для блага человека. Томас Мор: Утопия: все должны работать, вся собств. превращ. в общую, всё становится одинак, следоват люди должны меняться домами. Утопия справед. общ.: отсутст. част. собственн, обществ. труд. Мор отстаивал независим церкви, определённый демократизм. Кампанелла: общ.
находится в неблагопр ситуации
из-за част. собств,=> выход: все трудятся,
труд обществ., рабочий день - 4 часа. Создана
община - все одновр бедны (нет собственности)
и богаты (у всех всё есть). Ликвидир. институт
семьи - все жены общие. В городе Солнца
он оставляет церковь - т.к. не видит другой
силы, кот. способна держ. в руках общест. |
Вопрос 6.
Философия Древнего
Китая
Зарожд. кит. фил. происходило в рамках мифологии, в которой разрабатывается представление о принципе, управляющем миропорядком. Постепенно складыв. представления о темном и светлом началах. Их противост. вызывает развитие и изменения в вещах и процессах. Со временем они приобретают абстрак. знач. Ян — это мужское, светлое и активное начало (дух). Оно управляет небом.Инь — женское, темное и пассив. начало. Оно управляет землей. , Оба начала находятся во внутренне диалектич единстве. Слияние этих сил дает позитив. жизненную энергию, а их периодическая смена называется путем (дао). Его проходят все вещи. Одна из основ.задач человека — понять свое место в мире. Основопол. даосизма — Лао-цзы. Даосизм обращается к родовому прошлому, усматривая в нем природно-социальный идеал. В центр дао даосизм выдвигает соверш. мудреца. В его задачу входит считывание в дао естест. принц. жизни и перевод их в человеч. Поднебес. Лао-цзы видел прич. царящего в мире беспорядка в некогда соверш. цивилизац. нарушении естест. развития дао, соизмеримого с Вселенной, представл. собой пустое неограниченное простран., пронизанное энергией инь и ян. Свою задачу Лао-цзы видел а выведении Поднебесной из трагич. границ цивил, в том, чтобы вернуть ее к пустоте — дао, а затем снова пройти вместе с ней путь естес. развития без цивилиз.помех.Лао-цзы не приемлет борьбы — способа существ. цивил. и движущего мотива ее развития. В противовес цивил. он вводит принцип естественности. Гармония дао достигается не через цивилизацию и не вопреки ей, а вне ее. Отсюда все вытекающие из естеств. принципы звучат с отрицанием не: недеяние, недвижение, неслужение, неучение, неговорение, неборение, ненасилие, незнание и т.д. Человек обращается к естеству, и естество приходит само.Соврем фил. течение конфуцианство носит название по имени своего основателя Конфуция (551 — 479 до
н.э.). Человек заключает в себе
небесную сущность и одновр. раствор. в
ней, являясь ее неотъемлемой частью, что
сопоставимо с его слиянием с природой.
Видя разложение общ. и падение нравов,
Конф. главное внимание отводит вопросам
воспитания идеал. ч-ка. Его следует осущ.
в духе уважения к окруж. людям и обществу.
Человек должен соблюдать общеприн. нормы
повед, соответ. своему предназначению
и месту в социуме, выполнять возложенные
на него обществом обязат. Нравственн.
и ее проявления в общ. жизни человека
неразрывно связаны с религиозностью
и исполнением религ. ритуалов, которым
Конфуций отводил главное место. Вопрос 11. Учение Платона об идеал. гос-ве. В соотв.со своим представлением о душе Платон разраб. концепц. идеал. гос-ва. Кажд. член идеал. гос-ва выполн. свои функц. в соотв. с собст. душев. развитием. Так появл. 3 класса идеал. гос-ва: философы, воины, земледельцы . Эти сословия соотв.3 частям души. У фил. преобладает разум. часть души, у воинов — воля и благород. страсть, у ремеслен— чувственность и влечение, кот. должны быть, однако, управляемыми, умеренн. 3 основных сословия соотносятся с 3 основ. добродет.. Мудрость—доброд. правителей-философов, храбрость — воинов, а умеренность—добродетель народа. Четвертая—наивысш.— доброд. (справедливость) не относится ни к одному из сословий, а явл. «надсослов-ной», ее олицетв. само идеал. гос-во. Выстраивая проект идеал. гос-ва, Платон подразд. существов. в то время формы госуд. устройства на 2 типа: приемлемые и регрессивные (упадочные).Наиболее приемлемой Платон считал аристок. респуб.К упадочным формам государс. он относит тимократию (власть военных); Ниже тимократии стоит олигархия — власть немногих. Она основ. на богатстве. Наиболее неприемлемы для Платона демокр. и тирания. 1-я — это воплощение власти толпы, неблагодар. народа, она явл результ торжества низменных инстинктов массы над разумом. Тирания-господство пороков и инстинктов одного человека над интересами гос-ва и справедлив.. Соц.-этич. конц.
Платона построена исходя из его понимания
души. Врожд. соблюдение доброд. должно
привести к реализ. справедл. Этому должна
способс. сист. воспитания идеал. гос, объектом
кот явл., прежде всего, стражи и правители.
Так, стражи должны изучать чтение, письмо
и математику. Философы, кроме всего прочего,
обязаны изучать философию и, что особенно
важно, в соверш. владеть диалектикой. Вопрос 15.
Средневек.фил.: генезис,
основ. проблемы, концепции. Возникнов. связыв с
падением Запад.Рим. Имп.(476)Сформир. под
влиянием древнегреч. фил.(Платон и Арист)
и Священ.Писания,определивш. 2) Схоластика
– глав. направ. в развитии средн.
фил.. Центр. вопрос - о отношении
знания к вере. Считалось, что
истина уже дана в библ. текстах
и необходимо правильно История рассм.как проявл. божеств.воли, Осуществл.заранее продуман.замысла. Цель этого
плана-спасение человечества. Вопрос 19.Соц.фил. Гоббса,Локка,Руссо Гоббс рассм. соц.
жизнь с позиций индивидуал. и рационализ.,
признавал "злую" природу человека.
Учение о гос-ве можно рассм. как итог фил.
доктрины Гоббса. Он выделял 2 состояния
общ: естеств. и государ.Гоббс системат.
учения о естест. праве.Руковод. в начале
истории естест. правом, чел., на деле реализ.
инстинкт самосохр., поэтому такое поведение
людей описыв. им как хищнич, варвар.Но
война также противор. инстинкту самосох.,
а неогранич. ничем свобода грозит человеч.
самоистреблен. Отсюда возник. настоятельная
потребн. сменить естест. сост. на граждан.
и государс., что осуществ. посредством
договора.Д.Локк -философ, основополож
эмпирико-материалист. теории познания,
полит. деятель.Люди заключ.договор, чтобы
избеж. конфликтов и несправедлив Цель
гос-ва-обеспеч.естеств.прав. Вопрос 25. Проблемы методологии науки (позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм).1 этап. Позитивизм – созд. Огюст Конт. 2 этап. Махизм (эмпирико-критицизм) - все сводилось к ощущениям, отрицался материализм и идеализм. 3 этап. Неопозитивизм (аналитич. фил.) - анализ научного языка. (Рассел, Винтгенштейн). Нео-м сводился к: Теории "логич. атомизма", по кот. выдел. 3 вида предложений: 1. бессмысл 2. научно-неосмысл (философ.) 3.научно-осмысл(научные). Реальность сводилась к совокуп. высказыв. о ней, наиболее фундамент. из кот. явл. научные высказ. Отсюда лингвистич. поворот, т.е. ориент. фил. на анализ и прояснение языка науки. В неопозит. на первый план выходил принцип "верификации" (проверяемости). Неопозитивисты стрем отбросить все, что не поддается логич. прояснению, т.н. псевдопроблемы. 4 этап. Постпозитивизм - методология и фил истории науки (того, как меняется и развив. научное знание). Постпозит. выдв. принцип фаллибилизма - поскольку никакое теоретич. знание из опыта не выводится, а кроме опыта, иных источников знания нет, надежное теорет. знание невозможно. В основе какой-либо теории лежит догадка, подкреп. эмпирич. фактами. В постпоз. на первый план выходит принцип фальсификации - теория должна быть способна предсказ. новые факты, которые в ходе проверки могут не подтвердиться. Рано или поздно любая теория оказыв. опроверг., а на смену ей приходит новая теория, более богатая содержанием (эволюция знания). Вторая осн. линия
постпоз. восходит к историч. исследов.
Т. Куна, кот привели к появлению понятий
«науч. парадигма» и «науч. револ.». Науч.
исслед., утверждает Кун, строится в соответствии
с преоблад. системой взглядов на объект
исследован. и на саму науч. деятел. Эта
сист. взглядов приводит к господству
в каждую эпоху некотор. парадигмы, кот,
в свою очередь, в период револ. замен.
др. парадигмой, причем выбор парад. диктуется
не неким «прогрессом знания», а зачастую
психол. и иными вненаучными факторами. Вопрос 2.Миф как объект философской рефлексии. Миф-это попытка ответ.на вопросы возникновен. мира и обоснов. наличие естествен.порядка. В мифе чел. еще не выделяет себя из природы.Его мышление конкретно образно, а не абстрактно и понятийно.Мифологическое сознание синкретично: в нем все наход. В единстве и нерасчлененности — правда и вымысед,субъекь и объект,человек и природа. В мифе человек не выдел.себя из мира, кроме того, он очеловечивает мир и природу.Несмотря на это,миф представл.собой важнейшую предпосылку ф-ии как качественно более Выского уровня осмысления действител. Переход от мифа к ф-ии проиход. под влиянием целого ряда факторов.Основ. причины перехода от мифа к ф-ии: развитие от бронз. века к желез; развитие аграр. и ремеслен. производ; разложение первобытно-общинного строя и возникновение госуд-прав. институтов; Появл. разделения труда и товарно-денежных отношений; накопление знания и его использ. в практич. жизни людей, а также развитие мировоззрения последних. Как способ целостного, синтетичного восприятия мира миф- это форма сознания, соответст. первобытной эпохе. Но он не только объясняет мир, но и выполняет регулятивно-прагматические функции.Ф-ия в отличие от мифа и религии строится на принципах доказательности и обоснования, но тем не менее сохр изначальное родство с мифом. Особенно хорошо это видно на материале антич. философии, чем и объясняется ее поэтичность.Т.о., миф, подвергшись определенной рационал. интерпретации, перешел в область философии. |
Вопрос 4.
Основной
вопрос философии.
Исторические формы
материализма и
идеализма.
Основ. вопрос фил.
— об отношении мышления к бытию,
сознания к материи. Он имеет 2 стороны:
1)что явл. первичн, исходным, начальным
— материя (бытие) или сознание (мышление);2)
способно ли человеч. мышл. познать мир?Т.о.,
основ. вопрос фил. раскрывает онтологич.
и гносеологич. отнош. материи к сознанию
и становится центром всей фил. проблематики.Этот
вопрос отражает реал. ядро предмета фил.
исследов. Это предметное ядро фил. и пытаются
игнор. сторонники антропологич. и онтологич.
концепций. Вопрос о соотнош. материи и
сознания основной, поскольку без него
не может быть никакого философств.Другие
проблемы только потому и становятся философ,
что их можно рассматр. через призму онтологич.
и гносеолог. отнош. человека к бытию.В
зависимости от решения 1-ой стороны основ.
вопроса фил. ученые раздел. на 2 лагеря:
матер. и идеалистов. Сторонники матер.
фил. считают: первичным, исходным явл.
материя, природа; мышление, сознание,
дух — вторичны, производны от материи.
Приверженцы идеал. фил. утвержд, что первично
сознание, мышление. История фил. во многом
была историей борьбы материал.и идеал.
как противоп.мировозз Вопрос 8. Досократики: милетцы, пифагорейцы, Гераклит, элеаты. Досократики –
новоевропю термин для обозначю ранних
греч филос 6-5 вв. д.н.э. Осн. филос-досокр:Фалес,
Анаксимандр, Анаксимен (Милетская школа),
Пифагор и пифагорейцы, Гераклит, Парменид
и его последователи (Элейская школа),
Эмпедокл, Анаксагор,Демокрит. В центре
вним. всей фил. досократики — космос,
его элемент. первоначала, причины различ.
природ. явлений.Милетская
школа: (п.п VI) материалисты. Фалес –
вода, Анаксимандр – первовещество “апейрон”,
Анаксимен – воздух.1-я филос школа; ввели
1-ю сист. терминов. Не делали принцип. различ.
между живым и мёртвым. Неживое лишь менее
одушествленно. Душа – это подвиж. вид
первовещества. Пифагорейцы: (н. IV)
идеалисты. Вера в перерожд. души с целью
её очищения. Основа мира – не материал.
начало, а числа, которые образ. космич.
порядок. Отрывали числа от вещей, обожествляя
их. Всё состоит из противополож. Гераклит:
Согласно его учению, все произошло из
огня и пребывает в сост. постоянн. изменения.
Огонь сгущ. в воздух, воздух превращ. в
воду, вода — в землю. Сама Земля была некогда
раскалённой частью всеобщего огня, но
затем — остыла. Логос имеет функцию управл.
(вещами, процессами, космосом).Что всё
постоянно и непрерыв меняется.Логос в
целом есть единство противополож, системообраз.
связь. Элейская школа: (IV-V). В центре
- учение о бытии: Парменид впервые сделал
понятие «бытия» предметом анализа, Зенон
с помощью логики показал абсурдность
учений, исходящих из иных предпосылок,нежели
Парменида; Мелисс суммировал школьн.
догматику в трактате «О природе», или
«О бытии». Согласно Пармениду, «то что
есть» (бытие) — есть, а «того, чего нет»
(небытия) — нет, ибо нельзя мыслить несуществующее.
Отсюда вывод. единство и неподвиж. бытия,
кот. невозможно делиться на части и некуда
двигаться. Впервые противопост. мышл.
чувственн. восприятию. Истина о бытии
познается разумом, чувства формир лишь
мнение, неадекватно отражающее истину. Вопрос 12.
Атомистика Демокрита. Демокрит- греч.фил.,
основопол. атомист. учения. В основе фил.
Дем. лежит учение об атомах и пустоте
как двух принципах, порождающих многообразие
космоса. Атом есть мельчайшее неделимое
тело, не подверженное никаким изменениям.
Неделимость атома аналогична неделим.
бытия Парменида: деление предполаг. наличие
пустоты, но внутри атома по определению
пустоты нет. Пустота в системе Демокрита
выступает как принцип дискретности, множества
и движения атомов, а также как их бесконеч.
вместилище. Называя пустоту «небытием»,
Демокрит явно отказался от элейского
постулата о несущест. небытия, Всем атомам
присуще свойство непрерыв движ.Первоприч.
этого движ. явл. соударения атомов, начавшиеся
во время спонтанного Вихря, благодаря
кот возник наш космос: в космогонич. Вихре
произошла первич. сортировка атомов,
более круп. атомы оказались в центре,
и из них произошла Земля. Душа, как и огонь,
состоит из мельч. атомов шарообр. формы,
поэтому она придает телу тепло и движение.Демок.
не вводил спец. различ. между душой и умом,
и процесс мышл. объяснял также через «отпечатывание
образов». Чувствен. восприятие Демок.
объяснял с помощ. «истечений» от тел:
от поверхности тел отлетает некая тонкая
материальная пленка, имеющая форму восприним.
тела, она проникает через глаз в душу,
в которой отпечатыв. — так возникают
наши представления. Вопрос 13. Метафизика Аристотеля. Арист.- велик. древнегреч. фил. и ученый, ученик Платона.Он критик. Платона за то,что тот приписал идеям самост. существ, обособив и отделив их от чувств мира. Сущность – это единичное, обладающее самостоят. бытие. Она отвеч. на вопрос:Что есть вещь? Арист. делит сущности на низш и высш. Низш. сост. из материи и формы. Материя– это первич. материал, потенция вещей. Форма придает материи актуал. состояние, т.е превращ. ее из возможности в действител. Т.о, Арист. понятие идеи заменяет на понятие формы. Форма, согласно Арист – это актив. начало, начало жизни и деятел. Высш. сущности он называет чистыми формами. Наивысш. сущность – Перводвигатель, кот. служит источником жизни и движения всего космоса. Арис. выдел. 4 вида причин бытия: 1) Материал, то, из чего состоят вещи, их субстрат. 2)Формальные, в
которых форма проявл. себя, образуя
сущность. Каждая вещь есть то что она
есть. 3)Действующие или производящие –
рассматривающие источник движения и
превращения возможности в действител.,
энергитич. база формиров. вещей. 4)Целевая
или конечная причина, отвеч. на вопросы
Почему? и Для чего?. Арист всегда связывал
движение с соответствующей энергией,
без которой не может произойти превращение
из потенциальн. в актуальное. Под энтелехией
Аристотель понимает достигн. результат,
цель движ, завершение процесса. Душа явл.
формой по отнош. к материи. Однако,присуща
лишь живому существу. Ей обладают только
растения, животное и человек. Растит.
душа ведает функциями питания роста и
размнож. – общими для живых существ. Разум.
душой обладает лишь человек. Разум. душа
- такая часть души, кот. познает и думает.
Разум сост. основ. начало этой души. Отличие
чел. от живот. –это способность к интелект
жизни. Вопрос 20. Философия И.Канта. Творч. Канта делится
на 2 периода:докритич. и критич.В
докрит.период Кант рассм. проблемы естествознан.В
критич.пер.он выступ.с критикой житейского
рассудка, с требованием отбросить мертвые
догмы и укоренившиеся предрассудки. Необход.
преодолеть 2 мировоззр. догмы в отнош.
проблемы познания — скептицизм и догматизм.
Кант предл. критич. путь: нужно изучить
инструмент познания, прежде чем пустить
его в дело.Наши знания о мире и реальность
не всегда совпадают, поэтому и след. подвергнуть
разум критике.Всякое знание начин. с опыта,
но им не огранич. Сущест. и "априорный'
(доопытный) сектор в обшей совокуп.
знаний. Один из уровней познания — чувств.
познание. К априор. формам чувственн.
относ. пространство и время. Простр. оформ.
внеш. ощущ., время — внутр.Науч.знание
— синтез чувственн рассудка. Высш. форма
познания — разум. Разум для Канта
равнознач. всему логич. мышл. Разум —
высш. контрольная и направл. инстанция,
однако ему не чуждо иллюзорное восприяти
действительности Разум непосред. направлен
не на чувств. познание, а на рассудок.
Он выполняет управляющую функ. в познании.
Разум направл. рассудок к определ. цели,
ставит перед ним задачи.Свою фил Кант
называл трансцендентальной: она изуч.
переход в систему знаний условий опыта
через познават. способность. Трансцендентал.
противопост. трансцендентному. Послед.
остается за пределами возмож. опыта, по
ту сторону познания. Данные чувств. опыта,
поступающие к нам извне, не дают нам адекват.
знания об окруж. нас мире. Априорные формы
обеспеч. всеобщность знания, но не делают
его копией вещей. То, чем вещь является
для нас (феномен), и то, что она представляет
сама по себе (ноумен), — принципиально
отличны друг от друга. Ноумены не доступны
никакому пониманию. Наше знание всегда
будет отлич. от вешей. каковы они есть
в действит.. Такая позиция может быть
охарактер. как частич. агностицизм: Кант
говорит не о невозможности знания вообще,
а лишь о невозможности познан. вешей,
как они существуют в действител. Вопрос 29.
Анализ человеч. существов.
в фил. экзистенциализма. Экзистенц.-философ. Чел. обречен
на свободу: заброшенный однажды
в мир, он в ответе за все, что делает,
но ответствене не перед общ, а
перед самим собой,своим => свобода абсолютна,
а ответственн тотальна.Хайдеггер:
чел-к сам создает сам свою сущность.; критерий
выбора - совесть. Вопрос 7. Античная философия. Периоды:1)Досократич.(7-6в. до 5-4 д.н.э) 2)Классич.период(ф-ия Сокр,Плат,Арист. Сер.5-4 вв.днэ)3)Эллинистич. период (конец 4-2вв.)Многообраз.философ.школ И направлений.1)осн.представ- Парменид,Пифагор.Демокрит. Школы:милетская,элейская, пифагорейск. Вопрос о первоначале-основной.Одни считали,что Первооснова-воздух,огонь, земля.Другие-Числа,атомы.Эти филосо.впервые поставили вопросы о сущн.бытия,об устрйостве Вселен,о чуств.и разум. воспр,О соотнош.бытия и мышл. 2)Платон созд. учение объективного идеализма и развил теорию познания. Становится осознанной борьба матер.против идеализма.Сократ разраб.метод диалект. Появл.софисты-учителя
мудрости. (Горгий,Протагор,Гиппий). Метафизика содерж.осн.принц. Мир-совокуп.субстанций, И формы; вещь имеет
4 причины: сущность,материю,действие, Эпикур сформул.атомистич. Приписывал атомам еще одно св-во-тяжесть.В учении о душе-материалист. Стоицизм-глав.цель человека-жить соглас Природе.Носитель познания-душа.Верш. Человеч. стремлений-добродетель. |