Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 00:11, шпаргалка
Работа содержит 12 ответов на вопросы по дисциплине" Философия"
1)Конфуцианство, этико- К. считало всеобщим законом справедливости, закономерным и оправданным существование эксплуататоров и эксплуатируемых, по его терминологии — людей умственного и физического труда, причём первые господствуют, а вторые подчиняются им и содержат их своим трудом. В Древнем Китае существовали различные направления, между которыми велась борьба, являвшаяся отражением острой социальной и политической борьбы различных общественных сил того времени. В связи с этим находятся противоречивые толкования конфуцианскими мыслителями основных проблем К. (о понятии "небо" и его роли, о природе человека, о связи этических принципов с законом и т. д.). Основ.полож. конф-ваОсновными категориями конфуцианства являются понятия благородного мужа человеколюбия и правил ритуала. Управлять государством, согласно Конфуцию, призваны благородные мужи во главе с государем (Императором) — «сыном неба». Благородный муж — это образец нравственного совершенства, человек, который всем своим поведением утверждает нормы морали. Именно по этим критериям Конфуций предлагал выдвигать людей на государственную службу. Главная задача благородных мужей — воспитать в себе и распространить повсеместно человеколюбие. Человеколюбие включало в себя: попечение родителей о детях, сыновнюю почтительность к старшим в семье, а также справедливые отношения между теми, кто не связан родственными узами. Перенесенные в сферу политики, эти принципы должны были послужить фундаментом всей системы управления. Воспитание подданных — важнейшее государственное дело, и осуществлять его надо силой личного примера. «Управлять — значит поступать правильно». В свою очередь, народ обязан проявлять сыновнюю почтительность к правителям, беспрекословно им повиноваться. Прообразом организации государственной власти для Конфуцияслужило управление в семейных кланах и родовых общинах (патронимиях). Конфуций был решительным противником управления на основе законов. Он осуждал правителей, делавших ставку на устрашающие правовые запреты, и выступал за сохранение традиционных религиозно-моральных методов воздействия на поведение китайцев. «Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться [от наказаний] и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд, и он исправится». История.После смерти Конфуция его ученики и последователи образовали множество направлений, которых к 3 в. до н.э., по свидетельству Хань Фэя, было уже не менее восьми. Главными же духовными наследниками Кун-цзы считаются два мыслителя — Мэн-цзы и Сюнь-цзы, которые предложили две целостные и противоположные друг другу, а потому впоследствии признанные ортодоксальной, и неортодоксальной интерпретации конфуцианства. Во времена правления императора Цинь Шихуанди конфуцианство было поставлено на грань исчезновения: значительная часть учёных-конфуцианцев была отстранена от политической и интеллектуальной деятельности, 460 оппозиционеров были закопаны живьём, а конфуцианские книги были уничтожены. Те, что дошли до наших дней, были восстановлены по устной передаче уже во II веке до н. э.. Благодаря деятельности Дун Чжуншу в правление императора У-ди конфуцианство приняло статус господствующей идеологии Ханьской империи. Сделав уступку народным верованиям допущением культа различных божеств (в основном шаманских), конфуцианство заняло совершенно изолированное и спокойное положение относительно своих, так сказать, внешних врагов — буддизма и даосизма, предоставило последним вести борьбу между собой и, мирно уживаясь с ними, продолжало идти по той же дороге, по которой направили его первые деятели, всё более и более захватывая в свои руки весь строй китайской жизни. Значение.Конфуцианство
превратилось в официальную идеологию
древнекитайского общества и существенным
образом влияло на мировоззрение и социальный уклад
Восточной Азии вплоть до XX века. |
2)Будди́йская
филосо́фия — философия буддизм Сиддхартха родился в VI в. до н. э.
в Капилавасту и еще в юности отказался
от светской жизни. Болезни, старость и
смерть, которые он увидел, показали ему,
что мир полон страданий. Став аскетом(Аскет — человек,
практикующий аскезу.В более широком смысле аскетизм —
образ жизни, характеризуемый самоогранич.,
прежде всего на удовольствия и роскошь;
крайняя скромность и воздержание. Не
следует путать с недобровольными ограничениями,
связанными с материальными затруд.)он
искал разрешения вопроса об источнике
всех страданий и о путях к полному избавлению
от них. Будда искал ответ у многих религиозных
учителей и во многих школах своего времени,
подвергал себя тяжелым аскетическим
испытаниям, но ничто не удовлетворяло
его. Тогда он решил положиться на свои
собственные силы. Освободив свой ум от
тревожащих его мыслей и страстей, он стремился
раскрыть путем постоянных сосредоточенных
размышлений тайну земных страданий, пока
наконец его усилия не увенчались успехом.
Сиддхартха стал Буддой, или Просветленным.
Его просветление заложило основы буддийской
религии и философии, которые с течением
времени распространилисьна Цейлон, Бир Основы буддийской философииТеория взаимообусловленного существованияКак пишут Сатисчандра Чаттерджи и Дхирендрамохан Датта в «Древней индийской философии»: Существует спонтанный
и всеобщий закон причинности, который
обусловливает все явления Согласно этому
закону, возникновение одного частного
явления (причина) сопровождается другим
частным явлением (следствие). «Имеется
причина — возникает и Теория кармыКа́рма — одно из центральных понятий в индийских религиях и философии, вселенский причинно-следственный закон, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения. Учение о всеобщем изменении и непостоянствеКак пишут Сатисчандра Чаттерджи и Дхирендрамохан Датта в "Древней индийской философии": Из доктрины
зависимости происхождения Теория несуществования душиОдно из основных положений буддийской философии, состоящий в отрицании абсолютного непреходящего я, высшего я или Атмана. Это положение было одним из основных разногласий с брахманизмом и оспаривалось во многочисленных философских дебатах, устраиваемых при дворах индийских царей. Признанным мастером дебатов считался Нагарджуна и его последователи. Школы буддийской философииМадхъя́мака, или мадхья́мика — одно из двух основных (наряду с йогачарой) философских направлений буддизма махаяны | ||||||
2.2ФИЛОСОФИЯ
БУДДИЗМАБуддизм - религиозно-философское
учение, которое возникло
в Индии в 6-5 веках до
н.э. Входит в Сань цзяо -
одну из трех главных
религий Китая. Основатель
буддизма - индийский
принц Сиддхартха Гаутама,
получивший впоследствии
имя Будды, т.е. пробужденного
или просветленного.
Буддизм возник на северо-востоке
Индии в областях добрахманистской
культуры. Буддизм быстро
распространился по
всей Индии и достиг
максимального расцвета
в конце I тысячелетия
до н.э - начале I тысячеления
н.э. Буддизм оказал
большое влияние на
возрождавшийся из брахманизма
индуизм, однако был
вытеснен индуизмом
и к XII веку н.э. практически
исчез из Индии. Основной
причиной этого стало
противопоставление
идей буддизма освященному
брахманизмом кастовому
строю. Одновременно,
начиная с III века до
н.э., он охватил Юго-восточную
и Центральную Азию
и частично Среднюю
Азию и Сибирь.
|
3)Ранняя греческая философия о первоэлементах мира
В учении Анаксимена происходит синтез, объединение идей его предшественников: воздух является и конкретным веществом, как вода у Фалеса, и абстрактным началом мироздания, как апейрон у Анаксимандра. Философия Анаксимена содержит в себе и некоторые антирелигиозные выводы. Он считал, что даже боги созданы из воздуха, а мир, по-видимому, не управляется сверхъестественными силами. Главная философская идея милетской школы состоит, таким образом, в сведении всего многообразия мира к единой первооснове вещей. Милетцы не сомневались в изменчивости мира, в его существовании по неким природным законам, в возможности познать эти законы. |
4)Философия Платона |
(427-347, «Государство,
законы») Платон - основатель объективного
идеализма. Согласно учению Душа состоит из 3 частей: разумной, кот создается самим творцом, аффективной и вожделеющей, кот создаются низшими богами. Победа разумной части над страстями и вожделениями возм при соотв воспитании. Т.к. люди не могут личными усилиями прибл к совершенству то необходимо гос-во и законы. Гос-во основано на разделении труда между разрядами своб граждан. В уч. о делении граждан на разряды П руководствуется своей классиф частей души. Частная собств и семья - подрывают условия общества. Поэтому П разработал план общежития, основанного на устранении - личной собственности, а также учение о общности жен и гос воспитании детей. |
6)Теоцентризм средневековой философии |
В основе средневекового человекознания лежали религиозные (теоцентристские) о своей сути установки о том, что Бог — начало всего сущего. Он создал мир, человека, определил нормы человеческого поведения. Первые люди (Адам и Ева), однако, согрешили перед Богом, нарушили его запрет, захотели стать наравне с ним, чтобы самим определять, что есть добро и зло. В этом заключается первородный грех человечества, который частично искупил Христос, но который должен искупиться и каждым человеком через раскаяние и богоугодное поведение, Средневековая философия поставила принципиальные вопросы о сущности и существовании, о Боге, человеке и Истине, смысле вечности, соотношении градов «земного» и «Божьего» (Августин, Боэций, Эриугена, Альберт Великий и др.). На вершине средневекового интеллектуального мышления стоит Фома Аквинский. Согласно Фоме Аквинскому, «есть некоторые истины, которые превосходят сколь угодно мощный разум: например, Бог един в трех лицах. Другие истины вполне доступны разуму: например, что Бог существует, что Бог един и подобные этому». Фома Аквинский впервые ввел различие истин факта и веры, которое широко распространилось в религиозной философии. Бог — действующая и конечная причина мира, мир создан Богом «из ничего»; душа человека бессмертна, его конечная цель — блаженство, обретаемое в созерцании Бога в загробном мире; сам человек тоже творенье Божье, а по своему положению — промежуточное существо между тварями (животными) и ангелами. В целом влияние Фомы Аквинского на европейскую культуру трудно переоценить, поскольку именно он синтезировал христианство и идеи Аристотеля, гармонизировав соотношение веры и знания. В его концепции они не противостоят друг другу, а сливаются в целое, что достигается допущением возможности рационального постижения сущности универсума, созданного Творцом. Наиболее емко философско-антропологические взгляды Средневековья представлены в трудах Августина Блаженного. Он утверждал, что человек — это душа, которую вдохнул в него Бог. Тело, плоть — презренны и греховны. Душа есть только у людей, животные ее не имеют. Человек полностью и всецело зависим от Бога, он несвободен и не волен ни в чем. Человек создавался Богом как свободное существо, но, совершив грехопадение, сам выбрал зло и пошел против воли Бога. Так возникает зло, так человек становится несвободным. С момента грехопадения люди предопределены ко злу, творят его даже тогда, когда стремятся делать добро. Главная цель человека, считал Августин, — спасение перед Страшным Судом, искупление греховности рода человеческого, беспрекословное повиновение церкви как «граду Божьему». Таким образом, в средневековой философии господствует теоцентристское понимание человека, суть которого заключается в том, что происхождение, природа, целевое предназначение и вся жизнь человека предопределены Богом. Тело (природное) и душа (духовное) противопоставлены друг другу. Впоследствии вопрос об их соотношении стал одним из стержневых в философской антропологии. |
7)Философские взгляды Августина Аврелия |
Учения Августина Учение Августина о соотношении свободы воли человека, божественной благодати и предопределения является достаточно неоднородным и не носит системного характера. Учение о воле Воля — одна из основополагающих способностей человека, к чему Августин приходит после длительного анализа нравственной жизни и возможности выбора в ней определенных альтернатив. Также воля является направляющей интеллектуального познания. Способность «свободного решения» воли предусматривает свободу человеческого действия, автономность его, возможность выбора альтернатив. В идеале, воля человека должна обладать способностью детерминации из себя, быть подлинно свободной. Таковая свобода была утеряна при грехопадении человека. Августин делает различие между благой и злой волей. Благая воля ориентирует человека на добро, а злая — на зло. Ответственность каждого человека за совершенный им поступок обосновывает справедливость божественного воздаяния. [править] Учение о благодати Силой, которая во многом определяет спасение человека и его устремление к Богу, является божественная благодать. Благодать — особая божественная энергия, которая действует по отношению к человеку и производит изменения в его природе. Без благодати невозможно спасение человека. Свободное решение воли — лишь способность стремиться к чему-либо, но реализовать свои стремления в лучшую сторону человек способен только с помощью благодати. Благодать в представлении Августина [править] Учение о предопределении С проблемой свободы воли человека и действием благодати тесно связано учение Августина о божественном предопределении. Предопределение по Августину — это акт божественной любви и милости по отношению к падшему роду человеческому. Изначально, из общей «массы погибели» Бог избрал достойных вечного блаженства. Число предопределенных неизменно. Но никто из людей не знает о своей участи, и поэтому, личное нравственное совершенство каждого человека не теряет смысл. В контексте наличия предопределения свобода воли человека приобретает оттенок субъективного переживания свободы, но никак не онтологической способности только своими силами спастись или погибнуть. Бенедетто Бонфильи. Св. Августин и Св. Себастьян, XV Учение о времени и памяти Особый интерес в учении Августина представляет его концепция времени. В своих трудах он рассматривает парадокс: время обычно рассматривается как совокупность прошлого, настоящего и будущего. Но прошлого уже нет, будущего ещё нет, а настоящее — лишь бесконечно краткое мгновение между прошлым и будущим, и оно не имеет какой-либо длительности. Рассуждая на эту тему, Августин приходит к концепции психологического восприятия времени. Прошлое и будущее всё же существуют, но в сознании людей: прошлое — это воспоминание, настоящее — созерцание, будущее — ожидание. Августин обнаружил фундаментальную связь между памятью и временем: мы знаем о времени только потому, что помним прошлое. При этом, как все люди помнят прошлое, некоторые способны «помнить» будущее, чем и объясняется способность ясновидения. Как следствие, раз время существует только потому, что о нём помнят, значит для его существования необходимы вещи, а до сотворения мира, когда ничего не было, не было и времени. |
Иммануил Кант
родился в 1724г в Кениксберге. Он
был не только фил, но также крупным
ученым в обл естествознания.
Фил развитие К. делится на 2 периода. В
перв. период (до нач. 70-х гг) пытался решать
ф пробл - о бытии, фил природы, религии,
этики, логики исходя из убеждения, что
ф. м.б. разработана и обоснована как умозрительная
наука. (без обращ к опытным данным)
Во 2-й пер (критический) пытает ся строго
отделить явления от вещей в себе. Последние
не могут быть даны в опыте. Вещи непознаваемы.
Мы позн. лишь явления или тот способ, кот.
эти вещи в себе действуют на нас. Это учение
- агностицизм
Познание начинается с того, что “вещи
в себе” возд. на наши органы чувств и
вызыв ощущения,но ни ощущуние нашей чувственности,
ни понятия и сужд. нашего рассудка, ни
понятия разума не могут дать нам теорет.
знания о “вещах в себе” (ввс). Достоверное
знание сущ - это математика и естествознание.
Учение о знании. Знание всегда выраж в
форме суждения. Сущ 2 вида суждений:1) аналитические
уждения. Пример: все тела имеют протяжения
2)ситетические суждения. Пр: некоторые
тела тяжелы.
Есть 2 класса синт суждений. 1. обнаруживается
в опыте (нек лебеди черны) - апостериорные
2.эта связь не может основ на опыте - априорные
суждения.( все, что случается имеет причину).
Апр. суждениям К. придает б. Значение
Чувственное познание. У К простр и время
перестают быть формами сущ вещей. Они
становятся априорными формами нашей
чувственности.
Априорные формы рассудка. Условием возм
апр. синт сужд в теорет естествознании
явл категории. Это независимые от поставляемого
опытом содержания понятия рассудка, под
кот рассудок подводит всякое содерж,
получаемое из опыта. Т.е. категори не формы
бытия, а понятия рассудка. Категории априорны.
По К ни ощущ ни понятия сами не дают знания.
Ощущ без понятий- слепы, а понятия без
ощущ - пусты.
Этика. Противоречие необходимости и свободы
- не настоящее: чел поступает необходимо
в одном отношении и свободно в другом.
Необходимо, так как чел есть явление среди
др явл прир и в этом отнош подчинен необходимости.
Но чел также и нравственное сущ, субъект
нравственного сознания , а значит свободен.
8)Ф-я Фомы Аквинского |
Согласно Фоме,
универсалии существуют трояко: _«до вещей» в божественном разуме — как их вечные прообразы, нечто напоминающее идеи Платона; _«в вещах» — как их сущности; _«после вещей» в человеческом разуме — как созданные человеком понятия. Фома Аквинский считается систематизатором схоластики, сумевшим подвести итог ее развития и разработавшим основы современной философии католической церкви. Наряду с решением проблемы универсалий ему принадлежит другая крупная религиозно-философская концепция — систематизация аргументов, доказывающих существование бога. Он сформулировал 5 доказательств его бытия. Первое доказательство бытия бога основано на утверждении, что все, что движется, движимо другим. Поэтому должен существовать первый двигатель, которым является бог. Второе — космологическое — доказательство исходит из понятия действующей причины. В таком случае необходимо признать первую действующую причину, которой и является бог. Третье доказательство вытекает из взаимосвязи случайного и необходимого. Все случайное зависит от необходимого. Существует первая необходимость — бог. Четвертым доказательством являются степени качества, следующие друг за другом, которые есть во всем сущем (есть вещи более совершенные и менее совершенные). Должна, следовательно, существовать некая наивысшая степень совершенства, и, опять же, ею является бог. Наконец, пятое, так называемое телеологическое доказательство. В его основе лежит полезность, целесообразность устройства мира. Следовательно, есть разумное существо, которое направляет все естественные вещи к цели. Им является бог. Касаясь проблемы соотношения веры и разума, религии и науки, он попытался разграничить сферы их применения. Задача науки — объяснить закономерности созданного богом мира. Однако дать ответы на мировоззренческие вопросы, объяснить главные положения христианской религии она не в силах. Ответить на эти вопросы способна только религия. Поэтому необходимо разделить сферы применения религии и науки: наука может свободно развиваться, изучая окружающий мир, но не должна вторгаться в компетенцию религии и делать мировоззренческие выводы из своих исследований. Фома выделил в человеческом познании три ступени: чувственное познание, логическое познание и божественное откровение. Знание наиболее глубоких истин бытия можно получить только через божественное откровение — прямое внушение богом человеческой душе неких идей и представлений. Разум и чувства здесь бессильны, они дают только знание простых явлений повседневной жизни. Поэтому религиозное познание выше и совершеннее научного. Счастье человека состоит в познании и созерцании бога. Фома Аквинский сумел найти интересное решение проблемы свободы воли. Он считал, что бог дал человеку свободу воли и перестал вмешиваться в его повседневные дела. Человек может самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, а после смерти его душа дает богу отчет о своих действиях. Поэтому следует помнить об ответе, который мы будем держать перед богом, и стараться совершать только благие дела. Таким путем удается сочетать идею всемогущества бога с существованием в мире зла, со способностью человека самостоятельно принимать решения, совершать поступки и отвечать за них. |
9)Эпоха Возрождения для наиболее передовых стран Европы — это эпоха зарождения капиталистических отношений, складывания национальных государств и абсолютных монархий, эпоха возвышения буржуазии в борьбе с феодальной реакцией, эпоха глубоких социальных конфликтов — крестьянской войны в Германии, религиозных войн во Франции и Нидерландской буржуазной революции.
Философия эпохи Возрождения теснейшим образом связана с развитием современного ей естествознания, с великими географическими открытиями, с успехами в области естествознания (рост объема знаний о живой природе, сделаны первые шаги в области систематизации растений), медицины (возникновение научной анатомии, открытие кровообращения, исследования причин эпидемических заболеваний), математики, механики, астрономии. Особенную роль в развитии онтологических представлений сыграло создание Коперником новой космологии.
Развитие естествознания
вытекало из потребностей развития нового
буржуазного способа
Эпоха Возрождения получила свое название от того, что она шла под лозунгом возрождения классической древности. Решающую роль при этом играло обращение к философии древних греков и римлян. Вместе с тем в резкой полемике против схоластической традиции осуществлялось не только усвоение знаний, накопленных в античности, но и оригинальная их переработка. В философии эпохи Возрождения мы встречаемся с оригинальными модификациями аристотелизма и платонизма, стоической и эпикурейской философской мысли. Попытки согласовать идеи представителей разных школ и направлений прошлого использовались для поисков ответов на новые философские вопросы, которые ставились перед философами самой жизнью.
Философская мысль Возрождения создает новую картину мира, основывающуюся на представлении о том, что Бог растворен в природе.Это отождествление Бога и природы называется пантеизмом. При этом Бог рассматривается совечным миру и сливающимся с законом естественной необходимости, а природа выступает как овеществленное первоначало всех вещей.
Философию Возрождения отличает ярко выраженный антропоцентризм. Человек является не только важнейшим объектом философского рассмотрения, но и оказывается центральным звеном всей цепи космического бытия. Для гуманистической философии Возрождения характерно рассмотрение человека прежде всего в его земном предназначении.
В эволюции философской мысли эпохи Возрождения представляется возможным выделить три характерных периода: гуманистический, или антропоцентрический, противопоставляющий средневековому теоцентризму интерес к человеку в его отношениях с миром; неоплатонический, связанный с постановкой широких онтологических проблем, т. е. значительно расширивший представления о бытии, материи, движении, пространстве и времени; натурфилософский. Первый из них характеризует философскую мысль в период времени с середины XIV в. до середины XV в., второй — с середины XV в. до первой половины XVI в., третий — вторую половину XVI в. и начало XVII
Первый этап развития философии эпохи Возрождения связан с преобладанием интереса мыслителей к проблемам устройства человека в мире, который рассматривался как центр мироздания и творец самого себя. Устанавливается своего рода культ человека творца.
Второй этап развития философии эпохи Возрождения (с середины XV в. до первой трети XVI в.) связан с интерпретацией идей платоников и аристотеликов применительно к потребностям обновляющегося мира
Символами общественного
прогресса в XVII веке становятся первые
буржуазные резолюции в Нидерландах
(конец XVI — начало XVII вв.) и Англии (середина
XVII в.). Под влиянием революционных преобразований
происходят радикальные изменения в экономике,
политике, социальных отношениях, сознании
людей. Мануфактурное производство, быстрый
рост мировой торговли, мореплавание,
интересы военного дела и т.д. во многом
определили основной вектор развития
науки. Все более проявляется потребность
в научных исследованиях, имеющих прикладное,
практическое значение: предприимчивый
купец и любознательный ученый олицетворяют
идеал человека.
Правящие круги передовых европейских
государств, стремясь к военному и экономическому
господству, оказывают покровительство
ученым и поддержку научно-исследовательской
деятельности. Государственная политика
по отношению к науке проявляется в образовании
академий наук, научных обществ и т.д. Особенно
значительную роль в европейской науке
XVII в. сыграло знаменитое Лондонское Королевское
общество (окончательно оформившееся
под покровительством Карла II в 60-х гг,
XVII в.) и существующее по настоящее время.
Членами этого общества являлись Роберт
Бойль — основоположник химии и физики
нового времени и Исаак Ньютон — великий
физик и математик, автор теории движения
небесных тел. Почти одновременно в Париже
при участии Копь Вера (первого министра
Людовика XIV) открылась естественнонаучная
Академия.
В науке XVII века наряду с опытно-экспериментальными
исследованиями, активно развиваются
математические формализованные методики,
что приводит к появлению алгебры, созданию
дифференциального и интегрального исчислений,
аналитической геометрии. Опытно-экспериментальное
и математическое направления в научном
исследовании возникли еще в эпоху Возрождения,
однако в новое время они все более объединяются
в одном экспериментально-
Ведущей отраслью знания становится механика
— наука о движении тел, сыгравшая огромное
методологическое значение в формировании
философско-мировоззрен-ческих взглядов
XVII века.
Связь философии с порождающей ее социальной
средой не была опосредована только лишь
через различные формы естествознания.
Значительной оставалась роль религиозного
мировоззрения, являющегося официальной
государственной идеологией. Кроме того,
ограниченность механистического мировоззрения
нередко вынуждала передовых мыслителей
XVII века обращаться к божественному всемогуществу,
«первотолчку», «мировому разуму» и т.д.,
что характерно для научного творчества
Г.Галилея, Р. Декарта, И. Ньютона, Т. Гоббса
и многих других. В силу этого соотношение
материализма и идеализма, теизма и атеизма
в рассматриваемый период не носит характера
жесткой взаимоисключающей альтернативы
«или ... или». «Двухмерное» видение проблемы
не позволяет познать многообразие живого
реального процесса становления научного
познания. Философские воззрения, пытающиеся
согласовать новую естественнонаучную
картину мира с гипотезой о существовании
трансцендентной, внеприродной личности
творца получили название — деизм. Как
и в эпоху Возрождения, большое распространение
имела концепция «двух истин» — «божественной»
и «природной». В средневековой философии
она проявлялась как противостояние номинализма
и реализма.
В рассматриваемый период с новой силой
развернулась полемика о том, что является
основой подлинного знания — разум или
опыт. В новое время эти два направления
принимают форму эмпиризма и рационализма.
Таким образом, в XVII в. в Европе появляется
новая философия, опирающаяся на идеи
самоценности разума, с одной стороны,
и осознание важности целенаправпенного
экспериментально-опытного изучения мира
— с другой.
Символами общественного
прогресса в XVII веке становятся первые
буржуазные резолюции в Нидерландах (конец
XVI — начало XVII вв.) и Англии (середина XVII
в.). Под влиянием революционных преобразований
происходят радикальные изменения в экономике,
политике, социальных отношениях, сознании
людей. Мануфактурное производство, быстрый
рост мировой торговли, мореплавание,
интересы военного дела и т.д. во многом
определили основной вектор развития
науки. Все более проявляется потребность
в научных исследованиях, имеющих прикладное,
практическое значение: предприимчивый
купец и любознательный ученый олицетворяют
идеал человека.
Правящие круги передовых европейских
государств, стремясь к военному и экономическому
господству, оказывают покровительство
ученым и поддержку научно-исследовательской
деятельности. Государственная политика
по отношению к науке проявляется в образовании
академий наук, научных обществ и т.д. Особенно
значительную роль в европейской науке
XVII в. сыграло знаменитое Лондонское Королевское
общество (окончательно оформившееся
под покровительством Карла II в 60-х гг,
XVII в.) и существующее по настоящее время.
Членами этого общества являлись Роберт
Бойль — основоположник химии и физики
нового времени и Исаак Ньютон — великий
физик и математик, автор теории движения
небесных тел. Почти одновременно в Париже
при участии Копь Вера (первого министра
Людовика XIV) открылась естественнонаучная
Академия.
В науке XVII века наряду с опытно-экспериментальными
исследованиями, активно развиваются
математические формализованные методики,
что приводит к появлению алгебры, созданию
дифференциального и интегрального исчислений,
аналитической геометрии. Опытно-экспериментальное
и математическое направления в научном
исследовании возникли еще в эпоху Возрождения,
однако в новое время они все более объединяются
в одном экспериментально-
Ведущей отраслью знания становится механика
— наука о движении тел, сыгравшая огромное
методологическое значение в формировании
философско-мировоззрен-ческих взглядов
XVII века.
Связь философии с порождающей ее социальной
средой не была опосредована только лишь
через различные формы естествознания.
Значительной оставалась роль религиозного
мировоззрения, являющегося официальной
государственной идеологией. Кроме того,
ограниченность механистического мировоззрения
нередко вынуждала передовых мыслителей
XVII века обращаться к божественному всемогуществу,
«первотолчку», «мировому разуму» и т.д.,
что характерно для научного творчества
Г.Галилея, Р. Декарта, И. Ньютона, Т. Гоббса
и многих других. В силу этого соотношение
материализма и идеализма, теизма и атеизма
в рассматриваемый период не носит характера
жесткой взаимоисключающей альтернативы
«или ... или». «Двухмерное» видение проблемы
не позволяет познать многообразие живого
реального процесса становления научного
познания. Философские воззрения, пытающиеся
согласовать новую естественнонаучную
картину мира с гипотезой о существовании
трансцендентной, внеприродной личности
творца получили название — деизм. Как
и в эпоху Возрождения, большое распространение
имела концепция «двух истин» — «божественной»
и «природной». В средневековой философии
она проявлялась как противостояние номинализма
и реализма.
В рассматриваемый период с новой силой
развернулась полемика о том, что является
основой подлинного знания — разум или
опыт. В новое время эти два направления
принимают форму эмпиризма и рационализма.
Таким образом, в XVII в. в Европе появляется
новая философия, опирающаяся на идеи
самоценности разума, с одной стороны,
и осознание важности целенаправпенного
экспериментально-опытного изучения мира
— с другой.
рвым и величайшим
исследователем природы в Новое время
был английский философ Фрэнсис БэконВ
своих исследованиях он вступил на путь
опыта и обратил внимание на исключительную
значимость и необходимость наблюдений
и опытов для обнаружения истины. Он считал,
что философия должна носить прежде всего
практический характер. Высшей целью науки
он считал господство человека над природой,
а "господствовать над природой можно,
только подчиняясь ее законам". Бэкон
провозгласил ставший знаменитым девиз:
"Знание - сила". В науке "речь идет
не только о созерцательном благе, но поистине
о достоянии и счастье человеческом и
о всяческом могуществе в практике. Ибо
человек, слуга и истолкователь природы,
столько совершает и понимает, сколько
охватил в порядке природы делом или размышлением;
и свыше этого он не знает и не может. Никакие
силы не могут разорвать или раздробить
цепь причин; и природа побеждается только
подчинением ей" [1]. Могуществен тот,
кто может, а может тот, кто знает. Путем,
ведущим к знанию, является наблюдение,
анализ, сравнение и эксперимент. Ученый
должен, по Бэкону, идти в своих исследованиях
от наблюдения единичных фактов к широким
обобщениям, т.е. применять индуктивный
метод познания. В своем трактате "Новый
органон" Бэкон развил новое понимание
задач науки. Именно он возжег факел новой
науки - методологии экспериментального
естествознания, которую он утверждал
как залог будущего могущества человека.
Следуя этой методологии, можно собрать
богатую жатву научных открытий. Но опыт
может дать достоверное знание лишь тогда,
когда сознание свободно от ложных "призраков".
"Призраки рода" - это, ошибки, вытекающие
из того, что
11.2)Учение Бэкона о методе |
Френсис Бэкон - основатель
английского эмпиризма. Философское направление - эмпиризм (от греч.empiria - опыт) утверждало, что все знания возникают из опыта и наблюдений. При этом остается неясным, как возникают научные теории, законы и понятия, которые нельзя получить непосредственно из опыта и наблюдений. Наиболее яркими представителями этого направления были Ф. Бэкон (1561-1626), Т.Гоббс (1588-1679) и Д.Локк (1632-1704). ПОНЯТИЕ ОПЫТА В ФИЛОСОФИИ Ф.БЭКОНА “Опыт” - главная категория в философии Бэкона, ибо с него начинается и к нему приходит познание, именно в опыте проверяется достоверность знания, именно он дает пищу разуму. Без чувственного освоения действительности разум мертв, ибо предмет мысли всегда черпается из опыта. “Самое лучшее из всех доказательства есть опыт”, - пишет Бэкон. Ф.Бэкон Там же., с. 209. Опыты в науке бывают плодоносными и светоносными, первые приносят новые знания полезные человеку, это низший вид опытов; а вторые - открывают истину, именно к ним должен стремиться ученый, хотя это трудный и долгий путь. В этом пути его будут сопровождать главные методы познания, “один воспаряет от ощущений и частностей к более общим аксиомам... Другой же - выводит аксиомы из ощущений”. Ф.Бэкон Там же., с. 195 Это не что иное, как индукция (от частного к общему) и дедукция (от общего к частному). Дедуктивный метод был хорошо отработан в Логике Аристотеля и более поздних работах. Заслуга Бэкона в философском обосновании индукции. Индукция может быть полной и неполной. Полная индукция - это идеал познания, она означает, что собраны абсолютно все факты, относящиеся к области изучаемого явления. Нетрудно догадаться, что это задача сложная, если не сказать недостижимая, хотя Бэкон верил, что со временем наука решит эту задачу; поэтому в большинстве случаев люди пользуются неполной индукцией. Это означает, что обещающие выводы строятся на материале частичного или выборочного анализа эмпирического материала, но в таком знании всегда сохраняется характер гипотетичности. Например, мы можем утверждать, что все кошки мяукают до тех пор, пока нам не встретится хоть одна немяукаящая кошка. В науку, считает Бэкон, нельзя допускать пустые фантазии, “...человеческому разуму надо придать не крылья, а скорее свинец и тяжести, - чтобы они сдерживали каждый прыжок и полет” Ф.Бэкон Там же., с.211 . Для того чтобы добраться до истины, науке необходимо накопить огромное количество плодоносных опытов, подобно муравью, который по песчинке собирает свой муравейник, в отличие от паука, создающего из самого себя затейливый узор своей паутины. С муравьями Бэкон сравнивал ученых-естествоиспытателей, а с пауками ученых-схоластов, книжников. Если первые приносят пользу людям, то вторые - задерживают развитие познания. Однако наилучшим типом ученого он считал - ученого, который как пчела по крупице собирает нектар опыта, чтобы получить из него новый, ценный и полезный как мед продукт - полезные знания, способные изменить мир для блага человека |
12)Учение Ф . Бэкона об
Идолы – искаженные образы
действительности, ложные представления,
понятия, предрассудки, которыми обременено сознание человека
В философии Нового времени большинство философов исходят из независимости разума от веры и науки и от религии. Сознание впервые становится предметом научного познания. Учение Ф.Бэкона об идолах является развитием учения о сущности сознания: сознанию свойственны заблуждения, от которых нужно избавляться. Бэкон выделял три способности сознания: память (на нее опирается история), воображение (имеет важдное значение для поэзии), рассудок (который лежит в основе философии, математики и естествознания). Д. Локк выводит сознание из чувственности и утверждает: “нет ничего в уме, чего бы не было в ощущении”. Гоббс впервые связал мышление и язык. Достоверное знание возможно лишь благодаря языку. Особенное значение для последующего развития философии имеет концепция Спинозы об идеальном, которое толкуется как атрибут - неотъемлемое свойство субстанции.