Шпаргалки по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 04:48, шпаргалка

Описание

Мировоззрение – это система обобщённых представлений субъекта о мире как целом, о месте человека в нем, о смысле человеческой жизни, о смысле истории, об основаниях и границах человеческого познания
Философия – это теоретическая рефлексия над мировоззрением.
Мировоззренческий взгляд складывается стихийно!

Работа состоит из  1 файл

filosofia_kr.docx

— 51.37 Кб (Скачать документ)

Вопрос 1: мировоззрение: понятие, структура, виды.

Мировоззрение – это система  обобщённых представлений субъекта о мире как целом, о месте человека в нем, о смысле человеческой жизни, о смысле истории, об основаниях и  границах человеческого познания 

Философия – это теоретическая  рефлексия над мировоззрением. 
Мировоззренческий взгляд складывается стихийно! Его носителем являются люди, а так же различные человеческие общности. В центре мировоззрения - его носитель, т. е субъект для которого мировоззрение это специфичная картина мира. Мировоззрение носит деятельностный характер т. е является основой человеческих мотиваций, оценок, действий. 

Выделяют три уровня мировоззрения:

1.​Теоретический уровень:  это знание, основанное на науке  (научно-обоснованный, понятийный характер.)

2.​Сакральный уровень  – система идеалов и ценностей  (как светских, так и религиозных). Сакральный – значит священный.

3.​Обыденный уровень –  это система обычаев, суеверий, стандартов повседневной практики.

Структура мировоззрения: 1)знания (совокупность достоверных сведений о мире, человеке и отношение человека к миру). 2)убеждение (сформировано на основе знаний, потребностей человека мыслить и действовать определенным образом). 3)ценности (указание на личностную, социально-культурную значимость определённых объектов и явлений). 4)идеалы (высшая ценность, наилучшее, завершенное состояние того или иного явления).

Среди исторических видов  мировоззрений выделяют следующие: мифологическое, религиозное, жизненно-практическое и философское. Каждый из типов мировоззрения имеет свои предпосылки и представляет собой относительно целое мировоззренческое отражение мира.

Мифологическое - содержит в себе зачатки религии, науки, искусства, морали и других форм общественного сознания. Мифы - это образы, продукт человеческого творчества. Они были первой попыткой приобщить и объяснить явления природы и общества.

Религия - это форма мировоззрения, основу которой составляет вера в  существование сверхъестественных сил и признание главенствующей роли сверхъестественного мирового начала в мироздании и жизни людей.

Жизненно-практическое - представляет собой обыденный уровень. Оно существует в форме здравого смысла, рассудка и, как правило, сориентировано на практические вопросы. Представления людей о добре и зле, о счастье и т. д. определяют социальную ориентацию и программу действий человека.

Философское - понимание человека с позиций разума и знаний. Философия  есть теоретически сформированное мировоззрение  и исторически первая форма общественного  знания. Философские аргументы способствуют преобразованию сложившихся взглядов в более тщательно продуманное, обоснованное миропонимание, создают  прочную основу для жизненных  позиций.

 

 

 

 

Вопрос 2: предмет философии.

Философия - это теоретически разработанное мировоззрение, система самых общих теоретических взглядов на мир, на место человека в нем, уяснения различных форм его отношения к миру. Две главные черты характеризуют философское мировоззрение - его системность, во-первых, и, во-вторых, теоретический, логически обоснованный характер системы философских взглядов.

Философия – форма деятельности человека направленная на осмысление основных проблем его бытия. Предмет  изучения – мир в целом, человек, общество, принципы и законы мировоздания и мышления. Роль философии определяется прежде всего тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей.

Основные функции философии: 
1.​Мировоззренческая – отвечает на вечные вопросы 
2.​Методологическая - научное знание условно подразделяется на знание о мире и знание о знании (способы их получения) 
Методы – универсальные мыслительные формы, которые могут использоваться в исследовании, в решении практических вопросов независимо от объекта исследования. 
Методология – это область дедуктивных суждений, где в качестве большей посылки используются общие принципы, общие подходы, общие закономерности. Например, для того чтобы решать богословские проблемы средневековые теологи использовали идеи античных философов Структура философии:  
1)Онтология- сердцевина (онто - бытие, логос-учение) фил. дисциплина изучает проблемы бытия  
2)Гносеология (гносео – знать, познавать) о познании, методы познания.  
3)логика- учение о законах и принципах мышления  
4)Этика – учение о нравственности, морали  
5)Эстетика - учение о красоте, прекрасном, о законах и принципах красоты. Сфера человеческих переживаний.

6)Социальная философия - изучает  общество, его структуру, закономерности  развития.  
7)Философ. антропология- учение о человечестве (существование человека как личности)  
8) философия науки – учение о науке;

9) философия техники;  
10) аксиология – учение о ценностях;

Специфика философии:  
• Взгляды философов не подвергаются экспериментальной проверке( из-за этических соображений)   
• В философии существуют вечные вопросы пока существует мыслящий человек, а наука не возвращается к старому я; Любой философ отражает свое мировоззрение;  
• Философия плюорестична (Плюрализм— философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания либо форм бытия (онтологический плюрализм).  
•Одного языка, понятного всем философам, нет.

.

Вопрос 3: понятие методология.

Методология - это научна область силе дующая способы получения  новых знаний а так же способы их распространения и практического использования. 
Наука условно подразделяется на 2 области  
*знания о мире 
*знанио познании (методы, основания и др)

Научные методы - это универсальные  мыслительные конструкции, которые  могут разворачиваться в научном  мышлении исследователя как способы  саморазвития теории, концепции.

Научные методы могут применяться  в разных областях независимо от содержания  
В философии существуют разные направления, школы, учения. В каждой из них свой язык, панетийный аппарат ( например язык позитивизма отличается от языка психоаналитической философии), соответственно в каждом философском учении есть своя методология, которая может использоваться например в юриспруденции

Вопрос 4: значение и смысл  понятия.

Курс философии связан преемственностью с курсом логики: учение о понятии является одним  из базовых для философского знания.

Понятие – это идея, которая  может быть выражена синонимичными  словами, обозначающими данную идею (понятие).

Значение понятия и  смысл понятия – это термины, обозначающие две нерасторжимые  стороны понятия как оператора  мышления:

  1. Значение понятия – это его объем, т.е. тот класс предметов, который обозначается данным понятием (т.е. синонимичными словами, в которых выражается данное понятие).
  2. Смысл понятия – совокупность свойств, признаков, при наличии которых тот или иной предмет обозначается данным понятием.

Т.о. каждое понятие представлено в мышлении двумя сторонами: с  одной стороны как класс определенных предметов, явлений, а с другой стороны  – совокупностью свойств, признаков, присущих каждому предмету данного  класса (но если некоторый предмет, явление обладает набором существенных признаков, соответствующих данному  понятию, то последнее может послужить  его обозначением, нередко метаморфическим).

В юриспруденции различие значения и смысла понятий играет существенную роль как в правоприменительной, так и в правотворческой деятельности.

В образовательном стандарте  для бакалавров юриспруденции в  разделе «знать, уметь, владеть» указано, что у студентов-юристов нужно  формировать умение использовать философию  в практической профессиональной деятельности.

Вопрос 5: особенности мифолог. познания.

Термин мифология имеет греческие корни (мифос - предание, сказание и логос - учение). С научной точки зрения большинство современных ученых считает мифологию господствующей формой общественного сознания человека на ранней стадии его развития.

Мифы запечатлели историю  освоения человеком окружающей среды  и познания им своего места в ней. При этом могущественные, независимые  от человека силы у греков мыслятся как существа, наделенные человеческими  желаниями, мыслями и чувствами. Мифы отражают не только понимание  человеком могущества этих сил, но и  ложные представления о возможности  каким-то образом оградить себя от них, обеспечить себе блага жизни на земле  и спокойствие за гробом, направить  их гнев против недругов. В этом миф  наиболее тесно смыкается как  с первобытной магией, так и  с более поздней культовой  практикой. В первобытном обществе мифология представляла собой основной способ понимания мира. Миф выражал  мироощущение и миропонимание эпохи  его создания. Люди с самых ранних времен стремились осмыслить явления  окружающего мира. И мифология  выступает как наиболее ранняя форма  мировоззрения, понимания мира и  места в нем человека, как первоначальная форма духовной культуры человечества.

Отличительные черты  мифа

) неспособность отделения  человека от природы;

) мышление неотъемлемо  от эмоций;

) природные формы очеловечиваются;

) нет четкого разделения  субъекта и объекта, предмета  и знака, вещи и слова, существа  и имени, пространственных и  временных отношений;

) слабо развит анализ  причинности;

) происхождение или творение  объясняет происходящее;

) миф воспринимается как  правда и первичная реальность;

) миф синкретичен - в  нем слиты абстрактные символы,  образы, аллегории и все это  нерасторжимо соединено. Гея - женщина +порождающее начало + земля;  Афина - персонаж и абстрактное  понятие ума и т.п.

) в мире нет противопоставления  верующего и объекта веры, миф  исключает рефлексию - носитель  мифологического сознания исключает  возможность другой точки зрения;

)Отношения людей представляются в виде совокупности полуфантастических существ, созидающих свои отношения.

Так что миф - многослойное и полифункциональное образование, при этом носитель мифологического  сознания не знает, что он - носитель этого сознания.

Рациональное начало в  мифе практически отсутствует. К  тому же, миф по этой причине является свойственным традиционному складу мышления.

 Заменяя в мифе символы  или ряды символов другими,  мифологическая мысль делает  описываемые ею предметы более  доступными для понимания и  осмысления на данном уровне  знаний. В Древнем Египте предельно  просто объяснялись природные  циклы: злой бог Сэт убивал своего брата Озириса и наступало увядание природы, с воскресением Озириса следовало и возрождение всего живого. Как известно человек воспринимает окружающий мир и эмоционально, и логически. Именно на стыке эмоции и логики рождается миф.

Миф обычно совмещает в  себе два аспекта: рассказ о прошлом  и средство объяснения настоящего, а иногда и будущего.

 

Вопрос 6: возникновение философии  в Древней Греции.

Истоки философских знаний, если говорить в масштабах всемирной  истории, просматриваются в древних  восточных цивилизациях. В Европу философские знания пришли из античности. Существует весьма обоснованная концепция, согласно которой, философское знание пришло в античный мир именно с  Востока. Но, если это так, то мы можем  задаться вопросом: «почему в Новое  и Новейшее время восточный и  западный тип философии, мышления так  отличаются?». Традиционный тип правления (восточный).  Причиной современных  различий между западным и восточным  типом философствования  являются особенности античной (древнегреческой) цивилизации. В отличие от древневосточных  цивилизаций, античная носила полисный характер:

  1. В полисе граждане – носители мировоззрения занимали совершенно иное место, нежели люди в древних восточных цивилизациях: свободный гражданин (не раб) полиса был самостоятелен, мог принимать и принимал непосредственное участие в управлении государством-полисом. Бытие гражданина полиса совпадало с бытием  самого полиса.
  2. античная цивилизация была рабовладельческой, поэтому все свободные граждане имели массу свободного времени, которое они использовали следующим образом: в полисах была развита досуговая система: гимнастические залы, бани - во всех этих местах общениях считалось особенно престижным умение рассуждать, общаться, аргументировать, размышлять. Постоянное диалоговое общение граждан придавало этой цивилизации особый, рациональный (т.е. рассудительный, интеллектуальный) характер.
  3. все властные структуры античного полиса носили коллегиальный, властный, совещательный характер, т.е. во главе районов стояли советы, полисом же в целом управляло  собрание. Таким образом,  системе власти были укорены рациональные разумные философские подходы.
  4. еще на ранних этапах античной цивилизации там сложился культ разума (9-8 вв. до н.э.), который нашел свое отражение в античной мифологии.

Вопрос 13: Структура философского знания.

Структура философского знания выделяется по разным основаниям:

1. По проблемным областям: онтология (философское учение  о бытие), например идеалистическая  или материалистическая; гносеология  (философское учение о знании); аксиология (философское учение  о ценностях). Эти проблемные области  взаимодействуют. 

2. По типам философствования (что в центре философской картины  мира): антропоцентризм, социоцентризм, космоцентризм, натурцентризм (умозрительное естествознание, не рефлексивен; однако подлинная философия рефлексивна, она исследует не природу как таковую, а то, как природа может быть отражена в человеческом сознании, в науке).

3. По историко-культурным  основаниям (античная философия,  средневековая философия, философия  нового времени; немецкая культурная  философия, русская философия  серебряного века)

4. По школам и направлениям, например материализм и идеализм (материализм - это философия,  с точки зрения которой первична материя, а сознание вторично, является свойством высокоразвитой материи), материалисты не отрицают идеальное, но настаивают, что идеальное должно иметь материальный носитель. Идеализм – это философия, согласно которой первичен дух (абсолютный дух у Гегеля, объективный идеализм: первично надличностное сознание), сознание, ощущение (субъективный идеализм: вещи, комплексы, ощущения субъекта, значит, нет объекта без субъекта) мировая воля, при этом материя, вещи - вторичны, идеи могут существовать самостоятельно без материального носителя.

5. По предметным областям: философия права, философия политики, социальная философия (социология), этика, эстетика, философия истории.

Вопрос 14: Философская эволюция понятия «бытие» (материалистическая и идеалистическая версии).

Слово «бытие» в философии  заключает в себе существенно  иной смысл, нежели в нашей обыденной  речи, в которой оно употребляется  весьма редко. В основном тогда, когда  хотят подчеркнуть особую значимость или «высокий стиль» высказывания. В большинстве же случаев обходятся  нейтральным термином «существование.

В философии эпохи Возрождения  и Нового времени прослеживаются две линии в понимании бытия: материалистическая и идеалистическая. В материалистической философии  бытие понимается как нечто материальное (вещественное), конкретное, природное, существующее само по себе, объективно, вне человека и его сознания, и  становится объектом деятельности человека. Бытие в своем развертывании  подчиняется естественным законам  и представлено различными природными телами. Такой подход можно назвать  натуралистическим, и бытие в  таком понимании тождественно физической реальности. Духовное же статусом бытия не обладает в этих представлениях. В рамках указанных представлений отмечу оригинальный подход к пониманию бытия, развиваемый в пантеистической концепции Спинозы. Единой основой всего сущего у него является Природа или Бог. Природа понимается как причина самой себя, она существует через саму себя и познается сама собой. Бог Спинозы –это бесконечная безличная сущность, главное назначение которой –быть началом и причиной всего. Атрибутами такой сущности являются мышление и протяженность, а вещи и предметы –это проявления, модусы этой сущности.

Идеалистические трактовки  бытия в философии Нового времени  связаны с понятием о сознании.В различных вариациях такого рода установка представлена в идеях Декарта («мыслю, следовательно, существую»), в монадологии Лейбница, в толкованиях бытия философами субъективными идеалистами как совокупности ощущений (Беркли, Юм). В полной мере идеалистическая линия в понимании бытия в рассматриваемый период времени позиционирует себя в классической немецкой философии (Кант, Гегель). В ней бытие трактуется либо как способ связи наших понятий и представлений (Кант), либо как первая ступень в развитии духа к своему подлинному существованию (Гегель). В последнем случае духовное бытие человека сводится к логической мысли как объективно-идеальной сущности.

Впорос 15: Проблема человеческого бытия в истории философии. Понятие философской антропологии ( шир смысл)

Бытие́ — в самом широком значении — существование.

Понятие бытия — центральное философское понятие. Бытие — предмет изучения онтологии.

В истории философии первую концепцию бытия дали древнегреческие  философы 6 - 4 веков до нашей эры - десократики. Для них бытие совпадает с материальным, неразрушимым и совершенным космосом. Одни из них рассматривали бытие как неизменное, единое, неподвижное, тождественное себе. Таковыми были взгляды древнегреческого философа Парменида. Он провел принципиальное различие между мышлением и чувственностью, а соответственно и между мыслимым миром и миром чувственно познаваемым. Мышление и соответствующий ему мыслимый, умопостигаемый мир есть прежде всего «единое», которое Парменид характеризовал как бытие, вечность и неподвижность, однородность, неделимость и законченность, противопоставляя его становлению и кажущейся текучести.

Другие философы древности  рассматривали бытие как непрерывно становящееся. Так, Гераклит сформулировал  ряд диалектических принципов бытия  и познания. Диалектика у Гераклита - концепция непрерывного изменения, становления, которое мыслится в  пределах материального космоса  и в основном является круговоротом вещественных стихий - огня, воздуха, воды и земли. Здесь выступает у  философа знаменитый образ «реки, в  которую нельзя войти дважды», поскольку  в каждый момент она все новая.

Наиболее резко выразил  это Платон, который противопоставляет  чувственные вещи чистым идеям как  «мир истинного бытия». Душа когда-то была близка богу и «поднявшись, заглядывала  в подлинное бытие». Теперь же, отягощенная заботами, «с трудом созерцает сущее». 
Следующий шаг делает Аристотель. Он выявляет типы бытия в соответствии с типами суждений: «оно есть». Опираясь на проводимый им принцип взаимосвязи формы и материи, Аристотель преодолевает присущее прежней философии противопоставление сфер бытия, поскольку форма для него есть неотъемлемая характеристика бытия. Однако Аристотель признает также нематериальную форму всех форм (бога).

Исходным в трактовке  бытия для всей философии и  науки этой эпохи является понятие  тела. Это связано с развитием  механики - главной науки XVII - XVIII веков. В свою очередь, такое понимание  бытия послужило основой естественнонаучного  представления о мире в то время. Период классической науки и философии  можно охарактеризовать как период натуралистически-объективистских  концепций бытия, где природа  рассматривается вне отношения  к ней человека, как некоторый  механизм, действующий сам по себе. Тезис Декарта - «мыслю, следовательно существую» - означает: бытие субъекта постигаемо в акте самопознания.

Основная черта философского мировоззрения Декарта - дуализм  души и тела, «мыслящей» и «протяженной»  субстанции. Человек есть реальная связь бездушного и безжизненного  телесного механизма с душой, обладающей мышлением и волей. Из всех способностей человеческой души он выдвигал на первое место волю. Главное действие аффектов, или страстей, состоит в том, что они располагают душу к желанию тех вещей, к каким подготовлено тело. Сам бог соединил душу с телом, отличив тем самым человека от животных.

Эту же линию развивает  немецкий философ Г. Лейбниц, который  выводит понятие бытия из внутреннего  опыта человека, а крайнего выражения  она достигает у английского  философа Дж. Беркли, отрицающего существование материального бытия и выдвигающего субъективно-идеалистическое положение «быть - это значит быть в восприятии».

Не отрицая существования  вещей самих по себе, И. Кант рассматривает  бытие не как свойство вещей, а  как связку суждения. «…Бытие не есть реальный предикат, иными словами, оно не есть понятие о чем-то таком, что могло бы быть прибавлено к  понятию вещи… В логическом применении оно есть лишь связка в суждении. Прибавляя к понятию характеристику бытия, мы не прибавляем ничего нового к его содержанию».

В основе философии Фихте  лежит убеждение в том, что  практически-деятельное отношение  к предмету предшествует теоретически-созерцательному  отношению к нему. Сознание не дано, а задано, порождает себя.

Антрополо́гия — совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах.

Существуют две фундаментальные  категории философской антропологии: действие и происшествие (структура  действия и структура происшествия). Их применение охватывает собой всю  человеческую жизнь в целом, ведь Человеку присуще то обстоятельство, что с ним что-то происходит и что он сам как-то влияет на происходящее. Действие и происшествие различаются тем, что одно имеет под собой активное начало, другое - пассивное.

Жизнь человека существует в  промежутке от начало до конца, то есть обусловлена происшествием. Происшествия случаются всегда, независимо от действия, а действие, напротив, порождает и обусловлено происшествиями. В обоих случаях человек выступает как субъект (происшествия/действия).

Понятие происшествия сводится к тому, что происходит с человеком  и в человеке. Оно характеризует  совокупность всего того, что происходит в человеке без его участия (смены  настроения, состояние здоровья и  т.п.). Происшествия затрагивают нас, но им в противовес человек осознает себя в действии, и как носитель и инициатор своих поступков  определяется действием.

Действие (как понятие) всегда связано с субъектом (человеком - инициатором действия). Действие бывает транзитивным (результат этого действия лежит вне субъекта, например, вы что-то смастерили) и нетранзитивным (его цель - это сама деятельность, например, игра).

 

 

 

 

 

Вопрос 8: диалектика: общее  представление

Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через: законы диалектики; категории; принципы. Главная проблема диалектика – что такое развитие?

Развитие – общее свойство и главнейший признак материи: изменение  материальных и идеальных объектов, причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход  на более высокую ступень организации.

Развитие – высшая форма  движения. В свою очередь, движение – основа развития. Движение также является внутренним свойством материи и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется целостностью, непрерывностью и одновременно наличием противоречий (движущееся тело не занимает постоянного места в пространстве – в каждый момент движения тело находится в определенном месте и одновременно уже не находится в нем). Движение также является способом связи в материальном мире.

Среди способов понимания  диалектики развития – законов, категорий, принципов – основополагающими  являются законы диалектики.

Закон – это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся  связи между сущностями и внутри сущностей.

Выделяются три базовых  закона диалектики: единства и борьбы противоположностей; переход количества в качество; отрицания отрицания;

Основными принципами диалектики являются: принцип всеобщей связи; принцип системности; принцип причинности; принцип историзма.

Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его  внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов  – предметов, явлений, процессов.

Связи могут быть: внешние и внутренние; непосредственные и опосредованные; генетические и функциональные; пространственные и временные; случайные и закономерные.

Наиболее распространенный вид связи – внешние и внутренние. Пример: внутренние связи человеческого  организма как биологической  системы, внешние связи человека как элементы социальной системы.Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.

Причинность – наличие  таких связей, где одна порождает  другую. Предметы, явления, процессы окружающего  мира чем-то обусловлены, то есть имеют  либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина в свою очередь, порождает  следствие, а связи в целом  именуются причинно-следственными.

Историзм подразумевает  два аспекта окружающего мира: вечность неуничтожимость истории, мира; его существование и развитие во времени, которое длится всегда.

Категория диалектики – наиболее общие понятия, которыми оперирует  философия для раскрытия сути диалектических проблем. К основным категориям диалектики относятся: сущность и явление; форма и содержание; причина и следствие; единичное, особенное, всеобщее; возможность и действительность; необходимость и случайность.

 

 

 

 

 

Вопрос 9: философия Платона: общая характ-ка

Эйдосы – идеи.

Платон выделял 2 типа бытия:

  1. бытие вечное, неизменное – бытие эйдосов.
  2. бытие случайное, бренное, конечное – бытие вещей.

Бытие идей первично, а вещи – это только слабые отражения  идей: бледное и слабое (Платон –  родоначальник объективного идеализма). Бытие идей – подлинная реальность, а вещей – мнимая. В своем  диалоге «Гиппий Старший» Платон рассуждает так: красивая девушка, красивый конь, красивый горшок – бренны. Их объединяет эйдос прекрасного. Сами по себе они могут исчезнуть, а эйдос прекрасного вечен. Он может воплотиться в людях, конях, горшках, других предметах. Ни одна вещь не может полностью воплотить в себе эйдос своего класса, т.е. не м.б. идеальной собаки, идеальной женщины или идеального государства (т.е. такого государства, теория государства воплотилась в котором полностью). Для теории государства это положение имеет методологическое значение (т.е. служит образцом рассуждений на тему о государстве).

В философском смысле, вещь – то, что имеет границы. Государство  – тоже вещь.

Платоновское рассуждение  является моделью рассуждения об идеальном государстве. С т.з. Платона. Любая конечная вещь относится к какому-либо классу явлений, для которого существует свой соответствующий эйдос, выступающий по отношению к этому классу его идеалом.

Платон даже выделил 2 мира:

  1. мир эйдосов (или мир идей) – Гиперурания. В нем эйдосы расположены иерархично, т.е. есть эйдосы высшего уровня (блага прекрасного, справедливости) и низшего уровня ( эйдосы животного, орудия, т.е. конкретных классов вещей).
  2. земной мир конкретных вещей.

Вещи по Платону являются лишь слабым и несовершенным  отражениям эйдосов соответствующего класса.

В 20 веке теория эйдосов Платона служит предметом для дискуссий; в частности, философ К. Поппер в книге «Открытое общество и его враги» очень эмоционально критикует Платона за его теорию государства, причисляя Платона к основоположникам тоталитаризма. Он опирается в своей критике на то, что Платон в своих работах «Законы», «О государстве» отдает приоритет интересам государства. Но если рассматривать теорию эйдосов как методологию (т.е. как способ рассуждения), то получается, что любая теория идеального государства является утопией.

Идеал воплощается, реализуется  при смене поколений, а значит никогда не реализуется полностью.

 

 

 

 

 

Вопрос 7: онтологическая проблематика в античной философии

Онтология выделилась из учений о бытии природы как учение о самом бытии еще в раннегреческой философии. Парменид и другие элеаты объявили истинным знанием только лишь мысль о бытии — однородном, вечном и неизменном единстве. Согласно им, мысль о бытии не может быть ложной, мысль и бытие суть одно и то же. Доказательства вневременной, внепространственной, немножественной и умопостигаемой природы бытия считаются первой логической аргументацией в истории западной философии. Подвижное многообразие мира рассматривалось элейской школой как обманчивое явление. Это строгое различение было смягчено последующими онтологическими теориями досократиков, предметом которых было уже не «чистое» бытие, а качественно определенные начала бытия («корни» Эмпедокла, «семена» Анаксагора, «атомы» Демокрита). Подобное понимание позволяло объяснить связь бытия с конкретными предметами, умопостигаемого — с чувственным восприятием. Одновременно возникает критическая оппозиция софистов, которые отвергают мыслимость бытия и, косвенно, — саму осмысленность этого понятия (например, аргументы Горгия). Сократ избегал онтологической тематики и можно лишь догадываться о его позиции, но его тезис о тождестве объективного знания и субъективной добродетели позволяет предположить, что впервые им поставлена проблема личностного бытия.  
Платон синтезировал раннегреческую онтологию в своем учении об «идеях». Бытие, по Платону, есть совокупность идей — умопостигаемых форм или сущностей, отражением которых является многообразие вещественного мира. Платон провел границу не только между бытием и становлением (т. е. текучестью чувственно воспринимаемого мира), но и между бытием и «безначальным началом» бытия (т. е. непостижимой основой, называемой им также «благом»). В онтологии неоплатоников это различие зафиксировано в соотношении сверхбытийного «единого» и «ума»-бытия. Онтология у Платона тесно связана с учением о познании как интеллектуальном восхождении к истинно сущим видам бытия. 
Аристотель не только систематизировал и развил идеи Платона, но и существенно продвинулся вперед, уточняя (в «Метафизике» и других сочинениях) смысловые оттенки понятий «бытие» и «сущность». Еще важнее то, что Аристотель вводит ряд новых и значимых для позднейшей онтологии тем: бытие как действительность, божественный ум, бытие как единство противоположностей и конкретный предел «осмысления» материи формой. Онтология Платона и Аристотеля (особенно ее неоплатоническая переработка) оказала определяюшее воздействие на всю западноевропейскую онтологическую традицию. Эллинистическая философия (если не считать «школьную», платоно-аристотелевскую традицию) была заинтересована в онтологии в той мере, в какой та могла стать основой для этических построений. При этом предпочтение отдается архаическим вариантам онтологии: учениям Гераклита  (стоики), Демокрита  (эпикурейцы), старших софистов (скептики). 

Вопрос 10: философия Аристотеля: общая характеристика.

Философская мысль Древней  Греции достигла наибольшей высоты в  творениях Аристотеля (384-322 до н.э.). Исходя из признания объективного существования материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя не может возникнуть из ничего, не может также увеличиться или уменьшиться в своем количестве. Однако сама по себе материя, по Аристотелю, инертна, пассивна. Она содержит лишь возможность возникновения действительного многообразия вещей. Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи соответствующую форму. Под формой Аристотель разумел активный творческий фактор, благодаря которому вещь становится действительной. Форма — это стимул и цель, причина становления многообразных вещей из однообразной материи: материя — своего рода глина. Для того чтобы из нее возникли разнообразные вещи, необходим гончар — бог (или ум — перводвигатель). Форма и материя неразрывно связаны между собой, так что каждая вещь в возможности уже содержится в материи и путем естественного развития получает свою форму. Весь мир представляет собой ряд форм, находящихся в связи друг с другом и расположенных в порядке все большего совершенства.

Категории — это фундаментальные  понятия философии. Аристотель разработал иерархическую систему категорий, в которой основной была «сущность», или «субстанция», а остальные  считались ее признаками. Стремясь к упрощению категориальной системы, Аристотель затем признал основными  только три категории: сущность, состояние, отношение. 
Бог есть первая причина движения, начало всех начал. Ведь ряд причин никогда бы не закончился, если не допустить абсолютного начала всякого движения. Этим началом является божество как общемировая сверхчувственная субстанция.

С точки зрения Аристотеля каждая вещь считается результатом  соединения бесплотной материи и  бесформенного эйдоса. У каждой вещи Аристотель выделял 4 причины:

Материя — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первичнооформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий):воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция).

Эйдос — «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы.

Действующая, или  производящая причина — «то, откуда». Характеризует момент времени, с которого начинается существование вещи. Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл.

Цель, или конечная причина — «то, ради чего». У каждой вещи есть своя частная цель. Высшей целью является Благо.

Вопрос 11: материализм и  его виды.

Материализм — философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением), а идеальное (понятия, воля, дух и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием).

Есть простейшая форма  материализма – наивный материализм  древности. Наивные материалисты полагали, что в основе мира лежит какая-то материальная стихия: вода, огонь, воздух, земля. Они пытались все многообразие мира свести к одной из этих стихий, либо к какому-то сочетанию этих стихий. Например, первый философ древней Греции Фалес доказывал, что в основе всего лежит вода. Вода это первоначало и первопричина всего, что есть в мире. С этой цель он приводил множество рациональных аргументов и, используя индуктивную логику делал соответствующий вывод.

Во-вторых, есть так называемый механистический и метафизический материализм. Он появляется после открытия законов механики в начале 18 века. Законы механики очень точно описывают  физические взаимодействия, механическое движение, за исключением микромира. Но если эти законы использовать для  описания и понимания более сложных  явлений, чем механические, то это  ведет к ошибке. Философ Ламитри написал труды «Человек – машина», «Животное – машина». Его произведения классически представитель механистического материализма. Более сложные явления имеют свои более сложные законы. Поэтому, описание их с помощью законов механики является упрощением и ошибкой. Этот же материализм был метафизическим, потому что не признавал развития материи от низшего к высшему, от простого к сложному. Метафизика это философский взгляд на мир противоположный диалектике. Диалектика признает развитие материи и формулирует законы этого развития: переход количества в качество, единство и борьбы противоположностей, а также закон отрицания.

В-третьих, есть диалектический материализм. Он преодолевает все недостатки наивного и механистического (метафизического) материализма. Диамат был официальной  философией в Советском Союзе. Кроме  диамата еще был истмат и только это считалось научной философией. Все остальные философии объявлялись ненаучными. Философский плюрализм был запрещен, это противоречило природе философии.

Вопрос 12: идеализм и его  виды.

Идеализм – это философское направление, приписывающее активную, творческую роль в мире исключительно идеальному началу и ставящее материальное в зависимость от идеального.

Платон считается родоначальником идеализма. Главная мысль его учения: идеи вечны и неизменны, а материальные предметы изменяются и гибнут.

В эпоху средневековья - Августин, Фома Аквинский. В новое время  крупнейшими представителями были: Г.В. Лейбниц, Ф.В. Шеллинг, Г. Гегель.

Субъективный идеализм получил  наиболее яркое выражение в учениях  английских идеалистов 18 века: Дж. Беркли и Д. Юма.Буржуазная философия нового времени – Декарт. Идеализм исходит из первичности духовного, нематериального, и вторичности материального, что сближает его с догмами религии о конечности мира во времени и пространстве и сотворённости его Богом.

Идеализм абсолютизирует неизбежные трудности в развитии человеческого познания. Идеализм утверждает, что мир непознаваем. Субъективные идеалисты отождествляют объективную  действительность со своим сознанием. Объективный идеализм считает подлинной  действительностью понятие разума. С его точки зрения, не понятие  отражает действительность, а «внешняя реальность отвечает своему понятию».

В условиях классового общества идеализм возникает как наукообразное  продолжение мифологических и религиозно-фантастических представлений. Наука неоднократно опровергала идеализм. Идеализм тормозит научный прогресс.

В противопоставление материализму идеализм выступал в качестве мировоззрения  консервативных и реакционных классов  общества.

По своему происхождению  и на всех ступенях своего развития идеализм тесно связан с религией. По сути дела, он возник как концептуальное, понятийное выражение религиозного миросозерцания и в последующие  эпохи служил, как правило, философским  оправданием и обоснованием религиозной  веры.

Постижение истины осуществляется лишь через мышление, очищенное от «плевел» чувственного восприятия. Сама истина понимается как абсолют, достижимый благодаря тому, что мысль легко  постигает то, что ею же самой  произведено, т. е. вечный и неизменный мир идей. Критерий истины состоит  в ясности и отчетливости наших  мыслительных понятий.

Основные формы: объективный идеализм, принимающий за основу действительности личностный или безличный всеобщий дух, некое сверхиндивидуальное сознание; субъективный идеализм, сводящий знания о мире к содержанию индивидуального сознания; экзистенциализм; неопозитивизм; неотомизм; феноменология; критический реализм; персонализм; прагматизм; философия жизни; философская антропология.



Информация о работе Шпаргалки по "Философии"