Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 04:48, шпаргалка
Мировоззрение – это система обобщённых представлений субъекта о мире как целом, о месте человека в нем, о смысле человеческой жизни, о смысле истории, об основаниях и границах человеческого познания
Философия – это теоретическая рефлексия над мировоззрением.
Мировоззренческий взгляд складывается стихийно!
Вопрос 1: мировоззрение: понятие, структура, виды. Мировоззрение – это система обобщённых представлений субъекта о мире как целом, о месте человека в нем, о смысле человеческой жизни, о смысле истории, об основаниях и границах человеческого познания Философия – это теоретическая
рефлексия над мировоззрением. Выделяют три уровня мировоззрения: 1.Теоретический уровень: это знание, основанное на науке (научно-обоснованный, понятийный характер.) 2.Сакральный уровень – система идеалов и ценностей (как светских, так и религиозных). Сакральный – значит священный. 3.Обыденный уровень –
это система обычаев, суеверий,
стандартов повседневной Структура мировоззрения: 1)знания (совокупность достоверных сведений о мире, человеке и отношение человека к миру). 2)убеждение (сформировано на основе знаний, потребностей человека мыслить и действовать определенным образом). 3)ценности (указание на личностную, социально-культурную значимость определённых объектов и явлений). 4)идеалы (высшая ценность, наилучшее, завершенное состояние того или иного явления). Среди исторических видов мировоззрений выделяют следующие: мифологическое, религиозное, жизненно-практическое и философское. Каждый из типов мировоззрения имеет свои предпосылки и представляет собой относительно целое мировоззренческое отражение мира. Мифологическое - содержит в себе зачатки религии, науки, искусства, морали и других форм общественного сознания. Мифы - это образы, продукт человеческого творчества. Они были первой попыткой приобщить и объяснить явления природы и общества. Религия - это форма мировоззрения,
основу которой составляет вера в
существование Жизненно-практическое - представляет собой обыденный уровень. Оно существует в форме здравого смысла, рассудка и, как правило, сориентировано на практические вопросы. Представления людей о добре и зле, о счастье и т. д. определяют социальную ориентацию и программу действий человека. Философское - понимание человека
с позиций разума и знаний. Философия
есть теоретически сформированное мировоззрение
и исторически первая форма общественного
знания. Философские аргументы
|
Вопрос 2: предмет философии. Философия - это теоретически разработанное мировоззрение, система самых общих теоретических взглядов на мир, на место человека в нем, уяснения различных форм его отношения к миру. Две главные черты характеризуют философское мировоззрение - его системность, во-первых, и, во-вторых, теоретический, логически обоснованный характер системы философских взглядов. Философия – форма деятельности человека направленная на осмысление основных проблем его бытия. Предмет изучения – мир в целом, человек, общество, принципы и законы мировоздания и мышления. Роль философии определяется прежде всего тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей. Основные функции философии: 6)Социальная философия - изучает
общество, его структуру, закономерности
развития. 9) философия техники; Специфика философии: . |
Вопрос 3: понятие методология. Методология - это научна
область силе дующая способы получения
новых знаний а так же способы их распространения и Научные методы - это универсальные
мыслительные конструкции, которые
могут разворачиваться в Научные методы могут применяться
в разных областях независимо от содержания | ||
Вопрос 4: значение и смысл понятия. Курс философии связан преемственностью с курсом логики: учение о понятии является одним из базовых для философского знания. Понятие – это идея, которая может быть выражена синонимичными словами, обозначающими данную идею (понятие). Значение понятия и смысл понятия – это термины, обозначающие две нерасторжимые стороны понятия как оператора мышления:
Т.о. каждое понятие представлено
в мышлении двумя сторонами: с
одной стороны как класс В юриспруденции различие значения и смысла понятий играет существенную роль как в правоприменительной, так и в правотворческой деятельности. В образовательном стандарте для бакалавров юриспруденции в разделе «знать, уметь, владеть» указано, что у студентов-юристов нужно формировать умение использовать философию в практической профессиональной деятельности. |
Вопрос 5: особенности мифолог. познания. Термин мифология имеет греческие корни (мифос - предание, сказание и логос - учение). С научной точки зрения большинство современных ученых считает мифологию господствующей формой общественного сознания человека на ранней стадии его развития. Мифы запечатлели историю освоения человеком окружающей среды и познания им своего места в ней. При этом могущественные, независимые от человека силы у греков мыслятся как существа, наделенные человеческими желаниями, мыслями и чувствами. Мифы отражают не только понимание человеком могущества этих сил, но и ложные представления о возможности каким-то образом оградить себя от них, обеспечить себе блага жизни на земле и спокойствие за гробом, направить их гнев против недругов. В этом миф наиболее тесно смыкается как с первобытной магией, так и с более поздней культовой практикой. В первобытном обществе мифология представляла собой основной способ понимания мира. Миф выражал мироощущение и миропонимание эпохи его создания. Люди с самых ранних времен стремились осмыслить явления окружающего мира. И мифология выступает как наиболее ранняя форма мировоззрения, понимания мира и места в нем человека, как первоначальная форма духовной культуры человечества. Отличительные черты мифа ) неспособность отделения человека от природы; ) мышление неотъемлемо от эмоций; ) природные формы ) нет четкого разделения
субъекта и объекта, предмета
и знака, вещи и слова, ) слабо развит анализ причинности; ) происхождение или творение объясняет происходящее; ) миф воспринимается как правда и первичная реальность; ) миф синкретичен - в
нем слиты абстрактные символы, ) в мире нет противопоставления
верующего и объекта веры, миф
исключает рефлексию - носитель
мифологического сознания )Отношения людей представляются в виде совокупности полуфантастических существ, созидающих свои отношения. Так что миф - многослойное и полифункциональное образование, при этом носитель мифологического сознания не знает, что он - носитель этого сознания. Рациональное начало в мифе практически отсутствует. К тому же, миф по этой причине является свойственным традиционному складу мышления. Заменяя в мифе символы или ряды символов другими, мифологическая мысль делает описываемые ею предметы более доступными для понимания и осмысления на данном уровне знаний. В Древнем Египте предельно просто объяснялись природные циклы: злой бог Сэт убивал своего брата Озириса и наступало увядание природы, с воскресением Озириса следовало и возрождение всего живого. Как известно человек воспринимает окружающий мир и эмоционально, и логически. Именно на стыке эмоции и логики рождается миф. Миф обычно совмещает в себе два аспекта: рассказ о прошлом и средство объяснения настоящего, а иногда и будущего.
|
Вопрос 6: возникновение философии в Древней Греции. Истоки философских знаний, если говорить в масштабах всемирной истории, просматриваются в древних восточных цивилизациях. В Европу философские знания пришли из античности. Существует весьма обоснованная концепция, согласно которой, философское знание пришло в античный мир именно с Востока. Но, если это так, то мы можем задаться вопросом: «почему в Новое и Новейшее время восточный и западный тип философии, мышления так отличаются?». Традиционный тип правления (восточный). Причиной современных различий между западным и восточным типом философствования являются особенности античной (древнегреческой) цивилизации. В отличие от древневосточных цивилизаций, античная носила полисный характер:
| ||
Вопрос 13: Структура философского знания. Структура философского знания выделяется по разным основаниям: 1. По проблемным областям: онтология (философское учение о бытие), например идеалистическая или материалистическая; гносеология (философское учение о знании); аксиология (философское учение о ценностях). Эти проблемные области взаимодействуют. 2. По типам философствования
(что в центре философской 3. По историко-культурным
основаниям (античная философия,
средневековая философия, 4. По школам и направлениям,
например материализм и 5. По предметным областям: философия права, философия политики, социальная философия (социология), этика, эстетика, философия истории. |
Вопрос 14: Философская эволюция понятия «бытие» (материалистическая и идеалистическая версии). Слово «бытие» в философии заключает в себе существенно иной смысл, нежели в нашей обыденной речи, в которой оно употребляется весьма редко. В основном тогда, когда хотят подчеркнуть особую значимость или «высокий стиль» высказывания. В большинстве же случаев обходятся нейтральным термином «существование. В философии эпохи Возрождения и Нового времени прослеживаются две линии в понимании бытия: материалистическая и идеалистическая. В материалистической философии бытие понимается как нечто материальное (вещественное), конкретное, природное, существующее само по себе, объективно, вне человека и его сознания, и становится объектом деятельности человека. Бытие в своем развертывании подчиняется естественным законам и представлено различными природными телами. Такой подход можно назвать натуралистическим, и бытие в таком понимании тождественно физической реальности. Духовное же статусом бытия не обладает в этих представлениях. В рамках указанных представлений отмечу оригинальный подход к пониманию бытия, развиваемый в пантеистической концепции Спинозы. Единой основой всего сущего у него является Природа или Бог. Природа понимается как причина самой себя, она существует через саму себя и познается сама собой. Бог Спинозы –это бесконечная безличная сущность, главное назначение которой –быть началом и причиной всего. Атрибутами такой сущности являются мышление и протяженность, а вещи и предметы –это проявления, модусы этой сущности. Идеалистические трактовки бытия в философии Нового времени связаны с понятием о сознании.В различных вариациях такого рода установка представлена в идеях Декарта («мыслю, следовательно, существую»), в монадологии Лейбница, в толкованиях бытия философами субъективными идеалистами как совокупности ощущений (Беркли, Юм). В полной мере идеалистическая линия в понимании бытия в рассматриваемый период времени позиционирует себя в классической немецкой философии (Кант, Гегель). В ней бытие трактуется либо как способ связи наших понятий и представлений (Кант), либо как первая ступень в развитии духа к своему подлинному существованию (Гегель). В последнем случае духовное бытие человека сводится к логической мысли как объективно-идеальной сущности. |
Впорос 15: Проблема человеческого бытия в истории философии. Понятие философской антропологии ( шир смысл) Бытие́ — в самом широком значении — существование. Понятие бытия — центральное философское понятие. Бытие — предмет изучения онтологии. В истории философии первую концепцию бытия дали древнегреческие философы 6 - 4 веков до нашей эры - десократики. Для них бытие совпадает с материальным, неразрушимым и совершенным космосом. Одни из них рассматривали бытие как неизменное, единое, неподвижное, тождественное себе. Таковыми были взгляды древнегреческого философа Парменида. Он провел принципиальное различие между мышлением и чувственностью, а соответственно и между мыслимым миром и миром чувственно познаваемым. Мышление и соответствующий ему мыслимый, умопостигаемый мир есть прежде всего «единое», которое Парменид характеризовал как бытие, вечность и неподвижность, однородность, неделимость и законченность, противопоставляя его становлению и кажущейся текучести. Другие философы древности
рассматривали бытие как Наиболее резко выразил
это Платон, который противопоставляет
чувственные вещи чистым идеям как
«мир истинного бытия». Душа когда-то
была близка богу и «поднявшись, заглядывала
в подлинное бытие». Теперь же, отягощенная
заботами, «с трудом созерцает сущее». Исходным в трактовке
бытия для всей философии и
науки этой эпохи является понятие
тела. Это связано с развитием
механики - главной науки XVII - XVIII веков.
В свою очередь, такое понимание
бытия послужило основой Основная черта философского мировоззрения Декарта - дуализм души и тела, «мыслящей» и «протяженной» субстанции. Человек есть реальная связь бездушного и безжизненного телесного механизма с душой, обладающей мышлением и волей. Из всех способностей человеческой души он выдвигал на первое место волю. Главное действие аффектов, или страстей, состоит в том, что они располагают душу к желанию тех вещей, к каким подготовлено тело. Сам бог соединил душу с телом, отличив тем самым человека от животных. Эту же линию развивает немецкий философ Г. Лейбниц, который выводит понятие бытия из внутреннего опыта человека, а крайнего выражения она достигает у английского философа Дж. Беркли, отрицающего существование материального бытия и выдвигающего субъективно-идеалистическое положение «быть - это значит быть в восприятии». Не отрицая существования вещей самих по себе, И. Кант рассматривает бытие не как свойство вещей, а как связку суждения. «…Бытие не есть реальный предикат, иными словами, оно не есть понятие о чем-то таком, что могло бы быть прибавлено к понятию вещи… В логическом применении оно есть лишь связка в суждении. Прибавляя к понятию характеристику бытия, мы не прибавляем ничего нового к его содержанию». В основе философии Фихте лежит убеждение в том, что практически-деятельное отношение к предмету предшествует теоретически-созерцательному отношению к нему. Сознание не дано, а задано, порождает себя. Антрополо́гия — совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах. Существуют две Жизнь человека существует в промежутке от начало до конца, то есть обусловлена происшествием. Происшествия случаются всегда, независимо от действия, а действие, напротив, порождает и обусловлено происшествиями. В обоих случаях человек выступает как субъект (происшествия/действия). Понятие происшествия сводится к тому, что происходит с человеком и в человеке. Оно характеризует совокупность всего того, что происходит в человеке без его участия (смены настроения, состояние здоровья и т.п.). Происшествия затрагивают нас, но им в противовес человек осознает себя в действии, и как носитель и инициатор своих поступков определяется действием. Действие (как понятие) всегда связано с субъектом (человеком - инициатором действия). Действие бывает транзитивным (результат этого действия лежит вне субъекта, например, вы что-то смастерили) и нетранзитивным (его цель - это сама деятельность, например, игра). | ||
Вопрос 8: диалектика: общее представление Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через: законы диалектики; категории; принципы. Главная проблема диалектика – что такое развитие? Развитие – общее свойство
и главнейший признак материи: изменение
материальных и идеальных объектов,
причем не простое (механическое) изменение,
а изменение как саморазвитие,
результатом которого является переход
на более высокую ступень Развитие – высшая форма движения. В свою очередь, движение – основа развития. Движение также является внутренним свойством материи и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется целостностью, непрерывностью и одновременно наличием противоречий (движущееся тело не занимает постоянного места в пространстве – в каждый момент движения тело находится в определенном месте и одновременно уже не находится в нем). Движение также является способом связи в материальном мире. Среди способов понимания диалектики развития – законов, категорий, принципов – основополагающими являются законы диалектики. Закон – это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей. Выделяются три базовых закона диалектики: единства и борьбы противоположностей; переход количества в качество; отрицания отрицания; Основными принципами диалектики являются: принцип всеобщей связи; принцип системности; принцип причинности; принцип историзма. Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов – предметов, явлений, процессов. Связи могут быть: внешние и внутренние; непосредственные и опосредованные; генетические и функциональные; пространственные и временные; случайные и закономерные. Наиболее распространенный
вид связи – внешние и Причинность – наличие
таких связей, где одна порождает
другую. Предметы, явления, процессы окружающего
мира чем-то обусловлены, то есть имеют
либо внешнюю, либо внутреннюю причину.
Причина в свою очередь, порождает
следствие, а связи в целом
именуются причинно- Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира: вечность неуничтожимость истории, мира; его существование и развитие во времени, которое длится всегда. Категория диалектики – наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем. К основным категориям диалектики относятся: сущность и явление; форма и содержание; причина и следствие; единичное, особенное, всеобщее; возможность и действительность; необходимость и случайность. |
Вопрос 9: философия Платона: общая характ-ка Эйдосы – идеи. Платон выделял 2 типа бытия:
Бытие идей первично, а вещи – это только слабые отражения идей: бледное и слабое (Платон – родоначальник объективного идеализма). Бытие идей – подлинная реальность, а вещей – мнимая. В своем диалоге «Гиппий Старший» Платон рассуждает так: красивая девушка, красивый конь, красивый горшок – бренны. Их объединяет эйдос прекрасного. Сами по себе они могут исчезнуть, а эйдос прекрасного вечен. Он может воплотиться в людях, конях, горшках, других предметах. Ни одна вещь не может полностью воплотить в себе эйдос своего класса, т.е. не м.б. идеальной собаки, идеальной женщины или идеального государства (т.е. такого государства, теория государства воплотилась в котором полностью). Для теории государства это положение имеет методологическое значение (т.е. служит образцом рассуждений на тему о государстве). В философском смысле, вещь – то, что имеет границы. Государство – тоже вещь. Платоновское рассуждение является моделью рассуждения об идеальном государстве. С т.з. Платона. Любая конечная вещь относится к какому-либо классу явлений, для которого существует свой соответствующий эйдос, выступающий по отношению к этому классу его идеалом. Платон даже выделил 2 мира:
Вещи по Платону являются лишь слабым и несовершенным отражениям эйдосов соответствующего класса. В 20 веке теория эйдосов Платона служит предметом для дискуссий; в частности, философ К. Поппер в книге «Открытое общество и его враги» очень эмоционально критикует Платона за его теорию государства, причисляя Платона к основоположникам тоталитаризма. Он опирается в своей критике на то, что Платон в своих работах «Законы», «О государстве» отдает приоритет интересам государства. Но если рассматривать теорию эйдосов как методологию (т.е. как способ рассуждения), то получается, что любая теория идеального государства является утопией. Идеал воплощается, реализуется при смене поколений, а значит никогда не реализуется полностью. |
Вопрос 7: онтологическая проблематика в античной философии Онтология выделилась из учений
о бытии природы как учение
о самом бытии еще в | ||
Вопрос 10: философия Аристотеля: общая характеристика. Философская мысль Древней Греции достигла наибольшей высоты в творениях Аристотеля (384-322 до н.э.). Исходя из признания объективного существования материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя не может возникнуть из ничего, не может также увеличиться или уменьшиться в своем количестве. Однако сама по себе материя, по Аристотелю, инертна, пассивна. Она содержит лишь возможность возникновения действительного многообразия вещей. Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи соответствующую форму. Под формой Аристотель разумел активный творческий фактор, благодаря которому вещь становится действительной. Форма — это стимул и цель, причина становления многообразных вещей из однообразной материи: материя — своего рода глина. Для того чтобы из нее возникли разнообразные вещи, необходим гончар — бог (или ум — перводвигатель). Форма и материя неразрывно связаны между собой, так что каждая вещь в возможности уже содержится в материи и путем естественного развития получает свою форму. Весь мир представляет собой ряд форм, находящихся в связи друг с другом и расположенных в порядке все большего совершенства. Категории — это фундаментальные
понятия философии. Аристотель разработал
иерархическую систему С точки зрения Аристотеля каждая вещь считается результатом соединения бесплотной материи и бесформенного эйдоса. У каждой вещи Аристотель выделял 4 причины: Материя — «то, из чего». Многообразие
вещей, существующих объективно; материя
вечна, несотворима и неуничтожима; она
не может возникнуть из ничего, увеличиться
или уменьшиться в своём количестве; она
инертна и пассивна. Бесформенная материя
представляет собой небытие. Первичнооформленная
материя выражена в виде пяти первоэлементов
(стихий):воздух, вода, земля, Эйдос — «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы. Действующая, или производящая причина — «то, откуда». Характеризует момент времени, с которого начинается существование вещи. Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл. Цель, или конечная причина — «то, ради чего». У каждой вещи есть своя частная цель. Высшей целью является Благо. |
Вопрос 11: материализм и его виды. Материализм — философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением), а идеальное (понятия, воля, дух и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием). Есть простейшая форма материализма – наивный материализм древности. Наивные материалисты полагали, что в основе мира лежит какая-то материальная стихия: вода, огонь, воздух, земля. Они пытались все многообразие мира свести к одной из этих стихий, либо к какому-то сочетанию этих стихий. Например, первый философ древней Греции Фалес доказывал, что в основе всего лежит вода. Вода это первоначало и первопричина всего, что есть в мире. С этой цель он приводил множество рациональных аргументов и, используя индуктивную логику делал соответствующий вывод. Во-вторых, есть так называемый
механистический и В-третьих, есть диалектический
материализм. Он преодолевает все недостатки
наивного и механистического (метафизического)
материализма. Диамат был официальной
философией в Советском Союзе. Кроме
диамата еще был истмат и только
это считалось научной философией. Все
остальные философии объявлялис |
Вопрос 12: идеализм и его виды. Идеализм – это философское направление, приписывающее активную, творческую роль в мире исключительно идеальному началу и ставящее материальное в зависимость от идеального. Платон считается родоначальником идеализма. Главная мысль его учения: идеи вечны и неизменны, а материальные предметы изменяются и гибнут. В эпоху средневековья - Августин,
Фома Аквинский. В новое время
крупнейшими представителями Субъективный идеализм получил наиболее яркое выражение в учениях английских идеалистов 18 века: Дж. Беркли и Д. Юма.Буржуазная философия нового времени – Декарт. Идеализм исходит из первичности духовного, нематериального, и вторичности материального, что сближает его с догмами религии о конечности мира во времени и пространстве и сотворённости его Богом. Идеализм абсолютизирует
неизбежные трудности в развитии
человеческого познания. Идеализм утверждает,
что мир непознаваем. Субъективные
идеалисты отождествляют В условиях классового общества идеализм возникает как наукообразное продолжение мифологических и религиозно-фантастических представлений. Наука неоднократно опровергала идеализм. Идеализм тормозит научный прогресс. В противопоставление материализму идеализм выступал в качестве мировоззрения консервативных и реакционных классов общества. По своему происхождению и на всех ступенях своего развития идеализм тесно связан с религией. По сути дела, он возник как концептуальное, понятийное выражение религиозного миросозерцания и в последующие эпохи служил, как правило, философским оправданием и обоснованием религиозной веры. Постижение истины осуществляется лишь через мышление, очищенное от «плевел» чувственного восприятия. Сама истина понимается как абсолют, достижимый благодаря тому, что мысль легко постигает то, что ею же самой произведено, т. е. вечный и неизменный мир идей. Критерий истины состоит в ясности и отчетливости наших мыслительных понятий. Основные формы: объективный идеализм, принимающий за основу действительности личностный или безличный всеобщий дух, некое сверхиндивидуальное сознание; субъективный идеализм, сводящий знания о мире к содержанию индивидуального сознания; экзистенциализм; неопозитивизм; неотомизм; феноменология; критический реализм; персонализм; прагматизм; философия жизни; философская антропология. |