Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 12:09, шпаргалка
Работа содержит несколько таблиц по дисциплине "философия"
ТАБЛИЦА №2 Четыре эпохи в философии
Историческая эпоха философии |
Главный философский интерес |
Античность VI в. – III в. н.э. |
Космос |
Средние века IV-XIV вв. |
Бог |
Новое время XVI-XVIII вв. |
Человек и общество |
Новейшее время ХХ в. |
Язык |
ТАБЛИЦА №3 Античная философия
Этап |
Главный философский интерес |
Натурфилософия |
Материальная субстанция (Фалес, Гераклит и др.) Атомы + пустота (Левкипп, Демокрит) Числа (Пифагор) |
Интеллектуализм |
Идеи (Платон) Форма (Аристотель) |
Эллинистическая философия |
Самодостаточность человека (киники) Счастье человека как наслаждение (эпикурейцы) Человек и его космическая судьба (стоики) Мудрое молчание (скептики) |
Неоплатонизм |
Иерархия: Единое–Благо – Мировой Ум – Мировая Душа – Материя |
ТАБЛИЦА №4 Средневековая философия
Этап |
Основной интерес |
Основные идеи |
Философствование в вере (Августин Блаженный) |
Люби Бога и тогда делай что хочешь Воля как сущность личности Свобода как черта воли (а не разума) |
Монотеизм Теоцентризм Креационизм Вера и любовь Любовь к Богу Надежда на спасение Добрая воля Совесть Духовность человека Символизм
|
Гармонизация веры и разума (Фома Аквинский) |
Вера ведет разум, разум подкрепляет веру Философия – это введение к религии Свобода человека как разумная воля движения к совершенству Бога |
ТАБЛИЦА №5 Философия Нового времени
Этап |
Авторы основных философских концепций |
Основной интерес |
XV-XVI вв. |
Гуманизм Эстетическое отношение к | |
XVII в. |
Декарт |
Рационализм, врожденные идеи |
Локк |
Теория познания: сенсуализм | |
XVIII в. |
Кант |
Априорные принципы и их воплощение в науке и морали, ноумены и феномены |
XIX в. |
Гегель |
Абсолютная идея, Абсолютный дух |
Маркс |
Концепция общественно-экономических формаций, критика капитализма | |
Ницше |
Критика «морали рабов» |
ТАБЛИЦА №6 Философия ХХ в.
Главное философское направление |
Главный философский интерес |
Феноменология |
«Работа» сознания с феноменами |
Герменевтика |
Бытие человека в мире, поиск сущего |
Аналитическая философия |
Логический анализ языка, употребление языка |
Постмодернизм |
Деконструкция принятых в обществе правил поведения и ценностей; плюрализм |
ТАБЛИЦА №7 Философия о человеке
Историческая эпоха Философии |
Что такое человек? |
Античность |
Микрокосмос Душа Душа есть проявление идеи (Платон) + тело Душа – это форма человека (Аристотель) |
Средние века |
Духовность + душа + тело; духовность есть связь человека с Богом посредством веры, любви, надежды, совести |
Новое время |
Существо разумное и действующее по законам разума (Локк, Кант, Декарт) Проявление общественных отношений (Маркс) Существо волевое и страстное (Ницше) |
ХХ в. |
Существо, осваивающее мир в соответствии с феноменологической работой сознания (Гуссерль и другие феноменологи) Существо, бытийствующее в мире
и стремящееся к его пониманию
посредством языка и переживани Существо, границей которого, его подлинной природой является язык (Витгенштейн, Остин и другие философы–аналитики) Существо, всегда отличающее себя от принятых в обществе норм, бунтующее против однообразного (Деррида, Фуко, Лиотар и другие постмодернисты) Существо, в котором бессознательное господствует над сознательным (Фрейд) |
ТАБЛИЦА №8 Философия об обществе
Историческая эпоха Философии |
Что такое общество? |
Античность |
Совокупность людей, более или менее удачно живущих по законам справедливости |
Средние века |
«Град земной», стремящийся к «граду небесному» |
Новое время |
Люди, живущие в соответствии с ими же установленным общественным договором (Локк, Руссо) Продукт взаимодействия людей на основе их совместной трудовой деятельности (Маркс) |
ХХ в. |
Коммуникация, взаимосвязь людей по нормам, устанавливаемым в хорошо организованной дискуссии (Хабермас и др.) |
ТАБЛИЦА №9 Три концепции чувственного познания
Философская концепция |
Основное содержание концепции |
Локка |
Чувства комбинируются, сравниваются, подвергаются абстракциям. В результате субъект формирует в своем сознании сложные чувства, знание об отношениях, идеи |
Канта |
Чувства упорядочиваются в соответствии с априорными принципами |
Гуссерля |
Чувства вовлекаются в потоке воображения, так образуется эйдос, знаком которого является понятие и высказывание. Феноменологическая работа позволяет оценить исходные чувства |
ТАБЛИЦА №10 Что такое рациональное познание?
Историческая эпоха философии |
Природа рационального познания |
Античность |
Идеи – это общее, которое существует само по себе и воплощается в вещь (Платон) Сущность – это форма вещи, её внутреннее единство, природа которого выражена в правилах логики (Аристотель) |
Средние века |
Рациональное познание оперирует универсалиями, которые выражают общее; общее существует в Боге, в мыслях человека, в самих вещах (номиналисты) Общее представляет собой мысли – обобщения, концепции (концептуалисты) |
Новое время |
Человеку присущи от рождения ясные идеи, которыми можно оперировать по правилам дедукции (Декарт, Лейбниц). Это – рационализм. Человек обладает доопытными (априорными) принципами, которые определяют возможность логики (Кант) Мысли – это продукт обработки чувств (сенсуализм Локка) Мышление – это наивысшая стадия познания, преодоление порога научности, позволяющее оперировать идеями (Гегель) Мышление и логика есть отображение практики, её самых массовых ситуаций (Маркс) |
ХХ в. |
Рациональное познание – это обобщение, достигаемое в процессе феноменологической работы (феноменологи) Логика – это правила языка, она в первую очередь имеет дело со значениями и смыслами высказываний (аналитики) |