Система образов в романе - фэнтези Роберта Асприна «Ещё один великолепный миф»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 16:04, контрольная работа

Описание

Так как наш анализ предполагает выявление особенностей авторской интерпретации мифологического существа, то в данном случае мы используем источники двух типов:
Роман - фэнтези «Ещё один великолепный миф» Р. Л. Асприна - это источник авторской версии мифологического персонажа;
Научные исследования в области мифологии и фольклора, словари, справочники, бестиарии и описания - это источники сведений о мифологических существах в фольклорном и мифологическом представлении.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3
Система образов……………………………………………………….6
Глава 1.Маг - ученик………………………………………………….8
Глава 2.Демон - маг………………………………………………….12
Глава 3.Маг - вредитель……………………………………………...18
Глава 4 Бесы.………………………………………………………….21
Глава 5. Девол/Дьявол………………………………………………..25
Заключение…………………………………………………………...30
Библиография………………………………………………………...32

Работа состоит из  1 файл

Федеральное Агентство по Образованию.doc

— 171.97 Кб (Скачать документ)

Федеральное Агентство по Образованию

Государственное Образовательное Учреждение

Высшего Профессионального Образования

Омский Государственный Университет им. Ф.М. Достоевского

Филологический факультет

Кафедра русской и зарубежной литературы. 
 
 
 
 
 

Система образов в романе - фэнтези Роберта Асприна

«Ещё один великолепный миф».  
 
 
 
 
 

Курсовая работа

Научный руководитель:

к. филол. н., доц.

Феоктистова И.К. 
 
 
 
 
 
 

Омск, 2007

Оглавление. 

  1. Введение……………………………………………………………….3
  1. Система образов……………………………………………………….6
  1. Глава 1.Маг - ученик………………………………………………….8
  2. Глава 2.Демон - маг………………………………………………….12
  3. Глава 3.Маг - вредитель……………………………………………...18
  4. Глава 4 Бесы.………………………………………………………….21
  5. Глава 5. Девол/Дьявол………………………………………………..25
  6. Заключение…………………………………………………………...30
  7. Библиография………………………………………………………...32
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

   В последнее время особой популярностью пользуется такой жанр литературы, как фэнтези.  Существует множество определений данного жанра. Но на наш взгляд наиболее приемлемым является такое определение, данное в электронной энциклопедии Wikipedia: "Фэнтези (англ. fantasy -- фантазия) -  жанр литературы, появившийся в Англии в середине XX века, примыкающий к научной фантастике, но в более свободной, "сказочной" манере использующий мотивы дальних перемещений в пространстве и времени, инопланетных миров, искусственных организмов, мифологию древних цивилизаций"/21/

   Первым произведением в жанре фэнтези принято считать цикл рассказов о Конане (с 1932 года) Роберта Говарда. Но формирование жанра фэнтези  произошло под влиянием «Властелина Колец» Джона Толкиена, вышедшего в 1955 году. Ведь именно после этого произведения, угасшее было течение последователей Роберта Говарда, возродилось вновь.

   В настоящее время фэнтези развивается и разделяется на поджанры. Так существует эпическое фэнтези, к типичным произведениям которого относят «Властелина Колец» Д. Толкиена, героическое фэнтези, представителем которой является Р. Э. Говард, историческая фэнтези, романтическая фэнтези, юмористическая фэнтези и др.

    Нас наиболее интересует именно последний поджанр. Главную роль в юмористической фэнтези  естестественно занимает юмор: он является составной частью данного поджанра наравне с магией, которая пронизывает всё произведение и мотивом странствий.

   Предметом нашего исследования является система мифологических образов в романе - фэнтези одного из авторов юмористического фэнтези - популярного американского писателя Роберта Линна  Асприна.

   Перу этого писателя принадлежат «Холодные войны» и «Боевая элита                                                                                                                                                                                                                       империи», которые прошли почти незамеченными ни критикой, ни читателями - это были первые его работы; из других его работ выделяется юмористический  НФ-сериал о капитане Уилларде Шутте. Роберт Асприн являлся редактором многотомной серии «Мир воров», для которой писало рассказы большое количества не очень известных американских авторов.

   Мы остановили свой выбор на первой книге, открывающей мифологическую серию «МИФ» Р. Асприна, «Ещё один великолепный миф». Данный роман - фэнтези - хотя  он и является первой книгой серии - это  законченное и вполне самостоятельное произведение, данных которого вполне достаточно для полноценного исследования.

   Наша цель - определить и описать систему мифологических образов романа - фэнтези «Ещё один великолепный миф», охарактеризовать авторскую точку зрения Р. Асприна на примере нескольких конкретных героев.

   Для достижения цели нам потребуется выделить из текста произведения всех мифологических персонажей и выстроить их в соответствии с системой. На данном этапе предполагается обращение к системе, разработанной В. Я. Проппом - классификации персонажей с точки зрения их функционирования в волшебной сказке.

   При анализе мифологических персонажей мы будем пользоваться « универсальной системой признаков, достаточной для идентификации любого мифологического персонажа»/С.40/ и построенной на основе этой системы Схемой описания мифологических персонажей, составленной Виноградовой Л.Н. и Толстой С.М..

   Так как наш анализ предполагает выявление особенностей авторской интерпретации мифологического существа, то в данном случае мы используем  источники двух типов:

  1. Роман - фэнтези «Ещё один великолепный миф» Р. Л. Асприна - это источник авторской версии мифологического персонажа;
  2. Научные исследования в области мифологии и фольклора, словари, справочники, бестиарии и описания - это источники сведений о мифологических существах в фольклорном и мифологическом представлении.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Система образов. 

    Названия всех романов серии «МИФ», к которой относится роман - фэнтези «Ещё один великолепный миф», построены на игре слов - в английском myth (миф) и mis (приставка к словам о неправильном действии - не понимать, ошибаться и т.д.) звучат почти одинаково. Поэтому можно с лёгкостью менять названия на противоположные по смыслу /21/.

   В узком значении миф (греч. mythos - легенда) - это повествование, объясняющее происхождение и сущность мира, предназначение человека. 
В русском языке миф имеет несколько значений: 1) древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о явлениях природы; 2) недостоверный рассказ, выдумка (по Ожегову) или «иносказанье в лицах, вошедшее в поверье» (по Далю).

   В современной языковой ситуации миф утратил такой атрибут, как «древность», но не изменилось ключевое свойство мифа - это его «легендарность», то есть, отнесённость к прошлому и отсутствие чётких доказательств реальности описываемых в нём событий. Эта таинственность, как раз, и объясняет такую притягательность мифов для людей и их огромное социальное влияние.

    Миф - это прежде всего выражение особой формы сознания, способ осмысления окружающей действительности.

    Таким образом, Р.Асприн с первых строк указывает на своё своеобразное восприятие окружающего мира и тех образов, которые этот мир ему приподносит.

    Повествование в романе - фэнтези  ведётся от первого лица, то есть от лица главного героя - мага-ученика Скива. Сюжет романа « Ещё один великолепный миф» сравним с сюжетом змееборчества в волшебной сказке: Скив вместе со своим учителем демоном - магом Аазом походят через много испытаний и предотвращают угрозу, нависшую над всеми измерениями, в лице мага Иштвана.

    Большая часть действующих лиц романа - это мифологические существа:

  1. Маги (медиаторы)
  2. Изверги
  3. Бесы
  4. Дьяволы/деволы
  5. Охотник на демонов
  6. Наёмная убийца
  7. Дракон
  8. Единорог

    Обратимся к классификации персонажей по их функциям, созданной В.Я.Проппом. Согласно Проппу, «сказка знает семь действующих лиц»/14; С.89/ Так как роман - фэнтези и близок по построению сюжета и образам к волшебной сказке и мифу, однако он всё же является плодом фантазии Р.Л.Асприна, и следовательно функции мифологических персонажей прослеживаются не у всех персонажей так четко, как в волшебной сказке.

    В романе присутствует четыре категории мифологических существ, у которых прослеживается аналогичная фольклорным персонажам функция:

  1. герой: Скив, демон - маг Ааз
  2. вредитель: бесы, девол Фрумпель, Иштван
  3. помощник: наёмная убийца Тананда, демон - маг Ааз, охотник на демонов Квингли, дракон, единорог
  4. даритель: девол Фрумпель

    Как мы видим, у некоторых персонажей прослеживается двойственность функции. Все герои произведения имеют свой собственный характер и свою позицию относительно происходящих в романе событий и тем самым сами  вправе выбирать либо сторону героя, либо антигероя.

    Для подробного анализа мы выберем представителей каждой из трёх групп и рассмотрим их.  
 
 

    Глава 2. Маг - ученик 

    В романе - фэнтези «Еще один великолепный миф» образ мага является ключевым, так как главные действующие лица (Ааз и Скив) - это именно маги.

    Маг - это отнюдь не колдун. «Отличие колдуна от мага во всех ипостасях последнего (кудесник, волхв, чародей) состоит в следующем: колдун знается с нечистой силой, через нее получает особые способности, которые и использует во вред окружающим. Подобно ведьмам, колдуны заключают договор с сатаной и продают ему свои души; этот договор скрепляется с кровью»/7; С.507/

    Повествование в романе ведется от первого лица, то есть от лица мага - ученика Скива.

    Данный мифологический персонаж исполняет функцию героя согласно классификации  персонажей по их функциям, созданной В. Я. Проппом.

    Скив - молодой человек с измерения Пент. Сразу оговорим, что, по - мнению автора, «Измерения - это другой мир, на самом деле один из нескольких миров, существующих одновременно с этим, но в других плоскостях»/1;С.18/. Внешность его невзрачна:  невысокого роста, с копной непослушных волос - он не производит  должного впечатления, но при этом в нем есть что - то особенное, «у него есть стиль»/1;С.117/

    Буквально с первых строк автор знакомит нас с жизнью героя до того момента, как он стал учеником великого мага Гаркина: «Я - Скив. Я сильнее любого из них. Я сбежал от попыток отца приковать меня к плугу, как он приковал моего брата. Моя мать умерла из - за своего идеализма, но я использовал ее наставления для выживания. Мой учитель - доверчивый дурак, взявший в ученики вора. Я обставлю их всех. Я - Скив»/1;С.11/ Таким образом, можно сделать вывод, сто герой имеет  весьма неясное представление о морали, но, как это ни странно, при этом всегда остается честен как перед собой, так и перед окружающими. По причине желания стать кем-то большим, чем простым земледельцем, Скив убегает из дома, а чтобы не замёрзнуть зимой в лесу - соглашается стать учеником мага.

     Маг не является источником магии, сверхъестественной силы, он лишь посредник, носитель магии - медиатор - но сам при этом  не есть сверхъестественное существо: «маг - олицетворение сакральной власти - «проекции власти небесной в обществе - и сокровенной мудрости, недоступной профанному миру» /7; С.506/

    Долгое время - около четырех лет - Скив был учеником великого мага Гаркина.  Большую часть своего времени он посвящал левитации металлических предметов (ему виделись преимущества именно этого умения в выбранной профессии вора) и пера, а также он упражнялся в зажигании свечи (это упражнение требовало от него особенной концентрации воли, что говорило о развитии его магических способностей).

     Вследствие такого мировоззрения героя, довольно интересным пред-ставляется осознание им своего социального статуса. Он (до некоторых пор) относит себя больше к воровскому миру, чем к миру магии и тем самым  считает себя в большей степени вором, чем магом. Но с течением времени  и с осознанием дальнейших перспектив, связанных с магической профессией, и бесперспективности воровской профессии, Скив полностью меняет свое мнение. Осознание приходит не сразу: сначала он упорно настаивает на своей принадлежности к воровскому миру, но после знакомства с демоном - магом Аазом, вследствие неудавшейся шутки Гаркина, отношение  героя к этим двум профессиям в корне меняется - доминантой становится профессия мага.

Информация о работе Система образов в романе - фэнтези Роберта Асприна «Ещё один великолепный миф»