Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 02:47, реферат
Сознание всегда есть осознанное бытие, выражение отношения человека к своему бытию. Знание - объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира. Познание - обусловленный прежде всего общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование, такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире.
Введение.......................................................................................................................3
1. «АГНОСТИЦИЗМ» и «СКЕПТИЦИЗМ» их роль в развитии познания..........4
Заключение...................................................................................................................8
Литература...................................................................................................................9
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
"Агинский медицинский колледж имени В. Л. Чимитдоржиева"
РЕФЕРАТ
Дисциплина:
Тема: Скептицизм и агностицизм, их роль в развитии познания.
Выполнил: Адыг А. В.
Проверил: Батогалсанова Б. Д.
Пгт.Агинское
2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................
1. «АГНОСТИЦИЗМ» и «СКЕПТИЦИЗМ» их роль в развитии познания..........4
Заключение....................
Литература....................
Введение.
Сознание всегда есть осознанное бытие, выражение отношения человека к своему бытию. Знание - объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира. Познание - обусловленный прежде всего общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование, такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире.
Вопрос о том, может ли объективная реальность быть данной в сознании человека - а если может, то каким именно образом - давно интересовал людей. Подавляющее большинство философов и ученых утвердительно решают вопрос о том, познаваем ли мир. Однако существуют такие учения, как агностицизм и скептицизм.
В конце IV в. до н. э. появляются признаки кризиса греческой
рабовладельческой демократии. Кризис этот привел к утрате Афинами и другими греческими полисами политической самостоятельности.
Афины вошли в состав огромной державы, созданной Александром Македонским. Быстрый распад этой державы после смерти завоевателя не мог остановить дальнейшее развитие кризиса, глубоко коренившегося в общественных отношениях рабовладельческого общества. Развиваясь далее, кризис этот вызвал глубокие изменения в духовной жизни древнегреческого общества и усилил созерцательный характер древнегреческой философии. В этой связи возникают три главных течения эллинистической философии: скептицизм, эпикуреизм и стоицизм.
1. «АГНОСТИЦИЗМ» и «СКЕПТИЦИЗМ» их роль в развитии познания.
Скептицизм. Скептицизм (греч. skeptikos - рассматривающий, исследующий, критикующий) - философская концепция, охватившая период от IV в. до н. э. по III в. до н. э. и затем от I в. до н. э. и до II в. н. э.
Скептицизм получает наибольшее распространение в те периоды развития общества, когда старые общественные идеалы уже расшатаны, а новые еще не укрепились. В качестве философской доктрины он возник в период кризиса античного общества как реакция на предшествующие философские системы, которые с помощью умозрительных рассуждений пытались объяснить чувственный мир, нередко вступая при этом в противоречия друг с другом.
Основным положением античного скептицизма было требование воздержания от суждения, от решительного предпочтения одного из двух противоречащих друг другу и, с точки зрения скептиков, равносильных суждений.
Скептицизм сложился на основе идей, выработанных предшествующим развитием философии. Уже представители наивной диалектики первых греческих школ отмечали текучесть всех вещей и явлений, относительность качеств, воспринимаемых посредством чувств, отсутствие оснований, которые делали бы оправданным выбор между двумя противоречащими друг другу утверждениями. Идеи подобного рода развивались в учениях элеатов, софистов, в учении Платона о чувственном мире. Однако лишь в эпоху эллинизма, т. е. в условиях разложения рабовладельческого способа производства, эти идеи привели к возникновению скептицизма как особого философского течения.
Продолжая традиции софистов, первые скептики указывали на относительность человеческого познания, на его формальную недоказуемость и зависимость от различных условий (обстоятельства жизни, состояние органов чувств, влияние традиций и привычек и т. п.). Сомнение в возможности общепризнанного доказательного знания легло в основу этической концепции античного скептицизма. Античные скептики проповедовали воздержание от суждений для достижения душевного спокойствия (атараксии) и тем самым счастья, которое и есть цель философии. Однако сами скептики отнюдь не воздерживались от суждений и писали сочинения, где критиковались умозрительные философские догмы и выдвигались доводы (так называемые тропы) в пользу скептицизма.
Родоначальником скептицизма был Пиррон (ок. 365--275 до н. э.). По учению Пиррона, философ - это тот человек, который стремится к счастью. Счастье же может состоять только в невозмутимости и в отсутствии страданий. Желающий достигнуть счастья должен ответить на три вопроса: 1) из чего состоят вещи; 2) как мы должны к ним относиться; 3) какую выгоду получим мы из нашего к ним отношения.
На первый вопрос, по Пиррону, мы нельзя дать никакого ответа: ни о чем нельзя сказать определенно, что оно существует. Поэтому о любом способе познания нельзя сказать, истинный он или ложный, так как всякому утверждению о любом предмете может быть с равным правом противопоставлено противоречащее ему утверждение.
Из невозможности утверждений о предметах Пиррон выводил ответ на второй вопрос: истинно философский способ отношения к вещам состоит в воздержании от каких бы то ни было суждений о них. Это не значит, что не существует ничего достоверного: наши чувственные
восприятия, или впечатления, безусловно достоверны. Заблуждения возникают лишь в суждениях - там, где высказывающий пытается от кажущегося и являющегося заключать к тому, что существует поистине. Ответом на второй вопрос определяется, по Пиррону, и ответ на третий вопрос: выгодой, проистекающей из воздержания от всяких суждений, будет невозмутимость, или безмятежность, в которой скептицизм видит высшую ступень возможного для философа блаженства.
Основные положения Пиррона получили свое дальнейшее развитие в учении его последователей: Тимона, Энесидема и Секста-Эмпирика - позднего представителя скептицизма, жившего во II в. н. э. Скептиками также были Диоген, Аркесилай, Карнеад и др.
Агностицизм. Термин агностицизм введен английским естествоиспытателем Гексли. Агностицизм (от греческого agnostos - непознаваемый; а - отрицание и gnosis - знание) - такое течение, представители которого либо сомневались, либо полностью отрицали принципиальную возможность познания объективного мира человеком,
выявления его закономерностей и постижения объективной истины. Агностики не отрицают сам процесс познания, но они ограничивают познавательные возможности человека. Например, сводят познание мира лишь к отражению внешних явлений.
Первой исторической формой агностицизма был античный скептицизм. В Новое время наиболее известными агностиками были английский философ Д. Юм, Д. Беркли, а позже и немецкий философ И. Кант, согласно которому предметы, хотя и существуют объективно, но представляют собой непознаваемые «вещи-в-себе».
При характеристике агностицизма следует иметь в виду следующее. Во-первых, нельзя представлять его как концепцию, отрицающую сам факт существования познания, который (факт) агностицизм и не опровергает. Речь ведется не о познании, а о выяснении его возможностей и о том, что оно собой представляет в отношении к реальной действительности. Во-вторых, элементы агностицизма можно обнаружить в самых различных философских системах. Поэтому, в частности, неверно отождествлять всякий идеализм с агностицизмом. Так, немецкий философ Гегель, будучи объективным идеалистом, критиковал агностицизм, признавал познаваемость мира, разработал диалектическую теорию познания, указывая на активность субъекта в этом процессе. Однако он толковал познание как развитие, самопознание мирового духа, абсолютной идеи.
В-третьих, живучесть агностицизма объясняется тем, что он смог уловить некоторые реальные трудности и сложные проблемы процесса познания, которые и по сей день не получили окончательного решения. Это, в частности, неисчерпаемость, границы познания, невозможность полного постижения вечно изменяющегося бытия, его субъективное преломление в органах чувств и мышления человека - ограниченных по своим возможностям и т. п. Между тем самое решительное опровержение агностицизма содержится в чувственно-предметной деятельности людей, в практике, в научном эксперименте и материальном производстве. Если они, познавая те или иные явления, преднамеренно их воспроизводят, то «непознаваемой вещи-в-себе» не остается места.
Заключение
В целом скептицизм сыграл важную роль в опровержении догматизма средневековой идеологии. В трудах Монтеня, Шаррона, Бейля и других подвергались сомнению аргументы теологов, подготавливалась почва для усвоения материализма. С другой, стороны, скептицизм Паскаля, Юма, Канта и других ограничивал возможности разума вообще и расчищал место для религиозной веры. В современной философии традиционные аргументы скептицизм своеобразно перенял позитивизм, который считает бессмысленными любые суждения, обобщения и гипотезы, недоступные прямой проверке опытом. В диалектическом материализме скептицизм признается как элемент познания (сомнение, самокритика и т. п.), не абсолютизируемый до значения философской концепции, перерастающей в агностицизм.
Агностицизм спекулирует на естественных трудностях и противоречиях познавательного процесса, его незавершенности. Агностику свойственно утверждать, говоря словами поэта Омара Хайяма, что «мне известно, что мне ничего не известно…», а поскольку «…истина вечно уходит из рук, не пытайся понять непонятное, друг…». Дескать, «пути господни неисповедимы», «чужая душа - потемки», «чем больше познаем - тем меньше знаем» и т. д.
Источниками агностицизма являются также сложность и неисчерпаемость самого окружающего мира, ограниченность возможностей человека, несовершенство экспериментальной базы исследований. Но все же агностицизм как воззрение преодолевается совокупным ходом познания и его очевидными результатами, историей труда и промышленности как важнейшими «вещественными» доказательствами огромных познавательных возможностей человечества. Однако познание - сложный процесс, в ходе которого правомочно сомнение.
ЛИТЕРАТУРА
1. Квасов Г.Г., Гордиенко Л.Н. Философия. - М.: Финстатинформ, 1998.
2. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М.: Высш. шк., 1991.
3. Философия. - Ростов н /Д.: Феникс, 1998.
4. Горбачев В.Г. Основы философии. - М.: Владос, 1998.
5. Радугин А.А. Философия. - М.: Владос, 1995.
6. Немировский А.И. У истоков исторической мысли. - Воронеж:
Издательство Воронежского университета, 1979.
7. Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1986.
Информация о работе Скептицизм и агностицизм, их роль в развитии познания