Скептицизм и агностицизм, их роль в развитии познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 02:47, реферат

Описание

Сознание всегда есть осознанное бытие, выражение отношения человека к своему бытию. Знание - объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира. Познание - обусловленный прежде всего общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование, такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире.

Содержание

Введение.......................................................................................................................3
1. «АГНОСТИЦИЗМ» и «СКЕПТИЦИЗМ» их роль в развитии познания..........4
Заключение...................................................................................................................8
Литература...................................................................................................................9

Работа состоит из  1 файл

Адыг Адыгбай Викторович.rtf

— 82.49 Кб (Скачать документ)

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

"Агинский медицинский колледж имени В. Л. Чимитдоржиева"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

Дисциплина:                                 Философия

Тема:                  Скептицизм и агностицизм, их роль в развитии познания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:                Адыг А. В.

Проверил:  Батогалсанова Б. Д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пгт.Агинское

2013

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.......................................................................................................................3

1. «АГНОСТИЦИЗМ» и «СКЕПТИЦИЗМ» их роль в развитии познания..........4

Заключение...................................................................................................................8

Литература...................................................................................................................9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Введение.

  Сознание  всегда есть осознанное бытие, выражение отношения человека к своему бытию. Знание  -  объективная  реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира. Познание - обусловленный прежде всего общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование, такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире.

Вопрос о  том, может ли объективная реальность быть данной в сознании человека - а если может, то каким именно образом - давно интересовал людей. Подавляющее большинство философов и ученых утвердительно решают вопрос о том, познаваем ли мир. Однако существуют  такие  учения, как  агностицизм  и  скептицизм.

В   конце  IV в.  до   н. э.    появляются    признаки    кризиса    греческой

рабовладельческой  демократии. Кризис  этот  привел  к  утрате  Афинами и  другими  греческими  полисами  политической  самостоятельности.

Афины вошли в состав огромной державы, созданной Александром Македонским.  Быстрый  распад  этой  державы  после  смерти  завоевателя не мог остановить дальнейшее развитие кризиса, глубоко коренившегося в общественных отношениях рабовладельческого общества. Развиваясь далее, кризис этот вызвал глубокие изменения в духовной   жизни  древнегреческого  общества  и  усилил   созерцательный характер древнегреческой философии. В этой связи возникают три главных  течения  эллинистической  философии: скептицизм, эпикуреизм  и  стоицизм.

 

 

1. «АГНОСТИЦИЗМ» и «СКЕПТИЦИЗМ» их роль в развитии познания.

Скептицизм. Скептицизм (греч. skeptikos - рассматривающий, исследующий, критикующий) - философская концепция, охватившая период  от  IV в.  до н. э.  по  III в. до  н. э.  и  затем  от  I в.  до  н. э.  и  до  II в. н. э.

Скептицизм получает наибольшее распространение в те периоды развития  общества, когда  старые  общественные  идеалы  уже  расшатаны, а  новые еще не укрепились. В качестве философской доктрины он  возник  в  период  кризиса  античного  общества  как  реакция на предшествующие философские системы, которые с помощью умозрительных рассуждений пытались объяснить чувственный мир, нередко  вступая  при  этом  в  противоречия  друг  с  другом.

Основным положением античного скептицизма было требование воздержания  от  суждения, от  решительного  предпочтения  одного  из двух противоречащих друг другу и, с точки зрения скептиков, равносильных  суждений.

    Скептицизм   сложился  на  основе  идей,  выработанных   предшествующим развитием философии. Уже представители наивной диалектики первых греческих школ отмечали текучесть всех вещей и явлений, относительность качеств, воспринимаемых посредством чувств, отсутствие оснований, которые делали бы оправданным выбор между двумя противоречащими друг  другу  утверждениями. Идеи подобного рода развивались в учениях элеатов, софистов, в учении Платона о чувственном  мире. Однако лишь в эпоху эллинизма, т. е. в условиях разложения  рабовладельческого  способа  производства, эти  идеи  привели   к   возникновению   скептицизма    как    особого    философского течения.

    Продолжая традиции софистов, первые скептики указывали на относительность человеческого познания, на его формальную недоказуемость и зависимость от различных условий (обстоятельства жизни, состояние  органов  чувств, влияние традиций  и  привычек  и         т. п.). Сомнение  в  возможности  общепризнанного  доказательного  знания легло в основу этической концепции античного скептицизма. Античные  скептики проповедовали воздержание от суждений для достижения душевного спокойствия (атараксии) и тем самым счастья, которое и есть цель философии. Однако сами скептики отнюдь не воздерживались от суждений и писали сочинения,  где критиковались умозрительные философские догмы и выдвигались  доводы (так называемые тропы)  в  пользу  скептицизма.

    Родоначальником  скептицизма  был  Пиррон  (ок. 365--275 до н. э.).   По учению Пиррона, философ - это тот человек, который стремится к счастью. Счастье же может состоять только в невозмутимости и в отсутствии  страданий. Желающий  достигнуть  счастья  должен  ответить на три вопроса: 1) из чего состоят вещи; 2) как мы должны к ним относиться; 3) какую  выгоду  получим  мы  из  нашего к  ним   отношения.

    На  первый  вопрос, по  Пиррону, мы  нельзя  дать  никакого  ответа: ни  о  чем  нельзя  сказать  определенно, что  оно  существует. Поэтому о любом  способе  познания  нельзя  сказать, истинный  он  или  ложный, так как  всякому  утверждению о любом предмете может быть с равным правом  противопоставлено  противоречащее  ему  утверждение.

Из невозможности утверждений о предметах  Пиррон  выводил  ответ  на второй вопрос: истинно философский способ отношения к вещам состоит в воздержании от каких бы то ни было суждений о них. Это не значит,  что   не   существует   ничего   достоверного:   наши    чувственные

восприятия, или впечатления, безусловно достоверны. Заблуждения возникают лишь в суждениях - там, где высказывающий пытается от кажущегося и являющегося заключать к тому, что существует поистине. Ответом на второй вопрос определяется, по Пиррону, и ответ на третий вопрос: выгодой, проистекающей из воздержания от всяких суждений, будет невозмутимость, или безмятежность, в которой скептицизм видит высшую  ступень  возможного  для  философа  блаженства.

    Основные положения Пиррона получили свое дальнейшее развитие в учении его последователей: Тимона, Энесидема и Секста-Эмпирика - позднего представителя скептицизма, жившего во II в. н. э. Скептиками также  были  Диоген,  Аркесилай,  Карнеад  и  др.

    Агностицизм. Термин агностицизм введен английским естествоиспытателем Гексли. Агностицизм  (от греческого agnostos -  непознаваемый; а - отрицание и gnosis - знание) - такое течение, представители которого либо сомневались, либо полностью отрицали принципиальную   возможность  познания  объективного  мира  человеком,

выявления его закономерностей и постижения объективной истины. Агностики не отрицают сам процесс познания, но они ограничивают познавательные возможности человека. Например, сводят познание мира лишь  к  отражению  внешних  явлений.

Первой  исторической  формой  агностицизма был античный скептицизм. В Новое время наиболее известными агностиками были английский  философ Д. Юм, Д. Беркли, а позже  и  немецкий  философ   И. Кант, согласно  которому  предметы, хотя  и  существуют  объективно, но  представляют  собой  непознаваемые  «вещи-в-себе».

При  характеристике  агностицизма  следует  иметь  в  виду  следующее. Во-первых, нельзя представлять его как концепцию, отрицающую сам факт существования познания, который (факт) агностицизм и не опровергает. Речь  ведется  не о  познании, а о выяснении его возможностей и о том, что оно собой представляет в отношении к реальной действительности. Во-вторых, элементы агностицизма можно обнаружить в самых различных философских системах. Поэтому, в частности, неверно  отождествлять  всякий идеализм с агностицизмом. Так, немецкий философ Гегель, будучи объективным идеалистом, критиковал    агностицизм,   признавал   познаваемость    мира,  разработал диалектическую  теорию познания, указывая на активность субъекта в этом процессе. Однако он  толковал  познание  как  развитие, самопознание  мирового  духа, абсолютной  идеи.

В-третьих, живучесть агностицизма объясняется тем, что он смог уловить некоторые реальные трудности и сложные проблемы процесса познания, которые и по сей день не получили окончательного решения. Это, в частности, неисчерпаемость, границы познания, невозможность полного постижения вечно изменяющегося бытия, его субъективное преломление в органах  чувств  и  мышления  человека - ограниченных  по своим  возможностям  и  т. п. Между тем самое решительное опровержение агностицизма содержится в чувственно-предметной деятельности  людей, в  практике, в  научном эксперименте и материальном производстве. Если они, познавая те или иные явления, преднамеренно  их  воспроизводят, то  «непознаваемой  вещи-в-себе»  не  остается  места.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В целом скептицизм сыграл  важную  роль  в  опровержении  догматизма  средневековой  идеологии. В трудах Монтеня, Шаррона, Бейля и других подвергались сомнению аргументы  теологов, подготавливалась  почва  для  усвоения  материализма. С  другой, стороны, скептицизм Паскаля, Юма, Канта и других ограничивал возможности разума вообще  и  расчищал  место  для  религиозной  веры. В современной философии традиционные аргументы скептицизм своеобразно перенял позитивизм,    который     считает     бессмысленными    любые    суждения, обобщения и гипотезы, недоступные прямой проверке опытом. В диалектическом материализме скептицизм признается как элемент познания (сомнение, самокритика и т. п.), не абсолютизируемый до значения  философской  концепции,  перерастающей  в  агностицизм.

Агностицизм спекулирует на естественных трудностях  и  противоречиях познавательного процесса, его незавершенности. Агностику  свойственно  утверждать, говоря  словами поэта Омара Хайяма, что  «мне  известно, что  мне  ничего  не  известно…», а  поскольку «…истина  вечно  уходит  из  рук, не  пытайся  понять непонятное, друг…». Дескать, «пути  господни  неисповедимы»,  «чужая  душа - потемки», «чем больше  познаем  -  тем  меньше  знаем»  и  т. д.

    Источниками агностицизма являются также сложность и неисчерпаемость самого окружающего мира, ограниченность возможностей человека, несовершенство экспериментальной базы исследований. Но все же агностицизм как воззрение преодолевается совокупным  ходом  познания  и  его  очевидными  результатами, историей труда и промышленности как важнейшими «вещественными» доказательствами  огромных  познавательных  возможностей  человечества. Однако  познание  -  сложный  процесс, в  ходе  которого  правомочно  сомнение.

ЛИТЕРАТУРА

1. Квасов Г.Г., Гордиенко Л.Н. Философия. - М.: Финстатинформ, 1998.

2. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М.: Высш. шк., 1991.

3. Философия. - Ростов н /Д.: Феникс, 1998.

4. Горбачев В.Г.  Основы философии. - М.: Владос, 1998.

5. Радугин А.А. Философия. - М.: Владос, 1995.

6. Немировский А.И.  У истоков  исторической  мысли. - Воронеж:  

Издательство  Воронежского  университета, 1979.

7. Философский  словарь. Под  ред.  И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1986.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Скептицизм и агностицизм, их роль в развитии познания