Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 17:42, курсовая работа
Представленная курсовая работа посвящена теме «В.Соловьев о сущности любви». Актуальность исследования тематики любви в русской философии обусловлена реалиями российской действительности, особенно в современный кризисный период, когда подорваны ценностные, духовные основы жизни россиян, когда отношения между ними крайне отчуждены и необходимо духовное оздоровление общества. Человек жив любовью и она должна спасти его. С другой стороны, данная тема представляет огромный научный интерес в силу оригинальности философского осмысления любви, представленного В.Соловьевым, основанного на синтезе антропологического и богословско-мистического толкования феномена любви.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ В.С.СОЛОВЬЕВА………………………….4
1.1. Краткие биографические данные…………………………………………..4
1.2. Личность и творчество русского философа……………………………….7
ГЛАВА 2. ФИЛОСОФИЯ ЛЮБВИ В.С.СОЛОВЬЕВА………………………10
2.1. Любовная тематика «Софии»……………………………………………...10
2.2. Христианские параллели в философии любви…………………………...13
ГЛАВА 3. ЛЮБОВЬ КАК ЦЕНТРАЛЬНАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА «СМЫСЛА ЛЮБВИ»……………………………………………………15
3.1. Влияние любви на исторический процесс………………………………...15
3.2. Смысл и достоинство любви как высшего чувства………………………16
3.3. Исключительность силы половой любви…………………………………17
3.4. Задачи любви и ее истинное значение…………………………………….19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВАМ………………………………………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...23
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….24
Признавая важность половой любви, Соловьев говорит о необходимости просветления и одухотворения плоти, изживания различных половых отклонений и извращений. Физическая сторона в любви важна, но она не является главной целью. Истинная любовь бывает и без физического соединения, да и физическая близость бывает без любви. Иными словами, если физиология становится целью, она губит любовь.
3.4.
Задачи любви и
ее истинное назначение
Ответив на вопрос о сущности любви, автор начинает рассуждать : а что подразумевает перед собой половая любовь и какие задачи она перед собой ставит? Цит: «Любовь для человека есть пока то же, чем был разум ля мира животного: она существует в своих зачатках или задатках, но еще не на самом деле.» [8,c.451]
В связи с этим, задача любви состоит в том, чтобы оправдать на деле тот смысл любви, который сначала дан только в чувстве; требуется такое сочетание двух данных ограниченных существ, которое создало бы из них одну абсолютную идеальную личность. - Эта задача не только не заключает в себе никакого внутреннего противоречия и никакого несоответствия со всемирным смыслом, но она прямо дана нашей духовной природой, особенность которой состоит именно в том, что человек может, оставаясь самим собой, в своей собственной форме вместить абсолютное содержание, стать абсолютной личностью.
Создать истинного человека, как свободное единство мужского и женского начала, сохраняющих свою формальную обособленность, но преодолевающих свою существенную рознь и распадение,- это и есть ближайшая задача любви. Она состоит не в том, чтобы выдумать от себя что-нибудь совершенно новое, а лишь в том, чтобы последовательно проводить далее и до конца то, что уже зачаточно дано в самой природе дела, в самой основе процесса. Но если слово в человечестве развивалось и развивается, то относительно любви люди оставались и остаются до сих пор при одних природных зачатках, да и те плохо понимаются в их истинном смысле.
В
чувстве любви по основному его
смыслу мы утверждаем безусловное значение
другой индивидуальности, а через это
и безусловное значение своей собственной.
Это чувство, если оно сильно и вполне
сознательно, не может примириться с уверенностью
в предстоящем одряхлении и смерти любимого
лица и своей собственной. Представлять
себе можно все, что угодно, но любить можно
только живое, конкретное, а, любя его действительно,
нельзя примириться с уверенностью в его
разрушении.[8,c.463]
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВАМ
Глава 1. Личность Владимира Соловьева давно уже стала символом, а отдельные события этой жизни превратились в миф вскоре после смерти мыслителя. Сегодня философия Соловьева опознается как образец классического типа философствования, он первый стал заниматься темами или предметами самой философии, а не мнениями об этих темах западных философов и через это стал первым русским философом.
Глава 2. Русская философия в лице В. Соловьева и его последователей придает особое значение концепции конкретно существующих идеальных принципов( София) и их воплощению. Высшая, абсолютная любовь является синтезом двух предшествующих. Ее предметом должно быть существо индивидуальное, данное нашим чувствам, но представляющее собой всеобщее начало, или являющееся воплощением этого начала Божественная или абсолютная любовь — любовь к воплощенной Софии.
Глава 3. Половая любовь и размножение рода находятся между собою в обратном отношении: чем сильнее одно, тем слабее другая.
По Соловьеву, сильная любовь весьма обыкновенно остается неразделенной; сильная страсть приводит к трагическому концу, не доходя до произведения потомства, а счастливая любовь остается бесплодною.
Смысл
и достоинство любви как
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, написав курсовую работу на тему «В.С. Соловьев о смысле любви» я произвела анализ соответствующей литературы и могу подвести следующий итог.
Философ Соловьев предпринял очень интересную попытку указать на сущность любви с религиозной позиции. Суть половой любви - в объединении двух индивидуальностей с "убитым эгом", вернее с эгом, которое сумело выйти за пределы собственной индивидуальности и стать единым как бы с "чужой" индивидуальностью, а "чужая" индивидуальность соответственно вышла за пределы своего эго. Такое объединенное существо с "убитыми эго и наполненное любовью", и есть в первом приближении, цель человеческой любви. Конечная цель любви, - это не просто средство идеального единения двух индивидуальностей, а средство преобразования всего мира, разрушения его материальной основы. Представляя материю как Женщину, а Бога - как Мужчину, Соловьев показывает, что в абсолютном, вселенском смысле цель нашей любви - это единение всеобщей женской природы человечества с мужской божественной сущностью.
Я считаю, развитие этой мысли очень интересно и показательно в том смысле, что частично раскрывает, хоть и другими словами, концепцию мироздания, как совокупность разделенного, но стремящегося к объединению мужского и женского начала.
Так же я согласна с проблемой, что количество влюблённых пар ничтожно мало по отношению к количеству носителей безответной любви. Ведь безответная любовь нередко приводит к суициду, к безрассудным поступкам, на которые индивид не был бы способен в нормальном состоянии.
Главный
итог рассуждений Соловьева
Позиция Владимира Соловьёва, изложенная им в трактате «Смысл любви» на мой взгляд достойна особой значимости в русской философии. В наше время, когда человек отделил себя культурой от природы, когда социальное оказывает глубочайшее влияние на индивидуальное, зачастую вытесняя его, человек ищет те смыслы, которые определят его существование в мире. Одним из этих смыслов человек считает любовь, так и не имея возможности постигнуть ее сути.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Зеньковский В. В. История русской философии. СПб: «Раритет» в 2х т ., 2001. Т. 1. -754с.
2. Козырев А.П. Вопросы философии. М.— 1995.— №7// Смысл любви в философии Владимира Соловьева и ее гностические параллели. С.59-78
3. Лосев А.Ф. Творческий
путь Владимира Соловьева. [Электронный
ресурс] / Режим доступа- http://www.vehi.net/soloviev/
4. Лосский Н.О. История русской философии. – М.: Высшая школа, 1991 – 567с.
5. Лишаев С. А. История русской философии. Часть II. Книга 2: Вторая половина XIX века (Н. Ф. Федоров, П. Д. Юркевич, В. С. Соловьев). Курс лекций : учебное пособие / С. А. Лишаев. — Самара., 2006. — стр. 67-116
6. Лукьянов, С. М. О Владимире Соловьеве в его молодые годы. Материалы к биографии : в трех кн. Кн. 3. М., 1990. С. 47–48.
7. Творческий
путь Владимира Соловьева.
8. Соловьев
В.С. Избранные произведения// «Смысл любви».
Серия «Выдающиеся мыслители». Ростов-на-Дону:»Феникс»,1998..
9. Соловьев В.С. Сочинения. В 2-х томах. Т.1. Философская публицистика.– М.:Правда, 1989. 782с.
10. Кн. Евгений Трубецкой.
Миросозерцание Вл.Соловьева (в 2-х тт)
–М. 1997. Т2.-439с.
ПРИЛОЖЕНИЕ