"Смысл любви" в философии В.Соловьева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 17:42, курсовая работа

Описание

Представленная курсовая работа посвящена теме «В.Соловьев о сущности любви». Актуальность исследования тематики любви в русской философии обусловлена реалиями российской действительности, особенно в современный кризисный период, когда подорваны ценностные, духовные основы жизни россиян, когда отношения между ними крайне отчуждены и необходимо духовное оздоровление общества. Человек жив любовью и она должна спасти его. С другой стороны, данная тема представляет огромный научный интерес в силу оригинальности философского осмысления любви, представленного В.Соловьевым, основанного на синтезе антропологического и богословско-мистического толкования феномена любви.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ В.С.СОЛОВЬЕВА………………………….4
1.1. Краткие биографические данные…………………………………………..4
1.2. Личность и творчество русского философа……………………………….7
ГЛАВА 2. ФИЛОСОФИЯ ЛЮБВИ В.С.СОЛОВЬЕВА………………………10
2.1. Любовная тематика «Софии»……………………………………………...10
2.2. Христианские параллели в философии любви…………………………...13
ГЛАВА 3. ЛЮБОВЬ КАК ЦЕНТРАЛЬНАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА «СМЫСЛА ЛЮБВИ»……………………………………………………15
3.1. Влияние любви на исторический процесс………………………………...15
3.2. Смысл и достоинство любви как высшего чувства………………………16
3.3. Исключительность силы половой любви…………………………………17
3.4. Задачи любви и ее истинное значение…………………………………….19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВАМ………………………………………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...23
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….24

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 123.00 Кб (Скачать документ)

     Признавая важность половой любви, Соловьев говорит  о необходимости просветления и  одухотворения плоти, изживания  различных половых отклонений и  извращений. Физическая сторона в  любви важна, но она не является главной  целью. Истинная любовь бывает и без физического соединения, да и физическая близость бывает без любви. Иными словами, если физиология становится целью, она губит любовь.

3.4. Задачи любви и  ее истинное назначение 

     Ответив на вопрос о сущности любви, автор  начинает рассуждать : а что подразумевает перед собой половая любовь и какие задачи она перед собой ставит? Цит: «Любовь для человека есть пока то же, чем был разум ля мира животного: она существует в своих зачатках или задатках, но еще не на самом деле.» [8,c.451]

     В связи с этим, задача любви состоит в том, чтобы оправдать на деле тот смысл любви, который сначала дан только в чувстве; требуется такое сочетание двух данных ограниченных существ, которое создало бы из них одну абсолютную идеальную личность. - Эта задача не только не заключает в себе никакого внутреннего противоречия и никакого несоответствия со всемирным смыслом, но она прямо дана нашей духовной природой, особенность которой состоит именно в том, что человек может, оставаясь самим собой, в своей собственной форме вместить абсолютное содержание, стать абсолютной личностью.

     Создать истинного человека, как свободное  единство мужского и женского начала, сохраняющих свою формальную обособленность, но преодолевающих свою существенную рознь и распадение,- это и есть ближайшая задача любви. Она состоит не в том, чтобы выдумать от себя что-нибудь совершенно новое, а лишь в том, чтобы последовательно проводить далее и до конца то, что уже зачаточно дано в самой природе дела, в самой основе процесса. Но если слово в человечестве развивалось и развивается, то относительно любви люди оставались и остаются до сих пор при одних природных зачатках, да и те плохо понимаются в их истинном смысле.

     В чувстве любви по основному его  смыслу мы утверждаем безусловное значение другой индивидуальности, а через это и безусловное значение своей собственной. Это чувство, если оно сильно и вполне сознательно, не может примириться с уверенностью в предстоящем одряхлении и смерти любимого лица и своей собственной. Представлять себе можно все, что угодно, но любить можно только живое, конкретное, а, любя его действительно, нельзя примириться с уверенностью в его разрушении.[8,c.463] 

ВЫВОДЫ  ПО ГЛАВАМ

Глава 1.  Личность Владимира Соловьева давно уже стала символом, а отдельные события этой жизни превратились в миф вскоре после смерти мыслителя. Сегодня философия Соловьева опознается как образец классического типа философствования, он первый стал заниматься темами или предметами самой философии, а не мнениями об этих темах западных философов и через это стал первым русским философом.

Глава 2.  Русская философия в лице В. Соловьева и его последователей придает особое значение концепции конкретно существующих идеальных принципов( София) и их воплощению. Высшая, абсолютная любовь является синтезом двух предшествующих. Ее предметом должно быть существо индивидуальное, данное нашим чувствам, но представляющее собой всеобщее начало, или являющееся воплощением этого начала Божественная или абсолютная любовь — любовь к воплощенной Софии.

Глава 3. Половая любовь и размножение рода находятся между собою в обратном отношении: чем сильнее одно, тем слабее другая.

     По  Соловьеву, сильная любовь весьма обыкновенно  остается неразделенной; сильная страсть  приводит к трагическому концу, не доходя до произведения потомства, а счастливая любовь остается бесплодною.

     Смысл и достоинство любви как чувства  состоит в том, что она заставляет нас действительно всем нашим  существом признать за другим то безусловное  центральное значение, которое, в  силу эгоизма, мы ощущаем только в самих себе. Чувство любви само по себе есть только побуждение, внушающее нам, что мы можем и должны воссоздать целость человеческого существа. Истинная любовь есть та, которая не только утверждает в субъективном чувстве безусловное значение человеческой индивидуальности в другом и в себе, но и оправдывает это безусловное значение в действительности, действительно избавляет нас от неизбежности смерти и наполняет абсолютным содержанием нашу жизнь. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Таким образом, написав курсовую работу на тему «В.С. Соловьев о смысле любви» я произвела анализ соответствующей литературы и могу подвести следующий итог.

     Философ Соловьев предпринял очень интересную попытку указать на сущность любви с религиозной позиции. Суть половой любви - в объединении двух индивидуальностей с "убитым эгом", вернее с эгом, которое сумело выйти за пределы собственной индивидуальности и стать единым как бы с "чужой" индивидуальностью, а "чужая" индивидуальность соответственно вышла за пределы своего эго. Такое объединенное существо с "убитыми эго и наполненное любовью", и есть в первом приближении, цель человеческой любви. Конечная цель любви, - это не просто средство идеального единения двух индивидуальностей, а средство преобразования всего мира, разрушения его материальной основы. Представляя материю как Женщину, а Бога - как Мужчину, Соловьев показывает, что в абсолютном, вселенском смысле цель нашей любви - это единение всеобщей женской природы человечества с мужской божественной сущностью.

     Я считаю, развитие этой мысли очень интересно и показательно в том смысле, что частично раскрывает, хоть и другими словами, концепцию мироздания, как совокупность разделенного, но стремящегося к объединению мужского и женского начала.

     Так же я согласна с проблемой, что количество влюблённых пар ничтожно мало по отношению к количеству носителей безответной любви. Ведь безответная любовь нередко приводит к суициду, к безрассудным поступкам, на которые индивид не был бы способен в нормальном состоянии.

     Главный итог рассуждений Соловьева заключается  в том, что любовь, по его словам, это попытка трансформировать мир. Этот вывод я не считаю корректным, так как человек уже прошёл очень много стадий своего развития, однако любовь не видоизменяется, она остаётся прежней, все к ней стремятся, но далеко не многие достигают. По Соловьёву любящий человек убивает своё эго и признаёт за другим исключительность. Он любит даже если объект его любви не отвечает ему взаимностью.

     Позиция Владимира Соловьёва, изложенная им в трактате «Смысл любви» на мой взгляд достойна особой значимости в русской философии. В наше время, когда человек отделил себя культурой от природы, когда социальное оказывает глубочайшее влияние на индивидуальное, зачастую вытесняя его, человек ищет те смыслы, которые определят его существование в мире. Одним из этих смыслов человек считает любовь, так и не имея возможности постигнуть ее сути.

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Зеньковский В. В. История русской философии. СПб: «Раритет» в 2х т ., 2001. Т. 1. -754с.

2. Козырев А.П.  Вопросы философии. М.— 1995.— №7// Смысл любви в философии Владимира Соловьева и ее гностические параллели. С.59-78

3. Лосев А.Ф. Творческий путь Владимира Соловьева. [Электронный ресурс] / Режим доступа- http://www.vehi.net/soloviev/losev.html -(дата обращения 19.03.2011 )

4. Лосский Н.О. История русской философии. – М.: Высшая школа, 1991 – 567с.

5. Лишаев С. А. История русской философии. Часть II. Книга 2: Вторая половина XIX века (Н. Ф. Федоров, П. Д. Юркевич, В. С. Соловьев). Курс лекций : учебное пособие / С. А. Лишаев. — Самара., 2006. — стр. 67-116

6. Лукьянов, С. М. О Владимире Соловьеве  в его молодые годы. Материалы  к биографии : в трех кн. Кн. 3. М., 1990. С. 47–48.

7. Творческий  путь Владимира Соловьева. Вступительная  статья А.Ф.Лосева и А.В.Гулыги//Вл.Соловьев. Сочинения : в 2т. М,1998,Т1-698с.

8. Соловьев В.С. Избранные произведения// «Смысл любви». Серия «Выдающиеся мыслители». Ростов-на-Дону:»Феникс»,1998..-579с.

9. Соловьев  В.С. Сочинения. В 2-х томах.  Т.1. Философская публицистика.–  М.:Правда, 1989. 782с.

10. Кн. Евгений Трубецкой. Миросозерцание Вл.Соловьева (в 2-х тт) –М. 1997. Т2.-439с. 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ

  1. Цит.: «Разительное этому подтверждение мы находим в следующем великом факте. В пределах живых, размножающихся исключительно половым образом (отдел позвоночных), чем выше поднимаемся мы по лестнице организмов, тем сила размножения становится меньше, а сила полового влечения, напротив, больше. В низшем классе этого отдела - у рыб - размножение происходит в огромных размерах: зародыши, порождаемые ежегодно каждою самкою, считаются миллионами; эти зародыши оплодотворяются самцом вне тела самки, и способ, каким это делается, не позволяет предполагать сильного полового влечения. Изо всех позвоночных животных этот хладнокровный класс несомненно более всех размножается и менее всех обнаруживает любовную страсть. На следующей ступени - у земноводных и гадов - размножение гораздо менее значительно, чем у рыб, хотя по некоторым своим видам этот класс не без основания относится Библией к числу существ, кишмя кишащих (шерец ширцу); но при меньшем размножении мы уже находим у этих животных более тесные половые отношения... У птиц сила размножения гораздо меньше не только сравнительно с рыбами, но и сравнительно, например, с лягушками, а половое влечение и взаимная привязанность между самцом и самкою достигают небывалого в двух низших классах развития. У млекопитающих - они же живородящие - размножение значительно слабее, чем у птиц, а половое влечение хотя у большинства менее постоянно, но зато гораздо интенсивнее. Наконец, у человека сравнительно со всем животным царством размножение совершается в наименьших размерах, а половая любовь достигает наибольшего значения и высочайшей силы, соединяя в превосходной степени постоянство отношения (как у птиц) и напряженность страсти (как у млекопитающих). Итак, половая любовь и размножение рода находятся между собою в обратном отношении: чем сильнее одно, тем слабее другая.» [8,c.427-428]
  2. Цит.: «По теории Ромео и Джульетта должны были бы соответственно своей великой взаимной страсти породить какого-нибудь очень великого человека, по крайней мере Шекспира, но на самом деле, как известно, наоборот: не они создали Шекспира, как следовало бы по теории, а он их, и притом без всякой страсти - путем бесполого творчества. Ромео и Джульетта, как и большинство страстных любовников, умерли, не породив никого, а породивший их Шекспир, как и прочие великие люди, родился не от безумно влюбленной пары, а от заурядного житейского брака (и сам он хотя испытывал сильную любовную страсть, как видно, между прочим, из его сонетов, но никакого замечательного потомства отсюда не произошло). Рождение Христофора Колумба было, может быть, для мировой воли еще важнее, чем рождение Шекспира; но о какой-нибудь особенной любви у его родителей мы ничего не знаем, а знаем о его собственной сильной страсти к донье Беатрисе Энрикэс, и хотя он имел от нее незаконнорожденного сына Диэго, но этот сын ничего великого не сделал, а написал только биографию своего отца, что мог бы исполнить и всякий другой.» [8.c.433-434]

Информация о работе "Смысл любви" в философии В.Соловьева