Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 20:30, реферат
Смысл жизни, смысл бытия - философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности. Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни.
Введение
1. Философское видение проблемы
2. Проблема смысла жизни в Русской философии
3. Русские философы о проблеме смысле жизни и назначении человека
3.1 П.А. Вяземский
3.2 В. В. Розанов
3.3 В. И. Несмелов
3.4 В. С. Соловьев
3.5 А. И. Введенский
3.6 Н. Я. Грот
3.7 Е. Н. Трубецкой
3.8 С.Л. Франк
Заключение
Литература
У Державина сказано предельно точно:
Я телом в прахе истлеваю,
умом громам повелеваю,
Я царь - я раб, я червь - я Бог!
Но будучи я столь чудесен,
Отколе происшел - безвестен,
А сам собой а быть не мог.
Твое создание я, Создатель!
Твоей премудрости я тварь,
Источник жизни, благ податель,
Душа души моей и царь!
Ключ к постижению тайны человека и смысла его жизни - в уяснении сущности первородного греха и избрании открытого Евангелием узкого пути в небесное царство. До ходу своих рассуждений Несмелов последовательно разоблачает все мнимые решения проблемы смысла жизни и в первую очередь широко распространенный тезис об отвлеченном благе как идеальной цели общественного и индивидуального бытия. Тезис этот все утописты, начиная с Платона, и все они, вплоть до самого последнего времени, готовы были принести на алтарь без-ликого божества не одну человеческую жертву. Ясное уразумение богоподобия каждой личности совершенно исключает такую возможность.
3.4 В. С. Соловьев
По-видимому, проблема смысла жизни в середине 1890-х гг. буквально носилась в воздухе, ибо почти тотчас за Несмеловым к ней практически одновременно обращаются В.С. Соловьев и А. И. Введенский. В 1896 г. в 12-ом номере «Книжек Недели» В.С.Соловьев напечатал статью «Нравственный смысл жизни», которая позднее превратилась в предисловие к 1-му изданию «Оправдания добра» (1898). Вывод В.С.Соловьева по сравнению с трудами его предшественников не представляет чего-то существенно нового. «Нравственный смысл жизни, - пишет он, - первоначально определяется, самим добром, доступным нам внутренне через нашу совесть и разум, поскольку эти внутренние формы добра освобождены нравственным подвигом от рабства страстям и от ограниченности личного и коллективного себялюбия». Коротко говоря, В.С.Соловьев достаточно, откровенно примыкает здесь к Канту, видя свою задачу глазным образом в том, чтобы раскрыть «всеединство» добра и тем самым дать ему спекулятивное оправдание, Поскольку же Добру в определениях Вл.Соловьев явно приписываются свойства Божества, его «оправдание» необходимо принимает черты теодицеи.
3.5 Александр Иванович Введенский
Весной того же 1896 г. с публичной лекцией о смысле жизни выступил известный философ-неокантианец Александр Иванович Введенский (1856--1925). Отличительной чертой его исследования является строгая логическая обработка понятий и нравственная принудительность выводов. Религиозное решение вопроса у Введенского - не предпосылка, а неизбежней итог исследования. В.В. Зеньковский справедливо замечает, что Введенский, идя «вслед за Кантом, «открывает широкий простор вере», лишь бы она не выдавала себя за знание». А.И. Введенский сознательно воздерживается от ответа на вопрос о смысле жизни, ограничиваясь доказательством тезиса, что сама его постановка возможна только в случае признания бессмертия души или продолжения личного существования за пределами земного бытия. Полнота смысла достигается только соотнесением с безусловным трансцендентным начало, подлинным Источником и Полнотой Жизни. Вера в бессмертие души является для Введенского тем обязательным и непременным условием, без которого ставить и решать проблему смысла человеческого бытия невозможно. А. И. Введенский отстаивает свой тезис о бессмертии души как абсолютно обязательном условии при постановке проблемы смысла жизни в полемике с Н.И. Кареевым, одним из крупнейших представителей либерально-народнической социологии, историком, философом. Н. И. Кареев убежден, что проблема смысла жизни - не логическая, не интеллектуальная проблема, а проблема, корни которой уходят в область непосредственного чувства. Доказать, зачем и для чего живу, я не могу, это вообще невозможно в принципе, считает Кареев. Но я могу положиться на голос своего внутреннего чувства, которое и осуществит выбор цели и смысла жизни. Кареев, так же как и Введенский, ставит задачей определить условия, при которых возможны постановка и решение проблемы смысла жизни. Одно из первостепенных условий для него - выбор цели личной жизни не за рамками этой жизни, а в ее понятных, видимых пределах. Для Кареева это принципиально важно. Кареев убежден, что человек психологически не способен осознать смысл жизни за рамками своего собственного существования. Даже идеал всеобщего счастья -- безусловный и высокий- не под силу человеку. Нельзя взваливать на человека такой неподъемный крест. К проблеме выбора смысла жизни следует подходить разумно, учитывая психологические возможности человека и голос его непосредственного чувства, которое требует, чтобы смысл моей жизни решался и реализовывался в рамках моей личной жизни и выбор цели жизни зависел бы только от меня. А. И. Введенский с позиций последовательного христианства возражает Карееву и считает, что, утверждая смысл жизни за пределами человеческой жизни, мы не понижаем человеческий образ и не унижаем этим человека, а наоборот. Ведь мы утверждаем тем самым, что человек достоин чего-то большего, нежели то, что есть в его конкретной жизни. Проблема личного бессмертия как основания нравственной деятельности человека и решения проблемы смысла жизни в конце XIX в. была очень актуальной и активно обсуждалась на страницах, журналов «Вопросы философии и психологии», «Русская мысль», «Образование», «Русское богатство» и др. Основатель и первый редактор журнала «Вопросы философии и психологии» Н. Я. Грот, много внимания уделял проблеме нравственных оснований личности и ее деятельности и в их выяснении видел разрешение проблемы смысла жизни. Выяснить устои нравственной жизни и деятельности для Грота и означало ответ на вопрос о смысле жизни.
В работе «Основание нравственного
долга» Грот анализирует основоположения
этики эвдемонизма, рассматривающего
нравственность как реализацию стремления
к счастью. Грот отчетливо и определенно
заявляет, что между идеалами эвдемонизма,
эпикуреизма и геданизма, с одной
стороны, и платонизма и христианства
- с другой, примирения быть не может.
Полярна ориентация этих идеалов. Христианство,
по Гроту, направляет идеалы воли как
высшего нравственного начала к
творчеству высших духовных и нравственных
ценностей, а этика счастья заземляет
и понижает нравственную волю человека.
На Грота оказал огромное влияние
А. Шопенгауэр с его концепцией мировой
воли как творящего мирового начала.
Для Н.Я.Грота также
Очень интересную попытку
синтетического решения проблемы смысла
жизни (на религиозной основе) предпринимает
кн. Е. Н. Трубецкой. Основная тема философии
Трубецкого - вопрос о смысле жизни
и его религиозное, художественное
и философское решение. Этой проблеме
посвящены работы «Смысл жизни», «Социальная
утопия Платона», «Умозрение в красках.
Вопрос о смысле жизни в древнерусской
религиозной живописи», «Два мира в
древнерусской иконописи» и др. Особенно
остро поставлен вопрос в работе
«Смысл жизни», написанной в 1918 г. Россия
лежит в развалинах, она угрожает
гибелью всемирной культуре, и
в такие эпохи, справедливо замечает
Трубецкой, потребность ответить на
вопрос о смысле жизни «чувствуется
сильнее, чем когда-либо». Жестокое
страдание заставляет углубиться в
поиски ответа на вопрос о смысле - цели
жизни. Пафос работы «Смысл жизни» -
поиск синтеза божеского и
человеческого путей. Решение вопроса
о смысле и цели человеческой жизни
Трубецкому видится в, рамках христианского
сознания, однако сам предмет исследования
шире, здесь есть общезначимый духовный
жизненный смысл, способный послужить
идее культурного
3.8 Семен Людвигович Франк
Последним довелось писать
о смысле жизни Семену Людвиговичу
Франку (1877-1950), уже находившемуся
в вынужденной эмиграции. В свойственной
ему удивительно простой и
ясной манере он воспроизвел аргументы
и выводы своих предшественников,
создав насыщенный, выразительный финал
русской философской симфонии, убедительно
раскрывающей значение и силу соборного
сознания. Есть, конечно, в этой симфонии
риторические длинноты, повторения, порой
встречаются неожиданные
Стоит ли жизнь того, чтобы жить или нет, это единственно серьезный вопрос А.Камю.
«Я кончен. Зачем я жил?!!!» - воскликнул однажды русский философ и писатель В.В.Розанов. В течение тысячелетий люди не перестают задаваться этим вечным вопросом, спорить о главном - о смысле жизни, ее нравственных ценностях и об отношении к ней, зачем им даны могущественный разум, разнообразные чувства, эмоции, твердая воля и богатое воображение. Миллиарды человеческих жизней в пределах только одного века уходят в Вечность. Поколения сменяют друг друга. С наступлением старости или роковой болезни, почувствовав свою обреченности, человек все более задумывается, что такое жизнь, зачем он жил, что совершил, во что верил. Была ли его жизнь полезной, не напрасной, высоким ли было его предназначение? Какие благие дела, реализованные помыслы и какая память останутся после жизни? И есть ли вообще в жизни смысл? Или это «бессмысленное чередование рождений и смертей»? (Е.Н. Трубецкой). Если есть, то в чем он, и как вести осмысленную жизнь, как сделать ее счастливой и достойной? И что после смерти? Поисками ответов на эти вопросы занимались и занимаются и мифология, и различные мифологические учения, и искусство, и многочисленные направления философии. В этой работе я показала только несколько направлений в философии, осветила только несколько работ философов, которые пытались ответить на глобальный вопрос: «В чем смысл жизни?» В отличие от мифологии и религии, которые, как правило стремятся навязать, продиктовать человеку определенные решения, философия апеллирует прежде всего к разуму человека и исходит из того, что человек должен искать ответ самостоятельно, прилагая для этого собственные духовные усилия. Философия же помогает ему, аккумулируя и критически анализируя предшествующий опыт человечества в такого рода поисках. Из всего изложенного, я могу сделать такой вывод: что смысл существования человека - в самом существовании, в самом бытие человека. В дальнейшем с развитием науки и техники, с космизацией человечества, выходом его в будущем в бесконечные просторы Вселенной вероятно изменят во многом и наши представления о времени, что, по-видимому, будет связано с новым пониманием смысла человеческой жизни, ее длительности, смерти и бессмертия.
1.Введение в философию: Учебник для вузов. Фролов И.Т. и др. - М..: Политиздат.
2.В поисках смысла. Мудрость тысячелетий. / Составитель А.Е. Мачехин. Изд.2-е, перераб. И доп. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.
3.В мире причин и следствий. Смысл жизни: диалог мировоззрений Философия и жизнь. № 11. М. Знание. 1991г. 64 с.
4.Зеленкова И.Л. Проблема смысла жизни: опыт историко-эстетических исследований. - Мн.: Университетское.
5.Основы философии: Учебное пособие для вузов /Рук. колл. и отв. ред. Е.В.Попов.- М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС.
6.Смысл жизни: Антология / Сост., общ. ред., предисл. и прим. И.К. Гаврюшина. - М.: Издат. группа «Прогресс - Культура».
7.Смысл жизни в русской философии. Конец XIX - начала XX века. Под редакцией А.Ф.Замалеева. С.-Петербург «Наука».
8.Философия. Учебное пособие для студентов ВУЗов/ В.Ф.Берков, П.А.Водопьянов, Е.Е.Волчек и др. Под ред.Ю.А.Харина. - Мн.: ТетраСистемс. Виктор Франкл. Человек в поисках смысла. Москва, Прогресс, 1990 г.
9.Фрейд З. Неудовлетворенность культурой. Мир философии. - М. - Ч.2. - С.127-138.