Социально-философские идеи К.Маркса и их историческая судьба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 12:46, реферат

Описание

Карл Маркс - одна из самых величественных и трагических фигур в новейшей истории. По признанию и сторонников, и противников, он был гениальным мыслителем, оказавшим наиболее мощное влияние на судьбы человечества в XX веке. Вряд ли кто из великих деятелей новейшей эпохи удостаивался таких почестей, граничащих с обожествлением, и вряд ли кто подвергался такому глумлению и проклятиям, особенно в последние годы, и особенно в той стране, где он так долго был бесспорным авторитетом и объектом всеобщего поклонения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Биография…………………………………………………………….…5
Глава 2. Понятие марксистской социологии……………………………….....10
Глава 3. Диалектический материализм и социология……………………..…14
Глава 4. Социология классов и классовой борьбы……………………………18
Глава 5. Социология революции………………………………………………20
Заключение………………………………………………………………………23
Список литературы………………………………………………………………25

Работа состоит из  1 файл

Костина Катя.doc

— 128.50 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального

образования

«Уральский  государственный горный университет» 
 
 

Кафедра философии и культурологии  
 
 

Реферат

по дисциплине «философия»

 на  тему:

«Социально-философские идеи К.Маркса

  и их историческая  судьба» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                            Выполнила: студентка 2 курса 

                                                Костина Екатерина, МОГ-09-2

       Проверила: ст. препод. Кербс Л. А. 
 
 
 
 
 
 
 

Екатеринбург 2011 

    Оглавление:

    Введение…………………………………………………………………………..3

    Глава 1. Биография…………………………………………………………….…5

    Глава 2. Понятие марксистской социологии……………………………….....10

    Глава 3. Диалектический материализм и социология……………………..…14

    Глава 4. Социология классов и классовой борьбы……………………………18

    Глава 5. Социология революции………………………………………………20

    Заключение………………………………………………………………………23

    Список  литературы………………………………………………………………25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    Наряду  с социологическими учениями О. Канта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма и М. Вебера, других социологов широкое распространение во второй половине XIX и в XX в. получила социология марксизма. Устами своих основоположников Карла Маркса  и Фридриха Энгельса она заявила о себе как о научном истолковании исторического процесса, базирующемся на объективных данных исторической, экономической, социологической и других науках. Разработанное К. Марксом и Ф. Энгельсом материалистическое понимание истории было продолжено в своем развитии Г.В. Плехановым, В.И. Лениным, А. Лабриолой и другими видными представителями марксизма XX века.

    Бесспорно, Карл Маркс - одна из самых величественных и трагических фигур в новейшей истории. По признанию и сторонников, и противников, он был гениальным мыслителем, оказавшим наиболее мощное влияние на судьбы человечества в XX веке. Вряд ли кто из великих деятелей новейшей эпохи удостаивался таких почестей, граничащих с обожествлением, и вряд ли кто подвергался такому глумлению и проклятиям, особенно в последние годы, и особенно в той стране, где он так долго был бесспорным авторитетом и объектом всеобщего поклонения.

      Во всех случаях он оказывал  и оказывает огромное влияние  на различные стороны жизни  общества. Особенно зримо оно  проявляется в политической сфере:  партии и организации, рассматривающие марксизм как свою теоретическую базу, действуют в большинстве стран мира. Несомненно также значительное влияние на науку, культуру, на обыденное сознание и практическую жизнь людей. Историческое значение марксизма было и остаётся связанным с деятельностью огромных масс людей-пролетариев, интересы которых защищает и выражает эта общественная теория.

    Очевидно,    что    в    этих    обстоятельствах рассматривать  Маркса  как   ученого   чрезвычайно  трудно, тем более что сам он не разделял  в  своей деятельности научную и практическую  стороны.  Тем не менее,  он  занимает  важное  место  в  истории социальной науки, поэтому изучать его вклад в  эту науку необходимо. Но  для  того  чтобы  это  стало возможно, требуется отделить Маркса -  ученого  от Маркса - политика, пророка и идеолога. И в  данном реферате я хочу  не  только  рассмотреть  основные аспекты  социологии  Маркса, но и  подробно  осветить  личность этого разностороннего  человека,  особенности  его мышления и мировидения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Биография

    Карл  Генрих Маркс (нем. Karl Heinrich Marx; 5 мая 1818, Трир, Германия — 14 марта 1883, Лондон, Великобритания) — философ, экономист, политический журналист. Его публикации сформировали основу коммунистического и социалистического движения - марксизм.

      Карл Маркс (наст. имя Мозес  Мордехай Леви, Moses Mordechai Levi) родился  третьим ребёнком в семье немецкого  адвоката еврейского происхождения.  Дом его рождения (теперь музей)  находился в Трире по адресу Bruckergasse 664 (теперь Bruckenstra?e 10). 15 октября 1819 года их семья переехала в новый дом по адресу Simeonstra?e 8 (теперь на этом месте установлена памятная плита). Его отец, Генрих (Гиршель) Маркс (Heinrich Marx), и мать, Генриетта Пресборк (Presborck), происходили из родов раввинов. В 1824 году отец вместе со всей семьей принял протестантство, чтобы не лишиться звания судопроизводного советника.

      В 1830—1835 гг. посещал гимназию  города Трир, которую с отличием  закончил в 17-летнем возрасте. В 1836 году обручился с Женни  фон Вестфален (Jenny von Westphalen), которая позже стала его супругой. Окончив гимназию в Трире, Маркс поступил в университет, сначала в Бонне, потом в Берлине, изучал юридические науки, но впоследствии увлекся историей и философией.

      В 1841 г. Карл Маркс окончил университет, представив экстерном университетскую диссертацию о философии Эпикура. По взглядам своим Маркс был тогда гегельянцем-идеалистом. В Берлине он примыкал к кружку младогегельянцев (Бруно Бауэр и др.), которые стремились делать из философии Гегеля атеистические и революционные выводы.

      По окончании университета Маркс  переселился в Бонн, рассчитывая  стать профессором. Но реакционная  политика правительства заставила  Маркса отказаться от ученой  карьеры. В это время рейнские  радикальные буржуа, имевшие точки соприкосновения с левыми гегельянцами, основали в Кёльне оппозиционную газету: Rheinische Zeitung (начала выходить с 1 января 1842 г.). С 1842—1843 Карл Маркс работал журналистом и редактором в Rheinische Zeitung в г. Кёльн. Вначале Маркс высказывался за отмену цензуры, затем перешёл к открытой критике правительства (многие его статьи были запрещены цензурой или подвергались жёсткой правке). К началу января Маркс почти открыто призывал к революционному свержению прусской монархии и замене её демократией. Это переполнило чашу терпения правительства, и в марте 1843 г. газету закрыли. Марксу пришлось к этому сроку оставить редакторство, но и его уход не спас газету. Газетная работа показала Марксу, что он недостаточно знаком с политической экономией, и он усердно принялся за её изучение, а также продолжал работать журналистом.

      В 1843 году женится на аристократке  Дженни фон Вестфален, племяннице  основателя концерна Philips. Молодая  семья переезжает в Париж, где  он знакомится с Генрихом Гейне  и в 1844 вступает в дружбу с Фридрихом Энгельсом, с которым его до конца жизни соединяла совместная работа. Именно Энгельс обратил внимание Маркса на положение рабочего класса.

      В 1845 был изгнан из Парижа  и, подобно Энгельсу, переехал  в Брюссель. Там они написали работу «Немецкая идеология», критикующую идеи Гегеля и младогегельянцев. Весной 1847 г. Маркс и Энгельс примкнули к тайному пропагандистскому обществу «Союз коммунистов» — обществу немецких эмигрантов, с которыми Маркс познакомился в Лондоне. По поручению общества они составили вышедший в 21 февраля 1848 г. знаменитый «Манифест Коммунистической Партии».  

      Когда разразилась февральская  революция 1848 г., Маркс был выслан  из Бельгии. Он приехал опять  в Париж, а оттуда, после мартовской  революции, в Германию, именно в Кёльн. Там он попытался снова издавать Rheinische Zeitung. Газета выходила с 1 июня 1848 по 19 мая 1849 г., после чего была закрыта из-за экономических трудностей и цензуры.  

      Карл Маркс был выслан из  Германии 16 мая 1849 г. Маркс отправился  со своей семьёй сначала в Париж, был выслан и оттуда после демонстрации 13 июня 1849 г. и уехал в Лондон, где и жил до самой смерти. Условия эмигрантской жизни были крайне тяжелы. Нужда душила Маркса и его семью; не будь постоянной финансовой поддержки Энгельса и случайного заработка от написания статей в газеты, Маркс не только не мог бы закончить «Капитал», но и неминуемо погиб бы под гнётом нищеты. В это время были созданы его главные экономические произведения.  

      В 1864 г. Маркс организовал «Международную рабочую ассоциацию» (International Workingmen’s Association, позднее переименована в Первый Интернационал). На торжественной речи по поводу создания ассоциации Маркс процитировал канцлера казначейства Гладстона, якобы исказив его слова так, что те приобрели прямо противоположный смысл. (Маркс процитировал: «Этот опьяняющий рост богатства полностью ограничен имущими классами.» На самом деле тот сказал «С тревогой и болью смотрел бы я на опьяняющий рост богатства, будь он ограничен теми, кто находится в благоприятных обстоятельствах. Между тем данные факты не дают нам никаких сведений относительно положения рабочего населения. Увеличение богатства, которое я только что описал, основываясь на данных, на мой взгляд совершенно точных, всецело ограничивается имущими классами».» Маркс просто вычленил из цитаты главное, смысл фразы Гладстона сводится к тому, что рост богатства не ограничивается имущими классами, но на самом деле так оно и есть.) До сих пор антимарксисты приводят эту мнимую фальсификацию как свидетельство нечестности Маркса. Вначале организация состояла из анархистов, британских трэйдюнионистов, французских социалистов и итальянских республиканцев. Позже острые разногласия между Марксом и лидером анархистов Михаилом Бакуниным привели к разрыву с анархистами, которые были изгнаны из организации. В 1872 году, после разгрома Парижской Коммуны и в условиях нарастающей реакции, Первый Интернационал переехал в Нью-Йорк, однако 4 года спустя в 1876 году он был распущен на Филадельфийской Конференции. Все попытки возобновления организации на протяжении последующих 5 лет не увенчались успехом. Однако Второй Интернационал, в который сегодня входят правящие партии Англии, Франции, Германии, Испании и многих других стран Евросоюза, был установлен в 1889 году как преемник Первого Интернационала, через 6 лет после смерти его основателя. В 1867 г. вышел первый том «Капитала».

      Карл Маркс умер в Лондоне  в 1883 году, в возрасте 64 лет и  там похоронен на кладбище  «Highgate Cemetery». Последние тома «Капитала»  были изданы Энгельсом после смерти Маркса.  

      Социалистическое мышление изложенное  в Марксизме является основополагающим  учением во всем мире уже  на протяжении 300 лет. Это учение  дало силу и поработило, сегрегировало  и синтезировало. Ключевая книга,  которая подняла вихрь социалистического мышления – Капитал. Биография прослеживает жизнь Карла Маркса с 1840 до его смерти в 1883. В эти годы, все свое время и энергию Карл Маркс посвятил написанию этой монументальной работы. Написание Капитала было трудным. Автор бедствовал и писать книгу было тяжело. Как он сказал своему ближайшему другу и соратнику Энгельсу: “Я не думаю, что кто-либо когда-либо писал о ”деньгах”, и был так ограничен в них”. Автор исследует процесс написания Капитала, условия, в которых Карл Маркс работал над книгой и богатство содержания этой книги. Карл Маркс опубликовал лишь первый том книги; второй и третий тома были опубликованы Фридрихом Энгельсом, как собрание черновиков и заметок. Незаконченность и фрагментарность большинства его работ дает понятие о его образе мышления и стиле работы. Диалектическая теория, основанная им, разнится от диалогического мышления, выраженного в его работе. Его заметки и черновики свидетельствуют о постоянном внутреннем диалоге, а также о глубинном анализе прочитанных им книг. Он читал и перечитывал написанное им снова и снова; он был неистощим. Зачастую ему приходилось переписывать уже готовый материал. Его пытливый ум находился в постоянном искании понятий соответствующих социо-экономической реальности, которую он запечатлел в его знаменитой фразе: “Все сформулированное становится неуловимым“. Соответствие его стиля и личных требований ясности изложения социалистической реальности многообразен: начиная с философского; далее к аналитическому; историческому; наконец, ироническому; и буквальному. Биография книги актуальна и по сей день, и книга живет. Изложенные в ней идеи вдохновляют и обостряют мышление. Автор рекомендуемой книги Wheen выполнил достойную работу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Понятие марксистской социологии

    В настоящее время социология марксизма  подвергается основательной и порой  справедливой критике. Но как бы к  ней ни относиться, она является одним из течений современной  социологической мысли и имеет  своих сторонников во многих странах мира.

Информация о работе Социально-философские идеи К.Маркса и их историческая судьба