Социально-исторический тип мировоззрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 10:08, реферат

Описание

У первобытного человека (а также у ребенка в раннем детстве) такой способ понимания и действия легко переносится на все окружающие явления: растения, леса, горы, реки и т.д. Во всем видится живое, одушевленное. Ему кажется, что каждая вещь, каждое животное живет капризами, прихотями и не предсказуемо, как и он сам. У каждого явления своя душа - это и есть анимизм. Развиваясь, анимизм превращал угощения в жертвоприношения, случайные крики и прыжки - в обряды, уговаривания - в заговоры, далее молитвы.

Работа состоит из  1 файл

философия.движение.docx

— 19.26 Кб (Скачать документ)

Социально-исторический тип мировоззрения

Архаическое мировоззрение прошло долгий путь развития и представлено, как уже было сказано, разными формами: анимизмом, тотемизмом, фетишизмом.

Самыми понятными  человеку кажутся (на самом деле только кажутся) его собственные желания  и поступки. Чаще всего нетрудно догадаться, какими чувствами и стремлениями руководствуются в своих поступках  другие люди.

У первобытного человека (а также у ребенка в раннем детстве) такой способ понимания  и действия легко переносится  на все окружающие явления: растения, леса, горы, реки и т.д. Во всем видится  живое, одушевленное. Ему кажется, что  каждая вещь, каждое животное живет  капризами, прихотями и не предсказуемо, как и он сам. У каждого явления  своя душа - это и есть анимизм. Развиваясь, анимизм превращал угощения в  жертвоприношения, случайные крики  и прыжки - в обряды, уговаривания - в заговоры, далее молитвы.

Мифологическое  мировоззрение вырастает из архаического, исходно-анимистического. Оно отличается от него большей абстрактностью. Души явлений окончательно отделяются от них и образуют особый мир - мир духов, которые вступают между собой в отношения, типичные для людей. Они любят и ненавидят друг друга, заключают браки и враждуют, ссорятся и помогают друг другу, обманывают и открывают правду.

На явления мира переносятся теперь уже не только отдельные желания людей, но и  их социальные взаимосвязи. То есть силы природы выступают в яркой  персонифицированной форме (как  живые личности), а их связи - как  привычные и в целом понятные отношения между людьми.

На мифологической стадии развития мировоззрение становится более богатым и глубоким, чем  на предшествующей, архаической стадии его становления. Природа и человеческая жизнь рассматриваются теперь как  арена столкновений, борьбы и побед  мировых сил, действующих по понятным для человека мотивам.

Религиозное мировоззрение вырастает из мифологического и включает в себя многие его элементы. Грань между мифологическим и религиозным довольно подвижна, но все же она существует. Главное отличие состоит в том, что персонифицированные мировые силы (духи, боги) окончательно превращаются в надмировые и внемировые.

Религиозное мировоззрение  окончательно превратило потусторонний  мир в мир сверхъестественный.

Зарождение философского типа мировоззрения происходило в рамках религиозного мировоззрения. Оно было переходом от мифа к логосу, от авторитета традиции, восходящей к богам и героям, к авторитету разума. Философия возникла как результат борьбы между мифологической, коллективно- фантазийной картиной мира и тем первоначальным объективным знанием, которое накапливало человечество на основе и по мере усложнения своего практического отношения к действительности.

Философия занимается рациональным описанием и толкованием  действительности. Она стремиться понять мир из его собственных, внутренних начал и оснований, опираясь при  этом на силу логического, аргументированного рассуждения и веру в силы самого человека, в Человека с большой  буквы.

Экзистенциально-личностный тип мировоззрения

Характерными чертами стихийного мировоззрения являются несистематичность знаний, разрозненность взглядов, оно некритично и мало рефлексивно. То есть человек еще не осознает, что у него есть определенное (одно из многих) мировоззрение, что могут быть какие-то другие взгляды на мир.

Догматическое мировоззрение. Слово «догма» означает учение, как правило, глубоко продуманное и всесторонне разработанное специалистами. Такое учение дает ответы на самые разные вопросы. Оно систематизировано. В этом его безусловные достоинства по сравнению со стихийным мировоззрением.

Тип мировоззрения, который формируется собственными усилиями человека, называется рефлексивным. Рефлексия - это способность человека как субъекта познания делать своим предметом не только явления и события внешнего мира, но и самого себя, свой внутренний мир. Это размышление не только о чем-то, но и о том, как происходит, как разворачивается данное размышление.

Рефлексивное мировоззрение  нельзя почерпнуть в готовом виде из книг, фильмов или средств массовой информации. Оно вырабатывается только самим человеком.

Именно в философии  находим мы концентрированное выражение  рефлексивной способности человеческого  мышления. Философия анализирует  сами средства постановки и решения  мировоззренческих проблем

 


Информация о работе Социально-исторический тип мировоззрения