Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 14:24, доклад
Из всех теоретиков, работавших на рубеже XIX— XX вв. и считающихся ныне классиками буржуазной социологии, Георг Зиммель — самый непоследовательный и противоречивый. Его творчество постоянно подвергается многочисленным, иногда взаимоисключающим друг друга интерпретациям. Оценки социологии Зиммеля историками и теоретиками социологии колеблются от полного отрицания ими ценности его идей
до признания их этапными, в значительной мере определившими содержание
и направление последующего социологического развития.
Социология Георга
Зиммеля
Осипов Г.
Из всех теоретиков, работавших на рубеже
XIX— XX вв. и считающихся ныне классиками
буржуазной социологии, Георг Зиммель
— самый непоследовательный и противоречивый.
Его творчество постоянно подвергается
многочисленным, иногда взаимоисключающим
друг друга интерпретациям. Оценки социологии
Зиммеля историками и теоретиками социологии
колеблются от полного отрицания ими ценности
его идей
до признания их этапными, в значительной
мере определившими содержание
и направление последующего социологического
развития.
Георг Зиммель родился 1 марта 1858 г. в Берлине.
Окончив классическую гимназию, он поступил
в Берлинский университет, где в числе
его преподавателей были историки Моммзен,
Дройзен и Трейчке, психологи Лацарус,
Штейнталь и Бастиан, философы Харм и Целлер.
В 1881 г. он получил докторскую степень
по философии за диссертацию о Канте, через
4 года стал приват-доцентом, а через 15
лет — экстраординарным, т. е. внештатным,
профессором и оставался в этой должности
еще полтора десятилетия, не получая никакого
жалованья, за исключением студенческих
взносов за лекции. Лишь в 1914 г. он получил
штатную должность профессора в университете
Страсбурга, где читал логику, историю
философии, метафизику, этику, философию
религии, философию искусства, социальную
психологию, социологию, а также специальные
курсы по Канту, Шопенгауэру и Дарвину.
Умер Зиммель 26 сентября 1918 г.
Три момента затрудняют адекватное понимание
и оценку творчества Зиммеля: сложная
идейная эволюция, широта и разбросанность
его интересов, скорее эссеистский, чем
систематический стиль большинства его
работ.
Блестящий лектор и плодовитый писатель
(издающееся в ФРГ полное собрание сочинений
Зиммеля составляет 14 томов), он начал
свой творческий путь в лоне «неофициальной
берлинской культуры» [11, р. 168]. Представители
этого довольно расплывчатого направления
ориентировались на идеи натуралистического
материализма, механицизма и социал-дарвинизма,
импонировавшие многим крупным естествоиспытателям,
смотревшим на науку как на «peлигию нашего
времени». Характерен для этого периода,
в частности переведенный на
русский язык очерк Зиммеля «Дарвинизм
и тео рия познания» [4]. Влияние натуралистического
позитивизма чувствуется и в одной из
ранних его социологических работ «Социальная
дифференциация: Социологическое и психологическое
исследование» [5].
Затем последовал период, который условно
может быть обозначен как «неокантианский».
Именно тогда Зиммелем были написаны его
многочисленные работы о Канте [15], создан
труд по философии истории [3]. Неокантианские
идеи наложили глубокий отпечаток на разработку
Зиммелем категорий «формы» и «содержания»
— основополагающих понятий его социологической
концепции.
Зиммель испытал глубокое влияние идей
К.Маркса. Одна из фундаментальных
его работ — «Философия денег» [20] — представляет
собой попытку культурологической (в отличие
от марксовой социологической) интерпретации
понятия отчуждения, во многом повторяющей
критику Марксом капиталистического строя
и буржуазного образа жизни. Последний
же этап идейного развития Зиммеля характеризовался
нарастанием скептицизма и сближением
с антирационалистическими и антинатуралистическими
движениями, переходом
на позиции «философии жизни» [2]. Характерна
для этого периода его дружба с
поэтом-мистиком Стефаном Георге, которому
он посвятил одну из своих последних книг.
Однозначная оценка социологического
творчества Зиммеля затруднена также
по причине многосторонности его интересов.
Зиммель был
не только (и даже не в первую очередь)
социологом, но и влиятельным философом
культуры, теоретиком искусства, много
писал по проблемам социальной психологии,
этики, политэкономии, социологии города,
религии, пола и др. И в
каждой из этих областей он находил нечто,
дополняющее и уточняющее его социологическое
видение.
Зиммель редко прибегал к систематизации
своих идей, так что его социологическая
концепция оказалась как бы «рассыпанной»
по различным статьям,
книгам, эссе, написанным ad hoc и почти всегда
посвященным важным, но частным
проблемам. Эти пестрота и многообразие
часто создавали представление об отсутствии
за ними сколько-нибудь связного целого.
На самом же деле все
эти разнообразные проблемы и интересы
объединяло характерное и весьма
оригинальное для своего времени представление
о предмете, методе и задачах социологической
науки.
1. Метод, предмет и задачи социологии
Социология, писал Зиммель, должна конституироваться
не традиционным для социальных наук образом
— посредством выбора особенного, не «занятого»
другими науками предмета, а как метод:
«Поскольку она исходит из того, что человека
следует трактовать
как общественное существо и что общество
является носителем всех исторических
событий, постольку она не находит объекта,
который
не изучался бы уже какой-либо из общественных
наук, но обнаруживает для всех их новый
путь — метод науки, которая именно в силу
ее применимости ко
всей совокупности проблем не является
наукой, обладающей собственным содержанием»
[16, S. 17].
С этой точки зрения все предметы каждой
из общественных наук являются своеобразными,
особенным образом оформленными «каналами»,
через которые
«течет» общественная жизнь — «единственный
носитель любой силы и любого смысла»
[Ibid, S. 16]. Напротив, новое социологическое
видение имеет своей задачей выделение
и схватывание закономерностей, не поддающихся
анализу средствами каждой из этих наук.
Конечной целью социологического метода,
практикуемого в различных науках, считал
Зиммель, является вычленение в их совокупном
предмете особенного ряда факторов, становящихся
собственным предметом социологии, «чистых
форм социации» (Formen der Verges-ellschaftung). Термин
«Vergesellschaftung» можно было бы перевести словом
«общение». Однако оно чаще всего применяется
для перевода марксова термина «Verkehr».
Поэтому мы применяем в данном случае
термин «социация» (по аналогии с анг.
Sociation).
Социологический метод вычленяет, пишет
Зиммель, «из явлений момент социации...
как грамматика отделяет чистые формы
языка от содержания, в котором живы эти
формы» [16, S. 27]. За выявлением чистых форм
социации должно было следовать их упорядочение
и систематизация, психологическое обоснование
и описание их в историческом изменении
и развитии [Ibid., S. 30].
Практику применения социологического
метода в различных общественных
науках, т. е. выявление особого рода закономерностей
в рамках их традиционного предмета, Зиммель
называл общей социологией, описание и
систематизацию чистых форм социации
— чистой, или формальной, социологией.
Чистая социология должна была служить
выработке ориентиров, позволяющих исследователям
в различных науках об обществе подходить
к своему предмету
«социологично», а значит — более осознанно,
чем раньше, ставить проблемы и искать
их решения. Чистая социология должна
выполнять по отношению к
прочим общественным наукам методологическую
функцию, становясь «теорией познания
частных социальных наук» [Ibid].
Система социального знания включала
в себя также две философские социологические
дисциплины: социологическую теорию познания,
«охватывающую
условия, предпосылки и основные понятия
социологического исследования, которые
в самом исследовании не могут быть обнаружены»
[16, S. 29]; социальную
«метафизику», необходимость в которой
возникает тогда, когда «единичное исследование
приводится к отношениям и целостностям,
ставится в связь
вопросами и понятиями, не рождающимися
и не существующими внутри опыта и непосредственного
предметного знания» [Ibid].
Таким образом, складывалась целостная
трехступенчатая (общая — формальная
— философская социология) концепция
социального знания. Намеченная Зиммелем
программа оказалась для своего времени
весьма прогрессивной. Период ее возникновения
был периодом ускоренной институционализации
и профессионализации социологии. В это
время вопрос о выяснении собственной
предметной области социологии был особенно
актуальным.
Существовали два основных подхода к решению
этого вопроса. Согласно первому из них,
все социальное сводится исключительно
к индивидам, их свойствам и переживаниям,
так что «общество» оказывается абстракцией,
неизбежной с точки зрения практики, полезной
для предварительного ознакомления с
явлением, но не представляющей собой
реального предмета. Если индивиды и их
переживания могут быть исследованы естественными
и историческими науками, то для особой,
отдельной науки — социологии — не остается
своей области. Самым ярким представителем
этого подхода был Дильтей.
«Если с точки зрения такой критики, —
писал Зиммель, — общества, так сказать,
слишком мало, то с другой — его слишком
много, чтобы ограничить его изучение
одной наукой» [16, S. 6]. С этой другой точки
зрения все, что происходит
с людьми, происходит в обществе, обусловлено
обществом и является его частью. Поэтому
нет науки о человеческом, которая не была
бы наукой об обществе. На таких позициях
стоял, в частности, Теннис, объединявший
в рамках «общей социологии» право и филологию,
политологию и искусствознание, психологию,
теологию и даже антропологию. В этом случае,
говорил Зиммель, «совокупность наук ставится
на голову и к ней приклеивается новая
этикетка:
социология» [Ibid., S. 7].
Согласно Зиммелю, его собственная концепция
давала возможность строго
определить оба рода междисциплинарных
границ: во-первых, она гарантировала четкость
отделения социологии как учения о чистых
формах социации от прочих общественных
наук; во-вторых, она позволяла провести
границу между науками об обществе (в которых
оказывалось возможным применение социологического
метода) и науками о природе. Тем самым
она одновременно обеспечивала единство
социологии как науки и единство общественных
наук.