Сократ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 22:59, доклад

Описание

Феномен Сократа – вопрос, волнующий человечество на протяжении уже более двух тысячелетий. В историй философии, пожалуй, нет фигуры более известной и более загадочной, чем Сократ. До сих пор философы пытаются подойти к его разгадке. Как некий Сфинкс, он возвышается над всем античным миром. Искусный мастер вопросов, таивший в себе парадоксальный ответ («Я знаю, что я нечего не знаю») Сократ оставил после самый неразрешимый вопрос: кто же он был на самом деле?

Работа состоит из  1 файл

Феномен Сократа.docx

— 25.11 Кб (Скачать документ)

Феномен Сократа  – вопрос, волнующий человечество на протяжении уже более двух тысячелетий. В историй философии, пожалуй, нет фигуры более известной и более загадочной, чем Сократ. До сих пор философы пытаются подойти к его разгадке. Как некий Сфинкс, он возвышается над всем античным миром. Искусный мастер вопросов, таивший в себе парадоксальный ответ («Я знаю, что я нечего не знаю») Сократ оставил после самый неразрешимый вопрос: кто же он был на самом деле?

 Скептик,  бесконечно насмехающийся и разоблачающий  человеческое невежество или  человеколюб, стремящийся помочь людям преодолеть ограниченность и осознать в себе высшее предназначение? Презрение или вера в людей двигала его поступками? В нем чувствуется что-то непостижимое, неуловимое, очень извилистое. Он знал что-то сокровенное и секретное о каждом человеке и знал нечто скверное в нем. Правда, он не пользовался этим, а, наоборот, покрывал это своим вечным и тягостным для других добродушием. В сущности, Сократ до сих пор остается непонятным. Его трудно уложить в какую-нибудь ясную и простую характеристику. Он бесконечно оригинален во всем: в своей внешности и образе жизни, в своей деятельности и учении.

 Загадочен  и страшноват был его облик,  резко контрастирующий с внутренними  душевными талантами: в представлении древних греков Сократ был безобразен: небольшого роста, с большой лысой головой и огромным выпуклым лубом, приплюснутым и вздернутым носом, толстыми губами и большими выпученными глазами. Однако этот человек обладал огромным личным обаянием и своеобразием. По словам ученика Сократа, Алкивиада, «Сократ и в повадке своей, и в речах настолько своеобычен, что ни среди древних, ни среди ныне живущих, не найдешь человека, хотя бы отдаленно похожего на него». Самым поразительным в нем была «колдовская» сила речи. Выступления даже хороших ораторов, говорил Алкивиад, не волнуют, беседы же Сократа и в плохом пересказе потрясают и увлекают слушателей, мужчин, женщин и юношей. Он часто приводил людей в такой состояние, что казалось – нельзя больше жить так, как они живут.

Сократ —  «одна из поворотных точек и осей так называемой всемирной истории». Если бы вся пробужденная Сократом сумма сил была бы обращена не на познание, а на эгоистические цели индивида, то тогда, по Ницше, произошла  бы всеобщая губительная борьба народов.

Сократ сформулировал  определенное мировоззрение и своей  жизнью и смертью подтвердил верность своим взглядам. И если поверим  современному философу Г. Марселю, что  истина есть то, за что человек может  умереть, то Сократ истину нашел.

Сам Сократ самокритично сказал в своей речи на суде, что дельфийский оракул, признавший его мудрейшим из всех людей, воспользовался его именем ради примера, все равно как если бы он сказал: «Из вас, люди, всего мудрее тот, кто подобно Сократу, знает, что ничего поистине не стоит его  мудрость». Но мудрость Сократа стоила торжества философии. «Страстный философский  порыв Сократа к полям блаженным  на том свете обернулся духовным бессмертием на этом свете».

Сократ вел  пропаганду своего этического рационализма. Разработка идеалистической морали составляет основное ядро философских  интересов и занятий Сократа. В беседах и дискуссиях Сократ обращал внимание на познание сути добродетели: как может человек жить, если он не знает, что такое добродетель? В данном случае, познание сути добродетели, познание того, что есть "нравственное", являлось для него предпосылкой нравственной жизни и достижения добродетели. Сократ отождествлял мораль со знанием. Нравственность - знание того, что есть благо и прекрасное и вместе с тем полезное для человека, что помогает ему достичь блаженства и жизненного счастья. Нравственный человек должен знать, что такое добродетель. Мораль и знание с этой точки зрения совпадают. Для того, чтобы быть добродетельным, необходимо знать добродетель как таковую, как "всеобщее", служащее основной всех частных добродетелей.

Историческое  значение деятельности Сократа заключалось в том, что он:

• способствовал  распространению знаний, просвещению  граждан;

• искал  ответы на извечные проблемы человечества — добра и зла,любви,чести и т. д.;

• открыл метод  майевтики, широко применяемый в современном образовании;

• ввел диалогический  метод нахождения истины — путем  ее доказательства в свободном споре, а не декларирования, как это делал  ряд прежних философов;

• воспитал много учеников, продолжателей своего дела (например, Платона), стоял у  истоков целого ряда так называемых "сократических школ".

У Сократа  было много учеников, которые образовали школы: киников, киренаиков, мегарцев и т.д. Подобно древнеиндийскому мифу о сотворении людей из тела Пуруши, можно сказать, что из Сократа вышла вся античная философия: из его разума — академики и перипатетики, из его чувств — кини¬ки и киренаики, из его иронии — скептики, из его смерти — стоики.

Самым известным  учеником Сократа был Платон. Сократ выработал принцип единства понятий, который позволил Платону создать  особый «мир идей». Ему осталось выделить эти понятия в особое место, отделив  их от чувственного мира.

 Таким  образом, одним из отличительных  признаков истинной философии  и подлинного философа являлось  по Сократу, признание единства  знания и добродетели. И не  только признание, но также  стремление к реализации этого  единства в жизни. Сообразно  с этим, философия в понимании  Сократа не сводилась к чисто  теоретической деятельности, но  включала в себя также практическую  деятельность – правильный образ  жизни, благие поступки. Эта позиция  Сократа получила в философии  определение – этический рационализм.

Современному  человеку, окруженному со всех сторон благами, полученными как раз  за счет исследования природы, тяжело понять врага изучения природы («космоса»). Но для Сократа все было наоборот. Он служил лучшим примером, чего может  достичь человек, следующий его  учению – познанию человеческого  духа. Достаточно вспомнить образ  жизни Сократа, нравственные и политические коллизии в его судьбе, его мудрость, воинскую доблесть и мужество, трагический  финал. Слава, которой Сократ удостоился еще при жизни, легко переживала целые эпохи и, не померкнув, сквозь толщу двух с половиной тысячелетий  дошла до наших дней.  
 
 
 
 

Список  литературы:

1. Философский  энциклопедический словарь. –  М.: ИНФРА – М, 2005.– 576 с. 

2. Горелов  А.А. Философия в вопросах и  ответах. – М.: Эксмо, 2008. – 336 с.

3. Гриненко  Г.В. История философии. М.: 2005 –  576 с. 

4. Губин  В.Д. Основы философии: Учебное  пособие. – М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. – 288 с. 

5. Канке  В.А. Философия, М.: «Логос», 2001.- 288 с. 

6. Радугин  А.А. Философия. Курс лекций. –  М.: Владос, 1995. – 304 с.

7. Спиркин  А.Г. Философия, М.: «Гардарики»,1999.-578 с. 

8. Цуканов А.Л. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Философия, - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. – 480 с.

9. Якушев  А.В. Философия (конспект лекций) – М.: Приор-издат, 2004. – 224 с.

10. Алексеев  П.В., Панин А.В. Философия: Учебник  для ВУЗов. – М.: ТЕИС, 1996. –  504 с. 

11. История философии в кратком изложении. – М.: Мысль, 1994. – 694 с.

12. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарика, 1998. – 816с.

13. Философия: Учебник для вузов/Под общ. ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2005. – 928 с.

14. Интернет-ресурсы: http://ru.wikipedia.

Информация о работе Сократ