Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:42, доклад
Переход к сознанию представляет собой начало нового, высшего, этапа развития психики. Сознательное отражение в отличие от психического отражения, свойственного животным, - это отражение предметной действительности в ее отдельности от наличных отношений к ней субъекта, т.е. отражение, выделяющее ее объективные устойчивые свойства.
В сознании образ действительности не сливается с переживанием субъекта: в сознании отражаемое выступает как "предстоящее" субъекту.
Переход к сознанию представляет собой
начало нового, высшего, этапа развития
психики. Сознательное отражение в отличие
от психического отражения, свойственного
животным, - это отражение предметной действительности
в ее отдельности от наличных отношений
к ней субъекта, т.е. отражение, выделяющее
ее объективные устойчивые свойства.
В сознании образ действительности не
сливается с переживанием субъекта: в
сознании отражаемое выступает как "предстоящее"
субъекту. Это значит, что когда я сознаю,
например, эту книгу или даже только свою
мысль о книге, то сама книга не сливается
в моем сознании с моим переживанием, относящимся
к этой книге, сама мысль о книге - с моим
переживанием этой мысли.
Выделение в сознании человека отражаемой
реальности как объективной имеет в качестве
другой своей стороны выделение мира внутренних
переживаний и возможность развития на
этой почве самонаблюдения.
Как известно, причиной, которая лежит
в основе очеловечения животноподобных
предков человека, является возникновение
труда и образование на его основе человеческого
общества. "...Труд, - говорит Энгельс,
- создал самого человека"1. Труд создал
и сознание человека.
Возникновение и развитие труда, этого
первого и основного условия существования
человека, привело к изменению и очеловечению
его мозга, органов его внешней деятельности
и органов чувств. Совершенствовались
под влиянием труда и в связи с развитием
мозга также и органы чувств человека.
Как и органы внешней деятельности, они
приобрели качественно новые особенности.
Уточнилось чувство осязания; очеловечившийся
глаз стал замечать в вещах больше, чем
глаза самой дальнозоркой птицы; развился
слух, способный воспринимать тончайшие
разли-чия и сходства звуков человече-ской
членораздельной речи.
В свою очередь, развитие моз-га и органов
чувств оказывало об-ратное влияние на
труд и язык, "давая обоим все новые
и новые толчки к дальнейшему разви-тию"
Русский философ И. А. Ильин подчеркивает,
что важнейшим предназначение философии
является исследование духа и духовности.
Сделать это можно с помощью сознания:
человек отражает в своей голове окружающий
мир и самого себя.
Сознание сложно и многообразно, поэтому
оно является объектом изучения множества
наук - философии, психологии, педагогики,
социологии и т.д.
С точки зрения философского идеализма
( Платон ) сознание ( дух ) есть некая деятельность,
присущая в мире и являющаяся субстанцией
( основой ) всех вещей и процессов.
Дух первичен - так утверждает философский
идеализм.
Философский материализм (
Демокрит ) и естественная наука исходят
из того, что сознание не есть дар Бога.
Оно явилось следствием эволюции. Оно
- вторично.