Сознание, его происхождение и сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 13:54, контрольная работа

Описание

Цель работы – изучить сознание, его происхождения и сущность. Для того, чтобы достичь цель необходимо решить ряд взаимосвязанных задач.
1. Рассмотреть постановку и решение вопроса об отношении сознания к бытию в идеалистическом и в домарксистском материализме.
2. Изучить проблему идеального в философии.
Структура работы состоит из введения, двух параграфов, заключения, практическая задание и списка литературы.

Содержание

Введение
Тема 1. Сознание, его происхождение и сущность
1.1 Постановка и решение вопроса об отношении сознания к бытию в идеалистическом и в домарксистском материализме.
1.2 Проблема идеального в философии
Заключение………………………………………………………………………12
Тема 2. Философия мой жизни…………………………………………………13
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Сознание, его происхождение и сущность.doc

— 91.50 Кб (Скачать документ)

Причина того, почему мы не можем воспринять когда нам угодно любой объект, заключается в том, что восприятие зависит не просто от ума, а от четырех различных условий. Для получения восприятия объекта налицо должны быть:

                   сам объект, чтобы придать форму сознанию;

                   познающий ум (то есть состояние ума в непосредственно предшествующий восприятию момент), чтобы вызвать сознание формы;

                   чувство, чтобы определить вид сознания этого объекта — будет ли оно видящим, осязающим или каким-либо другим.

                   благоприятные вспомогательные условия, такие, как свет, удобное положение, воспринимаемая величина и т. д.

Совокупность этих факторов вызывает восприятие объекта. Форма объекта, порожденного таким путем в уме, — это действие объекта на другие вещи. Существование же самого объекта, конечно, не воспринимается, ибо то, что ум познает непосредственно, есть лишь копия, или представление объекта в собственном сознании воспринимающего. Но наличие копии приводит к заключению о существовании объекта, так как без него не может возникнуть копия.

Рассмотрим философские позиции наиболее известных субъективных идеалистов:

                  Мах Эрнст (1916гг). Австрийский физик и философ, субъективный идеалист, один из основателей эмпириокритицизма. Признав вещи “комплексами ощущений”, Мах тем самым противопоставил свое учение философскому материализму. Мах отвергал понятия причинности, необходимости, субстанции как не данные в “опыте”. В соответствии “экономии мышления”, описание мира должно включать только “нейтральные элементы опыта”; реальны лишь эти “элементы” (Мах отождествлял их с ощущениями) и их функциональные связи.

                  Авенариус Рихард (1843-1896гг). Швейцарский философ –субъективный идеалист,один из основателей эмпириокритицизма, профессор Цюрихского университета. В центре его филоснофии понятие опыта, в котором якобы снимается противоположность сознания и материи, психического и физического. Авенариус выступил с критикой материалистической теории познания, определяя ее как интроекцию, т.е. вкладывание внешнего мира в человеческое сознание.Он также отстаивал теорию “принципиальной координации” субъекта и объекта, т.е. зависимость последнего от первого. Основная работа Авенариуса – “Критика чистого опыта” (1888-1890).

Итак, сознание принадлежит человеку как субъекту, а не объективному миру. Не существует “ничьих” ощущений, мыслей, чувств. Всякое ощущение, мысль, идея есть ощущение, мысль, идея конкретного человека. Субъективность же образа - это отнюдь не произвольное привнесение чего-то от субъекта: объективная истина есть тоже субъективное явление. Вместе с тем, субъективное выступает и в смысле неполной адекватности образа оригиналу.

 

 

 

Заключение.

 

Проанализировав в данной работе сознание: его происхождение и сущность необходимо отметить, что сознание современного человека есть продукт всей всемирной истории, итог многовекового развития практической и познавательной деятельности бесчисленных поколений людей. И для того, чтобы понять его сущность, необходимо выяснить вопрос о том, как оно зародилось.

Сознание имеет свою не только социальную историю, но и естественную предысторию - развитие биологических предпосылок в виде эволюции психики животных. Двадцать миллионов лет создавались условия для возникновения разумного человека. Без этой эволюции появление человеческого сознания было бы просто чудом. Сознанию человека присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. А они формируются лишь тогда, когда человек выделяет себя из окружающей среды. Самосознание - важнейшее отличие психики человека от психики самых развитых представителей животного мира.

Сознание - высшая форма отражения действительного мира, свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями. “Ядром” сознания, способом его существования является знание. Формирование сознания связано с возникновением труда. Необходимость труда в процессе общения вызвала появление языка. Труд и язык оказали решающее влияние на становление человеческого сознания.

Сознание - функция сложнейшей материальной, физиологической системы - человеческого мозга. Сознание имеет многокомпонентную структуру, тем не менее, оно - единое целое. Сознание обладает возможностью воздействовать на окружающую его действительность. Оно активно.

 

Тема 2. Философия моей жизни.

Просыпаешься в выходные солнечным морозным утром и с восторгом понимаешь, что тебе не нужно идти на работу, на учебу или просто бежать по каким-нибудь неотложным и важным делам. В комнате еще прохладно, поэтому не хочется вылезать из-под теплого одеяла, лежишь и думаешь, как быстро и бессмысленно пролетает жизнь.

Иногда повседневная жизнь переходит в особую стадию: приобретает новый, непредсказуемый характер, расширяет диапазон звучания и окрашивается яркими красками, проплывающими мимо тебя и наполняющими собой незаполненные уголки коридоров твоей души. Тогда она набирает столь быстрые темпы и обороты, скорость и ритм дней становятся настолько невероятными, события и действия – проносящимися куда-то мимо, сквозь тебя, а их очертания – еле уловимыми, что из своей больной головы и уставшего сознания, не успевающего уследить за происходящим.

Ищешь смысл в каждом поступке, как своем, так и просто проходящих мимо прохожих. А есть ли он, этот смысл? Есть ли смысл в твоем существовании и вообще в существовании каждого человека? На мой субъективный взгляд, каждый человек хочет оставить после себя что-нибудь напоминающее о нем, ведь мысль в том, что после твоего ухода память о тебе раствориться в бытие и о твоем существовании не будет напоминать ничего. Одни люди понимают свое предназначение в том, чтобы сделать великое открытие в науке, другие пытаются создать великолепное произведение искусства, третьи достигают больших успехов в спорте, в кулинарии и в других сферах человеческой жизнь. Даже есть те, которые ориентируют всю свою жизнь на достижение мировых рекордов и попадания в «Книгу рекордов Гиннеса», а есть те, которые хотят, чтобы память о них оставалась в сердцах их родных и близких, оставляя после себя детей, внуков, правнуков. Память о последних будет жить, пока живет их род, в каждом поколении будут вспоминать о них. Правда есть и те, которым ничего не нужно, проживая жизнь для себя им абсолютно наплевать на то, что будет в будущем, но о них даже думать не интересно.

Жизнь такая, какую ты делаешь ее сам. Чтобы было что вспомнить в старости и рассказать своим потомкам, пытаешься сделать многое, попробовать все в этой жизни, побывать там, куда мечтает съездить каждый или вообще объехать весь мир, получить столько положительных эмоций, чтобы потом не было жалко бессмысленно прожитые года.

Рано или поздно начинаешь понимать, что ты пытаешься успеть вслед за жизнью, ты бежишь за ней и не можешь угнаться, не замечая, что она пролетает. Бежав по жизни забываешь про тех кто рядом, не хватает времени для того, чтобы уделить хоть пять минут тем, кому важна каждая секунда, проведенная с тобой. Может быть не стоит стремиться к чему-то оригинальному, не такому как у всех, к чему-то лучшему.

А я не хочу гнаться за жизнью, ставить рекорды, и класть всю свою жизнь на алтарь бессмысленных поисков смысла. Я хочу замечать все, что происходит со мной, как изменяется мир вокруг меня и люди, находящиеся рядом со мной.

Хочется просто жить, не загадывая на перед и не оглядываясь назад.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Алексеев, П.В. Философия / П.В. Алексеев – М.: ТК Велби, 2003. – 554 с.

2. Бессонов, Б.Н. Философия: Курс Лекций / Б.Н.Бессонов.- М.: издательство Астрель, 2004. – 396 с.

3. Введение в философию: учебник для вузов. В 2 ч. Ч.2/ под общ. ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1989. – 458 с.

4. Гегель. Сочинения / Гегель.- Т.Х1.- М.:Политиздат,1992. 585 с.

5. Иванов А.В. Сознание и мышление. – М.: Изд-во МГУ, 1994. 130 c.

6. Ленин, В.И. Полное собрание сочинений / В.И. Ленин- Т. 29.- М.:Политиздат,1982.- 285 с.

7. Маркс, К. Соч. 2-е изд./ К. Маркс, Ф. Энгельс- Т. 23.-М.:Политиздат, 1963

8. Спиркин, А.Г. Основы философии: Учебное пособие для вузов./ А.Г. Спиркин - М.: Политиздат,1998. – 592 с.

2

 



Информация о работе Сознание, его происхождение и сущность