Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 12:17, реферат
Человеческое сознание является сложным феноменом; оно многомерно, многоаспектно. Многогранность сознания делает его объектом изучения множества наук, среди которых философия. Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления. Естественно, что подходы эти бывают разные, но все они, по существу, всегда имеют дело с единой проблемой:
анализом сознания как специфически человеческой формы регуляции взаимодействия человека с действительностью. Эта форма характеризуется, прежде всего, выделением человека как своеобразной реальности, как носителя особых способов взаимодействия с окружающим миром, включая управление им.
Такое понимание природы сознания предполагает очень широкий спектр вопросов, который делается предметом исследования не только философии, но и специальных гуманитарных и естественных наук: социологии, психологии, языкознания, педагогики, физиологии высшей нервной деятельности, а в настоящее время и информатики, кибернетики. Рассмотрение отдельных аспектов сознания в рамках этих дисциплин всегда опирается на определенную философско-мировоззренческую позицию в трактовке сознания.
Центральным философским вопросом всегда был и остается вопрос об отношении сознания к бытию, вопрос о тех возможностях, которые предоставляет человеку сознание, и о той ответственности, которую возлагает сознание на человека. Вторичность сознания по отношению к бытию означает, что бытие выступает как более широкая система, внутри которой сознание является специфическим условием, средством, предпосылкой, «механизмом» вписывания человека в эту целостную систему бытия.
1. Введение………………………………………………………………………3
2. Сознание………………………………………………………………………4
2.1.Понятие сознания и его определение………………………………………4
2.2.Отличительные черты психики и сознания………………………………..6
2.3.Структура и источники сознания…………………………………………...7
2.4.Функции сознания……………………………………………………………9
2.5.Активность сознания………………………………………………………..11
2.6.Общественная природа сознания…..………………………………………12
3.Самосознание…..……………………………………………………………...13
3.1.Понятие самосознания……………………………………………………....13
3.2.Структура и формы самосознания…………………………………………16
3.3.Предметность и рефлективность самосознания…………………………..17
4.Заключение……………………………………………………………………19
Литература……………………………………………………………………20
4.Предметность
и рефлексивность самосознания
Самосознание существует не только в различных формах и на разных уровнях, но и в разной степени проявленности и развернутости. Когда человек воспринимает какую-то группу предметов, то с этим необходимо связано осознание «схемы тела», места, которое занимает его тело в системе других предметов и их пространственных и временных характеристик, осознания отличия сознания этого человека от воспринимаемых им предметов и т.д. Однако все эти факты сознания находятся в данном случае не в его «фокусе», а как бы на его «периферии». Непосредственно сознание человека нацелено на внешние предметы. Тело человека, его сознание, его познавательный процесс не входят непосредственно в круг предметов его сознательного опыта. Самосознание в этом случае выражается как бы «неявным» образом. Явные формы самосознания, когда те или иные феномены сознания становятся предметом специальной аналитической деятельности субъекта, носят название рефлексии. Рефлексия - размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в сокровенные глубины, своей внутренней духовной жизни. Не рефлексируя, человек не может осознать того, что происходит в его душе, в его внутреннем духовном мире. Уровни рефлексии, могут быть весьма разнообразными — от элементарного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своего бытия, его нравственным содержанием. Важно отметить, что рефлексия – это
всегда не просто осознание того, что есть в человеке, а всегда одновременно и переделка самого человека, попытка выйти за границы того уровня развития личности, который был достигнут. Сама рефлексия над состояниями сознания, особенностями той или иной личности всегда возникает в контексте сознаваемой или несознаваемой задачи перестройки системы сознания и личности. Когда человек сознает себя как «я» с такими-то особенностями, он превращает в устойчивый предмет некоторые до того текучие и как бы «распыленные» моменты своей психической жизни. Человек рефлективно анализирует себя в свете того или иного идеала личности, выражающего его тип отношения к другим людям. Когда человек анализирует себя, пытается дать отчет в своих особенностях, размышляет над своим отношением к жизни, стремится заглянуть в тайники собственного сознания, он тем самым хочет как бы «обосновать» себя, лучше укоренить систему собственных жизненных ориентиров, от чего-то в себе навсегда отказаться, в чем-то еще более укрепиться. В процессе и результате рефлексии происходит изменение и развитие индивидуального сознания. Не следует, однако, думать, что образ самого себя, который творит человек в разных формах самосознания, всегда адекватен своему предмету – реальному
человеку и его сознанию. Между ними может существовать разрыв, возможность которого особенно велика как раз на стадии развернутого явного самосознания в виде рефлексии. Однако этот разрыв может быть и в элементарных формах самосознания, самостроительстве, самоопределении личности.
Важно
подчеркнуть, что самосознание не только
возникает в процессе совместной деятельности
и общения с другими людьми и генетически
связано с отношением к себе с «точки зрения
другого», но и что оно постоянно проверяется,
корректируется, исправляется и развивается
в ходе включения человека в систему межчеловеческих
отношений.
5.
Заключение
В заключении подведем итоги проделанной работы. Сознание – это высшая форма отражения мира, свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями. «Ядром» сознания является знание. Имея многокомпонентную
структуру, сознание является, тем не менее, единым целым. Итак, сознание выступает как ключевое, исходное философское понятие для анализа всех форм проявления духовной и душевной жизни человека в их единстве и целостности, а также способов контроля и регуляции его взаимоотношений с
действительностью, управление этими взаимоотношениями. Самосознание является частью сознания, а точнее его особой формой.
Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего «Я» от окружающего мира.
Самосознание — это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего, положения в обществе. Оно выступает и в форме индивидуального и в форме социального самосознания. Самосознание рефлексивно с его помощью человек оценивает себя, свое место в жизни и обществе, свои поступки.
Самосознание возникло не в качестве духовного зеркала для праздного
самолюбования человека. Оно появилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать свои поступки, слова и мысли с позиции определенных социальных норм.
Феномен самосознания, который кажется чем-то очень простым и очевидным, в действительности оказывается очень сложным, многообразным, находящимся в весьма непростых отношениях со своим носителем, развивающимся и меняющимся в процессе включения человека в систему коллективной практической деятельности и меж человеческих отношений.
Несмотря
на огромные усилия, затраченные философией
и другими науками, проблема человеческого
сознания (индивидуального и общественного)
далека от своего решения. Много неясного
таят в себе механизмы, функции, состояния,
структура и свойства сознания, его взаимоотношениями
с деятельностью индивида, пути его формирования
и развития, связи с бытием. Важно подчеркнуть,
что вопрос о взаимоотношении сознания
и бытия не сводится к вопросу о первичности
и вторичности, хотя и исходит из этого.
Изучение отношения сознания и бытия включает
исследование всех многообразных и исторически
меняющихся типов и форм, т.е. в некотором
роде это «вечный вопрос». «Вечный» в том
смысле, что развитие форм и человеческой
жизнедеятельности, прогресс науки
и культуры постоянно усложняют и изменяют
конкретные формы отношения сознания
и бытия и ставят множество проблем перед
философской мыслью.
Список
литературы:
1. Тугаринов В.П. Философия
сознания. Москва 1971г.
2. Спиркин А.Г. Философия.
Москва 1998г.
3. Введение в философию. Учебник для вузов в 2 ч. ч. 2.
Политиздат
1989г.
4. Философия.Учебник для вузов. Под ред. Зотова А.Ф., Миронова В.В. Разина А.В., М., 2004г.
5. Философия. Под ред.Митрошенкова О.А., М., 2004г
6. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Москва 1999г.
7. Философский энциклопедический словарь,
М., 2000г.