Сознание как субъективная духовная реальность. Основные свойства сознания. Функции сознания. Сознание и самосознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 20:09, реферат

Описание

Актуальность и значимость проблемы сознания не требует аргументации. Эту проблему уже начали включать в число глобальных проблем современности. Актуальны проблемы формирования экологического, гуманитарного сознания, с помощью которого возможно преодоление технократических ориентаций. Эволюцию и изменение сознания связывают с выживаемостью человечества, с предотвращением нарастающей антропологической катастрофы. Многие ученые, задумываясь о судьбах человека и человечества в меняющемся мире, также концентрируют свои усилия на проблематике сознания. Словом, человечеству пора проснуться. Ему нужно бодрствующее сознание, а не только бодрствующий мозг.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Сознание как субъективная духовная реальность…………………………...5
2.Основные свойства и функции сознания……………………………………..8
3.Сознание и самосознания……………………………………………………..11
Заключение………………………………………………………………………14
Список литературы……………………………………………………………...16

Работа состоит из  1 файл

Сознание.doc

— 74.00 Кб (Скачать документ)

 

3. Сознание и самосознания

 

Самосознание - своеобразный центр нашего сознания, интегрирующее  начало в нем. Самосознание - это  сознание человеком своего тела, своих  мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности.

Самосознание - исторический продукт, оно формируется лишь на определенной, притом достаточно высокой  стадии развития первобытного общества. А наряду с этим оно является и продуктом индивидуального развития: у ребенка его основания закладываются примерно в возрасте 2-4-х лет. В развитии, динамике самосознания можно выделить три уровня. 6

Первый - уровень самочувствия, сводящегося к элементарному  осознанию своего тела и его включенности в систему окружающих человека вещей. Именно благодаря этому человек не только выделяет себя из предметного мира, но и имеет возможности свободно ориентироваться в нем.

Второй уровень самосознания реализуется в осознании своей  принадлежности к тому или иному сообществу, к той или иной культуре и социальной группе.

Третий - самый высокий  уровень развития самосознания - возникновение  сознания «Я» как такого образования, которая хотя и похоже на «Я» других людей, но одновременно неповторимо, причем способно не только совершать поступки, но и нести ответственность за них, что предполагает необходимость и возможность как контроля за своими действиями, так и их самооценки. Таким образом, самосознание характеризует не только самопознание, но и сопоставление себя с некоторым идеалом «Я», а значит, контроль и самооценку, а также возникновение на этой основе чувства удовлетворенности или неудовлетворенности собой. При этом само осознание человеком своего «Я» опять-таки может реализоваться лишь через сопоставление себя с другими людьми.

Это лишний раз свидетельствует  об общественной природе сознания, формирующегося в ходе коллективной деятельности и человеческого общения. Самосознание характеризуется двумя  взаимосвязанными свойствами - предметностью  и рефлективностью. Первое свойство дает возможность соотносить наши ощущения, восприятия, представления, мысленные образы с предметным миром вне нас, что позволяет обеспечить нацеленность сознания на внешний мир. Рефлексия же - это такая сторона самосознания, которая, напротив, сосредоточивает внимание на самих его явлениях и формах.

В ходе рефлексии человек  осознает свое «Я», анализирует его, сопоставляя себя с идеалом, размышляя  о своем отношении к жизни, закрепляя или, наоборот, меняя определенные жизненные ориентиры. При этом в оценках и самооценках возможны и ошибки. Проверка и корректировка здесь возможны при условии внимательного отношения к оценкам других людей и трезвого сопоставления с ними своих самооценок. Поэтому самосознание не есть некая константа, оно не только возникает в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми, но и постоянно проверяется и корректируется в процессе углубления и расширения межличностных отношений.

Самосознание дает человеку понимание своей индивидуальности, уникальности, неповторимости.

 

Заключение

 

Сознание является одним  из основных понятий философии, психологии и социологии. Оно обозначает высший уровень психической активности человека как социального существа. Своеобразие этой активности заключается  в том, что отражение реальности в форме чувствительных и умственных образов предвосхищает практические действия человека, придавая им целенаправленный характер. Это обусловливает творческое преобразование действительности первоначально в сфере практики, а затем и во внутреннем плане в виде представлений, мыслей, идей и др. духовных феноменов, образующих содержание сознания, которое запечатлевается в продуктах культуры (включая язык и др. знаковые системы), приобретая форму идеального и выступая как знание. 7

Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности сознается как цель их сотрудничества.

Особо важное значение для  развития человеческого сознания имеет  продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Образы, мысли, представления и чувства людей материально воплощаются в предметах их творческого труда и при последующем восприятии этих предметов именно как воплотивших в себе психологию их творцов становятся осознанными.

Сознание образует высший уровень психики, свойственный человеку. Сознание есть высшая интегрирующая  форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в  трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. В этом смысле сознание есть «общественный продукт», сознание есть не что иное, как осознанное бытие.

 

Список литературы

 

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 2003.
  2. Велихое Е. П., Зинченко В. П., Лекторекий В. А. Сознание: опыт междисциплинарного исследования // Вопр. филос. 1988. № 11. С. 3-30.
  3. Зинченко А. В. Структура сознания и психотерапевтическая парадигма // Человек. 1991. № 3.
  4. Мамардашвили М. К. Сознание как философская проблема// Вопр. филос. 1990. № 10. С. 3-18.
  5. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М.. 1990.
  6. Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М., 1989.
  7. Шошин П.Б. Пути концептуализации бессознательного// Бессознательное. Новочеркасск, 1994. С. 35.

1 Велихое Е. П., Зинченко В. П., Лекторекий В. А. Сознание: опыт междисциплинарного исследования // Вопр. филос. 1988. № 11. С. 3-30.

2 Мамардашвили М. К. Сознание как философская проблема// Вопр. филос. 1990. № 10. С. 3-18.

3 Шошин П.Б. Пути концептуализации бессознательного// Бессознательное. Новочеркасск, 1994. С. 35.

4 Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М.. 1990. С. 128-134.

5 Зинченко А. В. Структура сознания и психотерапевтическая парадигма // Человек. 1991. № 3.

6 Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М., 1989. С. 87-95.

7 Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 2003. С. 12-15


Информация о работе Сознание как субъективная духовная реальность. Основные свойства сознания. Функции сознания. Сознание и самосознание