Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 14:17, реферат
Аристотель (384 до н. э — 322 до н. э) — древнегреческий философ и учёный. Ученик Платона. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского. В 344 до н. э. основал Ликей (Лицей, или перипатетическую школу). Основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления. Аристотель был первым учёным, создавшим всестороннюю систему философии, охватившей все сферы человеческого развития — социологию, философию, политику, логику, физику.
Объясняя развитие общества сменой господствующих в нем философских, религиозных и научных идей, Сен-Симон полагал, что основополагающее значение в истории имеют "индустрия" (под которой он подразумевал все виды экономической деятельности людей) и соответствующие формы собственности и классы. Каждая общественная система, как рассуждал Сен-Симон, развивает постепенно и до конца свои идеи и господствующие формы собственности, после чего эпоха созидательная, "органическая", сменяется "критической", разрушительной эпохой, ведущей к построению более высокого общественного строя. Следуя из этого, Сен-Симон сделал первый шаг по пути рассмотрения общественных явлений как различных сторон закономерно развивающегося целостного организма.
Философско-исторические идеи Сен-Симона отразили все эти противоречия, обнаруживающийся технико-экономический прогресс капитализма, растущее разочарование молодого еще тогда пролетариата и новой трудовой интеллигенции в реальной действительности капиталистической «победы разума», оказавшегося «…злой, вызывающей горькое разочарование карикатурой на блестящие обещания просветителей».
От первоначального «физицизма» Сен-Симон перешел к созданию более глубокой концепции «науки о человеке» или «социальной физиологии», основанной на принципе историзма. Его концепция сохраняла определяющую роль в обществе за состоянием человеческого разума, за господствующими в обществе научными и философскими принципами, но Сен-Симон брал эти принципы в конкретном историческом развитии. Так, становление античного рабовладельческого строя Сен-Симон объяснял в конечном счете сменой первобытного идолопоклонства политеизмом, а разрушение рабовладельческой системы и установление феодализма – закономерной сменой политеизма монотеизмом в форме христианства.
Сен-Симон утверждал взгляд на человеческое общество как на закономерно развивающийся целостный организм, в котором все стороны жизни связаны воедино и который объединяет своих членов не только определенными религиозными, философскими и моральными принципами, но и общеполезной трудовой деятельностью, являющейся естественной необходимостью и обязанностью человека и создающей важнейшую связь между людьми. Развивая в этой форме идеи «экономизма», формировавшегося у него не без влияния классической политической экономии Смита и Сея, Сен-Симон подчеркивал исключительное значение в жизни и развитии общества «индустрии», под которой он подразумевал все виды деятельности и промышленности в сельском хозяйстве, в области распределения и кредита. Сен-Симон доказывал, что в индустрии в конечном счете сосредоточены все реальные силы общества, хотя и объяснял по-прежнему состояние и степень развития этих сил философскими и научными идеями данного общества. Таким образом, оставаясь в своей основе идеалистической , философско-историческая система Сен-Симона отводила огромную роль в истории экономической деятельности людей, производству и формам собственности, а также классам, олицетворяющим определенные формы собственности. Каждая общественная система, доказывал Сен-Симон, сменяла господствующие формы собственности и соответственно выдвигала новые господствующие и руководящие силы в экономической, политической и духовной жизни.
Плодотворной новой идеей Сен-Симона было также признание им поступательного хода развития человечества от низших форм общества к высшим. Критериями прогресса Сен-Симон считал способность данного общественного строя удовлетворять важнейшие потребности массы людей, объединять возможно большее их число для отпора чужеземным завоевателям, развивать их природные способности, выдвигать из них достойнейших носителей знания и культуры и обеспечивать наибольший прогресс цивилизации наук. В соответствии с таким пониманием исторического прогресса Сен-Симон набрасывал схему исторического развития человечества, в которой выделял три главные стадии умственного развития, являющегося вместе с тем стадиями роста производительной способности человека: религиозные системы мышления, метафизические системы и наконец, научные системы положительного знания - позитивная индустриальная стадия. Эта концепция была по существу диалектической - Сен-Симон показывал исторический прогресс в виде постоянной смены созидательных эпох эпохами разрушительными.
Эти философские исторические построения служили у Сен-Симона обоснованием важнейшей цели его изысканий – плана создания лучшего, разумного общественного строя и ускорения его наступления в ближайшем будущем. Французская революция 1789 года явилась, по Сен-Симону, закономерным осуществлением исторической необходимости уничтожения господства и власти феодалов и духовенства и перехода ее к промышленникам и ученым. Но он считал, что революция совершила ошибку, передав власть в руки метафизиков и законников, которые были далеки от понимания главной созидательной задачи революции – построения общей научной общественной системы. Эту задачу, не выполненную французской революцией, и предстоит теперь осуществить созданием «новой промышленной системы».
Главная мысль Сен-Симона состояла в том, что путь избавления трудящихся от бедствий нищеты лежит через расцвет промышленного и сельскохозяйственного производства, через всемирное развитие производительных сил общества на основе применения научных принципов нового времени. Принципы эти включают в себя, по Сен-Симону:
- искоренение паразитизма господствующих классов и введение обязательного производительного труда для всех членов общества, которое должно стать большой производительной ассоциацией людей;
- обеспечение равных для всех возможностей применить свои способности;
- создание плановой организации производства, сполна удовлетворяющего все потребности общества;
- постепенное утверждение всемирной ассоциации народов и всеобщего мира;
- превращение политики
в «позитивную науку о
Поскольку в своем глубинном течение мысль Сен-Симона направлялась к социалистической цели уничтожения эксплуатации пролетариата, неизбежно было нарастание внутреннего конфликта между «буржуазным» и «пролетарским» направлениям его идей, которое в последние годы его жизни стало занимать все большее место.
В своем последнем произведении «Новое христианство» Сен-Симон «…прямо выступил от лица рабочего класса и объявил его эмансипацию конечной целью своих стремлений». Но идеалистические основы философско-исторической концепции Сен-Симона и непонимание классовых противоречий капиталистического общества определили мистический характер решения Сен-Симоном этой задачи: Сен-Симон выдвинул морально-религиозную концепцию «нового христианства».
Эта новая религия, с ее главным лозунгом «все люди – братья», должна была гарантировать выполнение новоизобретенного плана улучшения участи пролетариата, дополнив материальные стимулы «промышленной системы» моральным категорическим императивом, исходящим из самой властной над людьми силой – силой религиозного воздействия.
Заключение
Сен-Симон приравнивал органический мир к явлениям текучей материи и представлял человека как организованное жидкостное тело.
Всеобщий процесс развития природы и общества Сен-Симон истолковывал как постоянную борьбу между твердой и текучей материей, высказывая в рамках своей материалистической натурфилософии глубокую догадку о единстве противоположных начал в природе и обществе – покоя и изменчивости, устойчивости и подвижности.
Аристотель же материалистически подходит к проблеме человека. Он считает, что человек:
Именно последнее качество – потребность жить в коллективе – приводит к возникновению общества – большого коллектива людей, занимающегося производством материальных благ и их распределением, проживающего на одной территории и объединенного языком, родственными и культурными связями.
Список литературы
1. Кравченко А.И. Социология: справочное пособие. – М.: Московский лицей, 1996 год.
2. Зборовский Г.Е. История социологии: Учебник. – М.: Гардарика, 2004 – 608с.
3. Философская энциклопедия/ под. ред. Ф.В. Константинова М.: 1998г.
4. Асмус В.Ф. и др. Краткий курс истории философии. М.: Мысль, 1976.
5. В. Г. Голобоков. Краткая история философии. – М.: ООО «Издательство «Олимп»: ООО «Издательство АСТ», 2002 г.
6. Гусейнов А.А. Этика Аристотеля.
- М.: Знание, 1984. - 64с.
7. Таранов П.С. Анатомия мудрости. 106 философов:
жизнь, судьба, учение. Т.1. - Симферополь:
Таврия, 1995. - 463с.
Тест №1 |
Тест №2 |
Тест №3 |
Тест №4 |
Тест №5 |
1-б |
1-г |
1-а |
1-а |
1-а |
2-в |
2-б |
2-в |
2-б |
2-а |
3-б |
3-б |
3-а |
3-б |
3-б |
4-в |
4-а |
4-б |
4-в |
4-б |
5-б |
5-б |
5-б |
5-г |
5-в |
6-а |
6-г |
6-а |
6-б |
6-г |
7-г |
7-б |
7-б |
7-а |
7-в |
8-в |
8-а |
8-в |
8-в |
8-г |
9-б |
9-б |
9-б |
9-б |
9-в |
10-б |
10-в |
10-в |
10-б |
10-б |
Тест №6 |
Тест №7 |
Тест №8 |
Тест №9 |
1-а |
1-б |
1-б |
1-а |
2-б |
2-б |
2-а |
2-в |
3-а |
3-в |
3-в |
3-г |
4-г |
4-г |
4-б |
4-б |
5-б |
5-а |
5-в |
5-в |
6-б |
6-б |
6-г |
6-б |
7-в |
7-г |
7-а |
7-в |
8-в |
8-г |
8-в |
8-в |
9-в |
9-в |
9-а |
9-б |
10-а |
10-б |
10-г |
10-б |
Информация о работе Сравнительная характеристика философских взглядов: Аристотель- Сен-Симон