Сравнительная характеристика философских взглядов: Аристотель- Сен-Симон

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 14:17, реферат

Описание

Аристотель (384 до н. э — 322 до н. э) — древнегреческий философ и учёный. Ученик Платона. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского. В 344 до н. э. основал Ликей (Лицей, или перипатетическую школу). Основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления. Аристотель был первым учёным, создавшим всестороннюю систему философии, охватившей все сферы человеческого развития — социологию, философию, политику, логику, физику.

Работа состоит из  1 файл

Сравнительная характеристика Аристотель- Сен Симон.docx

— 36.67 Кб (Скачать документ)

     Объясняя развитие общества сменой господствующих в нем философских, религиозных и научных идей, Сен-Симон полагал, что основополагающее значение в истории имеют "индустрия" (под которой он подразумевал все виды экономической деятельности людей) и соответствующие формы собственности и классы. Каждая общественная  система, как рассуждал Сен-Симон, развивает постепенно и до конца свои идеи и господствующие формы собственности, после чего эпоха созидательная, "органическая", сменяется "критической", разрушительной эпохой, ведущей к построению более высокого общественного строя. Следуя из этого,  Сен-Симон сделал первый шаг по пути рассмотрения общественных явлений как различных сторон закономерно развивающегося целостного организма.

     Философско-исторические идеи Сен-Симона отразили все эти противоречия, обнаруживающийся  технико-экономический прогресс капитализма, растущее разочарование  молодого еще тогда пролетариата и новой трудовой интеллигенции в реальной действительности  капиталистической «победы разума», оказавшегося «…злой, вызывающей горькое разочарование карикатурой на блестящие  обещания  просветителей».

     От первоначального «физицизма» Сен-Симон перешел к  созданию более глубокой концепции «науки о человеке» или «социальной  физиологии»,  основанной на принципе историзма. Его концепция  сохраняла  определяющую роль в  обществе за состоянием человеческого разума, за господствующими  в обществе научными и философскими принципами, но Сен-Симон брал эти принципы в конкретном историческом  развитии. Так, становление античного рабовладельческого строя Сен-Симон   объяснял в конечном счете сменой  первобытного  идолопоклонства политеизмом, а разрушение рабовладельческой  системы и установление феодализма – закономерной  сменой  политеизма монотеизмом в форме христианства.

     Сен-Симон утверждал взгляд на человеческое общество как на закономерно развивающийся целостный организм, в котором все стороны жизни  связаны воедино и который  объединяет своих членов не только  определенными религиозными,  философскими  и моральными  принципами, но и  общеполезной трудовой деятельностью, являющейся естественной необходимостью и обязанностью человека и создающей важнейшую связь между людьми. Развивая в этой форме идеи  «экономизма», формировавшегося у него  не без влияния  классической политической экономии Смита и Сея, Сен-Симон  подчеркивал  исключительное значение в жизни и развитии общества «индустрии», под которой он подразумевал  все виды деятельности  и промышленности в сельском хозяйстве, в области распределения и кредита. Сен-Симон  доказывал, что в индустрии в конечном счете сосредоточены  все реальные силы общества, хотя и объяснял по-прежнему состояние и степень развития этих сил  философскими и научными идеями данного общества. Таким образом, оставаясь  в своей основе идеалистической , философско-историческая  система Сен-Симона отводила огромную роль в истории экономической  деятельности людей, производству и формам собственности, а также  классам, олицетворяющим  определенные формы собственности.  Каждая общественная  система, доказывал  Сен-Симон, сменяла  господствующие  формы собственности и соответственно  выдвигала  новые господствующие  и руководящие силы  в экономической, политической и духовной жизни.

     Плодотворной новой идеей Сен-Симона было также признание им поступательного хода развития  человечества  от низших форм общества к высшим. Критериями  прогресса Сен-Симон считал способность  данного общественного строя  удовлетворять важнейшие потребности  массы людей, объединять  возможно большее их число для отпора  чужеземным завоевателям, развивать их природные способности, выдвигать  из них достойнейших носителей знания и культуры и обеспечивать  наибольший прогресс цивилизации наук. В соответствии с таким пониманием исторического прогресса Сен-Симон  набрасывал схему исторического развития человечества, в которой  выделял три  главные стадии  умственного развития,  являющегося вместе с тем стадиями роста производительной  способности человека:  религиозные  системы мышления, метафизические системы и наконец,  научные системы положительного знания -  позитивная индустриальная стадия.  Эта концепция была по существу диалектической  - Сен-Симон  показывал исторический прогресс в виде постоянной смены созидательных эпох эпохами разрушительными.

     Эти философские  исторические построения  служили у Сен-Симона обоснованием важнейшей  цели его изысканий – плана создания  лучшего, разумного общественного строя и ускорения его наступления  в ближайшем будущем. Французская революция  1789 года  явилась, по Сен-Симону, закономерным осуществлением исторической необходимости уничтожения господства  и власти феодалов и духовенства и перехода ее  к промышленникам и ученым. Но он считал, что революция совершила ошибку, передав власть  в руки метафизиков и законников, которые были далеки от понимания главной созидательной задачи революции – построения общей научной  общественной системы. Эту задачу,  не выполненную  французской  революцией, и предстоит  теперь  осуществить  созданием «новой промышленной  системы».

     Главная мысль  Сен-Симона  состояла в том, что путь избавления трудящихся  от бедствий нищеты  лежит через расцвет промышленного и сельскохозяйственного производства, через всемирное развитие производительных сил общества на основе применения научных принципов нового времени. Принципы эти включают в себя, по Сен-Симону:

- искоренение паразитизма господствующих классов и введение обязательного производительного труда для всех членов общества, которое должно стать большой производительной ассоциацией людей;

- обеспечение равных для всех возможностей применить свои способности;

- создание плановой организации производства, сполна удовлетворяющего все потребности общества;

- постепенное утверждение всемирной ассоциации народов и всеобщего мира;

- превращение политики  в «позитивную науку о производстве»,  а государства -  из орудия управления людьми в орудие организации производства, «управления вещами».

     Поскольку в своем глубинном течение мысль Сен-Симона  направлялась к  социалистической цели уничтожения эксплуатации пролетариата, неизбежно было нарастание внутреннего конфликта  между «буржуазным» и «пролетарским» направлениям его идей, которое в последние годы его жизни стало занимать все большее место.

В своем последнем произведении «Новое христианство» Сен-Симон  «…прямо выступил от лица рабочего класса и объявил его эмансипацию  конечной целью своих стремлений». Но идеалистические основы философско-исторической концепции Сен-Симона и непонимание классовых противоречий капиталистического общества определили мистический характер решения Сен-Симоном этой задачи: Сен-Симон выдвинул морально-религиозную концепцию «нового христианства».

     Эта новая религия, с ее главным лозунгом «все люди – братья», должна была гарантировать выполнение новоизобретенного плана улучшения участи  пролетариата, дополнив материальные стимулы «промышленной системы» моральным категорическим императивом, исходящим из самой властной над людьми силой – силой религиозного воздействия.

 

Заключение

 

     Сен-Симон приравнивал  органический мир к явлениям  текучей материи и представлял человека как  организованное жидкостное тело.

     Всеобщий процесс развития природы и общества Сен-Симон  истолковывал как постоянную борьбу  между твердой и текучей материей, высказывая в рамках своей материалистической  натурфилософии глубокую догадку о единстве противоположных начал в природе и обществе – покоя и изменчивости, устойчивости и подвижности.

     Аристотель же материалистически подходит к проблеме человека. Он считает, что человек:

  • по биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных;
  • отличается от животных наличием мышления и разума;
  • имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными (то есть жить в коллективе).

     Именно последнее качество – потребность жить в коллективе – приводит к возникновению общества – большого коллектива людей, занимающегося производством материальных благ и их распределением, проживающего на одной территории и объединенного языком, родственными и культурными связями.

 

 

Список литературы

 

1. Кравченко А.И. Социология: справочное пособие. – М.: Московский лицей, 1996 год.

2. Зборовский Г.Е. История социологии: Учебник. – М.: Гардарика, 2004 – 608с.

3. Философская энциклопедия/ под. ред. Ф.В. Константинова М.:  1998г.

4. Асмус В.Ф. и др. Краткий курс истории философии. М.: Мысль, 1976.

5. В. Г. Голобоков. Краткая история философии. – М.: ООО «Издательство «Олимп»: ООО «Издательство АСТ», 2002 г.

6. Гусейнов А.А. Этика Аристотеля. - М.: Знание, 1984. - 64с. 
 
7. Таранов П.С. Анатомия мудрости. 106 философов: жизнь, судьба, учение. Т.1. - Симферополь: Таврия, 1995. - 463с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест №1

Тест №2

Тест №3

Тест №4

Тест №5

1-б

1-г

1-а

1-а

1-а

2-в

2-б

2-в

2-б

2-а

3-б

3-б

3-а

3-б

3-б

4-в

4-а

4-б

4-в

4-б

5-б

5-б

5-б

5-г

5-в

6-а

6-г

6-а

6-б

6-г

7-г

7-б

7-б

7-а

7-в

8-в

8-а

8-в

8-в

8-г

9-б

9-б

9-б

9-б

9-в

10-б

10-в

10-в

10-б

10-б




 

 

 

 

 

 

 

Тест №6

Тест №7

Тест №8

Тест №9

1-а

1-б

1-б

1-а

2-б

2-б

2-а

2-в

3-а

3-в

3-в

3-г

4-г

4-г

4-б

4-б

5-б

5-а

5-в

5-в

6-б

6-б

6-г

6-б

7-в

7-г

7-а

7-в

8-в

8-г

8-в

8-в

9-в

9-в

9-а

9-б

10-а

10-б

10-г

10-б





 
 


Информация о работе Сравнительная характеристика философских взглядов: Аристотель- Сен-Симон