Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 15:21, контрольная работа
Средневековье – загадочная эпоха. Иногда Средние века называют «тёмными», как бы скрытыми от нас во тьме. Даже определить точно время, когда начинается эта эпоха и когда заканчивается, очень трудно. Обычно историки называют началом Средневековья V век, а концом XVI век. Роль церкви в жизни западноевропейского средневекового общества, которое многие историки называют христианским обществом или христианским миром, была всеобъемлющей: религия и церковь заполняли всю жизнь человека феодальной эпохи от рождения до смерти. Церковь претендовала на то, чтобы управлять обществом, и выполняла множество функций, которые позднее стали принадлежать государству.
Средневековая церковь была организована на строго иерархических началах. Во главе ее стоял римский первосвященник - папа, имевший собственное государство в Средней Италии, ему были подчинены архиепископы и епископы во всех странах Европы. Это были крупнейшие феодалы, обладавшие целыми княжествами и принадлежавшими к верхушке феодального общества.
Введение
1. Основные черты философии Средних веков: патристика и схоластика
1.1 Патристика
1.2 Схоластика
2. Реалисты и номиналисты
3. Проблемы души и тела
4. Философия Ф. Аквинского
Заключение
Список литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Новосибирский
государственный технический
Факультет
дистанционного образования
Контрольная работа
по философии
«Средневековая
европейская философия»
Выполнил: студентка группы ОТЗ-863
Леонтьева Оксана
Васильевна
Проверил: Новосёлов
Виктор Геннадьевич
г. Назарово - 2010
Содержание
Введение
1. Основные
черты философии Средних веков:
1.1 Патристика
1.2 Схоластика
2. Реалисты и номиналисты
3. Проблемы души и тела
4. Философия Ф. Аквинского
Заключение
Список литературы
Введение
Средневековье – загадочная эпоха. Иногда Средние века называют «тёмными», как бы скрытыми от нас во тьме. Даже определить точно время, когда начинается эта эпоха и когда заканчивается, очень трудно. Обычно историки называют началом Средневековья V век, а концом XVI век. Роль церкви в жизни западноевропейского средневекового общества, которое многие историки называют христианским обществом или христианским миром, была всеобъемлющей: религия и церковь заполняли всю жизнь человека феодальной эпохи от рождения до смерти. Церковь претендовала на то, чтобы управлять обществом, и выполняла множество функций, которые позднее стали принадлежать государству.
Средневековая
церковь была организована на строго
иерархических началах. Во главе
ее стоял римский первосвященник
- папа, имевший собственное
Монополизировав в обществе, состоящем главным образом из воинов и крестьян, культуру, науку, грамотность, церковь обладала огромными ресурсами, подчинявшими ей человека феодальной эпохи. Умело, пользуясь этими средствами, церковь сосредоточила в своих руках огромную власть: короли и сеньоры, нуждаясь в ее помощи, осыпают ее подарками и привилегиями, стараются «купить» ее расположение и содействие. Представить духовные искания средневекового человека вне церкви невозможно. Именно познание мира и Бога, вдохновляемое церковными идеалами, породило красочную, многообразную, живую культуру Средневековья. Именно церковь создавала университеты и школы, поощряла богословские диспуты и книгопечатание. Все это обуславливает, тот факт, что главной характеристикой европейской средневековой философии является теоцентризм (в центре Бог).
В
этот период философия развивается
в рамках теологии, выполняя скорее
вспомогательную функцию, поэтому
большинство авторов называют ее
служанкой богословия. Богословские
сочинения нацелены на рациональное
обоснования догматов христианской
веры, и философия играет роль методологической
основы, не претендуя на отыскание
истины, которая трактуется как откровение.
Центральными проблемами средневековой
философии можно назвать
1.
Основные черты
философии Средних
веков: патристика
и схоластика
Религиозное
и светское, мистическое и рациональное,
иерархически организованное философское
знание средних веков может быть
условно разделено на несколько
периодов: апологетика, патристика, схоластика.
В свою очередь патристика весьма
условно может делиться на восточную
и западную; в схоластической философии
выделяют ранний (XI-XII вв.) и поздний
(XIII-XIV вв.) периоды; в схоластике можно
также условно выделить рационалистическое
и мистическое направления.
Духовное наследие отцов церкви получило название ПАТРИСТИКА (padre - отец). В истории философской европейской мысли представители патристики сыграли двойственную роль:
1)
положили конец античной
2) положили начало средневековой философии.
Патристика поработила философию, превратив ее в богословие (теологию) - учение, разрабатывающее и оправдывающее религиозное мировоззрение.
Сами представители патристики были не философами, а теологами. Содержание философии (богословия) они вычитывали в текстах писания, брали из трактатов своих предшественников, тех же отцов церкви. И таким образом объясняли людям, как Бог создал и духовный, и материальный мир. Это учение позднее назвали креационизмом (creatio - творение). Согласно ему, христианский Бог стоит над всем и управляет природой. Активное творческое начало отобрали у природы и приписали Богу. Если в языческих религиях природа и космос были всемогущи и вечны, то теперь все это передалось Богу: космос управляем Богом, а если он прикажет, все исчезнет и будет первая пустота хаоса.
На
место политеизма приходит моноистический
принцип: есть только одно начало - Бог,
все остальное - его творения. Подлинным
бытием обладает только Бог, которому
и приписываются языческие
Общее понятие «отцы церкви». А кто же формировал идеологию патристики. Но перечислить всех нельзя, поэтому остановимся на Блаженном Августине.
Епископ
Августин (354 - 430) изложил более или
менее полную систему христианского
мировоззрения. В его истолковании
были даны все мировые проблемы.
Смысл жизни - ожидание Страшного
суда и царства Божьего на земле;
происхождение мира - 6 дней творения.
Августин был плодовитым философом
и богословом. Самые знаменитые из
его трудов - «Исповедь» и «О граде
Божьем». Августин ввел в христианство
мировоззрение мысли создателя
и его последователей. И до сих
пор в христианской философии
существует направление августинцев,
которые следуют образу жизни
Святого Августина.
Название происходит от греческого «схолазо» - обучаю. В истории всей философской мысли Средних веков вся эпоха обозначалась схоластикой. Эта доктрина развивалась не только в рамках церкви, но и под ее диктатом. Схоластика занималась исключительно толкованием и оправданием всех элементов церковного мировоззрения. Все ответы ссылались на то, что «в Библии написано так», «а такой-то псалом трактует это вот так». А так как писание вообще противоречиво, то схоласты объясняли ее речами какого-либо святого или отца церкви: «Это есть истина, потому что отец такой-то понимал ее так». А о том, что этот отец мог ошибиться, речь не шла.
Схоласты
стали отдаляться от жизни - замыкаться
в четырех стенах от подлинных
интересов и яро обсуждать
такие животрепещущие темы, граничащие
с абсурдом: «Что кушает Сатана?», «Сколько
ангелов могут сплясать на конце
иголки?» Эти вопросы
Проповедники противоречили сами себе: углубляя знание христианства, они требовали невежества и безграмотности. А папа Григорий Двоеслов, кстати, причисленный к лику святых, доказывал: «Невежество - настоящая мать христианского благочестия».
В
период расцвета схоластики сначала
наравне с церковью стоял свет.
Церковь, как было видно из предыдущего
примера, перестала быть абсолютным
носителем образования. В этих условиях
родилось свободомыслие. Эта идеология
создала «теорию двух истин». Она
перенесла проблему соотношения
веры и разума в область взаимоотношений
теологии и философии. Суть ее сводилась
к учению о разделении философских
и богословских истин, согласно которому
истинное в философии может быть
ложным в теологии. И наоборот. Это
была попытка утвердить
От
окончательного падения в сердцах
людей церковь спас Фома Аквинский.
Он постригся в монахи, отказавшись
от денег и титула. Оставил после
себя огромную библиотеку. Он создал учение
о гармонии веры и разума, в котором
указывал, что они находятся в
вечном противоборстве. И то и другое
направлено к свету, только разными
путями. Проведя черту между
Для
средневековой философии
Противоположное
направление было связано с подчеркиванием
приоритета воли над разумом и
носило название номинализма от латинского
слова «nomen» - имя. Согласно этому
учению общие понятия - только имена.
Они не обладают никаким самостоятельным
существованием и образуются нашим
умом путем абстрагирования
Изучив
основные положения философии Средних
веков, стоит повторить, что средневековая
философия в целом
Некоторые номиналисты даже доказывали, что общие понятия не более чем звуки человеческого голоса. На этом особенно настаивал философ Росцелин. Иоанн Росцелин (1050-1120 гг.), французский философ и богослов, главный представитель раннесхоластического номинализма. За что и не был любим в определенных кругах. Вдохновитель крестовых походов Бернард Клерводсский, по совместительству доносчик и святой, говорил так: «Когда Абеляр говорит о Святой Троице, от него пахнет еретиком Арием, когда о благодати - еретиком Пелагеем». Он доказывал, что общие понятия не более чем звуки человеческого голоса. Реально только единичное, а общее - лишь иллюзия, не существующая даже в человеческом уме.
Споры
и публичные дискуссии между
реалистами и номиналистами сплошь
и рядом выводили отношения за
рамки теологии. Постепенно стали
обсуждать философские
Особенно досталось одаренному схоластику Пьеру Абеляру. Он еще юношей вступил в споры реалистов и номиналистов и поразил всех знаниями и логикой. В своих речах он неоднократно прошелся по церковникам.
Абеляр написал сочинение «Да и нет», в котором собрал противоречивые высказывания Писания и отцов церкви. Он доказал, ссылаясь на авторитетные церковные источники, что на один и тот же вопрос можно дать несколько ответов «да» и «нет». Но за крамольные мысли был изгнан и умер в забытом Богом монастыре.
Согласно христианству Сын Божий воплотился в человека, чтобы своей смертью открыть людям дорогу в рай и искупить человеческие грехи.
Идея
боговоплощения противоречила не только
языческой культуре, но и другим
монотеистическим религиям - иудаизму
и исламу. До христианства господствовало
представление о
Ло,
по Оригену, происходит не от Бога, не от
человека, а от свободы выбора. В
средневековой философии
4. Философия Ф.
Аквинского
Центральной фигурой в философии XIII столетия, несомненно, является Фома Аквинскнй (1225/26-1274). Он принадлежал к знатному роду в Неаполитанском королевстве и мог бы занять надлежащее ему место в светской иерархии. Но, получив классическое образование в бенедиктинском монастыре, в девятнадцать лет он принял решение вступить в орден доминиканцев и посвятить себя духовному служению, несмотря на протесты семьи.