Средневековая философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 15:34, доклад

Описание

XV и XVI столетия были временем больших перемен в экономике, политической и культурной жизни европейских стран. Бурный рост городов и развитие ремесел, а позднее и зарождение мануфактурного производства, подъем мировой торговли, вовлекавший в свою орбиту все более отдаленные районы постепенное размещение главных торговых путей из Средиземноморья к северу, завершившееся после падения Византии и великих географических открытий конца XV и начала XVI века, преобразили облик средневековой Европы.

Работа состоит из  1 файл

Тома1.docx

— 32.08 Кб (Скачать документ)

В целом  номинализм в значительной мере определил  направление и характер развития, как философии, так и экспериментально-математического  естествознания XVI-XVII веков. Именно с  номинализмом было связано также  и развитие материализма в эпоху  Возрождения и в новое время.

Специфика средневековой схоластики Средневековая  философия вошла в историю  мысли под именем схоластики, которое  уже с давних пор употребляется  в нарицательном смысле как символ оторванного от реальности, пустого  словопрения. И для этого, несомненно, имеются основания.

Главная отличительная особенность схоластики состоит в том, что она сознательно  рассматривает себя как науку, поставленную на службу теологии, как «служанку  теологии».

Начиная примерно с XI века в средневековых  университетах возрастает интерес  к проблемам логики, которая в  ту эпоху носила название диалектики и предмет которой составляла работа над понятиями. Большое влияние на философов XI-XIV веков оказали логические сочинения Боэция, комментировавшего «Категории» Аристотеля и создавшего систему тонких различений и определений понятий, с помощью которых теологи пытались осмыслить «истины веры». Стремление к рационалистическому обоснованию христианской догматики привело к тому, что диалектика превратилась в одну из главных философских дисциплин, а расчленение и тончайшее различение понятий, установление определений и дефиниций, занимавшее многие умы, подчас вырождалось в тяжеловесные многотомные построения.

Увлечение, таким образом, понятой диалектикой  нашло свое выражение в характерных  для средневековых университетов  диспутах, которые иной раз длилась  по 10-12 часов с небольшим перерывом  на обед. Эти словопрения и хитросплетения схоластической учености порождали  к себе оппозицию. Схоластической диалектике противостояли различные мистические  течения, а в XV-XVI веках эта оппозиция  получает оформление в виде гуманистической  светской культуры, с одной стороны, и неоплатонической натурфилософии, с другой.

Хотя  и являлся натурфилософом, уделял большое внимание проблеме человека: человек понимался как часть  сотворенной богом природы. Это  значит, что человек не занимает привилегированное положение в  мире. Он является одним из многих в  ряду земных существ. Он равен другим существам. В понимании свободы  сближается с точкой зрения античных стоиков: свобода человека есть познанная  необходимость и деятельность человека в соответствии с этой необходимостью.

3. Теоцентризм средневековой философии

В основе средневекового человекознания лежали религиозные (теоцентристские) о своей сути установки о том, что Бог - начало всего сущего. Он создал мир, человека, определил нормы человеческого поведения. Первые люди (Адам и Ева), однако, согрешили перед Богом, нарушили его запрет, захотели стать наравне с ним, чтобы самим определять, что есть добро и зло.

В этом заключается первородный грех человечества, который частично искупил Христос, но который должен искупиться и каждым человеком через раскаяние и  богоугодное поведение, Средневековая  философия поставила принципиальные вопросы о сущности и существовании, о Боге, человеке и Истине, смысле вечности, соотношении градов «земного»  и «Божьего» (Августин, Боэций, Эриугена, Альберт Великий и др.).

На  вершине средневекового интеллектуального  мышления стоит Фома Аквинский. Согласно Фоме Аквинскому, «есть некоторые  истины, которые превосходят сколь  угодно мощный разум: например, Бог  един в трех лицах. Другие истины вполне доступны разуму: например, что Бог  существует, что Бог един и подобные этому».

Фома  Аквинский впервые ввел различие истин факта и веры, которое  широко распространилось в религиозной  философии.

Бог - действующая и конечная причина  мира, мир создан Богом «из ничего»; душа человека бессмертна, его конечная цель - блаженство, обретаемое в созерцании Бога в загробном мире; сам человек  тоже творенье Божье, а по своему положению - промежуточное существо между тварями (животными) и ангелами.

В целом  влияние Фомы Аквинского на европейскую  культуру трудно переоценить, поскольку  именно он синтезировал христианство и идеи Аристотеля, гармонизировав соотношение веры и знания. В его  концепции они не противостоят друг другу, а сливаются в целое, что  достигается допущением возможности  рационального постижения сущности универсума, созданного Творцом.

Наиболее  емко философско-антропологические  взгляды Средневековья представлены в трудах Августина Блаженного. Он утверждал, что человек - это душа, которую вдохнул в него Бог.

Тело, плоть - презренны и греховны. Душа есть только у людей, животные ее не имеют. Человек полностью и всецело зависим от Бога, он несвободен и не волен ни в чем. Человек создавался Богом как свободное существо, но, совершив грехопадение, сам выбрал зло и пошел против воли Бога. Так возникает зло, так человек становится несвободным. С момента грехопадения люди предопределены ко злу, творят его даже тогда, когда стремятся делать добро.

Главная цель человека, считал Августин, - спасение перед Страшным Судом, искупление греховности  рода человеческого, беспрекословное  повиновение церкви как «граду Божьему».  

Таким образом, в средневековой философии  господствует теоцентристское понимание человека, суть которого заключается в том, что происхождение, природа, целевое предназначение и вся жизнь человека предопределены Богом. Тело (природное) и душа (духовное) противопоставлены друг другу. Впоследствии вопрос об их соотношении стал одним из стержневых в философской антропологии.

Заключение 

Возрождение - философские и социологические  учения в эпоху становления раннего  буржуазного общества (в основном в Италии) 14-17 вв. Официальной философией в эту эпоху оставалась схоластика, но возникновение культуры гуманизма, значительные достижения в области  естествознания привели к тому, что  философия перестала играть роль служанки богословия и перспектива  ее развития приобрела антисхоластическую направленность. Огромные социально-экономические изменения нашли свое отражение во многих социологических концепциях, для которых было характерно понимание общества как суммы изолированных индивидов.

В борьбе со средневековым теократизмом на первый план культуры возрождения выступают гуманистические, антропоцентрические мотивы. Антропоцентризм - воззрение, согласно которому человек есть центр вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Гуманизм - отражаемый антропоцентризм, который исходит из человеческого сознания и имеет своим объектом ценность человека. Презрение к земному естеству заменяется признанием творческих способностей человека, разума, стремлением к земному счастью. Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своей сущности и предназначении, о смысле и цели своего бытия. Эти рассуждения имеют всегда конкретные исторические и социальные предпосылки, гуманизм по своей сущности всегда выражает определенные социальные, классовые интересы. Гуманизм ренессанса проявлялся в революционных идеях, обращенных на внутреннюю, земную «божественность» человека, в привлечении человека к жизненной активности, в утверждении веры человека в себя.

Информация о работе Средневековая философия