- За два года Ньютон разработал дифференциальное исчисление — отдельный раздел математики, изложил основы современной теории цвета, вывел закон всемирного тяготения и решил несколько математических задач, которые до него никто решить не смог.
(1642-1727)
- В 1679 году Ньютон снискал себе славу, исследуя траектории движения планет и их спутников. В результате этих исследований, также сопровождавшихся спорами с Гуком о приоритете, были сформулированы закон всемирного тяготения и законы механики Ньютона, как мы теперь их называем.
- Свои исследования Ньютон обобщил в книге «Математические начала натуральной философии» (Philosophiae naturalis principia mathematica), представленной Королевскому обществу в 1686 году и опубликованной годом позже. Эта работа, положившая начало тогдашней научной революции, принесла Ньютону всемирное признание.
- Эйдос как гипостазированная универсалия
- Эйдос как умопостигаемая сущность
- Вечность (бессмертие) души
- Эйдос как идеальный прообраз чувственных вещей
- Онтологическая аргументация
- Гносеологическая аргументация
- Критика сенсуализма
- Познание как припоминание
- Аксиологическая аргументация
- Корни платоновского идеализма
- Сократ: «Познай самого себя»
- Пифагорейцы: числа как первоначала бытия
- Онтология, гносеология и аксиология Платона
- Мир вещей и мир идей
- Психологические предпосылки идеализма
- Концепция эйдоса и обоснование идеализма
Концепция эйдоса
Обоснование идеализма
Гносеологическая
аргументация
Составное,
преходящее,
множественное,
зависимое, случайное
вторично
онтологически.
Простое, вечное,
единое,
самосущее,
необходимое
первично
онтологически.
Онтологическая
аргументация
Аксиологическая
аргументация
Идеи
Вещи
Простое,
вневременное,
общее, неизменное,
сущностное
первично
логически
(и онтологически).
Сложное,
временное,
частное, изменчивое,
акцидентальное
вторично
логически
(и онтологически).
Вечное, самосущее,
совершенное,
образцовое
первично
аксиологически
(равно как логически
и онтологически).
Преходящее,
зависимое, ущербное,
подражательное
вторично
аксиологически
(равно как логически
и онтологически.
Томас Гоббс (1588—1679) — английский философ-материалист,
известный своими работами по политической
философии, в частности, один из авторов теории
общественного договора. Основные работы:
трилогия «Основы философии» («О теле», «О человеке», «О гражданине»)
и «Левиафан,
или Материя, форма и власть государства
церковного и гражданского».
- Существенная часть системы Гоббса — отрицание существования бестелесных духов или душ. Существует только материя. Он утверждал, что идея «нематериальной субстанции» внутренне противоречива. Поэтому Бог должен быть «чистейшим, простейшим, невидимым материальным духом».
- Свойства вещей суть то, что определяет, каковы вещи. Однако большинство свойств неустойчивы, будучи всего лишь следствием воздействия этих вещей на наши органы чувств и мозг. Так, хотя обычно мы говорим, что яблоко имеет красный цвет, «краснота» не существует в самом яблоке, она — только впечатление, которое производится яблоком на зрение нормального человека. Единственные качества, присущие самим вещам, — это протяженность (вещь занимает определенное место в пространстве) и фигура (определенные очертания). Смысл этого утверждения заключается в том, что, в отличие от других качеств объекта, его протяженность и фигура не зависят от чьего-либо восприятия.
- Гоббс полагал, что все люди равны, но не по физической силе или умственным способностям, а по своей незащищенности от насилия со стороны других лиц. У слабейшего, говорил он, достанет сил на то, чтобы убить сильнейшего, а самому недалекому хватит житейской мудрости для того, чтобы убить самого смышленого. Поскольку все в той или иной степени желают одного и того же, постольку между людьми ведется постоянная конкуренция. Порой эта конкуренция касается вещей, необходимых для сохранения собственной жизни, порой же она ведется ради источников удовольствия. Если некто имеет больше, чем другие, он должен быть готов к тому, что его ближние объединятся, чтобы отнять у него «не только плоды его труда, но и самую свободу и даже жизнь».
- Людям свойственно враждовать друг с другом ради приобретения того, чего они еще не имеют, либо ради защиты своей собственности от тех, кто стремится ее присвоить; порой же они враждуют исключительно ради славы, «из-за таких пустяков, как слово, усмешка, несогласие во мнениях и вообще любое ущемление их гордыни».
- Учение о «призраках» («идолах») разума
- Идолы рода
- Идолы пещеры
- Идолы площади (рынка)
- Идолы театра
- Природа научного познания
- Опыт как источник знания
- Опыт и эксперимент
- Знание – сила: опыты светоносные и плодоносные
- Индуктивная логика как орудие научного познания
- Таблицы сущности и присутствия
- Таблицы отклонения, или отсутствия в ближайшем
- Таблицы степеней, или сравнений
- Modus tollendo ponens
Есть четыре
вида идолов,
которые осаждают
умы людей
Идолы площади
Идолы рода
Идолы пещеры
Идолы театра
- Типичные примеры идолов рода:
- Стремление уподоблять природу человеку (как проявление общей установки объяснять неизвестное по аналогии с известным).
- Тенденция к упрощению, проявляющаяся в предположении, что в изучаемом объекте больше порядка и целесообразности, чем на самом деле.
- Склонность переоценивать значение неожиданных, необычных и удивительных явлений, отнюдь не обязательно репрезентативных.
- Типичные примеры идолов пещеры:
- Люди в большинстве своём склонны ценить выше то, во что ими вложено больше труда, или то, что им более привычно.
- Одни умы склонны придавать большее значение различиям в вещах, другие – сходству между ними.
- Одни больше интересуются частностями и подробностями, другие – общим и целым.
- Одни умы склонны к почитанию древности, другие увлечены любовью к новизне, но немногие могут соблюсти такую меру, чтобы и не отбрасывать то, что справедливо установлено древними, и не пренебречь тем, что верно предложено новыми.
- Основные разновидности идолов площади:
- Поверхностный и искусственный характер различий, устанавливаемых обыденным словоупотреблением (неудачные имена для существующих вещей):
- словесное отождествление вещей, в основах своих различных (например, «земля» как одна из «четырёх субстанций»);
- словесное различение вещей, в основе своей идентичных (например, лёд, вода, пар).
- Возможность изобретения и употребления имён несуществующих вещей (например, «судьба», «перводвигатель» и т.п.), вследствие чего разум втягивается в беспредметные, бессмысленные и бесплодные споры.
Существуют, наконец, идолы,
которые вселились в души людей
из разных догматов философии,
а также из превратных
законов доказательств.
Их мы называем идолами театра,
ибо мы считаем, что,
сколько
есть принятых или
изобретённых философских систем,
столько поставлено
и сыграно комедий,
представляющих вымышленные
и искусственные миры.
Ф. Бэкон.
«Новый Органон».
Дедукция
(лат., deductio, выведение) –
процесс логического вывода,
т.е. перехода по тем или иным
правилам логики от некоторых
данных положений (посылок)
к их следствиям (заключениям).
Переход (умозаключение)
от общего к частному
Индукция
(лат., inductio, наведение) –
форма мышления, посредством
которой мысль наводится на
общее правило, общее
положение, присущее всем
предметам какого-либо класса.
Переход (умозаключение)
от частного к общему
18
19
20
21
24
25
29
30
31
32
33
34
35