Средневековая философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 11:41, творческая работа

Описание

Соотношение веры и разума:
а) враждебное отношение к знанию;
б) тождество веры и знания;
в) теория «двух истин».

Содержание

Средневековое общество отличалось свободой нравов и мышления.
Философия Средневековья может быть названа теоцентризмом.
Первоначально средневековая философия складывалась внутри Христианской Церкви.
Схоластика – это первый период в развитии средневековой философии.
Человек – это главный объект внимания средневековой философии.
Человек в средневековой философии рассматривается как активное, деятельное существо, создающее свою жизнь и судьбу.
Социальная философия Средневековья отстаивает идею слияния Церкви и государства под управлением государя.
Основоположник средневековой этики аскетизма – Франциск Ассизский.
Основной принцип аскетизма – «человек должен следовать своей природе», заботиться о своем теле и благосостоянии.
Основная проблема схоластики – вопрос о соотношении веры и знаний.
Средневековая философия проводит идею слабости и никчемности человеческой жизни.
Основной раздел средневековой философии – это гносеология.
Первоначальная задача средневековой философии –толкование и объяснение священных текстов и истин.
Средневековая философия представляет собой совокупность самых разнообразных идей, теорий, школ и дисциплин.
Средневековая философия, по сравнению с Античной, носит регрессивный характер.

Работа состоит из  1 файл

Средневековая философия.ppt

— 3.74 Мб (Скачать документ)

Предмет 

                            Средневековой философии –

христианство

  • Средневековое общество отличалось свободой нравов и мышления.
  • Философия Средневековья может быть названа теоцентризмом.
  • Первоначально средневековая философия складывалась внутри Христианской Церкви.
  • Схоластика – это первый период в развитии средневековой философии.
  • Человек – это главный объект внимания средневековой философии.
  • Человек в средневековой философии рассматривается как активное, деятельное существо, создающее свою жизнь и судьбу.
  • Социальная философия Средневековья отстаивает идею слияния Церкви и государства под управлением государя.
  • Основоположник средневековой этики аскетизма – Франциск Ассизский.
  • Основной принцип аскетизма – «человек должен следовать своей природе», заботиться о своем теле и благосостоянии.
  • Основная проблема схоластики – вопрос о соотношении веры и знаний.
  • Средневековая философия проводит идею слабости и никчемности человеческой жизни.
  • Основной раздел средневековой философии – это гносеология.
  • Первоначальная задача средневековой философии –толкование и объяснение священных текстов и истин.
  • Средневековая философия представляет собой совокупность самых разнообразных идей, теорий, школ и дисциплин.
  • Средневековая философия, по сравнению с Античной, носит регрессивный характер.

 

 

 

 

 

 

  • Соотношение веры и разума:

а) враждебное отношение к знанию;

б) тождество веры и знания;

в) теория  «двух истин».

  • Доказательства бытия Бога.
  • Проблема универсалий – содержание общих понятий (реализм, номинализм, концептуализм).
  • Проблема теодицеи (оправдания Бога)
  • Теоцентризм
  • Креационизм
  • Провиденциализм

 

 

  • – Бог абсолютное, совершенное, наивысшее бытие. 
    Бог -абсолютный источник жизни и блага.

Креационизм –  

творение мира Богом из ничего.

 

Бог – абсолютное начало,

Остальной мир  – его творение.

Единственный способ познания сверхъестественного – вера.

 

  • Провиденциализм –

 

понимание истории как осуществление заранее предусмотренного Богом плана спасения человека.

 

Патристика                      Схоластика

 

 Средневековая философия

 

Номинализм                  Реализм

Патристика - греч. patér, лат. pater — отец

 

 

Философия «отцов церкви», отстаивающих догматы христианской религии против язычества, утверждавших несовместимость религиозной веры и античной философии.

 

 

Схоластика - лат. Schola (греч. -σχολή)

 

 

 

Совокупность философских учений, в рамках которых осуществляется попытка рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение.

Преподавалась в школах при монастырях.

 

Позиции для

сравнения

 

Патристика

 

Схоластика

 

Философия

Возрождения

 

Представители

 

Августин 

Блаженный,

Ф. Ассизский

 

Фома Аквинский

 

Петрарка,

Н. Коперник,

Дж. Бруно и др.

 

Теология

Отношение к

Богу

 

Бог – творец и

правитель всего

сущего

 

Бог –это законодатель

всего сущего

 

Бог – перводвигатель

мира, архитектор

 

Антропология

Отношение к

человеку

 

Человек - это «раб Божий»

 

Человек – «животное политическое»

 

Человек - творец

своей судьбы,

личность

 

Этика

Как жить

праведно

 

Главные добродетели это:

смирение и вера

 

Умеренность во

всем и есть

праведность

 

Главные ценности: свобода, активность, любовь

 

Гносеология

Отношение к

разуму познанию

 

Разум не нужен,

только вера

 

Теология – это

единство веры и

разума

 

Разум – это 

Главное достояние человека

 

   

Великий польский астроном, создатель гелиоцентрической системы мира.

 

  • Человек воспринимает движение небесных тел так же, как и перемещение различных предметов на Земле, когда он сам находится в движении.

1. Не существует единого центра  для всех небесных орбит или  сфер.

 

2. Центр Земли является не  центром мира, а лишь центром  тяготения Земли и лунной орбиты.

 

3. Все сферы движутся вокруг  Солнца, как вокруг своего центра,  вследствие чего Солнце является  центром всего мира.

 

4. Отношение расстояния от  Земли до Солнца к высоте  небесной тверди меньше отношения  радиуса Земли к расстоянию  от нее до Солнца.

 

5. Всякое движение, замечаемое у небесной тверди, связано не с каким- либо движением самой тверди, а самой Земли.

Земля же совершает в течение  суток полный оборот вокруг  своих неизменных полюсов, в то  время, как твердь небесная и  расположенное на ней небо, остаются  неподвижными.

 

6. То, что кажется нам движением  Солнца, на самом деле связано  с движениями Земли и нашей  сферы, вместе с которой мы  обращаемся вокруг Солнца, как  всякая другая планета. 

 

7. Кажущиеся прямые и попятные  движения планет, обусловлены  не их движениями, а движением  Земли. 

 

Следовательно, одного лишь движения  самой Земли достаточно для  объяснения многих кажущихся  неравномерностей на небе.

  •  Земля одновременно движется и вокруг своей оси, и вокруг Солнца.

— итальянский физик, механик, астроном, философ и математик, оказавший  значительное влияние на науку  своего времени. Он первым использовал  телескоп для наблюдения небесных  тел и сделал ряд выдающихся  астрономических открытий. Галилей — основатель экспериментальной физики. Своими экспериментами он убедительно  опроверг умозрительную метафизику  Аристотеля и заложил фундамент  классической механики.

  В1632 вышел известный "Диалог о двух главнейших системах мира", в котором Галилей отстаивал гелиоцентрическую систему Коперника. Выход книги разъярил церковников, инквизиция обвинила Галилея в ереси и, устроив процесс, заставила публично отказаться от коперниковского учения, а на "Диалог" наложида запрет. После процесса в 1633 Галилей был объявлен "узником святой инквизиции" и вынужден был жить сначала в Риме, а затем в Арчертри близ Флоренции. Однако научную деятельность Галилей не прекратил, до своей болезни (в 1637 Галилей окончательно потерял зрение) он завершил труд "Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых отраслей науки", который подводил итог его физических исследований.

Рене Декарт  
(копия утраченного портрета  
работы Ф. Хальса)

 

  • Мир, или Трактат о свете (1633)
  • Рассуждение о методе (1637)
  • Размышления о первой  философии (1641)
  • Первоначала философии (1644)

 

Основные сочинения

  •  Гносеология Декарта
    • Радикальное сомнение
    • «Я мыслю, следовательно, существую»
    • Идея Бога
    • Естественный свет разума
    • Метод достижения истины
  • Онтология Декарта
    • Дуализм духа и материи
      • Субстанции и их атрибуты
      • Отрицание пустого пространства и психики животных
    • Проблема взаимодействия субстанций
      • Естественный свет разума («врождённые идеи»)
      • «Шишковидная железа»
      • Психофизический параллелизм
      • Проблема взаимодействия субстанций в картезианстве: 
        окказионализм А. Гейлинкса и Н. Мальбранша
  • Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом (1663)
  • Богословско-политический трактат (1670)
  • Этика (1663-1675)

 

Основные сочинения

  •  Онтология Спинозы
    • Критика дуализма
      • Единственность субстанции
      • Множественность атрибутов субстанции
    • Пантеизм
      • Природа творящая
      • Природа сотворённая
    • Детерминизм
      • Отрицание случайности (необусловленности)
      • Свобода как обусловленность собственной природой
      • Несвобода как внешняя обусловленность (принуждение)
  • Гносеология Спинозы
    • «Геометрический» метод
    • Отождествление физической и  логической необходимости
    • Три рода познания
  • Этика Спинозы
    • Разум и свобода
  • Англичанин, которого многие считают вообще величайшим ученым всех времен и народов.

 

  • Ньютон поступил в Тринити-колледж Кембриджского университета, быстро овладел учебной программой и перешел к изучению трудов ведущих ученых того времени, в частности последователей французского философа Рене Декарта (René Descartes, 1596–1650), который придерживался механистических взглядов на Вселенную.

Информация о работе Средневековая философия