Средневековая философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 14:26, творческая работа

Описание

Это исторически своеобразный способ философствования, характерный для Европы и Ближнего Востока эпохи феодализма. Сущность этой философии заключается в её сопряженности с религиозной идеологией, основанной на принципах откровения и монотеизма. Средневековая философия осуществляла рациональную рефлексию над основаниями религиозного мировоззрения.

Работа состоит из  1 файл

Средневековая философия.docx

— 21.03 Кб (Скачать документ)

Самостоятельная работа: Кожаева Руфата

                                             Студента группы 4101-13                          30.11.2011

Средневековая философия.

 Это исторически  своеобразный способ философствования, характерный для Европы и Ближнего  Востока эпохи феодализма. Сущность  этой философии заключается в  её сопряженности с религиозной  идеологией, основанной на принципах  откровения и монотеизма. Средневековая  философия осуществляла рациональную  рефлексию над основаниями религиозного мировоззрения.

Теоретические истоки средневековой философии 

* Неоплатонизм.

* Перипатетизм.

* Гностицизм.

* Монтанизм.

* Манихейство. 

Основные проблемы философии средних веков 

* Защита и  обоснование религиозной догматики. 

* Проблема бытия  Бога.

* Соотношение  разума и веры.

* Отношения между  Богом и миром. 

* Проблема теодицеи.

* Природа универсалий. 

* Свобода человеческой воли и предопределение.

Главные черты  философии средних веков 

* Ретроспективизм и традиционализм, то есть, обращенность в прошлое. Чем древнее, тем подлиннее, чем подлиннее, тем истине.

* Дидактизм,  учительство. Почти все известные  мыслители средневековья были  проповедниками или преподавателями  богословия.

* Монолитность  формы и консерватизм содержания. Это было необходимо для того, чтобы точнее и полнее передать потомкам истину откровения.

 Основные  идеи 

* Идея творения, лежащая в основе онтологии. 

* Идея откровения, лежащая в основе теории познания.

Периодизация средневековой философии

* Зарождение  средневековой философии - 2-5 вв.

* Период патристики - 3 - 8 вв.

* Период схоластики - 8 - 14 вв.

* Период заката - 15 - 16 вв.

Период зарождения средневековой философии

 Для этого  периода характерно, что философские  учения поздней античности постепенно  сакрализуются: философия теологизируется, а религия начинает серьезно интересоваться философией. Период зарождения средневековой философии приходится на позднюю античность, которая уже отошла от основной интуиции античности - интуиции космоса - и обратилась к религиозной проблематике. Это относится прежде всего к мистицизму Плотина, теософическому иератизму Ямвлиха и учению Прокла.

Социальный и культурный контекст формирования средневековой философии

* Становление  христианства, его распространение,  формирование догматики христианства.

* Развитие христианской  Церкви и догмы, защита христианства  от язычества. 

* Формирование  основных догм: теологической догмы  (учения о Троице); христологической догмы (учения о 2-х природах Христа); антропологической догмы (учения о природе человека и мира).

* Основные представители  философии этого периода: Ютиниан Мученик, Татиан, Тертулиан, Климент Александрийский. Их еще называют апологетами - защитниками центрального тезиса христианской догматики - тезиса о троичности Бога.

Основные принципы средневековой философии 

* Теоцентризм, который гласит, что источником всякого бытия, блага и красоты является Бог.

* Креационизм,  согласно которому все существующее  и изменяемое сотворено Богом  из ничего, а все сотворенное  изменяется и стремится к ничтожеству. 

* Провиденциализм,  утверждающий, что Бог постоянно  контролирует созданный им мир,  управляет им, человеческой историей  и поведением отдельного человека.

* Персонализм,  в котором человек понимается  как "персона", то есть неделимая  личность, обладающая разумом и  волей, сотворенная по образцу  и подобию Бога и наделенная  совестью. Будучи замкнутой и  автономной, личность подотчетна  только Богу. Отсюда - значение исповеди.

* Ревеляционизм. Он считает, что самый надежный и достоверный способ познания состоит в постижении смысла Священного писания.

Главные представители  философской патристики

Ориген (185-254 гг.)

Василий Великий (330-379 гг.)

Григорий Нисский (335-394 гг.)

Августин Аврелий (354 - 430 гг.)

Симпатизировал  римским стоикам и от них перенял  прагматический подход к философии. Построил оригинальную онтологию, в  центре внимания которой стоит учение о Боге как принципе бытия. Цель человеческого  ума - "Богопознание" и "самопознание". Августину принадлежит первая в истории мысли "Исповедь", в которой исследуется развитие человеческой личности. Одна из первых философий истории в истории мысли - труд Августина "Град Божий". В нем говорится о двух типах человеческого общежития: "граде Земном" и "граде Божьем". Первый представляет государство, замкнутое на любви к себе и презрении к Богу, а второй - духовную общность, основанную на любви к Богу. Августин стал непререкаемым авторитетом в области философии и теологии в средние века.

Боэцкий (480-524 гг.)

Список используемой литературы:

       Штёкль, Альберт. История средневековой философии — Репринтное издание. http://ru.wikipedia.org.

     Уголок философии. www.blagoslav.ru                                                                   

Информация о работе Средневековая философия