Средневековая христианская философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 17:58, контрольная работа

Описание

Философия — есть свободное исследование основных проблем бытия, человеческого познания, деятельности и красоты. Философия имеет задачу весьма сложную и решает ее различным образом, стараясь соединить в одно разумное целое данные, добытые наукой, и религиозные представления.
В течение своего более чем двухтысячелетнего существования Философия часто указывала науке новые задачи, часто, наоборот, из научного исследования или религиозного творчества черпала указания для себя. В истории Философии мы тщетно стали бы искать строгой преемственности систем; представление Гегеля о развитии Философии в ее целом не выдерживает критики и несогласно с фактами. Нельзя, однако, отрицать развития философских проблем в некоторые эпохи истории.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Общая характеристика средневековой философии. Патристика и схоластика 4
2. Основные проблемы: вера и разум, философия и религия, доказательства бытия Бога (Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский). 11
2.1.Фома Аквинский (1225-1274). 11
2.2. Ансельм Кентерберийский — сторонник неоплатоновского августинианизма. 14
3. Проблема универсалий. Номинализм, реализм, концептуализм 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23

Работа состоит из  1 файл

философия.doc

— 121.00 Кб (Скачать документ)

    Довод в пользу бытия Божия, приведенный  Ансельмом, сразу же вошел в "золотой  фонд" не только схоластики, но и классических проблем философии. Позднее этот довод признавали такие схоласты, как Дунс Скот, Бонавентура, в Новое время — Декарт, Лейбниц, Гегель. Но были и те мыслители, которые не принимали этого довода и опровергали его — Фома Аквинский, Иммануил Кант.

    В классическом споре трех главных  течений средневековой философии  — реализма, концептуализма и номинализма  — Ансельм Кентерберийский принадлежит  к реалистам. Все три течения  сформировались в ходе обсуждения центральной  проблемы схоластической философии — проблемы универсалий (общих понятий).  

    Концептуалисты  утверждали, что общие понятия  имеют место в нашем уме, но им соответствует нечто в самих  вещах. Номиналисты доказывали, что  носителем общего является слово, имя, "номен", а сами понятия возникают в процессе познания и вне человеческого разума, т.е. реально не существуют.

    Реалисты  признавали самостоятельное существование  универсалий. Так, согласно Ансельму, объекты, соответствующие общим понятиям "человек", "животное" и др. существуют реально. При этом общие понятия существуют до конкретных вещей, как мысли Творца предшествовали творению мира. Иначе говоря, он следовал учению Платона об объективном существовании "идей", которые существуют до возникновения конкретных вещей.

 

3. Проблема универсалий. Номинализм, реализм, концептуализм

     Реализм: Средневековое понятие реализма не имеет ничего общего с современным значением этого слова. Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы. Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этому человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как всеобщее понятие. Реалисты, разделяя идеи Платона, считали, что общие понятия есть форма сущностного бытия. Наиболее известные последователи реализма: Аврелий Августин, Ансельм Кентерберийский, которого называли в Англии вторым Августином. Ансельм Кентерберийский знаменит своим онтологическим доказательством существования бога – он утверждал, что само понятие Бога доказывает его существование.

     Номинализм: Термин «номинализм» происходит от латинского «nomen» - «имя». Согласно номиналистам, общие понятия - только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием и образуются нашим умом путем абстрагирования некоторых признаков, общих для целого ряда вещей. Например, понятие "человек" получается откидыванием всех признаков, характерных для каждого человека в отдельности, и концентрации того, что является общим для всех: человек - это живое существо, наделенное разумом больше, чем кто либо из животных. Данное определение можно, в принципе, уточнить: у человека одна голова, две руки, две ноги и т.д., но это уже излишне, так как первое определение уже однозначно определяет сущность человека. Таким образом, согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до вещей, а после вещей.

     Рассматриваемый спор между номиналистами и реалистами можно представить в понятиях сущность и существование. Для реалиста существование есть проявление сущности, они совпадают, согласно Боэцию, только в Боге. Для номиналиста допустимо обойтись без сущности.

     Спор  номиналистов и реалистов замечателен еще в одном отношении. Реалистов интересует в первую очередь общее вообще, независимо от того, где и как оно существует. Номиналисты сосредотачивают свои усилия на переходе от субъекта к несубъектному. Такой ход мышления существенно стимулировал дальнейшее развитие философии.

     Концептуалисты занимали промежуточную позицию между реалистами и номиналистами, считая, что бытие есть самостоятельные вещи внутри своей сущности. Суть этого взгляда в том, что универсалии находятся не в вещах, а в разуме. Общими являются не вещи и не имена, а понятия, воспринимаемые как определенные психические состояния. Это было выражением психологического взгляда: он приписывал универсалиям не физическое и не идеальное, а психическое бытие. Наиболее известным концептуалистом был Пьер Абеляр.

     Свою  писательскую деятельность он начал  в 1118 г. произведением «О единстве и  божественной троичности», которое  было осуждено в 1121 г., а также первым вариантом «Диалектики». Из «Теологии», основной теологической работы, осужденной в 1141 г., сохранился лишь единственный фрагмент, известный под названием «Введение в теологию». По-видимому, это была новая редакция ранней «Христианской теологии» в пяти книгах, которая сохранилась полностью. Работа «Познай самого себя» содержала этику, а «История моих бедствий» - автобиографию Абеляра (это единственная автобиография ученого, которая сохранилась со средних веков). Обе последние работы написаны в период между 1133 и 1136 гг. «Да и нет» - сборник замечаний по теологическим проблемам - представляет собой классический пример применения схоластического метода рассуждений. «Словарь по Порфирию» и найденный по проишествии многих веков «Словарь большого Порфирия» были частями его погибшей «Диалектики».

     Диалектика  позволяет понять истины веры, поскольку разум проникает и освещает даже таинство. Как прекрасный диалектик Абеляр очень большое значение придавал методологическим проблемам для обоснования теологического метода.

     Общим в терминологии того времени является не только физический знак, или десигнат, а значение знака. Универсалии, собственно говоря, нужны для того, чтобы быть объектом выражения; им непосредственно не соответствует ни один объект, но опосредованно соответствуют те, которые являются субъектом высказывания, а они служат предикатом. Различение понятий, выступающих как субъект и как предикат, явилось новым мотивом, который был введен Абеляром в дискуссию об универсалиях.

     Общие понятия являются не врожденными, а  благоприобретенными; они являются той основой, на которую опирается  ряд логических операций разума. Процесс познания всегда начинается с ощущения, но образы вещи, которые даются чувствами и воображением, являются только материалом для понятийного познания. Разум путем абстракции выделяет из них особые элементы и создает общие представления.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

    Средневековая философия была тесно сопряжена (и в этом ее исключительность) с  теологией, проблематика же основывалась на бытийном отношении Бог – человек. Августин в трактате «О граде Божьем» полагал философа, мудреца, богослова, пророка, учителя этики одной фигурой. Как теолог, философ строил свои системы, обращаясь к изначально Божественному смыслу бытия, отвечая на запросы религии и вопрошая заповеди веры. Однако при этом у философии были свои, отличные от религии функции, связанные с основным ее свойством – сомнением (в истинности вероисповедных догматов) и со свойствами разума, призванного эти сомнения побеждать и причащаться высшей истине.

    Связь Средневековой философии с христианской религией определяла содержание и направленность средневековой философии, чем она и отличалась от предшествующей античной и последующей философии Ренессанса. Время возникновения религии характеризовалось глубоким кризисом рабовладельческого строя. Многочисленные восстания рабов подавлялись, их сопротивление было бесполезным – они не могли стать революционным носителем новых общественных отношений. Все попытки изменить реальные общественные условия терпели поражение, оставалось лишь верить и надеяться на чудо, на помощь «божьего спасителя» и его сверхъестественные силы. Эту веру принесла новая религия – христианство, которая кроме всего прочего обратилась ко всем людям, как равным перед богом.

    Таким образом, религиозная философия  сыграла важную роль именно в формировании у человека религиозного познания, познания себя и Бога. В этом есть и положительные и отрицательные моменты. Положительно то, что у человечества появилось вера, настоящая, которая не требовала таких жертв, для которой не важны были ни национальности и сословия, ни образование человека. В человеческой душе кроме ее естества есть «божья искорка», часть божества. Но теоцентризм заставил людей отречься от всех мирских благ отказаться от жизни среди нормальных людей.

    «Нет  ничего кроме Бога. Бог – единственное для чего стоит жить. Бог –  есть все, и нет ничего выше и важнее Бога» Бог растворен в природе, он безлик, Бог повсюду, «колодец без дна» и постичь его можно лишь в отрешенном созерцании, в уединенном молчании - это было главной идеей философии Средневековья.

    Дальнейшее  развитие философии на этом не закончилось. Человечество продолжило свое совершенствование. На смену эпохе Средневековья пришло Новое время, которое изменило миропонимание и мировоззрение человечества на окружающую среду и на отношения человека к человеку. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 1. Спиркин А.Г. Философия. – М.: 2003

2. Губин В.Д. Философия. - М., 2006

 3. Ансельм Кентерберийский. Сочинения. - М., 2005

 4. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. - М., 2006

 5. Иовчука М.Т. Краткий очерк истории философии. - М., 2004

 6. Соколов В.В. Средневековая философия. - М., 2006

8. М. А. Можейко – Философия Средневековья. – М., 2002

9. Болотов В. В., Лекции по истории древней церкви, -  СПБ., 2004

10. Гарнак А., История догматов, в кн.: Общая история европейской культуры. – СПБ., 2005

11. Столяров А.А. Патристика. Понятие о патристике и ее основные особенности./История философии. Запад-Россия-Восток. Книга первая. Философия древности и средневековья.- М, 2004

12. Н. С. Семенов Средневековая философия. Схоластика. – М., 2002

 

Информация о работе Средневековая христианская философия