Средневековые институты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 20:17, сочинение

Описание

Преподаватели университетов были клириками(священнослужитель). Местный епископ считал их своими подданными. Преподавание было функцией церкви. Как глава всех школ епископ издавна делегировал свою власть кому-то из своих помощников, кто в XII в. обычно именовался scolasticus и кого вскоре стали именовать канцлером.

Работа состоит из  1 файл

Microsoft Office Word Document (3).docx

— 22.88 Кб (Скачать документ)

XIII столетие — это век университетов

Преподаватели университетов были клириками(священнослужитель). Местный епископ считал их своими подданными. Преподавание было функцией церкви. Как глава всех школ епископ издавна делегировал свою власть кому-то из своих помощников, кто в XII в. обычно именовался scolasticus и кого вскоре стали именовать канцлером. 

В Париже канцлер практически утрачивает привилегию вручать licence, т. е. право на преподавание уже в 1213 г. Это право переходит к университетским мэтрам. В 1219 г. канцлер в связи со вступлением в университет монахов нищенствующих орденов пытается противостоять этому новшеству. И тут он теряет все оставшиеся у него прерогативы. В 1301 г. он перестает быть даже официальным главой школы. Во время великой забастовки 1229-1231 гг. университет выходит из-под юрисдикции епископа.

В Париже автономность университета была окончательно обретена после кровавых столкновений студентов с королевской  полицией в 1229 г. В одной из стычек несколько студентов были убиты  полицейскими. Большая часть университета объявила забастовку и удалилась  в Орлеан. На протяжении двух лет  в Париже почти не было занятий. Лишь в 1231 г. Людовик Святой и Бланка Кастильская  торжественно признали независимость  университета, возобновили и расширили  те привилегии, которые были признаны Филиппом-Августом в 1200 г.

В Оксфорде университет получил свои первые свободы в 1214 г., когда он воспользовался упадком власти отлученного Иоанна Безземельного. Серия конфликтов в 1232, 1238 и 1240 гг. между университетом и королем завершилась капитуляцией Генриха III.

Но  борьба шла также и с коммунальными  властями. Возглавлявшие коммуну  буржуа были раздражены тем, что обитатели  университетов не подпадали под  их юрисдикцию; их беспокоили ночной шум, грабежи, преступления отдельных студентов. Они плохо переносили и то, что  преподаватели и студенты ограничивали их экономическую власть, устанавливая твердые цены на жилье и продукты питания.

В Париже именно в драку между студентами и буржуа грубо вмешалась королевская  полиция. В Оксфорде первые шаги к  независимости университета в 1214 г. были следствием того, что в 1209 г. отчаявшиеся  буржуа без суда повесили двух студентов, подозреваемых в убийстве женщины.

Последнее столкновение произошло в 1321 г. Университет  более не страдал от вторжений  коммуны в его дела.

Организация университетской  корпорации 

Корпора́ция (от новолат. corporatio — объединение) — юридическое лицо, которое, являясь объединением физических лиц, при этом независимо от них (то есть самоуправляемо). В широком смысле под корпорацией можно понимать всякое объединение с экономическими целями деятельности.

Типичной  можно считать университетскую  корпорацию в Париже. На протяжении XIII в. происходило становление как  административной, так и профессиональной ее организации. Она состояла из четырех  факультетов: Свободные искусства. Декреты, или Каноническое Право, — папа Гонорий III запретил факультету преподавать гражданское право в 1219 г. — Медицина и Теология. Они образуют соответствующие корпорации внутри университета. Высшие три факультета — Права, Медицины и Теологии — управляются титулованными мэтрами, или регентами, во главе с деканом. Факультет Искусств, значительно более многолюдный, подразделяется на нации. Преподаватели и студенты входят в группы, образуемые согласно месту рождения. В Париже имелось четыре таких нации: французская, пикардийская, нормандская и английская. Во главе каждой нации стоял прокуратор, избираемый регентами. Четыре прокуратора были помощниками ректора, возглавлявшего факультет Искусств.  

по  ходу века появляется глава всего  университета; им становится ректор факультета Искусств.

Ректор  факультета искусств распоряжался финансами  университета и председательствовал  на генеральной ассамблее. К концу  века он становится признанным главой корпорации. 

В Оксфорде вообще не было единого ректора. Главой университета был канцлер, избираемый своими коллегами. В 1274 г. тут исчезает система наций.. Теперь уже нет северян (или Boreales, включая шотландцев) и южан (или Australes, включая галлов и ирландцев), составлявших основные группы. 
 

Сведения  относительно возраста студентов и  длительности учебы, к сожалению, не точны и зачастую противоречивы

С уверенностью можно сказать, что  средние века слабо различали  уровни образования, а средневековые  университеты не были учреждениями одного лишь высшего образования. Отчасти  там практиковалось наше начальное  и среднее образование (либо они  находились под университетским  контролем).

Можно сказать, что в целом базовое  университетское образование, а  именно изучение свободных искусств, длилось 6 лет и получали его где-то между 14 и 20 годами. В Париже это предписывалось статутами Робера де Курсона и включало в себя два этапа: примерно за 2 года получали степень бакалавра, а к концу учебы — степень доктора. Затем происходило обучение медицине и праву — где-то между 20 и 25 годами. Первые статуты медицинского факультета предписывали 6 лет учебы для достижения степени лиценциата или доктора медицины после того, как становились магистром искусств. Наконец, богословие требовало большего времени: статуты Робера де Курсона назначали 8 лет обучения и, как минимум, 35 лет для получения звания доктора теологии. В действительности богословию учились примерно 15-16 лет. Простой слушатель на протяжении первых шести лет должен был проходить одну ступень за другой; в частности, на протяжении 4 лет изъяснять Библию и еще 2 года Сентенции Петра Ломбардского.

СТАТУТ-правовой акт, устанавливающий либо фиксирующий правовое положение отдельных городов, корпораций (объединений) или сословий 

Поскольку учеба в основном сводилась к  комментированию текстов, то статуты  указывают на труды, которые включались в университетскую программу. Авторы здесь также меняются в зависимости  от места и времени. На факультете свободных искусств преобладают  логика и диалектика, по крайней  мере в Париже, где комментируется почти весь Аристотель, тогда как в Болонье он представлен только в отрывках, зато программы уделяют большее внимание риторик. Для изучавших право основным учебником был Декрет Грациана. В Болонье к нему прибавляли Декреталии Григория IX

Наконец, регламентации подлежали экзамены на получение степени. Тут у каждого  университета также имелись свои обычаи, которые изменялись со временем. Возьмем в качестве примера— юриста из Болоньи

Новоиспеченный  болонский доктор получал свою степень  в два этапа: собственно экзамен (ехатеп или ехатеп privatum) и публичный экзамен (conventus, conventus publicus, doctoratus), представлявший собой, скорее, церемонию вступления в должность.

Незадолго до личного экзамена consiliarius нации, к которой принадлежал кандидат, представлял его ректору. Кандидат клятвенно заверял последнего, что исполнил все, что требуется уставами, и не пытался подкупить своих экзаменаторов. В предшествующую экзамену неделю один из мэтров представлял его архидиакону, ручаясь за его способность выдержать проверку. Утром в день экзамена кандидат, прослушав мессу Св. Духа, представал перед коллегией дикторов, один из которых давал ему два отрывка для комментирования. Он удалялся к себе, чтобы подготовить комментарий, который зачитывался вечером в общественном месте (чаще всего в соборе) перед жюри из докторов, в присутствии архидиакона, который, однако, не имел права вмешиваться. Вслед за комментарием он отвечал на вопросы докторов, которые затем удалялись для голосования. Решение принималось большинством голосов, архидиакон сообщал о результате.

Сдав  этот экзамен, кандидат становился лиценциатом, но еще не получал докторского  звания и права на преподавание —  для этого требовалось пройти публичный экзамен. С помпой его  сопровождали в собор, где он произносил речь и зачитывал тезисы о каком-нибудь из правовых положений, а затем защищал их от нападавших на него студентов. Тем самым он впервые играл роль мэтра на университетском диспуте. После этого архидиакон торжественно вручал ему лицензию, дающую право преподавать и соответствующие знаки отличия: кафедру, раскрытую книгу, золотое кольцо, судейскую шапочку или берет.

Наконец, университетские статуты включали в себя целый ряд положений, которые, по примеру других корпораций, определяли моральный и религиозный климат университетской корпорации.

Они предписывали — и одновременно ограничивали — проведение празднеств и коллективных развлечений. Экзамены сопровождались подарками, увеселениями и банкетами  — за счет получившего степень, которые  укрепляли духовное единство группы, принимавшей в свое лоно нового члена. Как и попойки, potaciones первых гильдий, эти празднества представляли собой ритуалы, посредством которых корпорация утверждала сознание своей глубокой солидарности. Во время этих увеселений, в которые каждая страна привносила свои особенности (балы в Италии, бой быков в Испании), о себе заявляло единое племя интеллектуалов.

Добавим к ним ритуалы посвящения, которые  не имели официального статуса, но которые  ждали каждого нового студента университета, — новичка, первокурсника, именовавшегося тогда птенцом, молокососом (bejaune). Тексты по этому поводу известны нам по любопытному документу последующей эпохи, Manuale Scolarium конца XV в., по которому мы можем проследить далекие истоки этих студенческих обычаев. Инициация новичка описывается как церемония «чистилища», предназначенная для того, чтобы очистить юношу от его деревенской неотесанности, даже от первобытной дикости. Насмешке подлежат его звериный запах, блуждающий взгляд, его длинные уши, оскаленные зубы. Его избавляют от предполагаемых рогов и наростов. Его моют, ему подпиливают зубы. В пародийной исповеди он признается в своей невероятной греховности. Так будущий интеллектуал покидает свое первобытное состояние, которое весьма напоминает образ крестьянина, деревенщины в сатирической литературе эпохи. От животности он переходит к человечности, от сельского мира к городскому. Эти выродившиеся и почти лишенные первоначального содержания церемонии напоминают интеллектуалу, что он вырван из деревни, из сельской цивилизации, дикого мира земли.

КНИГА

Преподаватели и студенты должны были читать включенных в программу авторов, требовалось  сохранять курсы лекций профессоров. Студенты их конспектировали, и до нас  дошло некоторое число таких  записей (relationes). Более того, эти курсы нужно было быстро распространять, чтобы с ними можно было сверяться во время экзамена. Это означало, что они должны были производиться не в единственном экземпляре. Основой такой работы было то, что получило название pecia. Зачитаем описание о. Дестре: Первая официальная копия сочинения, изготавливалась в тетрадях по четыре страницы каждая. Такая тетрадь делалась из овечьей кожи, сложенной вчетверо и называемой пьесой, pecia. Благодаря этим пьесам, передаваемым от одного переписчика другому и составлявшим при их соединении то, что называлось exemplar, бремени, необходимого одному переписчику для изготовления одной копии книги в шестьдесят пьес, стало достаточно для того, чтобы сорок писцов могли переписать текст. Это делалось под контролем университета, и текст становился своего рода официальным.

Возможность распространять официальные тексты курсов лекций имела огромное значение для университетов. Статуты 1264 г. Падуанского университета провозглашали это следующим образом: без экземпляров не было бы и университета.

Рост  интенсивности в использовании  книг преподавателями и студентами повлек за собой целый ряд последствий. Прогресс в обработке пергамента позволял получать листы меньшей  толщины, более гибкие и не такие  желтые, как у прежних манускриптов. В Италии, где техника развивалась  быстрее, листы получались очень  тонкими и удивительной белизны.


Информация о работе Средневековые институты