Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 12:39, контрольная работа
Возникновение философии в Древней Греции было обусловлено широким спектром социокультурных изменений.
В области социально-экономических отношений в 7-6 вв. до н.э. происходили такие процессы как отделение ремесла от сельского хозяйства, развитие товарно-денежных отношений, формирование частной собственности, быстрый рост городов, расширение торговли, что способствовало ускорению накопления позитивных знаний в разных отраслях жизнедеятельности. Расширение торгово-экономических контактов (внешняя торговля, развитие судоходства, урбанизация) практически подтверждало ограниченность мифологических представлений о замкнутой Вселенной. Культурные и торгово-экономические контакты раздвинули границы не только географического, но и мировоззренческого горизонта древних греков и стимулировали выработку новых средств осмысления человеком своего существования и окружающей его среды.
Вопрос 1.
Социокультурные изменения в VII-VI вв. до н.э.
. Основные особенности философии «досократиков»
Вопрос 2.
2.1. Поиски первоначала. Милетская школа.
2.2 Учение Гераклита.
2.3. Философские идеи Пифагора и пифагорейцев.
Вопрос 3. Элейская школа и ее роль в становлении европейской философии.
Вопрос 4. Философия Демокрита: атомизм, учение о человеке, эстетические идеи.
Становление и развитие философии
В Древней Греции VII-VIвв. до н.э.
Контрольная работа по дисциплине
«Философия»
Содержание.
Вопрос 1.
Вопрос 2.
2.1. Поиски первоначала. Милетская школа.
2.2 Учение Гераклита.
2.3. Философские идеи Пифагора и пифагорейцев.
Вопрос 3. Элейская школа и ее роль в становлении европейской философии.
Вопрос 4. Философия Демокрита: атомизм, учение о человеке, эстетические идеи.
Возникновение философии в Древней Греции было обусловлено широким спектром социокультурных изменений.
В области социально-
В сфере социально-политических отношений происходит установление демократического социального строя, предполагавшего участие в политических делах, в решении политических и экономических вопросов основной массы свободного населения. Процедура принятия важных решений путем коллективного обсуждения требовала от ее участников умения вырабатывать индивидуальную позицию и аргументировать ее результатами собственных интеллектуальных усилий. Рациональная идея закона-номоса. Эти усилия направлялись на анализ реальной социополитической и экономической ситуации, структура которой была намного сложнее той, которая описывалась в мифологических сюжетах. Необходимо было совершенствовать механизмы интеллектуальной работы, и философия в наибольшей мере поощряла такую установку.
В контексте указанных
Основным духовным источником возникновения
философии в Древней Греции выступает
древнегреческая мифология и
присущее ей специфическое мировоззрение.
В рамках данного мировоззрения
природа рассматривается как
единственный абсолют, она не сотворена
богами, а сами боги составляют ее неотъемлемую
часть и олицетворяют основные природные
стихии. В то же время древнегреческий
человек в результате произошедших
социально-экономических и
Полисный характер греческой жизни
с ее ролью народных собраний и
публичных ораторских состязаний объясняет
доверие греков к разуму, теории,
отвлеченным рационально-
1.2.Основные особенности философии «досократиков»
Досократики - условное название группы
древнегреческих философов, действовавших
как до, так и после жизни Сократа в период
с 7 до начала 4 в. до н. э. В основном их произведения
сохранились только во фрагментах либо
в цитатах и критике более поздних античных
авторов. Объединяет их то, что все досократики
еще не ставили вопрос о цели и назначении
отдельного человека, об отношении мышления
и бытия, об имманентной диалектике мышления
и т. д., а также отсутствие собственно
философской терминологии вследствие
нерасчлененности и неразвитости научного
знания.
В своих работах почти все досократики
уделяли большое внимание природе, космосу.
Вопрос о первоначале, о том, из чего все
произошло, что является основным принципом
мира, и какие принципы или силы определяют
его развитие, является основным в онтологии
древнегреческих философов, и в этом смысле
их философия перекликается с мифологией.
Для обозначения первоосновы, первопринципа,
из которого возникает все остальное,
в греческой философии употреблялись
два термина: стойхейон и архе. Одни философы
(натурфилософы или фисиологи) считали,
что основой вещей является чувственно
воспринимаемые стихии или определенное
вещество –апейрон; другие видели ее в математических
атомах; третьи усматривали основу мира
в едином, незримом бытии; четвертые считали
такой основой неделимые атомы. Помимо
вопроса о первооснове почти все досократики
обращались к проблеме объяснения природных
явлений, движения, а некоторые - и проблеме
познания.
2.1.Поиски первоначала. Милетская школа.
Античная натурфилософия связывается с развитием ионийской (милетская и эфесская) и италийской школ. Не осталось непосредственных трудов, позднейшие указания.
Основные особенности
- Космоцентризм (космос – природа): природа рассматривается как абсолют, находящийся в центре мироздания. Поэтому поиски натурфилософов были обращены на структуру и принципы существования космоса, нахождение первоначала, являющегося основой всех вещей. Принципом существования космоса является Логос (разум) как высший природный закон, одновременно проявляющийся во всех сферах природной и человеческой жизни. Благодаря действию Логоса в мире устанавливаются равновесие, гармония и симметрия. Это проявляется в том, что каждый предмет, явление или процесс в космосе занимают определенное место.
- Эстетизм: Существующий благодаря
Логосу космос является
- Человек рассматривается как
элемент космоса, включенный в
мировую иерархию и
- Поскольку человек – элемент космоса, то в нем есть все то, что есть в космосе (микрокосм – макрокосм).
Исходя из принципа космоцентризма, античная натурфилософия стремится выявить основу космоса. В мире каждое явление обусловлено каким-то другим явлением. Натурфилософы стремились найти первооснову, первопричину (субстанцию), которая будучи вечной дает жизнь всему составляющему окружающий мир. Все созданное субстанцией существует временно. В мире нет ничего, что не было бы создано субстанцией, в том числе и духовные явления. Она рождает и человека, и душу, и богов. Субстанция имеет материальную основу. Создание и существование мира – результат развития субстанции.
В разных философских школах и у разных философов под субстанцией понимались разные элементы. Милетская школа – первая попытка ответа на данный вопрос:
Фалес Милетский полагал в качестве основы всего сущего воду, понимаемую как аморфное, текущее сосредоточение материи. Анаксимандр в качестве такого вещества полагал апейрон (некую неограниченную природность, из которой возникает все сущее) порождающее начало тепла и холода (огня и воздуха), сухого и влажного (земли и воды). Анаксимен – воздух сгущение (ветры, тучи, вода, земля, камни) и разряжение (огонь).
Эфесская школа: Гераклит (535-480). Основой всего Гераклит считал огонь. Огонь у него был, с одной стороны, подобен праматерии милетских философов, с другой, представлял собой определенный методологический принцип, символ динамики развития, постепенности постоянных изменений. Ядром его учения был принцип «все течет», «нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Мир существует как единство и борьба противоположностей. Однако за этой динамикой мира Гераклит находит устойчивую связь – Логос (огонь). Познание Логоса.
Италийская (элейская) школа. В ее рамках происходит от наглядно-образного к понятийно-аналитическому мышлению, т.е. к выработке собственно философского метода мышления. Основатель школы – Парменид (ок. 540 - ?) в поэме «О природе» он сформулировал и ввел в философский оборот понятие «бытие». Последнее рассматривалось как неподвижное, единое, цельное, неделимое и однородное. Тождество бытия и мышления. (Можно ли что-нибудь говорить о постоянно изменяющемся предмете, для того, чтобы мыслить, мы должны его зафиксировать. Мыслить – это значит найти что-то устойчивое в предмете. Обыденное употребление слов не соответствует природе вещей). Для того чтобы мыслить, нужно оставаться в области чистой мысли. «Логос алетейос» («по природе») и «логос псевдос» («по мнению»). Мир истины и мир мнения.
Апории Зенона Элейского: «Ахиллес», «Стрела», «Дихотомия».
Эмпедокл: четыре исходных элемента (земля, вода, воздух, огонь) – они существуют вечно и отвечают признакам парменидовского бытия (нет рождения, а есть только соединение и разделение неизменных начал) – и две движущие силы, которые путем смешения указанных стихий способствуют возникновению всего многообразия окружающего мира, - любовь и ненависть (соединение и разделение).
Анаксагор основой всех вещей считал бесконечное множество малых материальных частиц, качественно различных между собой, - гомеомерий. Семена вещей (гомеомерии) инертны, неподвижны. Принципы «все во всем» и «подобное соединяется с подобным». Причина, приводящая их в движение – нус (разум) – принцип целесообразности.
Атомистическая школа (Левкипп, Демокрит). Единственное, что существует, это атомы и пустота. Атомы характеризуются формой, порядком, положением, величиной и тяжестью. Они движутся в пустоте, создававшей возможность движения (Левкипп) или движение присуще им самим, передаваясь путем столкновения (Демокрит). Атомы неизменны. Развитие универсума строго детерминировано прямолинейным движением атомов. Познание. Возрастание интереса к этике (эвтюмия).
2.2 Учение Гераклита.
На западном побережье Малой Азии кроме города Милета, в котором возник греческий материализм, выделился город Эфес - родина философа Гераклита. Родился Гераклит приблизительно в середине 40-х годов 6 века до нашей эры (544 или 540 г.г.). Происходил родом из аристократической семьи. Зрелая часть жизни Гераклита относится ко времени, когда на Ближнем Востоке, примыкавшем к Ионийскому греческому побережью, господствовали персы. Персидская монархия стремилась распространить свои владения на запад. Гераклит был современником неудавшегося восстания покоренных персами греческих городов против победителей.
Политическое мировоззрение Гераклита отразилось в некоторых его произведениях. Он враждебно относился к демократической власти, которая пришла в город на смену власти старинной родовой аристократии. По мнению Гераклита властью должно обладать меньшинство "лучших". Не лестно он отзывается о руководителях своего города : "Каков же у них ум и рассудок? Они верят народным певцам и учитель их - толпа. Толпа же набивает брюхо, подобно скоту. Ибо не знают они, что много дурных, мало хороших". Большинство жителей было не на стороне аристократии, поэтому его произведения носили духовный, а не политический оттенок.
В отличие от милетских ученых-
До нас мало дошло отрывков первой
части, но есть утверждения, что мышление
Гераклита о физической природе
светил и их движении, имеют большое
сходство со взглядами древних египтян.
Египтяне были не только богословами,
но также астрономами и
Чрезвычайно важная и оригинальная по своему содержанию, во многом трудная для понимая (отсюда прозвище Гераклита "темный") эта книга высоко ценилась поздними античными писателями и часто цитировалась ими.
Невозможность повлиять на общественную политическую жизнь родного города, где торжествовала власть демоса (т.е. народа) привела Гераклита к явному пессимизму во взглядах на жизнь. Отсюда древние дали ему второе прозвище - "плачущий", в отличие от Демокрита, который звался "смеющийся". По-видимому Гераклит смотрит на рождение, как на несчастье: "Родившись, люди хотят жить и умереть или, скорее, найти покой, и оставляют детей, чтобы и те умирали".
Ни пессимизм, ни политическая борьба не ослабили проницательности, с которой Гераклит наблюдал и постигал изменения в жизни людей и в природе. Оценка этих наблюдений была отрицательной, мрачной, но роль этих изменений для человека и для природы он понял очень глубоко.
Информация о работе Становление и развитие философии В Древней Греции VII-VIвв. до н.э