Становление и развитие философии В Древней Греции VII-VIвв. до н.э

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 12:39, контрольная работа

Описание

Возникновение философии в Древней Греции было обусловлено широким спектром социокультурных изменений.
В области социально-экономических отношений в 7-6 вв. до н.э. происходили такие процессы как отделение ремесла от сельского хозяйства, развитие товарно-денежных отношений, формирование частной собственности, быстрый рост городов, расширение торговли, что способствовало ускорению накопления позитивных знаний в разных отраслях жизнедеятельности. Расширение торгово-экономических контактов (внешняя торговля, развитие судоходства, урбанизация) практически подтверждало ограниченность мифологических представлений о замкнутой Вселенной. Культурные и торгово-экономические контакты раздвинули границы не только географического, но и мировоззренческого горизонта древних греков и стимулировали выработку новых средств осмысления человеком своего существования и окружающей его среды.

Содержание

Вопрос 1.
Социокультурные изменения в VII-VI вв. до н.э.
. Основные особенности философии «досократиков»

Вопрос 2.
2.1. Поиски первоначала. Милетская школа.
2.2 Учение Гераклита.
2.3. Философские идеи Пифагора и пифагорейцев.

Вопрос 3. Элейская школа и ее роль в становлении европейской философии.

Вопрос 4. Философия Демокрита: атомизм, учение о человеке, эстетические идеи.

Работа состоит из  1 файл

философия.docx

— 55.37 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

Становление и развитие философии

В Древней Греции VII-VIвв. до н.э.

Контрольная работа по дисциплине

«Философия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

Вопрос 1.

    1. Социокультурные изменения в VII-VI вв. до н.э.
    2. . Основные особенности философии «досократиков»

 

Вопрос 2.

2.1. Поиски первоначала. Милетская школа.

2.2 Учение Гераклита.

2.3.  Философские идеи Пифагора и пифагорейцев.

 

Вопрос 3. Элейская школа и ее роль в становлении европейской философии.

 

Вопрос 4. Философия Демокрита: атомизм, учение о человеке, эстетические идеи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. 1.Социокультурные изменения в VII-VI вв. до н.э.

Возникновение философии в Древней Греции было обусловлено широким спектром социокультурных изменений.

В области социально-экономических  отношений в 7-6 вв. до н.э. происходили  такие процессы как отделение  ремесла от сельского хозяйства, развитие товарно-денежных отношений, формирование частной собственности, быстрый рост городов, расширение торговли, что способствовало ускорению накопления позитивных знаний в разных отраслях жизнедеятельности. Расширение торгово-экономических  контактов (внешняя торговля, развитие судоходства, урбанизация) практически  подтверждало ограниченность мифологических представлений о замкнутой Вселенной. Культурные и торгово-экономические  контакты раздвинули границы не только географического, но и мировоззренческого горизонта древних греков и стимулировали  выработку новых средств осмысления человеком своего существования  и окружающей его среды.

В сфере социально-политических отношений  происходит установление демократического социального строя, предполагавшего  участие в политических делах, в  решении политических и экономических  вопросов основной массы свободного населения. Процедура принятия важных решений путем коллективного  обсуждения требовала от ее участников умения вырабатывать индивидуальную позицию  и аргументировать ее результатами собственных интеллектуальных усилий. Рациональная идея закона-номоса. Эти усилия направлялись на анализ реальной социополитической и экономической ситуации, структура которой была намного сложнее той, которая описывалась в мифологических сюжетах. Необходимо было совершенствовать механизмы интеллектуальной работы, и философия в наибольшей мере поощряла такую установку.

В контексте указанных трансформаций  происходили изменения в идеологической жизни общества, в результате которых  возникает сомнение в мировоззренческой  состоятельности и практической достаточности мифологических представлений  и норм обыденного сознания. В дополнение к религии и мифу возникает  наука – форма духовной культуры, основанная на разуме и базирующаяся на операциях доказательства, обоснования  и проверки на истинность получаемых знаний.

Основным духовным источником возникновения  философии в Древней Греции выступает  древнегреческая мифология и  присущее ей специфическое мировоззрение. В рамках данного мировоззрения  природа рассматривается как  единственный абсолют, она не сотворена  богами, а сами боги составляют ее неотъемлемую часть и олицетворяют основные природные  стихии. В то же время древнегреческий  человек в результате произошедших социально-экономических и социально-политических изменений, не теряя своей изначальной связи с природой, живет уже не только «по природе», но и «по установлению», на основе разумного обоснования (идея номоса – разумного установления, регулирующего общественную жизнь, принятую всеми гражданами полиса).

Полисный характер греческой жизни  с ее ролью народных собраний и  публичных ораторских состязаний объясняет  доверие греков к разуму, теории, отвлеченным рационально-логическим рассуждениям, а поклонение природе  – постоянный интерес к проблемам  природы (физика), которая в дальнейшем развитии философии оказывается  тесно связана с метафизикой (учением  о первоосновах бытия). Переходным этапом от мифологии к философии были предфилософские описания мира. Они содержатся в поэмах Гомера и Гесиода, где происходит отказ от персонифицированного взгляда на мир, при котором каждый из богов-олимпийцев олицетворял ту или иную стихию, либо социальный навык, и начинается поиск безличного основания всех вещей, первосубстанции (Океан). Начинается поиск первооснования мира, скрывающегося за окружающими вещами, явлениями, процессами – «архе». Им, как правило, первоначально выступает определенное природное начало.

 

1.2.Основные особенности философии «досократиков»

 

Досократики - условное название группы древнегреческих философов, действовавших как до, так и после жизни Сократа в период с 7 до начала 4 в. до н. э. В основном их произведения сохранились только во фрагментах либо в цитатах и критике более поздних античных авторов. Объединяет их то, что все досократики еще не ставили вопрос о цели и назначении отдельного человека, об отношении мышления и бытия, об имманентной диалектике мышления и т. д., а также отсутствие собственно философской терминологии вследствие нерасчлененности и неразвитости научного знания. 
В своих работах почти все досократики уделяли большое внимание природе, космосу. Вопрос о первоначале, о том, из чего все произошло, что является основным принципом мира, и какие принципы или силы определяют его развитие, является основным в онтологии древнегреческих философов, и в этом смысле их философия перекликается с мифологией. Для обозначения первоосновы, первопринципа, из которого возникает все остальное, в греческой философии употреблялись два термина: стойхейон и архе. Одни философы (натурфилософы или фисиологи) считали, что основой вещей является чувственно воспринимаемые стихии или определенное вещество –апейрон; другие видели ее в математических атомах; третьи усматривали основу мира в едином, незримом бытии; четвертые считали такой основой неделимые атомы. Помимо вопроса о первооснове почти все досократики обращались к проблеме объяснения природных явлений, движения, а некоторые - и проблеме познания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1.Поиски первоначала. Милетская школа.

 

Античная натурфилософия связывается  с развитием ионийской (милетская  и эфесская) и италийской школ. Не осталось непосредственных трудов, позднейшие указания.

Основные особенности древнегреческой  натурфилософии:

- Космоцентризм (космос – природа): природа рассматривается как абсолют, находящийся в центре мироздания. Поэтому поиски натурфилософов были обращены на структуру и принципы существования космоса, нахождение первоначала, являющегося основой всех вещей. Принципом существования космоса является Логос (разум) как высший природный закон, одновременно проявляющийся во всех сферах природной и человеческой жизни. Благодаря действию Логоса в мире устанавливаются равновесие, гармония и симметрия. Это проявляется в том, что каждый предмет, явление или процесс в космосе занимают определенное место.

- Эстетизм: Существующий благодаря  Логосу космос является эталоном  красоты, величия и могущества. В результате космос выступает  эстетическим объектом, способным  вызывать чувство эстетического  удовольствия.

- Человек рассматривается как  элемент космоса, включенный в  мировую иерархию и подчиненный  действию Логоса. Человек не в  состоянии изменить космос. Его  задача – познать и осмыслить  с высоты разума (человеческий  разум – часть мирового Логоса, а поэтому способен к познанию  космоса) истоки космической красоты  и жить в согласии с познанной  гармонией главное – не практическое, а познавательное отношение к  миру.

- Поскольку человек – элемент  космоса, то в нем есть все  то, что есть в космосе (микрокосм  – макрокосм).

Исходя из принципа космоцентризма, античная натурфилософия стремится выявить основу космоса. В мире каждое явление обусловлено каким-то другим явлением. Натурфилософы стремились найти первооснову, первопричину (субстанцию), которая будучи вечной дает жизнь всему составляющему окружающий мир. Все созданное субстанцией существует временно. В мире нет ничего, что не было бы создано субстанцией, в том числе и духовные явления. Она рождает и человека, и душу, и богов. Субстанция имеет материальную основу. Создание и существование мира – результат развития субстанции.

В разных философских школах и у  разных философов под субстанцией  понимались разные элементы. Милетская  школа – первая попытка ответа на данный вопрос:

Фалес Милетский полагал в качестве основы всего сущего воду, понимаемую как аморфное, текущее сосредоточение материи. Анаксимандр в качестве такого вещества полагал апейрон (некую неограниченную природность, из которой возникает все сущее)   порождающее начало тепла и холода (огня и воздуха), сухого и влажного (земли и воды). Анаксимен – воздух сгущение (ветры, тучи, вода, земля, камни) и разряжение (огонь).

Эфесская школа: Гераклит (535-480). Основой всего Гераклит считал огонь. Огонь у него был, с одной стороны, подобен праматерии милетских философов, с другой, представлял собой определенный методологический принцип, символ динамики развития, постепенности постоянных изменений. Ядром его учения был принцип «все течет», «нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Мир существует как единство и борьба противоположностей. Однако за этой динамикой мира Гераклит находит устойчивую связь – Логос (огонь). Познание Логоса.

Италийская (элейская) школа. В ее рамках происходит от наглядно-образного к понятийно-аналитическому мышлению, т.е. к выработке собственно философского метода мышления. Основатель школы – Парменид (ок. 540 - ?) в поэме «О природе» он сформулировал и ввел в философский оборот понятие «бытие». Последнее рассматривалось как неподвижное, единое, цельное, неделимое и однородное. Тождество бытия и мышления. (Можно ли что-нибудь говорить о постоянно изменяющемся предмете, для того, чтобы мыслить, мы должны его зафиксировать. Мыслить – это значит найти что-то устойчивое в предмете. Обыденное употребление слов не соответствует природе вещей). Для того чтобы мыслить, нужно оставаться в области чистой мысли. «Логос алетейос» («по природе») и «логос псевдос» («по мнению»). Мир истины и мир мнения.

Апории Зенона Элейского: «Ахиллес», «Стрела», «Дихотомия».

Эмпедокл: четыре исходных элемента (земля, вода, воздух, огонь) – они существуют вечно и отвечают признакам парменидовского бытия (нет рождения, а есть только соединение и разделение неизменных начал) – и две движущие силы, которые путем смешения указанных стихий способствуют возникновению всего многообразия окружающего мира, - любовь и ненависть (соединение и разделение).

Анаксагор основой всех вещей считал бесконечное множество малых  материальных частиц, качественно различных  между собой, - гомеомерий. Семена вещей (гомеомерии) инертны, неподвижны. Принципы «все во всем» и «подобное соединяется с подобным». Причина, приводящая их в движение – нус (разум) – принцип целесообразности.

Атомистическая школа (Левкипп, Демокрит). Единственное, что существует, это атомы и пустота. Атомы характеризуются формой, порядком, положением, величиной и тяжестью. Они движутся в пустоте, создававшей возможность движения (Левкипп) или движение присуще им самим, передаваясь путем столкновения (Демокрит). Атомы неизменны. Развитие универсума строго детерминировано прямолинейным движением атомов. Познание. Возрастание интереса к этике (эвтюмия).

 

2.2 Учение Гераклита.

 

На западном побережье Малой  Азии кроме города Милета, в котором возник греческий материализм, выделился город Эфес - родина философа Гераклита. Родился Гераклит приблизительно в середине 40-х годов 6 века до нашей эры (544 или 540 г.г.). Происходил родом из аристократической семьи. Зрелая часть жизни Гераклита относится ко времени, когда на Ближнем Востоке, примыкавшем к Ионийскому греческому побережью, господствовали персы. Персидская монархия стремилась распространить свои владения на запад. Гераклит был современником неудавшегося восстания покоренных персами греческих городов против победителей.

Политическое мировоззрение Гераклита отразилось в некоторых его произведениях. Он враждебно относился к демократической власти, которая пришла в город на смену власти старинной родовой аристократии. По мнению Гераклита властью должно обладать меньшинство "лучших". Не лестно он отзывается о руководителях своего города : "Каков же у них ум и рассудок? Они верят народным певцам и учитель их - толпа. Толпа же набивает брюхо, подобно скоту. Ибо не знают они, что много дурных, мало хороших". Большинство жителей было не на стороне аристократии, поэтому его произведения носили духовный, а не политический оттенок.

В отличие от милетских ученых-материалистов, Гераклит был не столько "физик" или "физиолог", сколько "богослов". В уединении, питаясь быльем и  травами, он написал свою книгу "О  природе". Она состояла из трех частей. В первой речь шла о самой природе, во второй рассказывалось о государстве, а в третьей о боге.

До нас мало дошло отрывков первой части, но есть утверждения, что мышление Гераклита о физической природе  светил и их движении, имеют большое  сходство со взглядами древних египтян. Египтяне были не только богословами, но также астрономами и математиками.

Чрезвычайно важная и оригинальная по своему содержанию, во многом трудная  для понимая (отсюда прозвище Гераклита "темный") эта книга высоко ценилась поздними античными писателями и часто цитировалась ими.

Невозможность повлиять на общественную политическую жизнь родного города, где торжествовала власть демоса (т.е. народа) привела Гераклита к  явному пессимизму во взглядах на жизнь. Отсюда древние дали ему второе прозвище - "плачущий", в отличие от Демокрита, который звался "смеющийся". По-видимому Гераклит смотрит на рождение, как на несчастье: "Родившись, люди хотят жить и умереть или, скорее, найти покой, и оставляют детей, чтобы и те умирали".

Ни пессимизм, ни политическая борьба не ослабили проницательности, с которой  Гераклит наблюдал и постигал изменения  в жизни людей и в природе. Оценка этих наблюдений была отрицательной, мрачной, но роль этих изменений для  человека и для природы он понял  очень глубоко.

Информация о работе Становление и развитие философии В Древней Греции VII-VIвв. до н.э