Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 17:31, реферат
Философское знание имеет определенную структуру. Это означает, что внутри философии выделяются отдельные разделы, или части, различающиеся, прежде всего, своей тематикой. По мере развития философии сложилась относительно общепризнанная структура философского знания, которую принято считать традиционной, или классической. Она рассматривается в качестве более или менее обязательного образца для всякой целостной философской концепции.
В реальном существовании философии структура философских учений не является неизменной. Она меняется в зависимости от многих факторов: от характера исторической эпохи, от особенностей культуры того или иного общества, от понимания актуальных целей и задач философии и т.д. Немалую роль играют и личные пристрастия философа, который вправе уделять особое внимание одним разделам философии и придавать гораздо меньшее значение другим. Целесообразно рассмотреть структуру философского знания прежде всего с точки зрения традиционных, или классических, представлений. Такие представления задают определенный стандарт того, как в принципе должна быть структурирована философия. С этой точки зрения основными частями, или разделами, философского знания являются следующие:
Философское знание имеет определенную структуру. Это означает, что внутри философии выделяются отдельные разделы, или части, различающиеся, прежде всего, своей тематикой. По мере развития философии сложилась относительно общепризнанная структура философского знания, которую принято считать традиционной, или классической. Она рассматривается в качестве более или менее обязательного образца для всякой целостной философской концепции.
В
реальном существовании философии
структура философских учений не
является неизменной. Она меняется
в зависимости от многих факторов:
от характера исторической эпохи, от
особенностей культуры того или иного
общества, от понимания актуальных
целей и задач философии и
т.д. Немалую роль играют и личные
пристрастия философа, который вправе
уделять особое внимание одним разделам
философии и придавать гораздо
меньшее значение другим. Целесообразно
рассмотреть структуру
— философская онтология,
или учение о бытии;
— гносеология, или философское учение
о познании;
— философская антропология, или философское
учение о человеке;
— социальная философия;
— философия истории;
— этика, или философское учение о морали
и нравственности, о добре и зле;
— эстетика, или философское учение о
красоте, о прекрасном и безобразном, о
смысле и предназначении искусства;
— история философии.
Прежде чем приступить к краткой характеристике указанных разделов, обратим внимание на важное обстоятельство. Для развития философии характерны процессы дифференциации и интеграции. Дифференциация означает разделение философии на все большее число относительно самостоятельных разделов и отраслей. Новые отрасли философии, как правило, вычленяются из старых, разрастаются, приобретают самостоятельное значение. В то же время многим современным сферам философского познания свойственны интегративные тенденции: они не только «отпочковываются» от одной или нескольких известных отраслей, но и вбирают в себя достижения многих других разделов философии, а также науки и культуры в целом. Так, упомянутая выше (см. п. 6 настоящей части) философия и методология науки в значительной мере выросла из классической теории познания. Одновременно она вобрала в себя целый ряд достижений социальной философии, философии культуры, истории философии, а также истории науки. Философия искусства первоначально возникла как раздел эстетики. Однако она сумела впитать в себя достижения философии истории, антропологии, искусствознания и т.д. Философия глобальных проблем предполагает обобщение широкого круга знаний из области социальной философии, политики, экономики, геологии, биохимии и т.д.
Процессы дифференциации и интеграции в развитии философии стали особенно заметны с конца XIX в. Современная философия — это подвижная и изменчивая система самых разнообразных философских дисциплин. Постоянно возникают новые направления. В то время как одни темы уходят в тень, другие выдвигаются на первый план. В одних странах и культурных регионах актуальными оказываются одни темы и проблемы, в других — предпочтение отдается иным. Поэтому структура философского знания, принятая в качестве образца, или стандарта (о ней мы поведем речь), это только определенная схема. Она призвана лишь в самом первом приближении упорядочить и систематизировать многообразие философских знаний. Философская онтология, или учение о бытии, рассматривает вопросы о существующем. Главный вопрос онтологии: что существует подлинно, а существование чего является кажимостью, иллюзией.
Онтология
стремится создать определенную картину
мира, которая не только позволяла бы
составить представление о мире в целом,
но и выявила бы его скрытую
сущность,
его глубинные причины.
Уже в древности философы заметили, что
не все, что дано нам в непосредственном
восприятии, т.е. что открывается нам посредством
органов чувств, обладает подлинной реальностью.
Видимый и ощущаемый нами мир непостоянен,
подвижен, текуч, изменчив. Он непрерывно
дробится и рассыпается на бесконечное
множество отдельных частей, предметов,
элементов. Что же в нем является устойчивым,
надежным, абсолютным? Древние мыслители
пришли к выводу, что подлинно существующей
является особая, сверхчувственная реальность.
Она доступна уму, но не органам чувств.
Так возникла метафизика — учение о сверхчувственной
реальности, обладающей гораздо большей
степенью устойчивости, чем вечно текущие
и рассыпающиеся вещи, непосредственно
воспринимаемые нами.
Первоначально
метафизика выступала в фантастической
форме. Философы мыслили метафизические
сущности по аналогии с реальными
предметами чувственного мира. Платон,
в частности, выдвинул гипотезу о
существовании особого мира —
мира идей, «параллельного» видимому
миру. «Идеи» Платона — аналоги
чувственно воспринимаемых вещей. По мере
преодоления наивных и
Онтология создает философскую картину
мира. При ее создании используются данные
науки и иных форм освоения действительности,
Однако философская онтология не совпадает
с научной картиной мира. Философия
ищет предельных оснований бытия. Поэтому
она стремится заглянуть в подоснову той
картины мира, которую дает наука.
Если,
например, физика утверждает, что в
мире действует сила всемирного тяготения,
то философия может поставить
вопросы относительно происхождения
и сущности этой силы. В самом
деле, почему предметы притягиваются
друг к другу (согласно закону тяготения)?
Философия вправе сделать предположение,
например, такого рода: а не является
ли физическая сила всемирного тяготения
лишь одним из проявлений силы еще
более универсальной — силы всеобщего
притяжения или взаимной любви? Тогда
действием этой силы можно объяснить
и притяжение положительного и отрицательного
полюсов магнита, и взаимную симпатию,
устанавливающуюся между
В
западной культуре понятие метафизики
широко распространено. Общеупотребительным
оно было и в отечественной
дореволюционной литературе. В отличие
от этого, в философской литературе
советского периода понятие метафизики
оценивалось сугубо отрицательно. В
него вкладывался смысл, далекий
от исторически сложившегося. Лишь в последние
годы происходит постепенная реабилитация
этого понятия.
В мировой литературе термин «метафизика»
нередко является синонимом слова «философия».
Это не случайно, поскольку метафизический
подход весьма характерен для философии.
Так, говорят о метафизике права, метафизике
политики, метафизике любви или даже о
метафизике бизнеса — во всех случаях
имеются в виду размышления об устойчивых,
глубинных характеристиках соответствующих
предметов.
Стремясь проникнуть в глубинную суть
вещей и обнаружить всеобщую взаимосвязь,
философская онтология ищет категории
обобщающего характера. К их числу относятся
такие, как форма и содержание, возможность
и действительность, часть и целое, единичное,
общее, особенное и др. Перечень их незавершен
и исторически изменяется.
Гносеология, или учение о познании, рассматривает особенности процесса познания человеком внешнего мира. Она отвечает на вопросы: Как человек познает окружающий мир? Каковы этапы или ступени познания? Что такое истина в познании? На каких путях она достижима? И др. Философия давно обнаружила, что познание есть сложный процесс. Истина не открывается человеку без усилий с его стороны. На пути познания приходится преодолевать множество трудностей и препятствий. Возникают сомнения также принципиального характера: а способен ли человек вообще познать мир, при этом ничего в нем не искажая и не прибавляя от себя? Философы по-разному отвечали на этот вопрос. Одни разделяли настроения гносеологического оптимизма, другие — гносеологического скепсиса и пессимизма. Одни выражали веру в способность человеческого разума познать сущность вещей, другие сомневались в этой способности.
Истина в познании чаще всего понимается как соответствие наших знаний о вещах самим вещам. Такое определение истины ведет свое начало от Аристотеля. Оно подчеркивает стремление человека адекватно отразить окружающий мир. В этом определении ярко выражена установка на исключение из знания субъективно-произвольных примесей и искажений. Без аристотелевского определения истины познание невозможно. Вместе с тем в этом определении не получили отражения такие важные задачи познания, как объяснение и понимание, обнаружение причин изучаемых явлений, уяснение взаимных зависимостей и др. С учетом многообразия и сложности познавательных задач аристотелевское определение истины должно быть расширено: истина в познании есть бесконечный процесс проникновения человека в суть вещей, в их взаимные связи и зависимости. Истина связана с расширением горизонта сознания человека, с пониманием, с умением применять полученные знания на практике.
Гносеологическое
(познавательное) понятие истины отличается
от негносеологического, или жизненного.
Последнее также имеет право на существование.
Оно широко представлено в истории философской
мысли. При негносеологическом понимании
истина есть путь жизни
— истинный путь. С этой точки зрения
истина есть не что иное, как нравственные
ориентиры жизни человека и то,
как человек следует
им на практике.
До того как начать познание, человек уже
живет. «Не жизнь есть функция познания,
а наоборот — познание есть функция жизни»,
— отмечал русский философ Н. Бердяев
(1874— 1948). Невозможно ждать, пока нам откроется
истина познания. В истине надо пребывать,
надо жить по истине. «Жизнь по истине»
есть условие успешности познания во всех
сферах познавательной деятельности.
Теория познания как особая отрасль философского
знания особенно интенсивно развивалась
в европейской философии XVII—XIX вв. В этот
период философы, в частности, активно
обсуждают вопрос об основных ступенях
и формах познания.
Принято различать чувственную
и рациональную ступени познания.
Чувственная ступень познания — это познание
при помощи органов чувств: зрения, осязания,
обоняния, вкуса, слуха. Чувственное познание
подразделяется натри формы: ощущение,
восприятие, представление. Ощущение
— первичный элемент чувственного познания.
Оно сообщает нам данные об отдельных
свойствах предмета — о его тяжести, теплоте,
цвете и т.д. Восприятие
— это целостный наглядный образ предмета.
Наиболее типичным примером восприятия
является зрительное восприятие. Представление
— это наглядный образ предмета, сохраняемый
в памяти. Рациональное познание подразделяется
также на три формы: понятие, суждение,
умозаключение. Понятие
— это форма мышления, отражающая предметы
в их существенных признаках. Понятие
выражается в слове, но не тождественно
ему. Суждение — это форма мышления,
в которой утверждается или отрицается
связь между предметом и его признаком,
отношения между предметами или факт существования
предмета.
Суждение может быть или истинным, или
ложным.
Умозаключение
— это форма мышления, посредством которой
из одного или нескольких суждений выводится
новое суждение. Более подробно ощущения,
восприятия, представления изучаются
в психологии, а понятия, суждения, умозаключения
— в логике. Философию более интересует
взаимодействие между двумя ступенями
познания.
Многие философы наряду с чувственным
и рациональным познанием признают еще
один вид — интуицию. Интуиция — непосредственное
усмотрение истинности какого-либо утверждения.
Интуиция — это озарение. Различают
интеллектуальную и мистическую
интуиции. Интеллектуальная интуиция
связана с умственной деятельностью. Уму
человека некоторые идеи представляются
как самоочевидные, поскольку в противном
случае он впадает в противоречия. С интеллектуальной
интуицией связаны в основном истины математики.
Мистическая интуиция предполагает связь
с жизненными переживаниями, с эмоциональной
стороной человека. Переживания подготовляют
моменты прозрений.
С
развитием науки при анализе
процесса познания философия все
более стала ориентироваться
на то, как происходит познание в
реальной научной практике. В этой
связи возникло новое разделение
ступеней познания. Были выделены эмпирическая
и теоретическая ступени
познания. Эмпирическая (от «эмпирио»
— опыт) ступень — это опытно-экспериментальное
познание. Оно связано о наблюдением, экспериментом
и обобщением полученных данных. Эмпирическое
познание способно выявить определенные
регулярности, повторяющиеся в рамках
того или иного процесса. В отличие от
этого, теоретическое познание стремится
проникнуть в причины регулярностей. Оно
строит обобщенные модели изучаемых явлений
и процессов.
Особенности современного научного познания
поставили перед гносеологией целый ряд
новых проблем. Возникла, в частности,
необходимость более глубокого осмысления
роли ценностных предпосылок и ориентации
в познании. Современная наука в ряде случаев
во всей остроте обнаруживает пределы
мысленного отвлечения по принципу «как
если...». Выясняется, что нравственные,
эстетические, культурные и иные установки
не могут быть во всей полноте устранены
из процесса познания. Но если познание
стало таким, что не дает возможности человеку
отвлечься от ценностных предпочтений
и пристрастий, то особенно остро встает
вопрос о том, каковы эти предпочтения
и пристрастия. Какие ценности исповедует
ученый? С какой целью он осуществляет
познание? Послужат ли научные достижения
во благо людям, природе, обществу или,
напротив, будут обращены во вред человеку,
станут орудиями разрушения? Характер
современного познания обнаруживает,
что наука во многих случаях не нейтральна
в нравственно-этическом отношении не
только на стадии практического
применения достижении,
но на всех этапах научного
поиска.