Структура философского знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 20:47, доклад

Описание

Уже античная философия, становясь самостоятельной системой знаний, обретала свою композицию. У стоиков (IV в. до н. э.) эта структура приняла следующий вид: философия начиналась с логики; после логики следует физика как учение о природе; после физики - этика (учение о человеке, о путях его к мудрой, осмысленной жизни). Последняя была главной, поскольку и логика (учение о познании), и физика (учение о природе), при всей важности трактуемых в них проблем, лишь предваряли основные, смысложизненные положения и выводы философа о предназначении и судьбе человека, об отношении его к вечному и бесконечному миру.

Работа состоит из  1 файл

философия.docx

— 30.67 Кб (Скачать документ)

Мировоззрение является интегральным образованием, обобщающим пласты человеческого опыта. Это, во- первых, обобщенные знания, полученные в результате профессиональной, практической деятельности. Во- вторых, духовные ценности, способствующие формированию нравственных, эстетических идеалов.

Итак, мировоззрение- это совокупность взглядов, оценок, принципов, определенное видение и  понимание мира, а также программа  поведения и действий человека.

Итоговое определение  соотношения философии и мировоззрения  можно было бы сформулировать так: Философия- это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.

2. Структура  мировоззрения 

Понятие структуры  мировоззрения предполагает выделение  его структурных уровней: элементного, концептуального и методологического.

Элементный уровень  представляет собой совокупность мировоззренческих  понятий, идей, взглядов, оценок, которые  складываются и функционируют в  обыденном сознании.

Концептуальный  уровень включает различные мировоззренческие  проблемы. Это могут быть различные  концепции мира, пространства, времени, общественного развития человека, его  деятельности или познания, будущего человечества и т.п.

Методологический  уровень- высший уровень мировоззрения- включает основные понятия и принципы, составляющие ядро мировоззрения. Особенностью этих принципов является то, что они вырабатываются не просто на основе представлений и знаний, а с учетом ценностного отражения мира и человека.

Включаясь в  мировоззрение знания, ценности, поведение  окрашиваются эмоциями, сочетаются с  волей и формируют убеждение  личности. Обязательным компонентом  мироощущения является вера, это может  быть как рациональная, так и религиозная  вера.

Итак, мировоззрение- сложное, напряженное, противоречивое единство знаний и ценностей, интеллекта и эмоций, миропонимания и мироощущения, разумного обоснования веры.

Жизненно- практическое мировоззрение неоднородно, оно  складывается в зависимости от характера  образования, уровня интеллектуальной, духовной культуры, национальных, религиозных  традиций его носителей.

Историческими типами мировоззрения являются мифологическое, религиозное и философское. Мифологическому  мировоззрению присуще неотчетливое разделение субъекта и объекта, неспособность  человека выделить себя из окружающей среды. В процессе познания неизвестное  постигается через известное; известно же человеку его собственное бытие  и бытие рода, из которого он первоначально  себя не выделяет.

В мифологическом сознании человек, социум и природа  представляют собой единое и неразрывное  целое, связанное тысячью невидимых  нитей взаимодействия и взаимопонимания. Это одушевление мифа выражается в первобытных формах религии- фетишизме, тотемизме, анимизме, первобытной магии. Эволюция представлений о таинственных духовных силах, лежащих в основе явлений природы, принимает классическую форму религии. Религия с самого начала есть специфическая форма, специфический  человеческий способ обживания и осознания мира, это форма мировоззрения.

Для религии  мир имеет разумный смысл и  цель. Духовным началом мира, его  центром, специфической точкой отсчета  среди отностительности и текучести мирового многообразия является Бог. Бог придает целостность и единство всему миру. Он направляет ход мировой истории и устанавливает нравственную санкцию человеческих поступков. И наконец, в лице Бога мир имеет “высшую инстанцию”, источник силы и помощи, дающий человеку возможность быть услышанным и понятым.

Проблема Бога, в переводе ее на язык философии, - есть проблема существования абсолюта, надмирового разумного начала, актуально-бесконечного во времени и пространстве. В религии это начало на абстрактно- безличностное, а личностное, выраженное в Боге.

3. Функции мировоззрения 

Теоретически  сформулированным мировоззрением является философия. Здесь мировоззрение  выступает как деятельное отношение  человека к миру. С такой позиции  мировоззрение- это общественное самосознание человека, определяющее его действенность  через призму его целей и интересов, мировоззрение является способом практически- духовного освоения мира и генетически  возникает из практического отношения  человека к миру.

Для научного мировоззрения  характерна высокая интеграция знаний в его практической направленности. Но кроме потенциала знаний, в мировоззрении  присутствует также и потенциал  эмоционально ценностного отношения  человека к миру: восприятия, переживания, интересы, нормы поведения, идеалы. Это совокупно делает мировоззрение  действенным духовно- практическим непосредственным отношением личности к миру. Поэтому мировоззрение  можно представить как органическое единство эмоций и воли человека, знаний, убеждений, поступков.

Философия выступает  теоретической основой мировоззрения  и в каждую историческую эпоху  обосновывает соответствующее “свое” мировоззрение.

Мировоззрение обобщает и интегрирует данные различных  форм и областей общественного познания, создавая на их основе целостный образ  действительности и места в ней  человека. Включая и объединяя  различные сферы общественного  сознания, мировоззрение является и  опосредующим звеном, через которое  осуществляется воздействие этих сфер сознания друг на друга.

Поэтому мировоззрение  представляет собой интегрирующий  фактор не только отдельных сфер, но и всего общественного сознания.

Мировоззрение личности является интегрирующим фактором, ядром ее идейного мира и в то же время высшей ступенью ее духовного  формирования. С мировоззрением связано  решение человеком кардинальных жизненных проблем: выбор жизненного пути, определение смысла и цели жизни, формирование жизненной позиции, являющейся основой его самоопределения  в мире и идейной предпосылкой значимой деятельности.

Мировоззрение представляет собой высшую форму  самосознания социального субъекта, позволяющую ему не только ориентироваться  в окружающей природе и социальной действительности но, и, исходя из определенного  понимания этой действительности, своего места и назначения в ней, сознательно  регулировать и контролировать свою деятельность.

Основными функциями  мировоззрения являются: интегративно-систематизаторская, интегративно-оценочная, интегративно-номативная, интегративно-ориентировочная и интегративно-эвристическая. Таким образом, научное мировоззрение представляет собой довольно сложную систему и вместе с тем “означает” понимание природы такой, какая она есть.

Предмет и основные проблемы философии науки.

В совр цивилизации наука играет особую роль. Технологический прогресс 20в, приведший в развитых странах Запада и Востока к новому качеству жизни, основан на применении научных достижений. Н не только революционизирует сферу производства, но и оказывает влияние на многие др сферы чел-ой деятельности, начиная регулировать их, перестраивая их средства и методы. Н оказывает огромное влияние на формирование личности. Через сис-у обр-ия, кот ориентированно, прежде всего, на усвоении н знаний, она создает особый тип чел-го сознания.

наука 1 - как познание (чаще объективных законов действительности), 2 - как особый вид деятельности человека, 3. как социальный институт.

Задачи н: - изучение, сущности законов, а не явления - изучение новых объектов, их связей и свойств.

В настоящее  время принято различать два  варианта в понимании философии  науки:

А) как направления  в западной и отечественной философии XIX - XX веков и

Б) как особой философской дисциплины, которая  возникает во второй половины ХХв.

Появление дисциплины ф.н обусловлено научно-техническим прогрессом. Целый ряд дисциплин изучает науку: 1- науковедение и наукометрия (проблемы организации научной деятельности, процессы формирования научного знания), 2 – социология науки (структурирует научные сообщества и анализирует науку как социальный институт), 3 – психология науки (проблемы научного творчества), 4 – история науки (процессы научных открытий и изобретений).

Философия науки  изучает проблемы возникновения  и роста науки, знания на разных стадиях  общественного развития. Исследуя общие  закономерности развития науки, она  раскрывает рациональные методы и способы  достижения объективно истинного знания, но это возможно тогда, когда она  опирается на достижения частных  наук. С другой стороны философия  науки дает общий мировоззренческий  и методологический ориентир для  решения конкретных проблем, которыми занимаются специальные дисциплины. Основная проблема философии науки  – проблема возникновения научного знания. → почти вся деятельность научного сообщества направлена на получение нового знания

Т.О., предметом  философии науки являются общие  закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их развитии рассмотренных в  исторически изменяющемся социокультурном контексте (или это все философские проблемы, которые преломляются через рассмотрение того, что есть в науке).

При этом фил  н на протяжении своего развития становилась все более и более историчной, то есть рассматривала производимые научные знания (и деятельность по их производству) в историческом развитии, в исторически изменяющихся социокультурных условиях. Т.О., фил н рассматривает научное познание как исторически изменяющиеся способы получения нового знания, выявляя общие закономерности развития познания на материалах истории конкретных наук и науки в целом.

Фил н отвечает на вопросы: что такое наука, чем отличается научное знание от ненаучных видов знания, в чем ценность науки, как устроено научное знание, какими методами пользуются ученые в своей познавательной деятельности, каковы закономерности развития науки, какова роль научных революций в этом развитии и тд. Центральная проблема философии науки - проблема роста научного знания.

Примеры:

- Антология ( часть философии)(изучает виды реальностей, их взаимосвязи). Отсюда вопросы:

?- какую реальность  изучает та или иная наука  (математика)?

- Эпистемология  (теория научного познания) ? - научное познание - это низший, средний или высший уровень познания

? - проблема относительности  научной истины. - Социальная философия

?- рассматривает  науку не только как познание, но и как социальный институт; ? - роль науки в обществе, функции науки в обществе.

- Антропология (философия человека) ? - личность ученого, мотивация деятельности, гении в науки.

- Этика (философские  морали) ? - добро и зло в науке

- Эстетика ? - проблема красоты в мировоззрении

- Логика ? - логика научного познания, мышления

- Оксеология (ценностный аспект) ? - гуманность наук.

Ф. морали, Ф. права, Ф. образования, Ф. хозяйства и Ф. науки связаны.

Наука важная часть  жизни и требует философского осмысления → появилась философия науки. Философия науки выявляет сущность науки, т.е. существенные признаки и отличия.

Информация о работе Структура философского знания