Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:36, реферат
Философия – самая интересная и необычная наука. Но объективно, сама по себе, эта наука – наиболее содержательная, ибо предмет ее изучения – мир, как таковой, вся необъятная действительность, мир видимых и невидимых явлений, бездны космоса и бездны атома, материальные процессы и духовная жизнь, живая и неживая природа, полет фантазии и строгие математические расчеты. Поиск истины, тайна любви, суть добра, причины зла, секреты совершенства, смысл жизни, проблема свободы, надежность веры, сила знания, реальность Бога, пути к счастью – все подобные вопросы уходят в философию, ищут ответы в ее пространстве.
Ориентация индивидов на систему ценностей и подчинение нормам общежития лежит в основе их приобщения к культуре и выработке у них гражданских качеств. Умение жить в обществе – это не дар природы, а культурное достояние. Во-первых, оно не естественно, а искусственно, в известной мере надприродно и даже подчас противоприродно. А во-вторых, оно личностно, достояние личной жизни индивида.
Ценностный аспект философии развивается вместе с ней из эпохи в эпоху. В философии Гегеля семья, гражданское общество и государство рассматриваются не только как восходящий ряд социальных явлений, но и как шкала ценностей. Высшая ценность – государство, ибо, по его мнению, в нем воплощается полнота абсолютной идеи, оно – шествие Бога по земле. Так, государство возводится в культ для законопослушных граждан Германии.
Абсолютизация этатизма таит в себе угрозу не меньшую, чем абсолютизация индивидуализма. Последний ведет к беспредельному произволу индивидуума и как следствие к атомизации общества и к его деструкции; первое же – к беспредельному произволу государства, становящегося угрозой и личному бытию, и бытию окружающих народов.
Милитаризованное немецкое государство дважды в XX в. развязывало мировые войны, причинившие громадный ущерб миллионам людей.
Русские мыслители XIX–XX вв. в качестве важнейшей ценности выдвигали соборность. Соборность – это органическая, социально-духовная общность людей, в которой каждый индивид раскрывает свои способности во имя процветания сообщества. Соборность противоположна как разъедающему общество индивидуализму, так и государственному тоталитаризму.
Навязываемые государственными властями
надчеловечные идеалы становятся идолами,
мешающими общественному
К сожалению, не так просто освободиться
от навязчивых политических мифов, от
политических утопий и упований, простыми
и радикальными средствами в одночасье
решить все частные и глобальные
проблемы настоящего и прошлого. И
свободное философское
Философия не может избавить общество
от порождаемых социально-
Несомненной заслугой современной
философской мысли является выдвижение
ее представителями новых
И третья функция философии –
методологическая. Философия может
выступать как в виде научных,
так и ненаучных знаний. И в
своем отношении к науке она
далеко не всегда ее союзник. Такие
современные философские школы,
как неотомизм и
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Философия – форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой Целостного взгляда на мир и на место человека в нем. Сначала все теоретическое знание, которое имелось у человечества, называлось философией. Постепенно от нее стали отделяться математика, физика, астрономия и т.д. Долгое время философия считала, что представителям конкретных наук дано собирать опытный материал, а обобщать его на теоретическом уровне должны философы. Это порождало конфронтацию. Современная философия преодолела эту позицию и считает, что для успешного развития, как философии, так и конкретных наук необходим их тесный союз и взаимодействие.
Философия обобщает достижения всей мировой культуры, всемирно-исторической практики и познания, является духовной квинтэссенцией, самосознанием эпохи (Гегель, Маркс).
В настоящее время философия представляет собой и науку о всеобщих законах развития природы, общества, мышления, познания и особую форму общественного сознания, теоретическую основу мировоззрения, систему философских дисциплин, способствующих формированию духовного мира человека.
В чем же своеобразие философии? Во-первых, она обладает всеобщностью и предельной абстрактностью. Во-вторых, философия исследует, как изучаются процессы реальной действительности, является результатом самосознания науки и ее предельным основанием. В-третьих, философия обладает мощной ценностной компонентой, формирует ценностные ориентации людей, обеспечивающие правильный подход к решению всех практических и теоретических проблем. На многие смысложизненные вопросы ответ дает именно философия: что представляет собой окружающий мир; каковы место и роль в нем человека; в чем заключается смысл и цель жизни; существуют ли не зависящие от человека законы развития природы и общества; каковы отношения между людьми, обществом и природой, добром и злом, истиной и заблуждением; что нас ожидает в будущем? Эти и подобные им вопросы, которые неизменно встают перед каждым человеком и обществом в целом, и составляют главное содержание философии.
Предметом философии называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:
С развитием науки философия
специализируется на логико-гносеологических
проблемах, на изучении языка и логики
научного исследования, на методах
познания и особенностях научного знания.
Философия разрабатывает
Философия и сама способна формулировать
научные проблемы и вносить определенный
вклад в решение этих проблем.
Она много сделала для
В XX в. сформировалась философия науки. С ней началась разработка вопросов о соотношении теории и факта, теоретического и экспериментального познания, гипотетико-дедуктивном методе исследования, возможностях индукции и дедукции и т.д.
Философия возникает на базе мифологии,
за счет выделения из нее мудрости
как особого объекта
Философия включает в себя ряд дисциплин:
онтологию, гносеологию и аксиологию.
Каждая из них имеет свои проблемы
и располагает собственным
Будучи сердцевиной духовной культуры
общества, выражая собой своеобразие
исторической эпохи, философия, в принципе,
носит общечеловеческий характер, что
никоим образом не лишает ее нацеленности
на социально-экономические
Функционируя в системе
Само собой разумеется, что философское
знание о мире, человеке и его
отношении к миру изменяется от одной
исторической эпохи к другой и
всегда находится под определяющим
влиянием со стороны социально-
Список литературы