Структура филосовского знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:36, реферат

Описание

Философия – самая интересная и необычная наука. Но объективно, сама по себе, эта наука – наиболее содержательная, ибо предмет ее изучения – мир, как таковой, вся необъятная действительность, мир видимых и невидимых явлений, бездны космоса и бездны атома, материальные процессы и духовная жизнь, живая и неживая природа, полет фантазии и строгие математические расчеты. Поиск истины, тайна любви, суть добра, причины зла, секреты совершенства, смысл жизни, проблема свободы, надежность веры, сила знания, реальность Бога, пути к счастью – все подобные вопросы уходят в философию, ищут ответы в ее пространстве.

Работа состоит из  1 файл

Реферат по философии.docx

— 42.16 Кб (Скачать документ)

Ориентация индивидов на систему  ценностей и подчинение нормам общежития  лежит в основе их приобщения к  культуре и выработке у них  гражданских качеств. Умение жить в  обществе – это не дар природы, а культурное достояние. Во-первых, оно не естественно, а искусственно, в известной мере надприродно  и даже подчас противоприродно. А  во-вторых, оно личностно, достояние  личной жизни индивида.

Ценностный аспект философии развивается  вместе с ней из эпохи в эпоху. В философии Гегеля семья, гражданское  общество и государство рассматриваются  не только как восходящий ряд социальных явлений, но и как шкала ценностей. Высшая ценность – государство, ибо, по его мнению, в нем воплощается  полнота абсолютной идеи, оно –  шествие Бога по земле. Так, государство  возводится в культ для законопослушных  граждан Германии.

Абсолютизация этатизма таит в себе угрозу не меньшую, чем абсолютизация  индивидуализма. Последний ведет  к беспредельному произволу индивидуума  и как следствие к атомизации общества и к его деструкции; первое же – к беспредельному произволу  государства, становящегося угрозой  и личному бытию, и бытию окружающих народов.

Милитаризованное немецкое государство  дважды в XX в. развязывало мировые войны, причинившие громадный ущерб миллионам людей.

Русские мыслители XIX–XX вв. в качестве важнейшей ценности выдвигали соборность. Соборность – это органическая, социально-духовная общность людей, в которой каждый индивид раскрывает свои способности во имя процветания сообщества. Соборность противоположна как разъедающему общество индивидуализму, так и государственному тоталитаризму.

Навязываемые государственными властями надчеловечные идеалы становятся идолами, мешающими общественному прогрессу  и нормальной жизни. К таким идолам относятся и различные утопии глобального переустройства жизни  человечества по какому-то новому проекту  или образцу.

К сожалению, не так просто освободиться от навязчивых политических мифов, от политических утопий и упований, простыми и радикальными средствами в одночасье  решить все частные и глобальные проблемы настоящего и прошлого. И  свободное философское осмысление всей сложности мироустройства и  проблем современности, всей неоднозначности  происходящих процессов и поливариантности линий мирового развития помогает освободиться и от мифов и от упрощенных подходов (рецептов) к решению проблем.

Философия не может избавить общество от порождаемых социально-экономической  системой негативных явлений. Но она  может оградить систему ценностей  от проникновения в нее ложного  и критического непроверенного, порочного  и политически авантюрного, примитивного и радикалистского.

Несомненной заслугой современной  философской мысли является выдвижение ее представителями новых ценностей. К ним относятся общегуманистические, экологические ценности и ценности качества жизни. Ценность качества жизни противопоставляется уровню жизни, массовому производству и потреблению. Для человека, его здоровья и счастья не так важен уровень жизни, как ее качество. Оно определяется не столько ее комфортом, сколько добрыми и гуманными отношениями в обществе, социальным равенством и близостью к природе. Быть в гармонии с самим собой, с окружающими и природой – для многих людей становится приоритетным ориентиром и мотивом поведения.

И третья функция философии –  методологическая. Философия может  выступать как в виде научных, так и ненаучных знаний. И в  своем отношении к науке она  далеко не всегда ее союзник. Такие  современные философские школы, как неотомизм и экзистенциализм  занимают особую позицию по отношению  к науке. Неотомисты, не отвергая значение естествознания, подводят под него такую методологическую базу, согласно которой господствующее положение  в системе знаний должна занимать религия. В свою очередь экзистенциализм  считает науку силой опасной  для человечества. Всеми средствами его представители развенчивают науку, выявляя негативные стороны  научного прогресса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Философия – форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и  решение коренных мировоззренческих  вопросов, связанных с выработкой Целостного взгляда на мир и на место человека в нем. Сначала  все теоретическое знание, которое  имелось у человечества, называлось философией. Постепенно от нее стали  отделяться математика, физика, астрономия и т.д. Долгое время философия  считала, что представителям конкретных наук дано собирать опытный материал, а обобщать его на теоретическом  уровне должны философы. Это порождало  конфронтацию. Современная философия  преодолела эту позицию и считает, что для успешного развития, как  философии, так и конкретных наук необходим их тесный союз и взаимодействие.

Философия обобщает достижения всей мировой культуры, всемирно-исторической практики и познания, является духовной квинтэссенцией, самосознанием эпохи (Гегель, Маркс).

В настоящее время философия  представляет собой и науку о  всеобщих законах развития природы, общества, мышления, познания и особую форму общественного сознания, теоретическую  основу мировоззрения, систему философских  дисциплин, способствующих формированию духовного мира человека.

В чем же своеобразие философии? Во-первых, она обладает всеобщностью и предельной абстрактностью. Во-вторых, философия исследует, как изучаются  процессы реальной действительности, является результатом самосознания науки и ее предельным основанием. В-третьих, философия обладает мощной ценностной компонентой, формирует  ценностные ориентации людей, обеспечивающие правильный подход к решению всех практических и теоретических проблем. На многие смысложизненные вопросы ответ дает именно философия: что представляет собой окружающий мир; каковы место и роль в нем человека; в чем заключается смысл и цель жизни; существуют ли не зависящие от человека законы развития природы и общества; каковы отношения между людьми, обществом и природой, добром и злом, истиной и заблуждением; что нас ожидает в будущем? Эти и подобные им вопросы, которые неизменно встают перед каждым человеком и обществом в целом, и составляют главное содержание философии.

Предметом философии называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:

  • онтология (учение о бытии);
  • гносеология (учение о познании);
  • человек;
  • общество.

С развитием науки философия  специализируется на логико-гносеологических проблемах, на изучении языка и логики научного исследования, на методах  познания и особенностях научного знания. Философия разрабатывает методологию  естественнонаучного и социального  познания. Тем самым она во всем объеме обнаруживает свою методологическую функцию.

Философия и сама способна формулировать  научные проблемы и вносить определенный вклад в решение этих проблем. Она много сделала для атомистического  учения, которое на протяжении веков  оказалось путеводной нитью для  химиков и физиков. Работами философов  был подготовлен закон сохранения и превращения энергии. Декарт выдвинул положение о постоянстве количества движения в природе. Немецкий идеалист Шеллинг обратил внимание на взаимопревращение энергии из одной формы в другую и на ее фундаментальное единство. Эта предварительная работа способствовала успеху Майера и Джоуля в обосновании неуничтожимости энергии и эквивалентности ее взаимопревращений.

В XX в. сформировалась философия науки. С ней началась разработка вопросов о соотношении теории и факта, теоретического и экспериментального познания, гипотетико-дедуктивном методе исследования, возможностях индукции и дедукции и т.д.

Философия возникает на базе мифологии, за счет выделения из нее мудрости как особого объекта исследования. Отбрасывая все, что связано в  мифологии с родовым образом  жизни, некритическим восприятием  действительности, философия наследует  ряд ее проблем. К ним, прежде всего, относятся проблемы бытия и смысла жизни. Центральное место в философской  проблематике занимают осмысление мира, человека и его отношения к  миру.

Философия включает в себя ряд дисциплин: онтологию, гносеологию и аксиологию. Каждая из них имеет свои проблемы и располагает собственным кругом понятий.

Будучи сердцевиной духовной культуры общества, выражая собой своеобразие  исторической эпохи, философия, в принципе, носит общечеловеческий характер, что  никоим образом не лишает ее нацеленности на социально-экономические ценности, служащие ориентиром для прогрессивного развития общества.

Функционируя в системе культуры общества, философия разрабатывает  теоретические основы мировоззрения, аксиологические проблемы, логико-методологические основы научного познания. В условиях растущей дифференциации научного знания философия принимает самое активное участие в интеграционных процессах, в синтезе достижений отдельных наук в единую картину мира.

Само собой разумеется, что философское  знание о мире, человеке и его  отношении к миру изменяется от одной  исторической эпохи к другой и  всегда находится под определяющим влиянием со стороны социально-экономических, научных, художественных и нравственных запросов общества. Философские проблемы – это постоянный поиск того, что собой представляет социокультурная  эпоха, чем характеризуется отношение  человека к миру в данную эпоху  и какими переживаниями и заботами охвачена его душа и живет его  пульсирующая мысль. Только таким образом  философия приближается к содержательному  раскрытию фундаментальных принципов  бытия, практической и познавательной деятельности человека.

Список литературы

  1. Дунаева Н.Н. Философия. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 160 с.
  2. Жаринов В.М. Философия. Учебное пособие для студентов и преподавателей вузов. – М.: Приор-издат, 2005. – 96 с.
  3. Жаринов В.М. Философские и социальные науки. Фундаментальные системы. – М.: Приор-издат, 2005. – 96 с.
  4. Золотухина-Аболина Е.В. Страна философия. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. – 544 с.
  5. Мир философии: Книга для чтения: В 2-х ч. Ч. 1. Исходные философ. проблемы, понятия и принципы. – М.: Политиздат, 1991. – 672 с.
  6. Основы философии: Учебное пособие для вузов / Рук. автор. колл. и отв. ред. Е.В. Попов. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 320 с.
  7. Философия. / Под общей редакцией проф. Ю.А. Харина. – Минск: Наука, 1993. – 486 с.

 


Информация о работе Структура филосовского знания