Субъективный идеализм Джорджа Беркли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 05:06, реферат

Описание

В данном реферате разрабатывается тема субъективно идеализма Джорджа Беркли. Эту тему нельзя на сегодняшний день назвать очень популярной и актуальной, но, тем не менее, она важна. «Так как Беркли разрабатывал свое учение, анализируя связь сознания с внешним миром, ни один философ, который ставит вопрос о природе человеческого духа, его отношения к миру, не может обойтись без учета философских разработок Беркли». Философия Беркли наложила свой отпечаток на все последующее развитие идеалистической мысли.

Содержание

Актуальность философии Беркли в наше время …………………..…3
1. Жизнь и творчество Дж. Беркли …………………………………..5
1.1 Краткие сведения о биографии и творчестве ……………………..5
1.2 «Философские заметки» - начало философии Беркли.......……..7
2. Субъективный идеализм Дж. Беркли…………………………….11
2.1 Теория зрения Беркли………………………………………………11
2.2 Принципы человеческого знания………………………………...14
Учение Беркли и его значение в развитии философии……………….19
Список литературы…………………………

Работа состоит из  1 файл

3-я окончательная версия реферата. субъективный идеализм Джорджа Беркли Иманкулова 2202.docx

— 49.80 Кб (Скачать документ)

     Таким образом, начав с субъективного  идеализма и пытаясь избежать солипсизма, Беркли своим признанием сверх природной духовной силы - бога делает шаг к объективному идеализму.

 

      Учение Беркли и  его значение в развитии философии 

     Джордж  Беркли - один из наиболее заметных мыслителей XVIII века. Он жил и работал в  эпоху промышленной революции, технического прогресса и великих научных  открытий, проливавших свет на природу  мира, в эпоху, когда религия начала сдавать свои многовековые позиции  в сознании людей, уступая место  научному и философскому мировоззрению.

     В историю философской мысли Беркли вошел как один из наиболее ярких  представителей идеализма. В недавнем прошлом именно эти  философы в нашей стране подвергались большой критике с позиций  материализма.  Их  философские концепции излагались как реакционные.     Философское учение Джорджа Беркли направлено  на  опровержение материализма и обоснование религии.

     Для этих целей он  использовал  номиналистические  принципы,  установленные Уильямом Оккамом. Идеалистически переработав   номинализм  и  сенсуализм, Беркли пришел к выводу о несуществовании материи.  Для  него нет  более отвлеченного,  более абстрактного (а потому менее оправданного) понятия,  чем бытие как таковое,  чем  понятие носителя  качеств как чего-то отличного от самих качеств как субстанции.  Основой  берклианского  отрицания  материи служит  его номиналистически-сенсуалистская концепция  познаваемости: наше  познание  не  дает  никаких  оснований  для  признания существования материи,  поскольку материя  как субстанция не есть «идея»,  не есть  то, благодаря чему мы только и можем утверждать о  существовании чего-либо. 

     Основное  положение философии Беркли состоит  в полном отождествлении свойств  предметов с ощущениями этих свойств  человеком. Объекты внешнего мира рассматриваются  им как некие комбинации различных  ощущений, идей, существующих только в  сознании человека. Существовать для  вещей значит быть воспринимаемыми - esse est percipi. В основе своей критики  материализма Беркли опирается на концепцию  абстрактных идей. По его мнению, абстракции, как нечто отвлеченное, не могут существовать вообще.

     В целом, картину мира, согласно берклианской философии можно представить  следующим образом: абсолютно существует только бог, дух существует относительно бога, ощущения - относительно духа, а  вещественные объекты - относительно ощущений, причем существование последних  постоянно ставится им под сомнение.

     Суммируя  вышесказанное, можно сказать, что  учение Беркли о бытии есть идеалистический  монизм,  полагающий единство мира в его духовности.

     Какую же роль сыграл Беркли и его учение в истории философии? Прежде всего, он стал одним из основоположников идеализма, приняв активное участие  в борьбе двух философских лагерей, он сформулировал все основные доводы, которые могут быть направлены идеалистами против материализма, он очень четко поставил вопрос о соотношении объективного и субъективного в ощущениях, о причинности и видах существования. Его работы затрагивают фундаментальные области научного знания и ставят вопросы, остающиеся без ответа и по сей день. Без сомнения, Беркли можно назвать выдающимся классиком идеализма.

     В своих работах он критикует материалистов. Но касается существования или несуществования бога, то вряд ли ему удалось заставить атеистов отказаться от своих убеждений, а для людей, искренне верующих, никакие доказательства не нужны. Хотя, несомненно, что обоснования существования творца, приведенные в работах Беркли, дают людям верующим еще одно подтверждение их веры.

           Джордж Беркли сыграл значительную роль в истории философии. Берклианство – это начальная  и одновременно классическая форма  субъективного идеализма Нового времени, главный источник этого  вида идеализма в последовавший  затем период упадка буржуазной философии: уже Шопенгауэр пошел от Канта  вспять Беркли. Методологически вся  западноевропейская и американская мысль ХХ столетия за исключение неотомизма, экзистенциализма, неореализма и близких к ним по духу течений восходит, так или иначе, к Берклиевой эпистемологии. Естественно назвать здесь Юма, также без сомнения, наложившего печать своих воззрений на последующую идеалистическую мысль, но без Беркли не было бы и Юма.8  
 
 
 
 
 

 

      Список литературы 

  1. Беркли  Дж. Сочинения. – М., Мысль, 2000. – 556с.
  2. Таранов П. С.  120 философов. – М., «Реноме», 2002. – 678 с.
  3. Нарский И.С. У истоков субъективного идеализма // Беркли Дж. Сочинения. – М., 2000. –527с.
  4. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 3. Новое время. – Санкт-Петербург., ТОО ТК «Петрополис», 1996. – 736с.
  5. Философский словарь. /Под ред. М. М. Розенталя. – М., Политиздат, 1975. – 496с.
  6. http://www.philosophy.ru/edu/ref/blin/b.html

Информация о работе Субъективный идеализм Джорджа Беркли