Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 05:06, реферат
В данном реферате разрабатывается тема субъективно идеализма Джорджа Беркли. Эту тему нельзя на сегодняшний день назвать очень популярной и актуальной, но, тем не менее, она важна. «Так как Беркли разрабатывал свое учение, анализируя связь сознания с внешним миром, ни один философ, который ставит вопрос о природе человеческого духа, его отношения к миру, не может обойтись без учета философских разработок Беркли». Философия Беркли наложила свой отпечаток на все последующее развитие идеалистической мысли.
Актуальность философии Беркли в наше время …………………..…3
1. Жизнь и творчество Дж. Беркли …………………………………..5
1.1 Краткие сведения о биографии и творчестве ……………………..5
1.2 «Философские заметки» - начало философии Беркли.......……..7
2. Субъективный идеализм Дж. Беркли…………………………….11
2.1 Теория зрения Беркли………………………………………………11
2.2 Принципы человеческого знания………………………………...14
Учение Беркли и его значение в развитии философии……………….19
Список литературы…………………………
Таким образом, начав с субъективного идеализма и пытаясь избежать солипсизма, Беркли своим признанием сверх природной духовной силы - бога делает шаг к объективному идеализму.
Учение Беркли и
его значение в развитии
философии
Джордж Беркли - один из наиболее заметных мыслителей XVIII века. Он жил и работал в эпоху промышленной революции, технического прогресса и великих научных открытий, проливавших свет на природу мира, в эпоху, когда религия начала сдавать свои многовековые позиции в сознании людей, уступая место научному и философскому мировоззрению.
В
историю философской мысли
Для
этих целей он использовал номиналистические
принципы, установленные Уильямом
Оккамом. Идеалистически переработав
номинализм и сенсуализм, Беркли
пришел к выводу о несуществовании материи.
Для него нет более отвлеченного,
более абстрактного (а потому менее оправданного)
понятия, чем бытие как таковое,
чем понятие носителя качеств как
чего-то отличного от самих качеств как
субстанции. Основой берклианского
отрицания материи служит его номиналистически-
Основное положение философии Беркли состоит в полном отождествлении свойств предметов с ощущениями этих свойств человеком. Объекты внешнего мира рассматриваются им как некие комбинации различных ощущений, идей, существующих только в сознании человека. Существовать для вещей значит быть воспринимаемыми - esse est percipi. В основе своей критики материализма Беркли опирается на концепцию абстрактных идей. По его мнению, абстракции, как нечто отвлеченное, не могут существовать вообще.
В целом, картину мира, согласно берклианской философии можно представить следующим образом: абсолютно существует только бог, дух существует относительно бога, ощущения - относительно духа, а вещественные объекты - относительно ощущений, причем существование последних постоянно ставится им под сомнение.
Суммируя вышесказанное, можно сказать, что учение Беркли о бытии есть идеалистический монизм, полагающий единство мира в его духовности.
Какую же роль сыграл Беркли и его учение в истории философии? Прежде всего, он стал одним из основоположников идеализма, приняв активное участие в борьбе двух философских лагерей, он сформулировал все основные доводы, которые могут быть направлены идеалистами против материализма, он очень четко поставил вопрос о соотношении объективного и субъективного в ощущениях, о причинности и видах существования. Его работы затрагивают фундаментальные области научного знания и ставят вопросы, остающиеся без ответа и по сей день. Без сомнения, Беркли можно назвать выдающимся классиком идеализма.
В своих работах он критикует материалистов. Но касается существования или несуществования бога, то вряд ли ему удалось заставить атеистов отказаться от своих убеждений, а для людей, искренне верующих, никакие доказательства не нужны. Хотя, несомненно, что обоснования существования творца, приведенные в работах Беркли, дают людям верующим еще одно подтверждение их веры.
Джордж Беркли сыграл
значительную роль в истории философии.
Берклианство – это начальная
и одновременно классическая форма
субъективного идеализма Нового
времени, главный источник этого
вида идеализма в последовавший
затем период упадка буржуазной философии:
уже Шопенгауэр пошел от Канта
вспять Беркли. Методологически вся
западноевропейская и американская
мысль ХХ столетия за исключение неотомизма,
экзистенциализма, неореализма и близких
к ним по духу течений восходит, так или
иначе, к Берклиевой эпистемологии. Естественно
назвать здесь Юма, также без сомнения,
наложившего печать своих воззрений на
последующую идеалистическую мысль, но
без Беркли не было бы и Юма.8
Список литературы