Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 17:36, доклад
Профессиональные философы нередко высказывают мнение о несуществовании общепринятого определения философии, равно как и общепринятого представления о её предмете, поскольку само признание той или иной теории или методологии является философской процедурой и осуществляется на основе той или иной системы философских представлений[6]. В истории существовало множество различных типов философии, отличающихся как своим предметом, так и методами.
Сущность философии
Профессиональные философы нередко высказывают мнение о несуществовании общепринятого определения философии, равно как и общепринятого представления о её предмете, поскольку само признание той или иной теории или методологии является философской процедурой и осуществляется на основе той или иной системы философских представлений[6]. В истории существовало множество различных типов философии, отличающихся как своим предметом, так и методами.
Традиционно философия определяется как исследование первопричин и начал всего сущего — универсальных принципов, в рамках которых существует и изменяется как бытие, так и мышление, как постигаемый Космос, так и постигающий его дух[7]. Мыслимое в традиционной философии выступает в качестве бытия — одной из основных философских категорий (ср. тезис Парменида: «мыслить и быть — одно и то же»[8]). К бытию относятся не только реально происходящие процессы, но и умопостигаемые возможности. Поскольку мыслимое необозримо в своих частностях, философы, в основном, концентрируют своё внимание на первопричинах, предельно общих понятиях, категориях. В разные эпохи и для разных философских направлений эти категории свои (поэтому Гегель определял философию как «современную ей эпоху, постигнутую в мышлении»[9]).
Философия включает в себя
такие различные дисциплины, как логика, метафизика, онтоло
Гегель определял философию как науку о мышлении, которая имеет своей целью постижение истины посредством развёртывания понятий на основе развитого «субъективного мышления» и метода, который «в состоянии обуздывать мысль, вести её к предмету и удерживать в нём»[10] В марксизме-ленинизме давалось несколько взаимосвязанных определений: философия есть «форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека и мира; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления»[5]. Хайдеггер в первой лекции своего курса «Основные понятия метафизики»[11], последовательно рассмотрев взаимоотношения философии с наукой, мировоззренческой проповедью, искусством и религией, предложил при сущностном определении философии отталкиваться не от них, а от высказывания немецкого поэта Новалиса: «Философия есть, собственно, ностальгия, тяга повсюду быть дома». Тем самым признав фактически не только возможность, но в данном случае и необходимость использования «взгляда со стороны» (поэзии) для философии.
Современные западные источники дают гораздо более осторожные определения, например: «философией является учение о наиболее фундаментальных и общих понятиях и принципах, относящихся к мышлению, действию и реальности»[12]. Современные белорусские философы определяют философию как «особую форму познания мира, вырабатывающую систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех её основных проявлениях»[2].
Наконец, есть современное «постмодернистское» или «практическое» понимание философии, согласно которому философия — это то, чем занимаются люди, называющие себя философами, некий вид деятельности и её результат.
Значение философии
Роль философии определяется
прежде всего тем, что она выступает в
качестве теоретической основы мировоззрения
и решает проблемы познаваемости мира,
ориентации человека в мире культуры и
духовных ценностей.
Можно выделить 2 группы основных функций
философии: 1) мировоззренческие, 2) методологические
Функции философии
1. мировоззренческая - заключается в выработке
мировоззрения (системного взгляда на
мир) 2. теоретико-познавательная - выработка
категорий, отражающих наиболее общие
связи и отношения вещей 3. ценностно-ориентационная
- выработка, изучение ценностей, регулирующих
поведение человека, социальной группы
Методологические функции философии
1. функция рациональной обработки и систематизации,
теоретического выражения результатов
конкретных наук 2. критическая функция
- суть ее в преодолении устаревших догм
и взглядов 3. интегративная - обобщение
всех форм человеческого опыта и знаний
(т.е. практического, познавательного,
ценностного опытов) 4. прогностическая
(реализуется в построении моделей будущего).
Основные разделы философского знания.
1. онтология - это философия бытия (учение
о фундаментальных принципах существования
природы) 2. гносеология - теория познания
(раздел философии, в котором обсуждаются
вопросы возможности познания действительности)
3. аксиология - философское учение о ценностях,
их месте в духовном мире человека и роли
в его индивидуальной и социальной жизни
4. праксиология - философия социального
действия (теоретическое рассмотрение
человека как субъекта общественных отношений
и социальных изменений).
Философия является одним из обобщающих типов человеческого мышления, отражающим всю действительность в целом и всеобщее и единое в этой действительности реально существующее. Существовал ли до философии обобщающий тип мышления? Существовал, это была мифология. Мифология — есть попытка обобщения всей действительности, но под углом зрения отражения всеобщего не как реально существующего, а как мнимого, поэтому мифология есть обобщение всей действительности, но с помощью чудес. Итак, до определённого исторического момента не существовало реальных причин для возникновения философии. Эти причины впервые появляются в первое столетие до н.э. Философия появляется вначале и одновременно в трёх основных точках формирующейся единой человеческой цивилизации (Др. Египет, Др. Китай, Др. Индия). Возникает целый комплекс причин для возникновения философии. Эти причины принято называть с одной стороны социальные и гносеологические с другой. Социальные причины. Причин возникновения философии много, но все их можно свести к одной истине: в жизни людей не было всеобщего и единого. 1) возникает подвижная социальная структура (социальная классовая структура). 2) появляется разделение труда (умственный и физический), т.е. возникает класс людей, занимающийся постоянным умственным трудом (появляется интеллигенция). 3) социально территориальное разделение, т.е. разделение населения на две части: село и город. Город — аккумулятор человеческой культуры и опыта. 4) возникновение политики, т.е. государственности и межгосударственных связей. Гносеологические (познавательные) причины. 1) возникновение науки (особенно геометрии и математики). В этих науках обобщение действительности и нахождение всеобщего и единого. Геометрия — отражение всеобщих форм. Математика — нахождение всеобщих числовых закономерностей. 2) возникновение религии. Т.е. отражение всей действительности и нахождение в ней единой божественной сущности, единого духовного основания. 3) возникновение противоречий между наукой и религией. Т.е. Философия является посредником между наукой и религией, возникает триединый духовный комплекс, обслуживающий формирование человечества: наука, религия, Философия. Особенности возникновения. 1) сначала Философия возникает как плюралистическая (материализм, идеализм, религиозная Философия). 2) Философия возникает в двух основных типах: а) рациональная Философия (греческая Философия с опорой на науку и на теоретическую форму изложения, а также на социальную проблематику). Греческая Философия становится духовным выражением западной культуры. б) иррациональная Философия (восточная) с опорой на художественную или полоухудожественную форму изложения и на вселенскую проблематику. Т. е. человек есть космическое существо. А с точки зрения греческой философии человек есть социальное существо.
Идеи – это самая сложная составляющая
платоновского идеализма. Идеи – абстрактные
сущности вещей, которые изолированно
существуют от самих вещей и место их где-то
в небесных или «занебесных» сферах.
Свойства
идей: объективность, безотносительность,
независимость от всех условий и ограничений
пространства и времени, независимость
от всех чувственных определений.
Идея –
это понятие, т.е. истинно-сущее, сверхчувственное
бытие, постигаемое одним только разумом.
Это сверхчувственная причина и образец
всех вещей, безусловный источник их реальности.
Идеи неизменны, вечны, это вечная сущность,
безобразная, бесформенная. Вещи же –
чувственны, изменчивы и преходящи.
Каждой вещи предшествует идея. Вещи распадаются
и возникают, а идеи вечны и первичны по
отношению к вещам. Идея бестелесна, неощутима,
проникая в материю является уже вещью. Материя,
по Платону, это первичный материал, то,
из чего делают все чувственно-существующие
вещи. Платон считает, что материя может
принять любую форму потому, что она совершенно
бесформенна, неопределенна, как бы только
возможность, а не действительность.
Согласно
учению Платона лишь мир идей представляет
собой истинное бытие, а конкретные
вещи - это нечто среднее между бытием
и небытием, они только тени идей. Есть
множество лошадей, карликовых и нормальных,
пегих и вороных, но у всех у них есть один
и тот же смысл — лошадность. Соответственно
можно вести речь о прекрасном вообще,
благом вообще.
Платон убежден, что без обращения к идеям
никак не обойтись, ибо это единственный
путь преодоления многообразия, неисчерпаемости
чувственно-эмпирического мира. Платон
считал, что идеи не просто существуют,
но и находятся по отношению друг к другу
в отношении соподчинения. Не случайно
в этой связи Платон
выделяет типологию идей:
Мир идей - божественное царство, в к-ром
до рождения человека пребывает его бессмертная
душа. Затем она попадает на грешную землю,
где временно находясь в чел. теле, как
узник в темнице она вспоминает о мире
идей.
Итак, бытие, по Платону, есть вид, идея,
сущность. Платон впервые в истории философии
проводит четкое разделение между сущностью
и явлением, между тем, что существует
поистине, и тем, что существует, но не
имеет истинного бытия.
,
Люди с давних пор стремились понять окружающий мир и свое место в нем,
осознать собственное
природы. Это осознание отложилось
в форме философских
о смысле индивидуальной человеческой жизни, исторического пути человечества,
существования мира, Вселенной.
Русская философия зародилась в эпоху расцвета Киевской Руси на волне
христинизации страны (конец Х в.). Первый (ранний) период в ее развитии
пришелся на XI- XVII вв. (Древняя и средневековая Русь). В рамках этого
длительного периода имело место формирование русской философии и обретение
его национального характера.
Вначале вопросы философского характера, касающиеся мира и места человека в
нем, раскрывались в летописях как важной форме древнерусской духовной
культуры. Так, в «Повести временных лет» был поставлен вопрос о происхождении
Русской земли, о едином христианском боге, о необходимости бороться со злом и
творить добро. В «Слове о полку Игореве» осмысливались социальные отношения,
формулировались нравственные нормы общественной жизни, поднималась проблема
служения человека своему Отчеству.
Термин «философия» происходит от греческого «филео» - любовь и «софиа» -
мудрость и означает любовь к глубоким теоретическим рассуждениям. Впервые
термин употребил
до н.э.). В европейский период распространение понятия связано с именем
Платона (428/427 – 347 гг. до н.э.).
Вначале философия включала в себя весь комплекс знаний о мире. Знание не было
разделено по наукам и дисциплинам; оно было единым, синкретичным, т.е.
включало в себя всю информацию о мире, его строении, о человеке, его месте в
мире, о счастье, смысле человеческой жизни и т.д.
Первым древнерусским
Иллариона (XI в.). В его «Слове о Законе и Благодати» центральной темой для
осмысления стала христианская история и место в ней России. В «Молитве»
Илларион рассматривал природу человека, подчеркивал его нестойкость и
греховность. Это порабощает человека «земными» заботами и отвлекает от
служения Богу, от полнокровной духовной жизни. Для спасения человека
требуется его обращение к Богу, который воплощает в себе нечто совершенное,
великое и благое. Свободная воля порождает не только добро, но и зло, и
поэтому всякий человек нуждается в постоянных наставлениях со стороны религии
и церкви.
В Древней Руси князь Владимир Мономах
сформулировал систему