Сущность философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 17:36, доклад

Описание

Профессиональные философы нередко высказывают мнение о несуществовании общепринятого определения философии, равно как и общепринятого представления о её предмете, поскольку само признание той или иной теории или методологии является философской процедурой и осуществляется на основе той или иной системы философских представлений[6]. В истории существовало множество различных типов философии, отличающихся как своим предметом, так и методами.

Работа состоит из  1 файл

ФИЛОСОФИЯ (2).docx

— 38.85 Кб (Скачать документ)

 

 Сущность философии

Профессиональные философы нередко высказывают мнение о  несуществовании общепринятого определения философии, равно как и общепринятого представления о её предмете, поскольку само признание той или иной теории или методологии является философской процедурой и осуществляется на основе той или иной системы философских представлений[6]. В истории существовало множество различных типов философии, отличающихся как своим предметом, так и методами.

Традиционно философия определяется как исследование первопричин и  начал всего сущего — универсальных принципов, в рамках которых существует и изменяется как бытие, так и мышление, как постигаемый Космос, так и постигающий его дух[7]. Мыслимое в традиционной философии выступает в качестве бытия — одной из основных философских категорий (ср. тезис Парменида: «мыслить и быть — одно и то же»[8]). К бытию относятся не только реально происходящие процессы, но и умопостигаемые возможности. Поскольку мыслимое необозримо в своих частностях, философы, в основном, концентрируют своё внимание на первопричинах, предельно общих понятиях, категориях. В разные эпохи и для разных философских направлений эти категории свои (поэтому Гегель определял философию как «современную ей эпоху, постигнутую в мышлении»[9]).

Философия включает в себя такие различные дисциплины, как логика, метафизика, онтология, эпистемология, эстетика, этика и др., в которых задаются такие вопросы, как, например, «Существует ли Бог?», «Возможно ли объективное познание?», «Что делает тот или иной поступок правильным или неправильным?» Фундаментальным методом философии является построение умозаключений, оценивающих те или иные аргументы, касающиеся подобных вопросов. Между тем, точных границ и единой методологии философии не существует. Споры идут и по поводу того, что считать философией, и само определение философии различно в многочисленных философских школах.

Гегель определял философию как науку о мышлении, которая имеет своей целью постижение истины посредством развёртывания понятий на основе развитого «субъективного мышления» и метода, который «в состоянии обуздывать мысль, вести её к предмету и удерживать в нём»[10] В марксизме-ленинизме давалось несколько взаимосвязанных определений: философия есть «форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека и мира; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления»[5]. Хайдеггер в первой лекции своего курса «Основные понятия метафизики»[11], последовательно рассмотрев взаимоотношения философии с наукой, мировоззренческой проповедью, искусством и религией, предложил при сущностном определении философии отталкиваться не от них, а от высказывания немецкого поэта Новалиса: «Философия есть, собственно, ностальгия, тяга повсюду быть дома». Тем самым признав фактически не только возможность, но в данном случае и необходимость использования «взгляда со стороны» (поэзии) для философии.

Современные западные источники  дают гораздо более осторожные определения, например: «философией является учение о наиболее фундаментальных и  общих понятиях и принципах, относящихся  к мышлению, действию и реальности»[12]. Современные белорусские философы определяют философию как «особую форму познания мира, вырабатывающую систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех её основных проявлениях»[2].

Наконец, есть современное  «постмодернистское» или «практическое» понимание философии, согласно которому философия — это то, чем занимаются люди, называющие себя философами, некий вид деятельности и её результат.

 

 

 

 

 

 

Значение философии

Роль философии определяется прежде всего тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения и решает проблемы познаваемости мира, ориентации человека в мире культуры и духовных ценностей.  
 
Можно выделить 2 группы основных функций философии: 1) мировоззренческие, 2) методологические  
 
Функции философии  
 
1. мировоззренческая - заключается в выработке мировоззрения (системного взгляда на мир) 2. теоретико-познавательная - выработка категорий, отражающих наиболее общие связи и отношения вещей 3. ценностно-ориентационная - выработка, изучение ценностей, регулирующих поведение человека, социальной группы  
 
Методологические функции философии  
 
1. функция рациональной обработки и систематизации, теоретического выражения результатов конкретных наук 2. критическая функция - суть ее в преодолении устаревших догм и взглядов 3. интегративная - обобщение всех форм человеческого опыта и знаний (т.е. практического, познавательного, ценностного опытов) 4. прогностическая (реализуется в построении моделей будущего).  
 
Основные разделы философского знания.  
 
1. онтология - это философия бытия (учение о фундаментальных принципах существования природы) 2. гносеология - теория познания (раздел философии, в котором обсуждаются вопросы возможности познания действительности) 3. аксиология - философское учение о ценностях, их месте в духовном мире человека и роли в его индивидуальной и социальной жизни 4. праксиология - философия социального действия (теоретическое рассмотрение человека как субъекта общественных отношений и социальных изменений).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условия, особенности, причины возникновения философии.

Философия является одним  из обобщающих типов человеческого  мышления, отражающим всю действительность в целом и всеобщее и единое в этой действительности реально существующее. Существовал ли до философии обобщающий тип мышления? Существовал, это была мифология. Мифология — есть попытка обобщения всей действительности, но под углом зрения отражения всеобщего не как реально существующего, а как мнимого, поэтому мифология есть обобщение всей действительности, но с помощью чудес. Итак, до определённого исторического момента не существовало реальных причин для возникновения философии. Эти причины впервые появляются в первое столетие до н.э. Философия появляется вначале и одновременно в трёх основных точках формирующейся единой человеческой цивилизации (Др. Египет, Др. Китай, Др. Индия). Возникает целый комплекс причин для возникновения философии. Эти причины принято называть с одной стороны социальные и гносеологические с другой. Социальные причины. Причин возникновения философии много, но все их можно свести к одной истине: в жизни людей не было всеобщего и единого. 1) возникает подвижная социальная структура (социальная классовая структура). 2) появляется разделение труда (умственный и физический), т.е. возникает класс людей, занимающийся постоянным умственным трудом (появляется интеллигенция). 3) социально территориальное разделение, т.е. разделение населения на две части: село и город. Город — аккумулятор человеческой культуры и опыта. 4) возникновение политики, т.е. государственности и межгосударственных связей. Гносеологические (познавательные) причины. 1) возникновение науки (особенно геометрии и математики). В этих науках обобщение действительности и нахождение всеобщего и единого. Геометрия — отражение всеобщих форм. Математика — нахождение всеобщих числовых закономерностей. 2) возникновение религии. Т.е. отражение всей действительности и нахождение в ней единой божественной сущности, единого духовного основания. 3) возникновение противоречий между наукой и религией. Т.е. Философия является посредником между наукой и религией, возникает триединый духовный комплекс, обслуживающий формирование человечества: наука, религия, Философия. Особенности возникновения. 1) сначала Философия возникает как плюралистическая (материализм, идеализм, религиозная Философия). 2) Философия возникает в двух основных типах: а) рациональная Философия (греческая Философия с опорой на науку и на теоретическую форму изложения, а также на социальную проблематику). Греческая Философия становится духовным выражением западной культуры. б) иррациональная Философия (восточная) с опорой на художественную или полоухудожественную форму изложения и на вселенскую проблематику. Т. е. человек есть космическое существо. А с точки зрения греческой философии человек есть социальное существо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Идеи – это самая сложная составляющая платоновского идеализма. Идеи – абстрактные сущности вещей, которые изолированно существуют от самих вещей и место их где-то в небесных или «занебесных» сферах. 
Свойства идей: объективность, безотносительность, независимость от всех условий и ограничений пространства и времени, независимость от всех чувственных определений. 
Идея – это понятие, т.е. истинно-сущее, сверхчувственное бытие, постигаемое одним только разумом. Это сверхчувственная причина и образец всех вещей, безусловный источник их реальности. 
Идеи неизменны, вечны, это вечная сущность, безобразная, бесформенная. Вещи же – чувственны, изменчивы и преходящи. 
Каждой вещи предшествует идея. Вещи распадаются и возникают, а идеи вечны и первичны по отношению к вещам. Идея бестелесна, неощутима, проникая в материю является уже вещью. Материя, по Платону, это первичный материал, то, из чего делают все чувственно-существующие вещи. Платон считает, что материя может принять любую форму потому, что она совершенно бесформенна, неопределенна, как бы только возможность, а не действительность. 
Согласно учению Платона лишь мир идей представляет собой истинное бытие, а конкретные вещи - это нечто среднее между бытием и небытием, они только тени идей. Есть множество лошадей, карликовых и нормальных, пегих и вороных, но у всех у них есть один и тот же смысл — лошадность. Соответственно можно вести речь о прекрасном вообще, благом вообще. 
Платон убежден, что без обращения к идеям никак не обойтись, ибо это единственный путь преодоления многообразия, неисчерпаемости чувственно-эмпирического мира. Платон считал, что идеи не просто существуют, но и находятся по отношению друг к другу в отношении соподчинения. Не случайно в этой связи Платон выделяет типологию идей:

  • идеи живых существ (кошки, собаки и пр.),
  • идеи физических явлений (движение, покой и пр.),
  • идеи высших ценностей (благо, прекрасное и пр.),
  • идеи предметов, возникающих благодаря деятельности ремесленников (стола, стула, шкафа и пр.).

Мир идей - божественное царство, в к-ром до рождения человека пребывает его бессмертная душа. Затем она попадает на грешную землю, где временно находясь в чел. теле, как узник в темнице она вспоминает о мире идей.  
Итак, бытие, по Платону, есть вид, идея, сущность. Платон впервые в истории философии проводит четкое разделение между сущностью и явлением, между тем, что существует поистине, и тем, что существует, но не имеет истинного бытия.

,

 

 

 

 

 

Люди с давних пор стремились понять окружающий мир и свое место  в нем,

осознать собственное предназначение в жизни в отличии от других творений

природы. Это осознание отложилось в форме философских размышлений, трактатов

о смысле индивидуальной человеческой жизни, исторического пути человечества,

существования мира, Вселенной.

Русская философия зародилась в  эпоху расцвета Киевской Руси на волне

христинизации страны (конец Х в.). Первый  (ранний) период в ее развитии

пришелся на XI- XVII вв. (Древняя и  средневековая Русь). В рамках этого

длительного периода имело место  формирование русской философии  и обретение

его национального характера.

Вначале вопросы философского характера, касающиеся мира и места человека в

нем, раскрывались в летописях как важной форме древнерусской духовной

культуры. Так, в «Повести временных  лет» был поставлен вопрос о происхождении

Русской земли, о едином христианском боге, о необходимости бороться со злом и

творить добро. В «Слове о полку  Игореве» осмысливались социальные отношения,

формулировались нравственные нормы  общественной жизни, поднималась проблема

служения человека своему Отчеству.

Термин «философия» происходит от греческого «филео» - любовь и «софиа» -

мудрость и означает любовь к  глубоким теоретическим рассуждениям. Впервые

термин употребил древнегреческий  ученый и философ Пифагор (около 580-500 гг.

до н.э.). В европейский период распространение понятия связано с именем

Платона (428/427 – 347 гг. до н.э.).

Вначале философия включала в себя весь комплекс знаний о мире. Знание не было

разделено по наукам и дисциплинам; оно было единым, синкретичным, т.е.

включало в себя всю информацию о мире, его строении, о человеке, его месте в

мире, о счастье, смысле человеческой жизни и т.д.

Первым древнерусским философом  принято считать киевского митрополита

Иллариона (XI в.). В его «Слове о Законе и Благодати» центральной темой для

осмысления стала христианская история и место в ней России. В «Молитве»

Илларион рассматривал природу  человека, подчеркивал его нестойкость  и

греховность. Это порабощает человека «земными» заботами и отвлекает  от

служения Богу, от полнокровной духовной жизни. Для спасения человека

требуется его обращение к Богу, который воплощает в себе нечто  совершенное,

великое и благое. Свободная воля порождает не только добро, но и зло, и

поэтому всякий человек нуждается  в постоянных наставлениях со стороны  религии

и церкви.

В Древней Руси князь Владимир Мономах  сформулировал систему этических  правил,

Информация о работе Сущность философии